Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культуротворческие и культуроохранные технологии





Культуротворческие и культуроохранные технологии

 

Сущность культуротворческих технологий

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки.

Одарённость – высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе – во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но развитием её творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в средство социально-культурной самореабилитации.

Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного,научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

 

Культуроохранные технологии

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная охранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культурно-исторической среды того или иного региона.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охраннно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого – возрастного, социального, профессионального, этнического культурного – сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В охранно-реставрационной деятельности усилия государственных и негосударственных структур сосредоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях – охране, реставрации, использовании культурных ценностей.

Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.).

Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и исследовательской работы в архивах России и зарубежных государств, Федеральный регистр и ряд специальных государственных сводных каталогов содержат уникальную информацию о российских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации.

В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварийных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, переданные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

Примером могут служить некоторые комплексные целевые проекты. Один из них, проект «Восстановление и развитие Валаамского архипелага», предусматривает восстановление и сохранение природного комплекса и историко-культурного потенциала, а также социально-экономическое развитие территории о. Валаам. В рамках другого проекта – «Реставрация памятников Троице-Сергиевской лавры» – проводятся реставрационные работы по крепостным сооружениям, церквам и соборам, служебным и жилым строениям, реконструкция объектов энергетического хозяйства Троице-Сергиевской лавры.

Периодически составляется и дополняется внушительный титульный перечень объектов, требующих первоочередного использования реставрационных технологий. В их числе значатся, например, усадьба Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), здание Главного штаба (Санкт-Петербург), здание Церкви Покрова в Филях (Москва), Изборская крепость (Псковская область), объекты Казанского Кремля (Казань), торговые ряды в городе Касимове (Рязанская область) и многие другие.

К объектам культуроохранных технологий относятся Музейный фонд и музеи Российской Федерации. В компетенцию Министерства культуры РФ входит совершенствование учета и хранения Музейного фонда на основе специально разработанной инструкции, осуществление непрерывного мониторинга состояния учетно-хранительской деятельности музеев, обеспечение системы адаптации навыков и знаний хранительского персонала музеев к современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музеях, иных организациях и частных собраниях.

Предусматривается создание цифровой базы данных по собраниям российских провинциальных музеев за период ХIХ-ХХ веков, разработка и реализация генеральных схем и программ комплексного развития историко-культурных заповедников и музеев – заповедников, внедрения

Контроль за исполнением этой функции возложен на Научно-технический экспертный совет по безопасности музеев и библиотек.

Характерной приметой использования культуроохранных технологий служит перераспределение нагрузок и полномочий в этой работе на основе развития местной инициативы, привлечения актива из числа местной интеллигенции, студентов, школьников, пенсионеров. Без этой опоры невозможно ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению секретов прикладного ремесленного искусства и приведению в надлежащий вид многочисленных памятников истории и культуры своего города или края. Акции возрожденческого толка, предпринимаемые местной общественностью, должны быть понятны населению, связаны с его повседневными заботами и интересами. Например, многие социально-культурные проекты, направленные на реставрацию исторически ценных зданий, улиц и кварталов, а также модернизацию культурно-исторических интерьеров, обязательно связываются с решением проблем увеличения и улучшения городского жилого фонда, обновлением необходимых для города социально-культурных и социально-бытовых объектов – культурных центров, центров детского творчества, концертных или выставочных залов, храмов, торговых рядов, парков и т.д.

Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. В этом смысле заслуживает внимания передача церкви прав на владение культовыми постройками. Сам этот шаг со стороны государства позволил вовлечь в трудоемкую работу по восстановлению тысяч заброшенных и полуразвалившихся церквей заинтересованных граждан – прихожан конкретных приходов, членов церковных общин, благотворительных обществ и попечительских организаций.

К третьей группе относятся технологии, обеспечивающие отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада региона – края, области, республики. Лейтмотивом применения этих технологий является создание с их помощью необходимого историко- культурного контекста для проектов и программ, реализуемых в массовой образовательной, информационно-просветительной, художественно-зрелищной, природоохранной работе среди населения. Суть целевых установок в этой работе – формирование у каждого из жителей края – детей, подростков, взрослых – сопричастности к его судьбе, видения значимости его культурной самобытности

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и другие.

 

Рекреативные технологии

 

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением – восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т.д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля – справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты.

Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.

 

Образовательные технологии

 

Образование как целостная социально-культурная технология

Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокультурного пространства на любом уровне – от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учреждения.

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается – благодаря содружеству высококвалифицированных специалистов разного уровня и профиля – в технологию социокультурного развития.

В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образовательных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и проявляет себя как социокультурная технология.

Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, преследующая цели социализации, воспитания и духовного развития подрастающего поколения.

Педагоги четко осознали, в чем может быть, помимо оказания учебных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию социальной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоровья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравственного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок.

Мы действительно исходим из того, что образование в современных условиях – это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.

Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Макаренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторых профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, которые составляют частичное содержание профессионального мастерства ряда других, в том числе социально-культурных по сути, профессий – тренера, менеджера, политика и других.

Само структурирование содержательного материала в большинстве социально-культурных технологий производится по педагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагогические по существу умения и навыки менеджеров, тренеров, технологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая логика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения.

Примечательно, что многие понятия и термины, присущие образовательной практике, в педагогический инструментарий социально-культурных технологий вводятся неоднократно. Особенно это относится к рекреационным, игровым, реабилитационным, творчески развивающим технологиям. В подобной повторяемости заключается определенная закономерность. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных, выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.

Будучи фундаментальными, они приобретают базовое значение, и поэтому в практическом решении многих возникающих в социально-культурной среде проблем педагогические понятия и категории многократно выдвигаются как объект обязательного внимания и предмет упражнений (тренинга).

В Законе РФ «Об образовании» оно характеризуется как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней. Следовательно, рассмотрение современного образования с позиций социально-культурной парадигмы, распространяемое сегодня на процессы развития, воспитания, обучения людей всех возрастов и категорий, нуждается в более глубоком, системном анализе и обобщении. Тем не менее, можно утверждать, что с этой парадигмой в образование и образовательные технологии во многом привносится качественно иное, неизмеримо обогащенное содержание, иной педагогический менталитет, иное поведение и взаимодействие субъектов, участвующих в различных сферах общего, дополнительного, профессионального образования.

В Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 годы» значительное место отводится развитию профессионального образования, выявлению и поддержке молодых дарований.

Создание в рамках этой программы банка образовательных технологий предусматривает разработку базового методического комплекта к государственным образовательным стандартам, разработку и реализацию программ «Экспериментальные образовательные технологии» и «Дистанционное образование», создание необходимых условий для модернизации деятельности федеральных образовательных учреждений.

Меры по стимулированию творческого потенциала молодых ученых, включая проведение общероссийских и зарубежных творческих конкурсов на получение грантов и премий, несомненно, принесут положительные результаты.

 

Проектные технологии

 

Историческая логика и сущность
социально-культурного проектирования

По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект в принципе не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом – нормативными документами, содержащими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

 

Виды проектных технологий

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В сфере досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике.

В практике социально-культурного проектирования принцип антиканонов предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Проективная деятельность в социально-культурной сфере носит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует исторический опыт России, содержание и границы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленников, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разработки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально-культурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основополагающим, интегрирующим элементом.

Актуальность овладения знаниями, умениями и навыками в области социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что проектные технологии имеют широкую область применения для всех профессий педагогической, культурологической, социально-культурной направленности

Комбинация различных способов проектирования в сочетании с теми или иными элементами содержания, отражающими богатство и неповторимое разнообразие социально-культурной сферы, дает нам бесконечное множество вариантов специализированных авторских социально-культурных технологий в области искусства, образования, досуга, спорта. Так, например, результатом синтеза художественного и технического проектирования являются технологии современного дизайна; органическое соединение социального, психолого-педагогического и художественного проектирования служит базой для создания и развития технологий общественных связей («пиар-технологий»); усилиями специалистов в области природоохранного, медико-социального и инженерного проектирования рождается целостный блок экологонаправленных технологий. То же самое можно сказать об оригинальных творческих проектах в различных областях социально-культурной сферы.

Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

В качестве базы проектных технологий широко известны разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

В рамках регионально ориентированных совместных образовательных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и программ координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударственных (общественных, предпринимательских и других) субъектов социально-культурной деятельности, практически выстраивается и реализуется последовательная политика протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общностей, групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроемких областей жизни отдельно взятого региона: дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусства и народного творчества, концертно=зрелищного обслуживания.

Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения. Результаты служат основой для процесса реализации проекта и, в первую очередь, разработки таких управленческих документов, как бизнес-план, медиа-план и мастер-план.

Далее в этих документах получают отражение следующие обязательные разделы:

Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации обучающей технологии.

Характеристика содержания проекта, сути образовательных услуг, оказание которых является целью проекта.

Разработка и проведение маркетингового исследования по изучению возможного спроса на специалистов среди:

государственных, муниципальных учреждений и служб;

негосударственных общественных формирований;

коммерческих структур;

отдельных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и других групп и общностей.

Подготовка рабочего места и необходимой материально-технической базы для организации учебного процесса (помещения, необходимого аудиокомплекса, студий и др.).

Разработка учебного плана (внесение творческих элементов в процесс моделирования программ); технологий создания информационных, рекламных, игровых, и обучающих программ.

Разработка организационного и финансового планов реализации образовательного проекта. Подготовка юридической схемы реализации учебного плана.

Общая характеристика

Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере. Между ними и также широко распространенными в социально-культурной сфере информационными технологиями (распространением информации) существуют определенное сходство и различия. Сходство состоит в том, что оба вида технологий, во-первых, сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; во-вторых, их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера.

В то же время между ними имеются существенные различия. Информация и информационные технологии преимущественно выполняют обслуживающую, сопутствующую, прикладную функцию (например, политической или коммерческой рекламы). В противоположность информации для технологий коммуникации и общественных связей первичным является сам акт формального и особенно неформального общения как в деловом мире, так в повседневной социально-культурной, бытовой, досуговой среде. Это, в первую очередь, относится к технологиям вербальной (устной, речевой) и невербальной коммуникации.

 

Масс-медийные технологии

Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала социально-культурной сферы во многом зависят от современных технологий эффективного использования аудиовизуальных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и масс-медиатехнологий.

Понятие «мультимедиа», ассоциирующееся с использованием персональных компьютеров, по своим возможностям приобретает исключительно важную значимость для организации индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности. Социально-культурная среда не только предоставляет неограниченные возможности, но и открывает новую философию применения персональных компьютеров.

Данный вид информационных технологий позволяет выдать тот или иной материал (учебный, проектный, творческий) в образном виде. Технология мультимедиа находит все более широкое распространение как средство для создания разнообразных культурных продуктов и оказания социально-культурных услуг, связанных практически со всеми областями деятельности человека.

Мультимедиа по существу открывают магистральное направление в обогащении содержания информационных, художественно-зрелищных, реабилитационных и других социально-культурных технологий. Это стало возможным благодаря огромным объемам информации, вмещаемой в лазерный диск, и специальным программным средствам, обеспечивающим быстрый и удобный поиск нужного ответа.

Так, например, компьютер произвел подлинную революцию в эниклопедическом деле. Высокие компьтерные технологии дали возможность в десятки и сотни раз ускорить дорогостоящий и кропотливый процесс производства энциклопедических словарей. Основанные на принципиально новом уровне подачи и восприятия комбинированной информации, электронные энциклопедии с помощью компакт-дисков сулят немыслимые ранее перспективы в методах организации инфо







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.