Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование в реабилитационном процессе





Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении клубы и Дома культуры.

Социально-культурная деятельность инвалидов и лиц пожилого возраста в учреждениях клубного типа весьма многообразна и в каждом из таких клубных центров принимаются, как правило, свои неординарные решения. Тем не менее, во всех случаях преобладающим направлением является адресная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями через творческое общение, вовлечение их в творческие акции (праздники, конкурсы, фестивали), в клубные объединения, самодеятельные коллективы и студии, другие формы досуга, спорта, развлечений, приобщение к традиционным художественным промыслам и бытовым ремеслам.

К числу уникальных форм, позволяющих увидеть и сопоставить друг с другом множество самых разных социально-культурных технологий, с полным правом относятся фестивали. Фестивальное движение активно вовлекает людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Идея фестивального движения зародилась в начале 90-х годов. Крупной акцией, выдвинутой по инициативе ВОИ и поддержанной Правительством Российской Федерации, стало проведение первого Всероссийского фестиваля творчества инвалидов (1991-1992).

Характерной чертой фестивалей является их открытая социальная направленность. К участию в проведении такого крупного социально-культурного мероприятия приглашаются все субъекты Российской Федерации, каждый город и сельский район, где функционируют первичные организации инвалидов. Многие региональные организациям инвалидов, опираясь на сложившую структуру своих организаций, поддержку местных органов власти, органов и учреждений социальной сферы (культуры, образования, социальной защиты населения) и средств массовой информации, привлекают к участию в фестивалях десятки и сотни своих членов. Показательно, например, что на начальном этапе первого Всероссийского фестиваля, прошедшего в 54-х регионах страны, непосредственно участвовали более двадцати тысяч лиц с ограниченными возможностями.

Заключительные мероприятия всероссийских фестивалей инвалидов – плоды длительного и сложного процесса, показатели уровня общей и художественной культуры этой части населения.

В России издавна и традиционно использовалась практика участия деятелей театрального искусства в социально-культурной реабилитации и поддержке людей с ограниченными возможностями, которые считали своим долгом проявить милосердие и заботу о сиротах, престарелых, инвалидах, устраивали в их пользу благотворительные вечера, концерты, спектакли, переводили деньги в специализированные учреждения, делали разнообразные подарки.

Кроме того, театры начали осваивать арттерапевтические технологии, появляются новые формы социально-культурной реабилитации детей и взрослых-инвалидов средствами искусства. Например, в 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Театр мимики и жеста. Это явилось важным шагом в вовлечении в сферу культуры людей, не обладающих слухом, не только в нашей стране, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные коллективы появились в США, Испании, ГДР, Швеции, Китае и других странах. Зрителями этого театра являются не только инвалиды, но и здоровые люди. На основе опыта Театра мимики и жеста жестовая речь стала использоваться на кино- и телеэкранах.

Интересной и весьма плодотворной творческой помощью лицам с ограничеными возможностями наполнена деятельность Новосибирского Академического молодежного театра «Глобус». Совместно с Управлением социальной поддержки мэрии г. Новосибирска театр разработал и реализует пять благотворительных проектов.

Всеобщее признание получил всероссийский фестиваль особых театров «Про-театр». Цель этого фестиваля – поддержка театрального творчества людей с особенностями развития; помощь в становлении и развитии особых театров в России; он будет способствовать интеграции и в целом поддержит прогресс гуманизации общества.

В России действует около 70 так называемых особых, «проблемных» театров, так называемых «про-театров». Это вполне самостоятельные театральные коллективы, объединяющие людей с особенностями развития: слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного, психического развития, с соматическими и генетическими заболеваниями и т. д. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие их творческой деятельности. Это камерный театр; пластический театр, театры моды, фольклорного, циркового, кукольного, музыкального, драматического искусства, литературного творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниатюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских историй, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира и др.

Обширный ряд социально-культурных технологий связан с музыкальной терапией. Диапазон методик и способов, накопленных специалистами в этой области, включает в себя

Художественно-эстетическое воспитание и досуг

 

обучение инвалидов музицированию на различных инструментах, вовлечение их в концертную деятельность, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотры музыкальных спектаклей, сочинительство, использование музыки в психотерапевтических сеансах – вот неполный перечень социокультурных технологий реабилитации лиц с ограниченными возможностями с использованием музыки и музыкального воспитания.

Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массовых), литературно-музыкальных гостиных также направлены на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта и т. п. Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства – дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения – торможения, напряжения – расслабления, в использовании релаксационных пауз и др.

Большой опыт социокультурной реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с лицами, страдающими нарушением зрения. В системе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и других на базе специализированных домов культуры, клубов, интернатов, широко распространенной является художественная самодеятельность.

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилитации считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя музыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуговое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остается самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий. Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рассчитанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничество с детьми и взрослыми – инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Работа музеев с инвалидами

 

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды основными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионерами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведение эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернатными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабилитационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реабилитационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изостудиями юных художников-инвалидов, с их помощью в актовом зале самого музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с постоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев – Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Политехнического музея, Музея-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации успешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо принятие специальных нормативно-правовых актов, в том числе стандартов музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, позволяющих адаптировать музей к их возможностям.

Таким образом, в России, как и за рубежом, накоплен богатый опыт участия инвалидов в различных видах культурной деятельности. Однако вовлечение инвалидов и пожилых в эту деятельность, предоставление им определенных экскурсионных, просветительных, художественно-зрелищных услуг осуществляются в основном в зависимости от обращения самих инвалидов, а не путем активного профессионального выявления лиц, нуждающихся в целенаправленной реабилитационной помощи с использованием соответствующих социально-культурных технологий.

Особенностями российской культуры и искусства, которые необходимо учитывать при разработке и проведении социокультурной реабилитации инвалидов, являются характерные для российской культуры и искусства традиции придания особой значимости коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи, поддержки и страховки.

Одним из направлений социокультурной деятельности людей с ограниченными возможностями являетсяих досуг в парках культуры и отдыха. В связи с этим следует учитывать, что традиционно это проявляется в общении в праздничные дни, когда устраиваются народные гуляния, игры, песнопения, танцы, концерты и т. д. Для инвалидов и лиц пожилого возраста такое общение – это и расширение коммуникативного пространства, и осознание своего единения с другими членами общества, и приобщение к народным корням, и способ проявить себя, и, наконец, на практике ощутить замечательное правило праздников – «людей посмотреть и себя показать», что значит для лиц с ограниченными возможностями «быть как все». Последнее для них крайне важно.

Необходимо также иметь в виду, что в организации досуга и в праздники, и в выходные дни, а порой и в будни используются игры. Нашим национальным играм, увлекающим и взрослых и детей, присущи некая удаль, смелость и дерзновенный порыв. Поэтому игровые элементы социокультурных технологий имеют и воспитательное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное воздействие на инвалида.

Очень значима для социокультурной реабилитации и такая традиция российской культуры и искусства, как особое отношение к будущему, представление о счастье, основанное на нравственной чистоте и душевной гармонии. Для инвалидов осознание этих истин имеет большое значение для их душевного покоя, переориентации на ценности высшего порядка, уход от самоуничижения и агрессии.

Технологическая парадигма современной социально-культурной реабилитации и адаптации ставит нас перед необходимостью иначе взглянуть на содержание и подходы к организации образовательных, творчески развивающих, реактивных, оздоровительных, коммуникативных и других технологий и программ для пожилых и инвалидов в сфере их культуры и досуга, делать больший акцент на дифференциации и индивидуализации возможных педагогических решений.

Реализация социокультурных методов и технологий рассчитана на учет сложных реалий сегодняшней жизни пожилых людей, их жизни, быта, культуры и досуга. Она связана со сменой всей технологической парадигмы, с вариативностью содержания, подходов, педагогических решений. От педагогов-реабилитаторов требуется способность гибкого оперирования информацией с учетом того, что традиционные способы – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Это, в свою очередь, позволяет усилить акцент на дифференциации и индивидуализации социокультурных технологий, внедряемых в среде пожилых. Суть проблемы состоит в поиске наиболее оптимального технологического эквивалента для преодоления социально-культурной недостаточности у лиц с ярко выраженными нарушениями или ограничениями жизнедеятельности; ее решение осложняется из-за достаточно широкой амплитуды самих нарушений и ограничений.

По сути одна из сверхзадач социально-культурных технологий, внедряемых в практику стационара, состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды становятся незначащими.

К одной из характерных причин, препятствующих эффективному использованию социокультурных технологий в работе с этими категориями, относится неразработанность и структурная неопределенность основных понятий нарушения и ограничения жизнедеятельности, социально-культурной недостаточности.

Разработка возможных путей и способов преодоления социальной недостаточности лиц третьего возраста средствами разнопрофильных социокультурных технологий позволит выстроить достаточно оптимальную траекторию социально-культурной реабилитации и адаптации лиц третьего возраста.

Многие новейшие мульти- и масс-медиа технологии, современные компьютерные, медико-оздоровительные, художественно-промышленные, образовательные и другие социально-культурные технологии помогают группам социально незащищенных детей и взрослых, лиц с ограниченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходимыми для активного включения в современное образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство. Социально-культурной практикой накоплен обширный технологический опыт обучения профессиям аудиостенографиста, оператора автоматизированной обработки аудиоинформации, режиссера, оператора информационных, литературно-музыкальных и развлекательных программ, методистов по домоводству, прикладным и ручным ремеслам и т.д.

 

5. Управленческие технологии
(социокультурный менеджмент)

 

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и услуг.

Поскольку социально-культурная деятельность является объектом управления, постольку, наравне с производственным, финансовым, политическим, педагогическим менеджментом, правомерно говорить о менеджменте социально-культурном.

Принципиально важным для характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялись термины «социальное управление» и «управление культурой». В их содержание вкладывались выработка стабильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности, контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться.

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.

В связи с этим социально-культурный менеджмент по своим функциям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми – субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально-культурной политики.

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный менеджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбизнес, продукция спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «топ-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных технологиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области современного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского менеджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педагога, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до момента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль за выполнением решением и информацию. В качестве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых технологий социально-культурного менеджмента, как это будет показано ниже, выступают маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса – мониторинге социально-культурных процессов, необходимости организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации, информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторинговых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выраженной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение культурных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциацию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупателей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, профессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки – поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления социально-культурных благ и услуг и т.д.

Результатом использования аналитических, маркетинговых технологий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверности, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональных способов распространения рекламы. По сути дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими определенный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.

Существенную роль играют и технологии прогнозирования, которые позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом использования технологий прогнозирования являются предположения по поводу различных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных альтернатив в социально-культурной деятельности способствуют технологии выработки и принятия управленческого решения. Эти технологии направлены на обеспечение таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в основе которых лежат различные основания и признаки, например характер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); причины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных и нетрадиционных способах принятия решений. К первому виду относятся собрания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, конференции, дискуссии, симпозиумы и т.д.

Второй вид включает в себя совокупность нетрадиционных методов менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых наук – социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового штурма представляет собой коллективную выработку творческих идей, в которой участвуют «генераторы» - создатели идей и «аналитики», оценивающие эти идеи. В процессе выработки творческих идей прибегают также к помощи прямых, фантастических, символических, личных аналогий (метод синектики), использованию самых неожиданных направлений творческого поиска (метод инверсии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке идеи уже с этой позиции (метод эмпатии), постановке наводящих вопросов – что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбранных понятий, метафор-противоречий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и других.

Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования.

Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования.

Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возможности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований; 2) куда двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

В нашем курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы.

Технологии организации направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист–менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы.

Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально-культурных проектов. Регулирование социально-культурного процесса связано в первую очередь с обеспечением его устойчивого функционирования, частичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на перспективу.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.