Формы межнационального культурного сотрудничества
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы межнационального культурного сотрудничества





Этнонаправленные технологии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого народа, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа.

Следует выделить важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. К ним прежде всего относится обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей; обеспечение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.

В Москве на базе Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) функционирует Дом народов России. Посетители этого крупного современного культурного и делового комплекса присутствуют на ежегодных российских этнографических фестивалях, знакомятся с этническим многообразием народов России, отраженным в художественных произведениях, изделиях ремесел, национальных костюмах и предметах быта, тщательно восстановленными подлинными народными обрядами, праздниками и традициями

В рамках государственного учреждения «Московский Дом национальностей», на правах его структурного подразделения, создан Московский городской центр культуры мира. Вместе с представителями органов образования, культуры, искусства, спорта, секретариатом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Центром межнационального образования «Этносфера» и другими организациями он участвует в реализации комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира».



В основные функции Московского городского центра культуры мира входит содействие муниципальным органам и общественным организациям в разработке и реализации целевых (частных) программ в области культуры мира, создание и регулярное пополнение Банка данных о мероприятиях и акциях, предпринимаемых в рамках Комплексной программы; информирование участников миростроительного движения о возможных партнёрах для сотрудничества; анализ возможной результативности проектов и программ, выполняемых или предлагаемых организациям-заказчикам; взаимодействие и обмен опытом с центрами культуры мира в Российской Федерации и за рубежом.

К наиболее распространенным формам социально-культурной деятельности в данном направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; совместную работу по созданию культурных ценностей; научно-исследовательскую деятельность; проведение фестивалей и конкурсов; экспортно-импортную деятельность.

Отдельно следует сказать о таком виде международного сотрудничества, как защита культурных ценностей. Во время войн и военных конфликтов государства обязаны не допускать их уничтожения, повреждения или исчезновения. В мирное время приобретают обязательность сохранение культурных ценностей, реставрация объектов культуры, возврат вывезенных ранее культурных ценностей (реституция) и т.д. Особое внимание охране культурных ценностей уделяется при проведении общественных или частных работ, археологических раскопок, во время стихийных бедствий, при охране объектов культуры, в борьбе с хищениями культурных ценностей и т.д.

Наиболее эффективными способами регулирования деятельности в области межгосударственного культурного сотрудничества являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве; договоры о культурном сотрудничестве между странами-партнерами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искусства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации и т.д.

Социально-культурная деятельность как инструмент противостояния культурной экспансии

 

Так, например, моделирование социально-культурной деятельности и культурных правоотношений в рамках Программы культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты предполагает соблюдение основных методологических требований, предъявляемых к процессам подобного уровня.

Ключевые области и приоритетные направления проектов и программ ставят главной целью обеспечение прав и свобод граждан в сфере культуры. Мировое сообщество и в его лице современное человечество пришло к осознанию того, что право человека свободно участвовать в культурной жизни, хотя оно и обеспечивается еще далеко не повсюду, само по себе недостаточно. Культурную деятельность необходимо еще и стимулировать, что культурное развитие должно в возрастающей степени стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития.

 

Реализация Доктрины культуры мира
– составная часть социально-культурной деятельности

Современная социально-культурная деятельность, представляющая сегодня потенциально один из наиболее эффективных институтов воспитания, образования, культурации, оздоровления, социализации, располагает широкими возможностями для поиска наиболее продуктивных способов поддержки и реализации Доктрины культуры мира, отвечающей интересам человечества, в том числе и грядущих поколений.

Субъектам этой деятельности предстоит принять участие в достижении двух тесно взаимосвязанных целей: повысить общественную значимость Доктрины и программы Международного десятилетия культуры мира, добиваясь, чтобы к ней был проявлен такой же интерес, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию; побудить тех, кто в стране принимает решения на муниципальном, региональном, общенациональном уровнях, учитывать их культурные аспекты и последствия.

Полисубъектность модели социально-культурной деятельности и культурных правоотношений обусловлена многочисленностью социальных групп и институтов, активно задействованных как в области творчества, так и в области потребления и распространения культуры.

Целевое назначение модели, характеризующее её как эффективный инструмент поддержки и реализации Доктрины культуры мира, включает в себя следующие важнейшие компоненты.

Во-первых, предоставление каждому человеку возможности самоидентификации, самовыражения и проявления как носителя своей национальной культуры и традиции, включающих в себя веру, менталитет, привычки, обычаи, нормы поведения, отношения в обществе, иными словами всего того, что составляет специфику и особенности каждого народа.

Во-вторых, создание условий для вступления каждого человека в равноправный диалог с инокультурным окружением, достижения гражданского мира и согласия в обществе через сотрудничество в сфере культуры, образования, досуга, спорта, воспитания детей и взрослых в духе толерантности и уважительного отношения к представителям иноязычных культур.

В-третьих, обеспечение включенности личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы, возможности овладения известными средствами вхождения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.

Ключевыми и в этом отношении направлениями работы, актуальными не только для национального образования, но и для всех социально-культурных институтов, выделяются:

· изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур;

· формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству;

· перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур;

· усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеологии культуры мира (прежде всего толерантности и уважения прав человека), культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов.

Не только перспективным, но, несомненно, и продуктивным является положение о том, что воспитание культуры мира и ненасилия – это не кампания и не разовая акция, а как и всякий воспитательный процесс – большая и длительная работа. Участвующим в ней юридическим и физическим лицам, представляющим сферу образования и другие социально-культурные институты, необходимо обладать культурой межнационального, межэтнического и межконфессионального общения, умением формировать гуманистические нормы межличностного общения, создавать обстановку уважения и дружелюбия по отношению к национальным и культурным традициям окружающих, предотвращать конфликты с учетом их конкретной локальной специфики.

Суть и смысл социально-культурной деятельности в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает достаточной инфраструктурой и необходимыми институтами – от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской деятельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества – для того, чтобы распространить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи.

Но само по себе приобщение каждого нового поколения к ценностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненасилия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования. Процесс межкультурного обмена и сотрудничества носит цикличный характер, на его пути встречаются и кризисы, и тупиковые ситуации. Из практики известны нередкие примеры деструктивных тенденций, культурного изоляционизма, социальной или конфессиональной сегрегации, отказа от контакта с другими культурами. В повседневном опыте социально-культурной деятельности не так уж редки случаи стирания границы между отстаиванием своей национально-культурной идентичности и открытым национализмом с присущими ему высокомерием и нетерпимостью.

Совершенно очевидно, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества области социально-культурной деятельности заключается в выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.

Закрепить эту рефлексию, это неприятие антигуманных явлений в межкультурном сотрудничестве в качестве принципа не только в общественном, но и индивидуальном сознании, внедрить его в практику повседневного поведения и общения людей – задача не из легких. Но решив её средствами своих многочисленных социально-культурных институтов, общество откроет для себя широкие возможности для тесных контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур, для их непредвзятого диалога и взаимного обогащения

 

Ист. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – С. 428-531.


1 Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М., 1992. – С. 6.

2 Методы активизации инновационных процессов: Сб.трудов. Вып. 1. – М.,1988. – С.4.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.