Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема :Учет хозяйственных процессов





 

Учет процесса снабжения.

 

1)Учет процесса снабжения.

2)Понятие, состав, учет транспортно-заготовительных расходов.

(1)

Сущность процесса снабжения — в том, что предприятие за имеющиеся у него денежные средства приобретает для своей деятельности все необходимые производственные ресурсы и запасы. Между предприятием-поставщиком и покупателем заключаются договора поставки, в которых указываются все условия, связанные с куплей-продажей.

На предприятиях в бухгалтерии ведется синтетический учет ТМЦ, а в местах хранения ведется аналитический учет в количественно-суммовом выражении по каждому наименованию материалов в разрезе показателей счета (остаток, приход, расход), под постоянным контролем бухгалтерии. Суммовые показатели обобщаются по отдельным видам ТМЦ на синтетических счетах.

Для синтетического учета ТМЦ предназначен активный счет — 10. К нему открыты аналитические счета в виде карточек складского учета по местам хранения. Сальдо на этих счетах Дебетовое — показывает остатки на конец месяца, поступление отражается по Д счетов, а выбытие—по К. При учете ТМЦ на счете (#) 10 по фактической себестоимости их движение отражается следующим образом при поступлении ТМЦ:

1)Д10-К60—на покупную (учетную) стоимость ТМЦ;

2)Д18/1-К60—на сумму НДС по приобретенным ТМЦ;

3)Д10-К71—поступили ТМЦ от подотчетных лиц;

4)Д18/1-К71—на сумму НДС по приобретенным ТМЦ;

5)Д60-К51—оплачены ТМЦ по покупной стоимости с НДС;

6)Д18/2-18/1—на сумму НДС, относящуюся к оплаченным ТМЦ.

В течение месяца материалы со склада постоянно отпускаются в производство продукции и для других нужд предприятия. В каждом отдельном случае при отпуске материала составляется документ, где указываются: название материала, его количество, назначение и адрес. Документ поступает в бухгалтерию, где определяется стоимость отпущенных со склада материалов.

Но так как в течение месяца невозможно определить фактическую себестоимость отпущенных материалов из-за того, что существует много затрат по приобретению ТМЦ и они не всегда известны в момент отпуска материалов, то в учете применяются «твердые» цены — учетные, средние или плановые, которые указаны в номенклатуро-ценнике — справочнике учетных цен ТМЦ. В этом случае учетные цены могут не совпадать с покупными ценами, следовательно, будет иметь место отклонение в стоимости материалов по покупным и учетным ценам:

Покупная ст-ть ТМЦ = Учетная ст-ть ТМЦ ± отклонения учетной ст-ти от покупной

 

Списание ТМЦ на производство:

7) Д20-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов в основном производстве;

8) Д23-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов во вспомогательном производстве;

9) Д08-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов на КВ.

Схема процесса снабжения 1

_______51_______ ________60_______ _______10_______ _______20_____

5 1 7

======è =======è =======è

_____76(70,71)_____

3

=======è

 

Схема процесса снабжения 2

______60_______ ________15_______ _______10_______ ______20______

1 3 5

=======è =======è =======è

___76 (70,71)___ _______16_______

2 4 6

=======è =======è =======è

 

(2)

Кроме оплаты самих ТМЦ предприятие-покупатель несет еще дополнительные расходы, связанные с их приобретением — транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). К ТЗР относятся расходы по доставке, погрузке-разгрузке, экспедированию, таможенные сборы и платежи и др.

Фактическая себестоимость приобретенных ТМЦ состоит из покупной стоимости и ТЗР.

 

Ф с/с материалов = Покупная стоимость (без НДС) + ТЗР

Ф с/с материалов = Счет 10+Счет 16

 

ТЗР и отклонения в стоимости материалов учитываются на счете 16. Сальдо на этом счете Дебетовое — показывает сумму ТЗР приходящуюся на остаток материалов на начало и конец месяца, ТЗР по поступившим за месяц материалам отражаются по Д счета, а по выбывшим—по К.

1)Д16-К60—расходы по доставке (счет транспортной организации);

2)Д18/1-К60—на сумму НДС по транспортным услугам;

3)Д16-К70—зарплата грузчикам, водителям предприятия;

4)Д16-К76/2, 69—начисления на зарплату;

5)Д16-К76—задолженность лицам, не работающим на предприятии, различным другим организациям по работам, связанным с приобретением ТМЦ;

8)Д16-К23—услуги собственного транспорта по доставке груза.

В связи с этим в течение месяца будет известна фактическая себестоимость только остатков на начало и поступивших ТМЦ. Фактическая себестоимость остатков на конец месяца и расходованных ТМЦ определяется расчетным путем исходя из равенства:

 

Сн + Од — Ок = Ск è Сн + Од = Ок + Ск

 

Для определения доли ТЗР, относящейся к израсходованным материалам с учетом остатков необходимо рассчитать процент ТЗР:

 

(Сн16+Од16) * 100

%ТЗР =

(Сн10+Од10)

 

Этот процент ТЗР имеет одинаковое отношение, как к приходной, так и к расходной части. Поэтому сумма ТЗР, относящаяся к израсходованным материалам определяется следующим образом:

 

%ТЗР *Ок10

∑ТЗР =

 

В конце месяца рассчитанная сумма ТЗР списывается по направлениям расхода материалов:

1) Д20-К16—в основное производство;

2) Д23-К16—во вспомогательное производство;

3) Д08-К16—на капитальные вложения.

 

В результате фактическая себестоимость израсходованных материалов определяется следующим образом:

Ф с/с материалов = Ок10*%ТЗР/100 + Ок10.

 

Аналогично определяется величина остатка по счету 10.

 

Кроме учетных цен существует на практике и другие способы оценки ТМЦ:

1) средневзвешенные цены;

2) FIFO;

3) LIFO.

Применение того или иного способа значительно влияет на величину стоимости израсходованных материалов и их остатков. Поэтому в течение года изменять метод оценки ТМЦ без достаточных оснований запрещается. Средневзвешенные цены рассчитываются как:

сумма (остаток и приход за месяц ТМЦi в количественном выражении * Ф с/с i)

сумма остатка и прихода за месяц ТМЦi в количественном выражении

Списание материалов и сумма остатка на конец месяца определяется по рассчитанной средней цене. Метод FIFO позволяет оценить остатки по ценам наиболее реальным (рыночным), но стоимость израсходованных материалов наоборот занижена по сравнению с рыночными ценами. Метод LIFO позволяет приблизить к рыночным ценам уже не остатки, а израсходованные материалы.

Показатели Количество Цена сумма средняя цена FIFO LIFO
Остаток на начало            
Поступление за месяц:            
1 партия            
2 партия            
3 партия            
Итого с остатком поступление   *   3250/500=6,5    
Израсходовано за месяц:   ? ? 2600=(6,5*400)    
Остаток на конец   ? ? 650=(6,5*100)    

FIFOè150*5+50*6+200*7=2450

LIFOè100*8+200*7+50*6+50*5=2750

 

 

Учет процесса производства

 

1)Учет процесса производства.

2)Понятие, состав, учет прямых затрат.

3)Понятие, состав, учет общепроизводственных расходов.

4)Понятие, состав, учет общехозяйственных расходов.

(1)

Предприятия создаются для производства какой-либо продукции, выполнения различных работ, оказания услуг. Различают несколько видов производств:

основное — вид деятельности, для которого создано предприятие;

вспомогательное — деятельность подразделений и цехов, продукция которых потребляется основным производством, но сами они в производстве не участвуют;

обслуживающие производства и хозяйства —ЖКХ, бытовое обслуживание, столовые, буфеты, ДДУ, культурно-просветительные, оздоровительные заведения и т.п.

Для осуществления производства предприятия используют средства производства — сырье, материалы, топливо, энергию, ОС, НМА и т.д. Использованные средства производства представляют собой затраты. Затраты подразделяются на экономически однородные виды — элементы затрат:

1)материальные затраты (МЗ) (—стоимость возвратных отходов);

2)оплата труда (ОТ);

3)отчисления на социальные нужды (ОСН);

4)А (амортизация);

5)прочие.

Эта группировка затрат позволяет ответить на вопрос: «какой вид средств истрачен на производство и на какую сумму».

Для калькуляции себестоимости продукции необходимо определить, на какие цели затрачены те или иные средства (элементы), с какой продукцией они связаны. Для этого затраты делят на основные и накладные. На основании этой классификации строится номенклатура калькуляционных статей затрат.

Основные —это расходы, непосредственно связанные с производством конкретной продукции (с, м, ЗП производственных рабочих, технологическое топливо, энергия, амортизация специальной оснастки и др.). Накладные —расходы по управлению (расходы по содержанию зданий и других объектов хозяйственного назначения, канцелярские расходы и др.) и обслуживанию производства (расходы по содержанию зданий и других объектов производственного назначения).

Существует еще один важнейший признак классификации затрат на производство — связь с отчетным периодом. По этому признаку затраты делят на: относящиеся к ОП и относящиеся к будущим ОП.

Затраты относящиеся не к ОП учитываются на счете 97 (расходы на периодическую печать будущего года, предоплату за аренду помещений и других средств, расходы по ремонту арендованных средств и др.). По Д97 учитываются все понесенные расходы, но относящиеся к будущим периодам. Они продолжают учитываться как дебетовое сальдо (но не более 5 лет), пока не наступит тот период, когда их можно будет включить в себестоимость: Д20, 25, 26-К 97.

В другом случае, когда расходы должны включаться в себестоимость в ОП, а реально произойдут в будущих ОП (оплата отпусков, ремонт ОС и др.). Такие расходы в б/у относят на ОП путем резервирования (т.е. создают резерв предстоящих расходов и платежей).

Создаваемый резерв накапливается и учитывается как источник средств в виде кредитового сальдо.

Схема процесса производства

_______02________ ___________20___________ _____10,28,84____

1 5

=====è =====è ========è

_______10________ _______40______

2 8

=====è ==========è

_______70________ ____25____

3 6

=====è ===è

______68, 69_______ ___26____

4 7

=====è ===è

 

(2)

Большая часть основных расходов может быть прямо отнесена на конкретные виды продукции — это прямые расходы (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, заработная плата рабочим за производство продукции).

Планом счетов для этих целей предназначены счета: 20, 23, 29 — активные, калькуляционные. По Д этих счетов в течение месяца собираются затраты по производству с кредита соответствующих счетов—02, 10, 70, 69, 76/2 и др. По К 20, 23, 29 эти затраты списываются в виде фактической с/с продукции, но после соответствующих калькуляционных расчетов. Часть этих затрат может списываться и на другие счета.

Для калькуляции себестоимости продукции произведенной продукции прежде всего необходимо собрать и отразить в системе счетов все затраты на ее производство.

Фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции определяется сначала на весь объем выпуска, затем на натуральную единицу измерения. Эти расчеты называются калькуляцией.

Часть затрат может относиться к НЗП, другая—к готовой продукции (ГП).

Если производится не один вид продукции, а несколько, то эти затраты необходимо не только собирать, но и распределять между отдельными видами продукции.

После того как в Д20 списаны все расходы (прямые и косвенные) можно приступать к калькулированию себестоимости продукции.

Для этого подсчитывают суммы Од 20, затем путем инвентаризации или другими способами определяют наличие и стоимость НЗП на конец месяца.

Оценку НЗП производят по методике, установленной для отдельных отраслей (по фактической себестоимости, стоимости прямых и других затрат, занимающих наибольший удельный вес).

Если в отдельных отраслях НЗП незначительно, то им можно пренебречь (ТЭЦ, транспортные услуги). Стоимость НЗП на конец месяца будет отражаться на счете 20 как сальдо по Д., а в начале следующего месяца оно будет в первую очередь превращено в ГП, следовательно его стоимость необходимо добавить к затратам за месяц.

Отсюда следует, что фактическая себестоимость (ФСС) выпущенной продукции будет равна:

 

ФСС = НЗПн + Зм — НЗПк

 

Приведенная формула расчета ФСС является простой. В действительности часть продукции может быть признана окончательным браком (Б), стоимость которого также надо списать со счета20:

Д28-К20;

или на склады из производства могут возвращаться отходы материалов (Ом):

Д10-К20;

при инвентаризации может быть обнаружена недостача (Нп), которая списывается следующим образом:

Д94-К20.

 

Тогда формула определения ФСС принимает вид:

 

ФСС = НЗПн + Зм — НЗПк — Б — Ом — Нп

 

На эту сумму составляется запись: Д43-К20.

 

На счете 43 по Д отражается сумма ФСС поступившей ГП и ее остатки на конец месяца, а по К—отпуск, отгрузка ГП со складов по ФСС.

На предприятиях производят обычно несколько видов продукции, поэтому к счету 20 открывают аналитические счета для каждого вида продукции со своими кодами и учет ведется не только синтетический, но параллельно и аналитический по каждому виду продукции по тем же правилам, что и на счете 20. Форма аналитического счета:

 

КАРТОЧКА АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА №

За 20г.

счет 20 Продукция: изделие «А»

Фактический выпуск: 200 шт.

Калькуляционные статьи НЗПн Зм НЗПк Списания (Б, Ом и пр.) ФСС выпуска
Всего Единицы
А            
  + + - - = (5):200
1) материалы           55,00
2) заработная плата       -   17,00
3) отчисления на социальные нужды       -   5,50
4) ОПР       -   77,50
5) ОХР       -   31,00
6) прочие производственные расходы - - - - - -
Итого по счету:           186,00

Для сверки аналитического и синтетического учета затрат на производство необходимо составить ведомость по аналитическим счетам к счету 20. Данные этой ведомости должны полностью соответствовать данным синтетического учета по счету 20.

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

учета затрат на производство и калькулирования ФСС ГП за20г.

Изделия (ан.#) НЗПн Зм НЗПк Списания ФСС выпуска
А          
Б -     -  
В     - -  
Итого:          

Аналогично учет ведется и по счету 23. Он может иметь сальдо на начало и конец, т.е. НЗП. В конце месяца после калькулирования себестоимости этого производства затраты списывают в Д тех счетов, где продукция вспомогательного производства потреблялась:

Д20, 25, 26-К23.

(3)-(4)

Если некоторые расходы связаны с производством всех (нескольких) видов продукции, то их называют косвенными (накладные и часть основных). Они подлежат распределению пропорционально экономически-обоснованному базису. Косвенные расходы по управлению и обслуживанию производств называются общепроизводственными (ОПР) и учитываются на счете 25; косвенные расходы по управлению и обслуживанию всего предприятия называются общехозяйственными (ОХР) и учитываются на счете 26.

К ОПР относятся расходы по содержанию ОС цеха; амортизация этих ОС; ЗП общепроизводственного персонала с начислениями; износ МБП в цехах; материалы, израсходованные на нужды цеха и др.

К ОХР относятся расходы по содержанию ОС общехозяйственного назначения; амортизация этих ОС; ЗП общехозяйственного персонала с начислениями; износ МБП в бухгалтерии, отделе кадров и др.; материалы, израсходованные на нужды администрации предприятия; расходы по командировкам общехозяйственных работников и др.

В течение месяца косвенные расходы собираются по Д 25 и Д 26 счетов с кредита различных счетов:

Д25, 26 - К 02, 05, 10, 76/2, 69, 70 и т.д.

 

Собранные суммы ОПР, ОХР разовым расчетом распределяются между теми видами продукции, к которой имеют косвенное отношение и списываются в Д20 или др. счета на конкретные виды продукции.

 

Ведомость распределения расходов по управлению и обслуживанию производства между отдельными видами продукции за май 20г.

Виды продукции ЗП рабочих (база) ОПР ОХР
А   ЗП*Копр 15000 ЗП*Кохр 6000
Б   ЗП*Копр 50000 ЗП*Кохр 20000
В   ЗП*Копр 35000 ЗП*Кохр 14000
Итого:      

Копр=100000/20000=5,0; Кохр=40000/20000=2,0

По результатам ведомости составляются проводки:

1) Д20-К25 на 100000р., в т.ч. на продукцию А 15000р., Б 50000р., В 35000р.;

2) Д20-К26 на 40000р., в т.ч. на продукцию А 6000р., Б 20000р., В 14000р.

Для распределения этих расходов могут брать и другие базы: стоимость и объем переработанных материалов, количество или нормативную стоимость машино-часов работы оборудования, прямые производственные затраты.

 

Учет процесса реализации.

 

1)Понятие и учет товаров отгруженных.

2)Понятие, состав, учет коммерческих расходов.

3)Учет процесса реализации.

(1)

Продукция, изготовленная предприятием, как правило, подлежит реализации. Реализация—процесс продажи. Моментом реализации считается момент поступления денег в кассу, на расчетный счет.

До этого момента ГП после отгрузки числится как товары отгруженные, а после поступления денег — как реализованные.

Существует отражение реализации по отгрузке, когда продукция считается реализованной в случае отгрузки ГП и предоставления покупателю платежных документов. Какой вариант выбрать предприятие решает само, но в течение года оно не может изменить методику отражения реализации в учете.

ГП отгружается со складов по накладным в соответствии с договорами купли-продажи, поставки, в которых указываются: наименование продукции, ее цена, количество, способ отгрузки, порядок расчетов, адреса сторон и другие данные. Работы по реализации осуществляет, как правило, отдел сбыта.

Отгруженная в адрес покупателей продукция до момента поступления денег учитывается на активном инвентарном счете 45 по фактической себестоимости (ФСС) (в количественном и суммовом выражении). Сальдо на этом счете показывает остаток отгруженной продукции и не оплаченной покупателями на начало/конец отчетного периода, отгруженная в течение месяца продукция отражается на счете по дебету, а реализованная продукция списывается по кредиту.

Аналитический учет товаров отгруженных ведется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в стоимостном выражении. При этом записи осуществляются по каждому покупателю в отдельности.

В учете при отгрузке продукции составляются следующие проводки:

1)Д45-К43—на ФСС отгруженной продукции.

После оплаты отгруженной продукции ее фактическая себестоимость списывается со счета 45 на счет реализации продукции:

2)Д90/2 - К45—на ФСС реализованной продукции.

(2)

При реализации ГП предприятие несет дополнительные затраты (на тару, упаковку, погрузку, доставку на станцию, комиссионные сборы, рекламу и др.), которые называются коммерческими расходами.

Для их учета предназначен активный собирательно-распределительный счет 43 (для торговых предприятий счет 44). В Д43 относят все расходы по реализации продукции, а с К43 они списываются на счета реализации, где они добавляются к производственной себестоимости, образуя полную себестоимость. Коммерческие расходы по отгруженной продукции до момента реализации также учитываются по Д43.

Затраты на реализацию продукции учитываются следующим образом:

1)Д44-К10—израсходованы материалы на упаковку продукции;

2)Д44-К70—начислена заработная плата рабочим за упаковку;

3)Д44-К68; 69—начисления на ЗП 35% в ФСЗН; и др.

 

Затем собранные коммерческие расходы после реализации продукции списываются на счет 90:

5)Д90/2-К44—списываются коммерческие расходы по реализованной продукции.

(3)

Для отражения процесса реализации используется сопоставляющий счет 90 «Реализация». По Д90 отражаются затраты на производство продукции, ее реализацию, налоги исчисляемые из выручки. По К90 отражается выручка за реализованную продукцию, поступившая на расчетный счет или в кассу предприятия.

В учете существуют две методики отражения реализации продукции:

1) по оплате — когда реализованной считается продукция только после поступления денег;

2) по отгрузке — когда продукция считается реализованной сразу после ее отгрузки покупателям.

Реализация по оплате:

В первом случае, когда на денежные счета предприятия поступают средства за отгруженную продукцию, она считается уже реализованной.

В учете при реализации составляются следующие проводки:

1)Д45-К43—на ФСС отгруженной продукции;

2)Д51-К90/1—поступление выручки;

3)Д90/2-К45—на ФСС реализованной продукции (РП);

4)Д90/2-К44—на сумму коммерческих расходов, относящихся к РП;

5)Д90-К68—на сумму начисленных налогов из выручки;

В конце месяца на счете 90 определяется финансовый результат путем сопоставления стоимости РП в разных оценках (Од90 и Ок90).

Если сумма выручки больше суммы затрат (Од90 < Ок90), то получена прибыль, которая списывается на счет 99 следующей проводкой:

Д90-К99—на разницу между Ок9 и Од90.

Если сумма затрат больше суммы выручки (Ок90 < Од90), то получен убыток, который списывается обратной проводкой:

Д99-К90—на разницу между Од90 и Ок90.

В результате этих проводок суммы Од90 и Ок90 выравниваются, и сальдо на этом счете не остается. В балансе отражается только конечный финансовый результат.

Реализация по отгрузке:

В случае, когда реализованной продукция признается в момент отгрузки, счет45 не используется, в нем нет необходимости. Все коммерческие расходы, собранные на Д44 полностью, списываются и распределяются по видам реализованной продукции. Сальдо на этом счете не остается.

Особенность этого варианта в том, что вместо денег у поставщика возникает дебиторская задолженность покупателей за отгруженную им продукцию по ценам реализации.

Проводки, составляемые в этом случае:

1)Д90-К43—на ФСС отгруженной и реализованной продукции;

2)Д62-К90—на стоимость РП по ценам реализации (выручка);

3)Д90-К44—на сумму коммерческих расходов, относящихся к РП;

4)Д90-К68—на сумму начисленных налогов из выручки.

Погашение дебиторской задолженности покупателя (оплата продукции) отражается проводкой:

5)Д51-К62—получена выручка от покупателей на расчетный счет.

Финансовый результат определяется в общем порядке.

Следует отметить также, что оба варианта могут предусматривать предоплату за продукцию, которая еще не была отгружена.

Схема процесса реализации

По моменту оплаты

______43_______ ________45_______ ______90_______ ______51_______

1 3 2

=======è =======è =======è

_______44_______

4

=======è

_______68_______

=======è

_______99_______

6

ç=======

Схема процесса реализации

По отгрузке

_______43_______ _______90_______ _______62_______ ______51_______

1 2 5

======è ======è ======è

_____44,68______

3,4

======è

_______90_______

6

ç======

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.