Эпоха Старовавилоноского царсвта.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпоха Старовавилоноского царсвта.





Вавилон стал центром международной торговли.

Царь Хаммурапи – выдающийся политический деятель. При нём судебная система достигла совершенства.

20-17 века до н.э.

Художественная форма канонизирована.

 

Стела царя Хаммурапи:

-2,5 м

-свод испещрён текстом законодательного сборника Хаммурапи

-вершина столба увенчана барельефом

-обработка камня напоминает искусство 3 династии Ура

 

Верховный правитель получил законы из рук божества. Фигура царя застыла перед троном бога.

 

Бронзовая фигурка царя Хаммурапи из Ларсы:

-поза царя коленопреклонённая

-лицо, руки позолочены

-хорошо передана пластика

-глаза инкрустированы

 

Живопись существовала, но сохранилась мало.

 

Середина 3 тысячелетия – политическая ситуация меняется.

 

24-22 века до н.э. – искусство Аккады (восточно-синидские племена)

Аккадцы покорили шумеров, начинается время правления аккадской династии. Аккад – столица на границе Месопотамии и Аккада. Основатель – царь Саргон I (нецарского и не аристократического происхождения). Ведёт успешные войны. Создано большое централизованное государство.

Создана единая ирригационная сеть во всей Месопотамии; построены дороги, соединяющие крупные города. Построены гавани. Морская торговля развивается до пределов Индии. Деспотическая власть из династии Саргонидов. Культура достигла высокого развития.

 

Медная голова Саргона I (портрет основателя династии):

-пучок волос на затылке, заимствованный у шумеров

-глаза инкрустированы

-портрет индивидуализирован

-металлический лист прокован и прочеканен

-брови исполнены «ёлочкой»

-часть большой статуи

-на лице благосклонная улыбка



 

Стела царя Нарумсена:

-высота 2 м

-в честь победы над лалубеями

-вверху – гора

-2 символа – луна и солнце

-чётких регистров, как у шумеров, нет

-композиция строится по диагонали

-изображён пейзаж ( что было чуждо шумерам)

-фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

-царь лалубеев молит о пощаде

-юноша выразительно откинулся назад

-единство композиции

-композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

-несколько трупов – условно показанное поражение

!Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

 

Конфликт с жречеством. Шумерские города стремятся к независимости.

 

Искусство III династии Ура.

Энси города Лагоша – Гудеа (конец 22 века до н.э.)

Строились многочисленные храмы.

Восстановлена общая ирригационная система. Во главе храмового хозяйства стоял энси.

 

Бронзовая фигурка бога из Лувра.

 

Глиптика развита больше, чем в шумерские времена.

В архитектуре происходят сдвиги. Храмы начинают строить из обожженного кирпича. Нижний ярус украшен рельефом. В ниши вставлены фигуры богов.

Развивается монументальная скульптура. Всё это было раскрашено.

 

Искусство государства Мари.

20-17 века до н.э.

Север Месопотамии. Государство Мари наследовало традиции шумерского и старовавилонского искусства.

Дворец царя Землерима из обожженного кирпича:

-вокруг дворов дворцовые помещения, хозяйственные и служебные постройки

-во дворец ведут монументальные ворота.

-дворы для ритуалов

Храм богини Шита:

-зиккурат

-дворцовая школа для писцов

-ряды скамеек

-дворцовый зал

-ванны для омовения перед входом в храм

 

Статуя богини Иштар (богиня плодородия):

-голову венчает коровьи рога

-в руках сосуд

-первая фонтанная статуя в истории скульптуры

-строгая каноничная фронтальность

 

Статуя адоранта из Лувра:

-из алебастра, высота 52 см

-повтор шумерских традиций?, сохранилась инкрустация

-лицо выражает благоговение

-длинная одежда и шерсти овцы

-поверхность камня обработана не так грубо (аккадская культура)

-передаются портретные черты человека

-глаза выражают молитвенное созерцание

 

Сохранилась фресковая живопись (аль-фреско – живопись по сырой штукатурке). Мотив– царь получает законы из рук бога. Внизу симметричная композиция. Царский сад, охраняемый сфинксами. Симметричная композиция, зеркальная, нет регистров. Колорит сложный. Используется охра, голубой, зелёный, тёмно-синий. Краска разбавлена жидко, полупрозрачная.

 

Слуга, несущий тушу жертвенного животного. Всё это выражает идеалы божественной и царской власти. Человек – ничто перед богами и божествами.

 

Святилище Изыма-Камья:

-в центре – бог плодородия

-рельефы высечены на диких скалах:

-виноград и сноп пшеницы – атрибуты

-используется иерархичный канон (царь меньше бога)

-высота барельефа – 4,5 м

-проработаны мышцы ног, колени (у бога)

-по сторонам – изображение процессии воинов (мерное шествие, одинаковые позы воинов)

-изображён алтарь

-святилище свидетельствует о фетишизме (поклонение камням)

-на косяке – Тешук – левая рука застыла. Профильная проекция. Хетты всегда выделяли напряжённые мышцы.

-появляются грифоны – божества с головой и крыльями орлов; симметрия (геральдические композиции)

 

Изображение божества из Коркиниша:

-высота 1м 70 см

-1 тысячелетие до н.э.

-трона божества опирается на фигуры львов, которых держит под уздцы бог низшего ранга

-использовались камни, которым изначально поклонялись.

 

Изображение царской четы:

-очень выразительное

-обработано широкими плоскостями

-твёрдый камень (базальт или гранит)

 

-фигуры львов украшают ворота. Изображены в устрашающих позах.

-изображение исторического деяния (хеттский царь, стреляющий из лука). Влияние Египта угадывается в мотиве, но интерпретация очень своеобразна. Вписывается в прямоугольный блок.

- царская охота – распространённый мотив, заимствованный из Египта, что свидетельствует о взаимном влиянии государств.

 

Начало 1 тысячелетия – царь Акима II. Надпись, перечисляющая титулы и деяния.

 

Изображение царей, приближённых – взаимодействие с Египтом – масштабная канонизация фигур, надписей, сопровождающих барельеф.

 

Изображение божества и хеттского царя, который получил справедливые законы

Сохранение фронтальных костяных фигур, украшающих трон

 

Пластика распространена меньше. Изредка встречается глиняная пластика.

 

Пара быков, найденная в гробнице (типа ушепти, заменяющая настоящих животных)

Кувшин из Хапуссы:

-начало 2 тысячелетия до н.э.

-высота 40 см

-краснолощёная техника

 

Искусство Хеттской державы.

Хетты на территории Малайзии (Туры, Анатолия). Возвышение хеттской державы – начало 2 тысячелетия до н.э.. Столица – Хотусса ( в центре Малайзии).

Страна расположена на скалистом плато (случайные снегопады, похолодания). Быстрое создание сильной державы. Близкая нам языковая семья.

Хетты заключили союз с Рамсесом II во 2 тысячелетии до н.э.

Во главе государства – царь; религия политеистична.

В архитектуре предпочитали камень, к которому относились с особым почтением, обожествляли его.

Малайзия – страна гор и плоскогорий.

Существенный вклад в историю.

Создан новый тип зданий.

 

Акаладнаки-Люка (клад из..)

 

Фигурка богини из электрона (сплава золота и серебра):

-богиня плодородия

-3 тысячелетие до н.э.

-высота 7 см

-затем изображение более дифференцированное

-попытка передать анатомическое строение, приёмы изобразительности

 

Воинский штандарт (олень):-высота 45 см

 

Золотые вещи (чаши, кубки, кувшины)

 

Город Хатусса:

-овал в плане

-сетка кварталов

-нерегулярная планировка

-все здания из камня разной породы (мягкой и твёрдой), хорошо и плохо отёсанных

-прямоугольные очертания зданий

-в город ведут монументальные ворота (кладка циклопическая, из квадров камня; ворота – арка – впервые использовано арочное перекрытие

-вход в город охраняют скульптурные изображения львов, которые были раскрашены

-все ворота украшают скульптуры

-ворота сфинксов (время правления Рамсеса II) заимствованы из Египта (глаза инкрустированы; двуглавый орёл – символ Хеттской державы)

-обобщённые скульптурные изображения сливаются с блоком камня

-вход в город: башни расположены часто – линия обороны

-подземный вход в Хатуссы: ложный свод, камни не обработаны, длина хода – 70 м

-улицы выложены камнем, по краям – стоки для дождевой воды

-впервые использованы окна в стенах (обычно жилища освещали через проёмы в перекрытиях); окна закрывали во время холодов.

-в местах, где городской рельеф неровный, строили лестницы

-на вершине – храм-дворец, дворцово-культовый комплекс

-на вершине любого холма столицы – цитадель с храмом-дворцом

 

 

Города: Телль-Халад, Халеб

 

Дворцово-культурный комплекс в г. Халафе:

-новый тип здания – битхилани(жилище бога)

-задание на высокой платформе, куда ведёт пандус?

-центральная часть фасада – колонный портик (использовали колонну в оформелениии фасадов задний)

-симметричная композиция

-2 башни фланкировали колонный портик

-активно использовалась скульптура

-нижняя часть стен – плиты

-статуи богов, боги на фигурках зверей (фараоны это заимствовали

 

Скульптура достаточно жёсткая, четырёхфасадная. Скульптор не стремится передать гладкость, лёгкость – выявлено качество материала. Считалось, что все живые существа появились из камня.

 

Пантеон

Темук (атрибут – топор) – бог-громовик во главе:

-использована инкрустация

-фронтальность фигур

 

Артастат- украшенный фасад в артелани

 

Артастат из Хотусса:

-чувство тектоники

-подчёркивает архитектуру здания

-барельеф невысокий

-преобладают твердые породы камня - суровость

 

-грифон, лев, вписанные в прямоугольник

 

Форма сосудовне гончарная, преобладают металлические изделия.

1)Имитированный сосуд из золота (поверхность имитирует блеск красной меди – затёрта до блеска)

-носик – боевой топор. Посвящен богу; лощение до блеска (имитирован металл)

-силуэт напоминает птицу

-склонность к обобщению

2) преобразование греческой амфоры

3)кубки для винопития в виде грозди винограда (связан с культом бога плодородия, использовался в ритуальных целях)

 

Искусство Ассирии.

Верховье тигра и Евфрата. Горная страна. Ассирийцы испытывали сильное влияние хеттов (разгромили хеттов в 1 тысячелетии). Ассир – небольшое государство. Столица – Ашур. Истоки – начало 1 тысячелетия до н.э. Ассир возвысился после разорения хеттов.

1 тысячелетие – тяжёлое время для многих государств. Выступают новые лидеры. Начинает создаваться новая империя. В 1 тысячелетии - борьба за мировое господство привязана к образованию держав. Расцвет Ассирии – 8 век до н.э. (Полосар III). Строятся большие города – Ашур, Кальку, Ниневия

7 век – Ассир добилась мирового господства (от порогов Нила до Закавказья), омывалась Средиземным, красным морями, Персидским заливом.

Ведущий вид искусства – архитектура. Круглую скульптуру не понимали, вся скульптура – рельеф. Города интересны по планировке.

 

Ашур-Церапал II – уникальный памятник круглой скульптуры:

-в руках скипетр и плеть (цепь) – заимствованы из Египта

Религия не играла важной роли, ассирийцы не были религиозны. Преобладал культ неограниченной царской власти.

Владыки идеализировались, показывалась их физическая мощь; волосы и борода из спиралек (как орнамент); всё обобщено.

 

Монументальный рельеф (8 век до н.э.)

 

Экзамен:

1 вопрос - на архитектуру (с планом)

2 – по искусству

41 вопрос – нет

3 – угадать (планы, рисунки, обосновать, почему, так считаешь)

Всеобщая история архитектуры, том мирового искусства

 

Литература:

1) Н.Д. Флиттнер «Искусство Двуречья и соседних стран»

1958 Л-М

2) Г. Чайлд «Древнейший Восток в свете новых раскопок»

М 1956

3) Э. Церен «Библейские холмы» М 1966

4) Д.Г. Реден «Мифы и легенды Древнего Двуречья» М 1965

5) А. Оппенхейм «Древняя Месопотамия» М 1990

6) П. Маттиэ «Древняя Эбла (раскопки в Сирии)» 1985

 

М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта», 1961 Л-М, переиздан: М 1970!!!

 

 

Общая характеристика группы пространственных искусств;

их отличие от временных искусств.

Пространственные искусства (пластические искусства) - виды искусства, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются во времени, в отличие от временных (музыка, литература) и пространственно-временных (все театральные виды искусства).

 

Пространственные:

- архитектура

-скульптура

-живопись

-графика

-декоративно-прикладное искусство

Их формы существуют в пространстве.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство.

Архитектура – трехмерное искусство, стремящееся перейти в 4 измерение (временное), т. К. воспринять все её объёмы можно только в движении, во времени. Поэтому арх-ру часто называют «застывшей музыкой».

«Архитектура, скульптура – искусство бессознательное, оперирующее чувствами».

Любое архитектурное произведение развивается во времени.

 

Архитектура как вид искусства.

 

Архитектура занимает 1 место в иерархии искусств, т. к. является стилеобразующим видом искусства, т.е. оказывает подавляющее влияние на другие виды искусства.

Перелом в абсолютном главенстве архитектуры произошёл лишь в 19 веке, когда влияние архитектуры на другие виды искусства начало ослабевать.

Архитектура – самый абстрактный вид искусства, т.к. выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.

Она родственна живописи и графике, т.к. оперирует мнениями и плоскостями. Однако если живопись и графика 2-мерны и создают лишь иллюзию пространства, то архитектура осваивает пространство в полной мере, организует его, владеет всей его глубиной.

Это и есть главная задача архитектуры – организация пространства.

С этой точки зрения архитектура родственна скульптуре, также оперирующей массами и объёмами. Однако если скульптура оформляет массу только снаружи, то архитектура – и снаружи, и внутри.

 

В архитектуре очень важна социальная ответственность, т.к. деятельность архитектора определяется социальным заказом государства или церкви.

 

Архитектура выражает дух эпохи, её стиль, в то время как живопись и графика выражают в основном стиль индивидуальный.

 

Успенский собор.

Построен в 14 веке итальянским архитектором Аристотелем Фиерованти, обслуживающим практически всю Восточную Европу. Среди его творений – дворец венгерского короля в Будапеште, а также бахчисарайский дворец татарского хана (который представляет собой каре – квадрат с внутренним двориком, мечетью и т.д.)

Авторы программы строительства Успенского собора Кремля – Великий князь и митрополит. Этот собор являлся главным кафедральным собором страны, а прообразом ему послужил старый Успенский собор во Владимире. В данном случае, как и всегда, деятельность архитектора корректировалась заказчиком – православной церковью и государственной властью.

 

Архитектура тесно связана с идеологией государства или религии. В результате стремления архитекторов к свободе творчества в 18 веке возник феномен так называемой «бумажной» архитектуры, т.е. архитектурных проектов, существующих только на бумаге. Эти проекты были олицетворением футурологической утопии, так как они значительно опережали свою эпоху, и их реализация казалась на тот момент просто невозможной.

 

Архитектуре не свойственно эмоциональное выражение, экспрессия, она отражает состояние общества в целом.

До середины 18 века основными общественными зданиями в городах были дворец и собор. Ситуация изменилась после Французской революции, под её влиянием которой появляется новая архитектурная топология. Теперь наиболее важными стали другие типы зданий, осуществляющие объединение людей: вокзалы, стадионы, большие торговые центры и т.д.

 

Арх-ра – иск-во символичное, знаковое, ей чужд подражательный подход, она выражает собственный язык – язык символов и ритмических форм. В живописи и скульптуре всегда есть ядро реальности, а арх-ра не заимствует свои образы у натуры, она организует в пространстве массы материала. Свойства архитектурного материала: тяжесть, объём, фактура.

Архитектуру нельзя путать со строительством. Архитектура – вид искусства.

Для архитектуры очень важны ритмические отношения и организация внутреннего пространства. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру здания.

 

Пример: церковь Покрова на Нерли (12век).

Фасадная стена расчленена на 3 прясла – внутренне пространство расчленено на 3 нефа. Закарма выражают сводчатую конструкцию здания. Центральную часть венчает купол – здание центрическое. Окна на фасаде указывают на положение княжеских хор.

 

Архитектура стремится дематериализовать массу.

Свод имеет большой боковой распор, поэтому толщина у стен большая.

 

Архитектура – синтез искусств. (по-гречески «синтез» - соединение, сочетание). Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

 

Архитекторы создают не только отдельные архитектурные сооружения, но и архитектурные ансамбли (например, Акрополь, Кремль).

 

Тектоника определяет соотношение тяжёлых и лёгких элементов. Визуально тяжёлые элементы располагают внизу, лёгкие – наверху. Однако встречаются и атектоничные решения, как например в Палаццо Доджи, где более тяжёлые элементы (сплошная стена с окнами) находятся над лёгкими (арками).

Архитектурная композиция. Основные элементы архитектурной композиции.

 

Композиция в архитектуре имеет своей основой гармоничное соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Объёмно-пространственная композиция создаётся с использованием принципов симметрии и асимметрии, контрастного сопоставления элементов, включает различные ритмические соотношения деталей. Особое значение имеют соразмерность частей и целого друг с другом (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку, а также органическое единство композиции и конструктивных принципов (архитектоника).

  • Пропорции – соотношение величин Элементов, а также отдельных элементов и всего сооружения в целом
  • Масштабность – соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку
  • Архитектоника – художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания (взаиморасположение несущих и несомых частей, ритмичный строй форм и т. д.). Пример – древнегреческий храм.
  • Композиция может строиться по законам симметрии и асимметрии. Пример симметрии – храм Парфенон на Акрополе в Афинах; асимметрия – Эрехтейн
  • Ритм – закономерное повторение и чередование соразмерных элементов. Например колоннада, ряд окон и др.
  • Взаимодействие с природой
  • Тождество (колонны в колоннаде древнегреческого храма), нюанс (сочетание форм квадратного окна и прямоугольника, близкого к квадрату) и контраст (Вертикаль центральной башни Адмиралтейства противостоит горизонтальной протяжённости её фасада).

 

Архитектура – основа синтеза пространственных искусств и художественного стиля эпохи.

Архитектура – стилеобразующий вид искусства.

Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые произведения.

Архитектура – часть материальной культуры общества, является одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура – воплощение социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

 

Конструкция и декорация в архитектуре.

Типы конструкций.

История европейской архитектуры создала 4 типа конструкций:

3. Строечно-балочная (элементарное отношение между архитектурными элементами). Она преобразована ордерными элементами.

4. Монолитно-сводчатая.

Появилась в 5-4 веках до н.э. в Древнем Риме. Римляне изобрели арку (свод) и купол, тем самым преодолев ограниченность в пространстве, которая характерна для стоечно-балочных конструкций и от которой зависели древние греки.

Арка – очень прочная конструкция, но она имеет большую силу бокового распора. Чтобы уменьшить её, римляне изобрели ложный свод и клинчатую арку.

Готическая конструкция

Изобретена в 12 веке (1137г.) Аббатом Сугерием (Св. Дионисий). Он решил создать новый собор, который повторял бы образ Царства Божия. Для того, чтобы в храме было много света, необходима была конструкция с большим количеством окон. Аббат Сугерий создаёт такую конструкцию - так называемый готический каркас.

Нервюры – каркасные линии в сводах. Основной материал- камень, который выкладывался всухую.

Стрельчатая арка – самая легкая конструкция (имеет маленькую силу бокового распора), заимствована у арабской арх-ры.

Стены расположены под прямым углом к телу храма, что позволяет создать сплошное остекление фасада.

  1. Современный каркас.

Характерен для высотных зданий. Представляет собой жёсткий каркас, обнесённый лёгкой оболочкой.

 

Тектоника – художественное выражение работы конструкции в арх-ре. (Как правило, конструкция скрыта декоративными элементами).

 

недописано!!!!!!!!!!!!!

Общие особенности и художественные средства изобразительных искусств.

Раздел пластических искусств:

-живопись

-скульптура

-графика

-фотоискусство

· Изобразительное искусство – мимистическое (подражательное); изначально – подражает природе. В основе произведений лежит наглядный образ действительности.

· Воспроизводит визуально воспринимаемые качества – объём, цвет, пространство, материальную форму, световоздушную среду.

· Эти искусства монофункциональные, обладают одной лишь художественной функцией.

Художественные средства.

1. Композиция – сознательное распределение, построение, организация всех элементов изображения. Включает в себя:

-определение размера и формата

-Распределение фигур, групп, предметов, основных масс, линий, пятен цвета.

- ритм (повторяемость одинаковых или сходных признаков изображения) и движение

-передача пространства и определение отношения предметов и пространства

2. Рисунок – выразительная передача конструкций и формы фигур и предметов. В основе – работа линией.

3. Техника исполнения – выбор и художественное осмысление качеств и свойств материала.

 

 

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

В соответствии с различным отношением объёмов к пространству различаются два типа скульптуры: круглая скульптура и рельеф.

Объёмная круглая скульптура – вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Она имеет в свою очередь ряд разновидностей:

  1. Статуя – отдельная фигура (от латинского глагола «stare» - стоять), хотя фигура может быть изображена в различных позах.
  2. Бюст – (французское слово «buste» - грудь) погрудное изображение человека.
  3. Скульптурная группа – сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно или композиционно

Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

Рельеф (от латинского relevo – поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывно связан с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения. Выразительные средства, присущие рельефу (развёртывание композиции на плоскости, создание пространственных иллюзий) позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости различают три вида рельефа:

1. Барельеф (от французского «bas» - низкий) – низкий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем наполовину своего полного объёма. Глубинное измерение здесь несколько сокращено, условно.

2. Горельеф (от французского «haut» - высокий) – высокий рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона больше, чем наполовину полного объёма, а местами даже частично отрывается от фона.

3. Углублённый рельеф (иначе - койланоглиф) – как бы обратный, вогнутый по отношению к фону рельеф. Объёмность изображения в данном случае оказывается врезанной в глубину.

Углублённый рельеф получил распространение в архитектуре древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является контррельеф, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа.

Выпуклый рельеф (барельеф и горельеф) значительно более распространен. Он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве.

 

10. Монументальная и станковая скульптура.

Как и другие виды изобразительных искусств, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. По назначению она классифицируется на станковую и монументальную.

  1. Монументальная скульптура – рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополняет выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

 

  1. Станковая скульптура – не связанна с архитектурой. Носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Особой вид станковой скульптуры – мелкая пластика, небольшие статуэтки, чаще всего дополняющие убранство жилых помещений.

 

  1. Скульптура малых форм включает широкий круг производства, предназначенные преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.

 

11. Художественные средства в скульптуре.

    • Пластика – яркая выраженность объемных форм и масс в скульптуре, их наполненность, их ритмическое сочетание, их цельность, особая гармония связи форм, их слитность, слепленность. Все эффекты воздействия скульптуры на зрителя основаны на пластике, так как они связаны со зрительным осязанием форм
    • Композиция – средство художественного выражения. Особенностью композиции в скульптуре является то, что она наиболее активна включает в образный строй окружающее реальное пространство. Компонуя, скульптуру художник должен учитывать также возможность ее обзора с различных точек зрения. Человеческий глаз не может сразу охватить 3-х мерный объем, образ скульптуры складывается в результате последовательной смены аспектов.
    • Рисунок – о рисунке в скульптуре можно говорить условно. Границу между объемной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейные очертания фигуры, как видимый контур, различный с каждой отдельной точки зрения. Выразительность этого контура, общего силуэта фигур учитывается скульптором и входит в структуру образа.
    • Материалы и техники его обработки – имеет большое значение. Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона. В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс. В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир; так и более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.
    • Свет – В отличие от живописца и графика, скульптор свет не изображает, но обязательно считается с освещением, использует его. Скульптор учитывает при постановке скульптуры определенный источник света, его силу, направление, угол падения. Меняющиеся освещения создают игру светотени на выпуклостях и углублениях пластических форм. Художник рассчитывает различные световые эффекты, используя их для решения художественных образных задач.
    • Цвет – оказывает эмоциональное воздействие на восприятия образа скульптуры. По сравнению с живописью скульптора используют полихромию более сдержанно. Но цвет обязательно участвует в художественном впечатлении от скульптуры. Каждый материал обладает своим тоном: красный или серый гранит, зеленый базальт, черный диорит, мрамор голубого и желтоватого оттенка, бронза имеет зеленоватую и бурую патину. Помимо одноцветных скульптур бывают и полихромные, созданные из различных цветовых материалов, сочетающие, на пример: золото и слоновую кость, включающие инкрустации из цветного камня, стекла, металла.

Кроме применения разноцветных материалов используются также приемы тонирования скульптуры (покрытия камня или дерева тонким прозрачным одноцветным тоном) и раскраски в несколько тонов. Полностью раскрашивались скульптуры из терракоты, гипса и дерева. Статуи из мрамора, бронзы имели иногда частичную окраску.

 

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

 

 

Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры.

· В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир – обрабатываются путём рубки (высекание) или резьбы, удаление ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.

· И более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник – служат для лепки. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.

· Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона.

· В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс.

· Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (металлы, гипс, бетон, пластмассы и тому подобное), служат для отливки произведений при помощи специально приготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получение точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

· Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которые обычно покрываются росписью или цветной глазурью и обжигаются в специальных печах.

13. Образ человека в скульптуре.

Пластическая передача позы и движения живого тела.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки и обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами в скульптуре. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

 

16.Живопись как вид искусства.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство

Это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, приходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает социальным содержанием и раз









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.