Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составитель – Истомина Татьяна Вадимовна, старший преподаватель кафедры технологии и химии морепродуктов КГМТУ





Составитель – Истомина Татьяна Вадимовна, старший преподаватель кафедры технологии и химии морепродуктов КГМТУ

Состав и организационно-методические особенности

Международных стандартов по управлению качеством

Серии ИСО 9000

В процессе развития управления и обеспечения качества специалисты пришли к выводу, что качество не может быть обеспечено только путем контроля за готовыми изделиями. Гарантия высокого качества должна обеспечиваться гораздо раньше: при изуче нии требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе субподрядчика и изготовлении продукции.

Совокупность технических и организационных мер, необходимых для обеспечения стабильно высокого качества изделий при возможно низких расходах, называется системой качества. Она включает в себя организационные структуры, круг полномочий, методы и технологию производства, средства обеспечения качества.

Комплексный подход дает возможность создать замкнутый процесс, исходным этапом которого является определение потребностей, а последующими – совершенствование выпускаемой или разработка новой продукции, подготовка производства, изготовление, реализация и послепродажное обслуживание.

Внедрение и применение систем качества дают следующие преимущества:

– раннее выявление слабых мест и несоответствий требованиям;

– повышение конкурентоспособности и престижа фирмы;

– сокращение риска, связанного с ответственностью за качество

продукции;

– совершенствование применяемых методов и накопление положительного опыта.

Появление международных стандартов серии 9000 явилось логическим следствием развития систем качества. В процессе развития этого направления можно проследить следующие этапы:

1) зарождение и развитие отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления;

2) интеграцию отдельных элементов и переход к комплексному управлению качеством, выделение его в самостоятельное направление работ в рамках управления всем предприятием;

3) комплексное управление качеством, когда качество становится главной целью и основным фактором, определяющим все направления деятельности предприятия, в том числе и участие всего персонала в обеспечении качества;

4) глобальный подход к испытаниям и сертификации в условиях международного интегрированного рынка, направленный на обеспечение доверия к изготовителям, испытательным лабораториям и органам по сертификации продукции и систем качества.

Разработка стандартов ИСО 9000 проводилась с участием ведущих специалистов в области качества на основе ряда ранее выпущенных национальных стандартов по управлению качеством.

Такие национальные стандарты появились и использовались вначале в связи с высокими требованиями к качеству военной техники, а затем стали применяться и при изготовлении гражданской продукции. Среди этих стандартов, предшествующих появлению стандартов ИСО серии 9000, следует указать военный стандарт США MIL – Q – 9858a, разработанный при строительстве первых атомных подводных лодок, британский стандарт BS 5750, используемый при строительстве атомных станций и другие. При использовании таких стандартов как отправной точки, были предприняты усилия по переносу военных стандартов на гражданскую сферу и устранению различий между национальными стандартами.

В первой редакции, вышедшей в 1987 г., в серию ИСО 9000 входило пять стандартов:

Стандарт ИСО 9000 – Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

Стандарт имеет вводную часть, определение основных терминов,содержит принципы реализации политики руководства и обеспечения качества.

Три стандарта с моделями систем качества для разных вариантов производственного процесса.

Стандарт ИСО 9001 – Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

Стандарт ИСО 9002 – Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

Стандарт ИСО 9003 – Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Из этих трех стандартов первая модель качества является наиболее жесткой для поставщика, а последняя – наименее жесткой.

Пятым стандартом стал стандарт ИСО 9004 – Общее руководство качеством и элементы системы качества, в котором было приведено описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависимости от варианта производственного процесса.

Эти стандарты были выпущены совместно со стандартом ИСО 8402 – Качество. Словарь, в котором приводились термины и определения в области качества.

После выхода стандарты ИСО 9000 были приняты как Европейские нормы EN 29000, а также как национальные стандарты во многих странах для использования при создании и оценке систем качества на предприятиях.

По результатам практического применения стандартов ИСО 9000 была организована их ревизия, и в 1994 г. ИСО было выпущено второе издание этих стандартов. В результате пересмотра серия стандартов ИСО 9000 расширилась за счет распространения их требований на четыре категории продукции: технические и программные средства, перерабатываемые материалы и услуги. Кроме того, в них было включено изложение основ современных систем качества, а также более подробно изложена роль стандартов при оценке систем качества.

В новую версию стандартов включены четыре ключевых аспекта качества:

– качество, обусловленное определением спроса на продукцию;

– качество, обусловленное проектированием продукции;

– качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

– качество, обусловленное материально-техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла.

Новая версия стандартов включает в себя стандарт ИСО 9000 под общим названием «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества», состоящий уже из четырех частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания по выбору и применению других стандартов:

Стандарт ИСО 90001 – Руководящие указания по выбору и применению.

Стандарт ИСО 90002 – Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

Стандарт ИСО 90003 – Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

Стандарт ИСО 90004 – Руководство по управлению программой обеспечения надежности.

Кроме того, в серию вошли три незначительно измененных прежних стандарта с разными моделями систем качества:

Стандарт ИСО 9001:1994 – Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

Стандарт ИСО 9002:1994 – Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

Стандарт ИСО 9003:1994 – Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.

В серию вошел также значительно расширенный стандарт ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества», состоящий из восьми частей:

ИСО 9004-1 – Руководящие указания;

ИСО 9004-2 – Руководящие указания по услугам;

ИСО 9004-3 – Руководящие указания по перерабатываемым материалам;

ИСО 9004-4 – Руководящие указания по улучшению качества;

ИСО 9004-5 – Руководящие указания по программам качества;

ИСО 9004-6 – Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами;

ИСО 9004-7 – Руководящие указания по управлению конфигурацией;

ИСО 9004-8 – Руководящие указания по принципам управления качеством и их применению в системе административного управления.

Основное содержание стандартов ИСО 9000 – это рекомендации, содержащие виды деятельности (элементы), которые целесообразно внедрить на предприятии, чтобы организовать эффективную работу по качеству. Полный перечень рекомендуемых элементов систем качества приведен в таблице, приложенной к стандарту ИСО 9000–1.

Наиболее важными элементами в этой таблице являются следующие:

1) ответственность руководства, предусматривающая обязанность руководства предприятия определять политику и цели в области качества;

2) управление проектированием, в результате которого должен останавливаться и подтверждаться в проекте уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителя и требованиям по защите окружающей среды;

3) закупки, при которых основное внимание обращается на выбор субподрядчиков и входной контроль качества покупных изделий;

4) управление процессами с целью соблюдения требований конструкторской и технологической документации при изготовлении продукции;

5) контроль и проведение испытаний, в результате чего определяется достигнутый уровень качества;

6) управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, без чего невозможна объективная оценка качества продукции;

7) корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для устранения причин дефектов и предупреждения их появления;

8) управление несоответствующей продукцией, которое устанавливает правила использования изделий с отступлениями от документации;

9) внутренние проверки качества, позволяющие контролировать выполнение функций (элементов) системы качества и соблюдение соответствующих нормативных документов;

10) подготовка кадров – для обеспечения требуемой квалификации персонала.

В целом, в стандартах ИСО 9000 обобщен накопленный в мировой практике опыт организации работ по обеспечению качества продукции путем внедрения систем качества на предприятиях. Важнейшая особенность этих стандартов заключается в их универсальности, что дает возможность стандартизировать работу по управлению и обеспечению качества на самых разных предприятиях.

Дальнейшее развитие принципов международной стандартизации и накопленного в мировой практике опыта организации работ по обеспечению качества продукции осуществлено в стандартах серии ИСО 9000:2000.

Международные стандарты серии ИСО 9000:2000 устанавливают восемь принципов управления предприятием и процессами производства продукции для достижения целей в области качества:

– вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на клиента;

– управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии;

– вовлечение и мотивация персонала;

– подходы к управлению, основанные на процессном представлении всех видов производственной деятельности;

– системный подход к управлению;

– непрерывное совершенствование системы менеджмента качества;

– все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;

– установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Система менеджмента качества включает в себя:

– обеспечение и контроль качества;

– планирование и совершенствование качества.

«Неразлучная пара» новых стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает предприятиям соответствовать этим фундаментальным принципам и требованиям.

Для создания системы менеджмента качества (СМК) необходимо:

– идентифицировать все ключевые процессы предприятия;

– установить последовательность и взаимосвязь между этими процессами;

– установить критерии и методы контроля параметров процессов;

– обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и мониторинга процессов;

– измерять, отслеживать, анализировать процессы и выполнять действия, необходимые для достижения установленных результатов и непрерывного совершенствования.

ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:

– ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования. Этот стандарт устанавливает основные требования к СМК;

– ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия. Этот стандарт направлен на развитие СМК.

Два этих стандарта являются независимыми, но совместное использование может способствовать их наилучшему применению и стимулировать развитие СМК.

Содержание этих двух стандартов подразделено на четыре основные главы.

1. Ответственность руководства.

2. Управление ресурсами.

3. Производство продукции.

4. Измерения, анализ и совершенствование.

Основные изменения в стандартах версии 2000 г. состоят в том, что они более ясно и подробно излагают следующие вопросы:

– роль высшего руководства;

– требования законодательства и регламентов;

– управление ресурсами;

– эффективность обучения, осведомленность персонала;

– адекватность системы управления, процессов и продукции;

– мониторинг информации в отношении удовлетворенности клиента;

– непрерывное совершенствование.

В стандартах версии 2000 принят процессный подход к деятельности, заключающийся в следующем:

– рассмотрение деятельности внутри организации с точки зрения

клиента;

– подход «от верхов к низам»;

– обеспечение оптимальных с точки зрения клиента стыковок между функциями подразделений предприятия;

– преобразование входных данных в результате выполнения операций процесса в выходные данные, с затратой при этом определенных ресурсов.

Конфигурация организации через «иерархическую структуру процессов» представляется следующим образом:

– стратегические процессы;

– ключевые процессы;

– подпроцессы;

– задания.

Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требуется учитывать, в первую очередь, следующие аспекты:

– идентификацию основных процессов:

– описание процессов (входы – операция – выходы);

– идентификацию лица, ответственного за процесс;

– идентификацию внутренних и внешних клиентов;

– идентификацию связей между процессами;

– идентификацию вспомогательных процессов;

– разработку целей предприятия, основанных на требованиях клиента;

– составление инспекционной группы, способной «понять» процессы предприятия (квалификацию и компетентность).

Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оценить процессы с учетом следующих аспектов:

– идентификация и передача требований клиента;

– идентификация целей процесса;

– определение обязанностей;

– адекватность ресурсов и условий труда;

– адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;

– мониторинг характеристик процесса;

– работа с несоответствиями;

– проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;

– непрерывное совершенствование;

– наличие регистрации качества.

ИСО 9001:2000 в отличие от старых версий, позволяет организации:

– иметь большую гибкость при документировании СМК;

– разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК.

ИСО 9001:2000 требует шесть обязательных «документированных процедур» для следующих ключевых процессов:

– управление документацией и записями СМК;

– регистрация качества;

– внутренний аудит;

– управление несоответствующей продукцией;

– корректирующие действия;

– предупреждающие действия.

ИСО 9001:2000 требует от организации «документы» для обеспечения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» касается того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.

Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000:

1) обязательства руководства; политика и цели в области качества;

2) руководство по качеству;

3) документированные процедуры (шесть обязательных);

4) регистрационные записи по качеству.

Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут, тем не менее, быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние сообщения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.). Следуя концепции ИСО 9001:2000 – 9004:2000, необходимо еще разработать документированные процедуры, регламентирующие ключевые процессы предприятия.

Стандарты версии 2000 устанавливают определенный порядок оценивания СМК, приводят требования к СМК, которые необходимы организации, для того чтобы:

– продемонстрировать свою способность последовательно и непрерывно поставлять продукцию, которая соответствовала бы как требованиям клиентов, так и нормативным требованиям;

– повысить степень удовлетворения клиентов через эффективное использование СМК, включая процессы непрерывного совершенствования самой системы и обеспечения соответствия как требованиям клиентов, так и нормативным требованиям.

Специальные требования этих стандартов носят всеобщий характер и являются применимыми для всех организаций, вне зависимости от их типа и величины, а также поставляемой ими продукции.

Организация может исключить только те требования к СМК, которые не окажут отрицательного влияния на потенциал организации и на ее ответственность по предоставлению продукции, отвечающей требованиям клиента, а также применимым нормативным требованиям.

В результате анализа требований стандартов серии ИСО 9000:2000 можно сделать вывод, что необходимы следующие документы СМК:

1) ответственность руководства, политика и цели в области качества;

2) руководство по качеству;

3) документированные процедуры (шесть обязательных процедур и еще дополнительно к ним процедуры, описывающие ключевые процессы предприятия);

4) стандарты предприятия (описывающие, как выполнить операции или группу операций процедуры);

5) первичные регистрирующие документы, регистрационные записи по качеству, программы качества, планы качества, положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции, методики, планы различного назначения и др.

Первый документ устанавливает ответственность руководства за качество продукции предприятия, формулирует политику и цели в области качества. Важно отметить, что цели в области качества должны быть измеримыми.

Руководство по качеству раскрывает основные пути решения поставленных задач. Оно может быть написано в виде путеводителя по документированным процедурам, стандартам предприятия и другим документам, давая ответы на пункты стандарта ИСО 9001:2000.

В стандартах предприятия изложена методика выполнения важнейших операций или группы операций документированных процедур.

 

Сложности восприятия

 

Система качества на основе стандартов ИСО серии 9000 (СК ИСО 9000) входит в нашу жизнь. Уже сегодня мы имеем несколько сотен предприятий, получивших сертификаты на систему качества, и их число каждый год удваивается. Создаются и успешно функционируют российские консультационные и сертификационные организации, активно вторгаются на отечественный рынок "старейшины" международных сертификационных фирм (TUV-CERT, Lloyd's Register Quality Assurance Ltd, BUREAU VERITAS и др.), тема качества становится привычной для профессиональных журналов и газет. По меркам среднего европейского государства эти процессы в нашем отечестве воспринимаются как вполне позитивные, на самом деле мы только в самом начале пути и сильно отстаем от экономически развитых стран мира.

Этому есть много объяснений, остановимся на некоторых из них.

Начнем с того, что существование в экономической системе любого хозяйствующего субъекта зависит от его отношений с партнерами: потребителями продукции (заказчиками), поставщиками сырья, оборудования и материалов, кредиторами, страховыми компаниями и т.д. Пока есть эти отношения, есть и жизнь хозяйствующего субъекта, поэтому эти отношения нужно инициировать, поддерживать и развивать. Как известно, в экономике партнеров выбирают в зависимости от качества, цены и сроков изготовления того, что они предлагают. При централизованном планировании необходимости поиска партнеров для предприятия не было. Отношения устанавливались директивно, с помощью тематических планов и титульных списков, определяющими параметрами были номенклатура выпускаемой продукции и сроки. Качество предполагалась, но чисто декларативно, т.к. продукция все равно покупалась потребителем, поскольку это предписывалось вышестоящей организацией. Так были воспитаны несколько поколений россиян, и это стало одной из черт нашего менталитета. Другое дело в рыночной экономике. Здесь сроки имеют второстепенное значение, т.к. все конкуренты строго их соблюдают; цена также не является определяющим фактором, т.к. только при одинаковом качестве заказчик выбирает по цене, т.е. покупает у того из конкурентов, кто продает дешевле. Решающим, таким образом, является именно качество продукции. Хотелось бы подчеркнуть, что не высокое качество, не отличное качество, а просто КАЧЕСТВО, т.к. оно либо есть, либо его нет.

Возвращаясь к проблеме нашего менталитета, остановимся на психологическом аспекте отношения украинцев к качеству. Каждый из нас попеременно существует в двух ипостасях: как покупатель и как производитель. В первом случае мы справедливо привередливы, хотим купить только качественную вещь и негодуем, если наши надежды не оправдываются (Телевизор не включается, изображение тусклое, испортился до окончания гарантийного срока). А в роли производителя мы выпускаем плохую проектную документацию, строим некачественные объекты и даже не считаем нужным оправдываться.

Есть еще важные причины, которые в определенной степени оправдывают бездеятельность руководителей отечественных предприятий: они не представляют себе, что такое СК ИСО 9000, что она даст предприятию, насколько трудно ее создать и, наконец, сколько это будет стоить. Последнее особенно важно, т.к. молва породила мифы, в которых фигурируют астрономические цифры в условных единицах, не имеющие никакого отношения к реальности.

ИСО (Международная организация по стандартизации) - это всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). В соответствии с Уставом организации ИСО ее цель - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения междуна­родного товарообмена и взаимопомощи, а также расширения сотрудни­чества в области интеллектуальной, научной, техническою и экономической деятельности. В этих целях организация уполномочена принимать меры для облегчения координации и унификации националь­ных стандартов, издавать рекомендации для комитетов-членов, устанав­ливать международные стандарты, способствовать разработке новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применяемых как в национальном, так и международном масштабе, организовывать обмен информацией о работе комитетов-членов и Технических комитетов (ТК)

На сессии ЭКОСОС - главного органа ООН по экономическим и соци­альным проблемам, состоявшейся весной 1975 г.. организации ИСО была присвоена категория консультативного статуса, что является фак­тическим признанием ее ООН в качестве наиболее компетентного меж­дународного органа по стандартизации.

Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет - член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.

Международные стандарты ИСО серии 900 разработаны Подкомитетом 2 "Системы качества" Технического комитета ИСО/ТК 176 "Административное управление качеством и обеспечение качества”. Система качества - это не техническая, а административно-управленческая система, и ее требования, как сказано в стандарте ИСО 9001, "являются дополнительными (не альтернативными) по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, которые определяют, какие элементы необходимы для включения в систему качества, но они не навязывают единообразия системам качества. Они являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. На разработку и внедрение системы качества неизбежно должны оказывать влияние специфика потребностей организации, ее конкретные задачи, поставляемые продукция и услуги, а также применяемые процессы и практический опыт."

Легче понять суть СК ИСО 9000, если сопоставить эту систему с хорошо нам известной Комплексной системой управления качеством продукции (КСУКП). Сравнительно недавно (1980-1982 годы) практически во всех организациях, в технических отделах создавались стандарты предприятий (СТП), которые затем внедрялись в производство. Для своего времени это было прогрессивным фактором, т.к. предполагалось, что, описывая и документируя процессы производства, можно навести в них порядок и обеспечить таким образом качество продукции. Однако, этого не произошло и, как теперь понятно, не могло произойти. Одна из причин - КСУКП не имела нормативной базы. СТП писали высококвалифицированные специалисты, которые хорошо знали производство на своем предприятии. Их представления о том, каким должен быть технологический процесс, и были той планкой, к которой они стремились "подтянуть" производство. Не предполагалось, что система будет проверяться независимой стороной, т.к. только в этом случае понадобилась бы нормативная база (следует иметь в виду, что и КСУКП, и ИСО серии 9000 являются организационно-управленческими, а не техническими системами). Другая причина заключается в том, что целью разработчиков было описание правильного и эффективного, по их мнению, технологического процесса, а не обеспечение реализации этого процесса. Другими словами, КСУКП делали "из любви к искусству", а не для того, чтобы эта система на самом деле работала и жизнь это подтвердила. В системе же качества на основе стандартов ИСО серии 9000 основное внимание разработчиков направляется на создание таких регламентаций, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЫ НЕ ВЫПОЛНИТЬ. В таблице 10.1 приведены результаты анализа соответствия КСУКП и СК ИСО 9000 тем требованиям, которые предъявляются к системам качества в условиях рыночного хозяйствования.

 

Таблица 10.1. - Анализ соответствия КСУКП и СК ИСО 9000
требованиям к системе качества

 

Требования к системе качества предприятия КСУКП ИСО 9000
1. Система качества - выражение политики в области качества, ориентированной на заказчика    
2. Качество как удовлетворение установленных и предполагаемых требований заказчика 20-30  
3. Руководство и контроль за созданием и функциони­рованием системы качества как обязан­ность первого руководителя.    
4. Контроль руководства организации за обеспечением качества.    
5. Система качества должна как организационно-управленческая система 70-80  
6. Регулярность оценки руководством организации эффективности системы качества    
7. Обеспеченность системы качества всеми необходимыми ресурсами 70-80  
8. Соответствие процессов обеспечения качества условиям договора подряда (контракта) с заказчиком 30-40  
9. Документированность обеспечения качества    
10. Нормативная база документов системы качества    
11. Обеспечение развития системы качества - наличие подсистемы совершенст­вования    
12. Исключение повторения ошибок и несоответствий в производстве    
13. Прогнозирование возможных ошибок и несоответствий в будущем и их предотвращение    
14. Предотвращение непредумышленного использования несоответст­вующей продукции    
15. Обеспечение заказчику возможности отслеживать создание продукции на всех этапах 30-40  
16. Регулярность проверок правильности функционирования системы качества    
17. Использование статистических методов для повышения эффективности системы качества    
18. Экономическая эф­фективность системы качества. Планирование и учет затрат обеспечение качества   0[1]
19. Гарантированность внедрения системы    

 

Рассмотрим некоторые особенности СК ИСО 9000, наиболее трудные для восприятия и в то же время наиболее существенные для принятия решения о ее внедрении на отечественных предприятиях.

Нормы СК ИСО 9000 не проектировались[2], а создавались ситуационно, т.е. Технический комитет ИСО/ТК 176 от нескольких тысяч фирм, расположенных в разных странах, собирал информацию о том, в каких узлах производственно-хозяйственной системы имеются проблемы, влияющие на качество продукции. Естественно, что эти данные отражали специфику конкретных предприятий, уровень национальной экономики, другие факторы, привязанные к определенному периоду времени. Эта информация обрабатывалась, выделялись наиболее важные узлы процессов, которые и нормировались в СК ИСО 9000. Этим объясняется тот факт, что СК ИСО 9000 корректируется каждые пять лет. (Спроектированная же система, базирующаяся на определенном научном знании, изменяется вместе с эволюцией этого знания) Поэтому не следует искать теоретического обоснования тому факту, что, например, при анализе контракта (Элемент 4.3 ИСО 9001) нормируются только шесть точек этого процесса, хотя на практике их несколько десятков. По опыту именно в этих точках в настоящее время сконцентрированы основные проблемы, влияющие на качество продукции. Другими словами, СК ИСО 9000 - это прагматическая система качества, базирующаяся на опыте работы сотен тысяч фирм разных стран и на сегодняшний день наиболее признанная в мире [3]

СК ИСО 9000 требует обязательного участия в создании, внедрении и функционировании первого руководителя организации. Директор должен не просто подписать приказ о начале разработки и внедрении системы, но и принять ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за руководство ею. Это выглядит не совсем привычно для нас, т.к. предполагается, что после проведения необходимых консультаций с членами “команды”, директор на техническом Совете объявляет о своем решении, однозначно информирует руководителей и ведущих специалистов о своей роли в этой работе, возглавляет Совет по качеству, назначает своего уполномоченного - координатора и наблюдателя за ходом работ по созданию системы и, наконец, лично принимает участие в повышении квалификации руководства предприятия по указанным вопросам. Директор не может перепоручить эту работу одному из своих заместителей. Можно с уверенностью утверждать, что только на тех предприятиях, где первый руководитель понимает важность и глубину проблемы, работа будет идти.

Следующее требование связано политикой предприятия в области качества. В соответствии с элементом 4.1 стандарта ИСО 9001 руководство предприятия, несущее административную ответственность, должно определить и документально оформить политику, включая цели, принципы и свои обязательства в области качества. Политика в области качества должна быть согласована с организационными целями предприятия, ожиданиями и потребностями заказчиков. Руководство предприятия должно обеспечить понимание этой политики и ее поддержку персоналом. Важно подчеркнуть, что политика - это не набор лозунгов, а вполне конкретные ориентиры, степень достижения которых можно измерить и оценить. Существенным также является требование, состоящее в том, чтобы руководство предприятия определило и объявило собственные обязательства в области качества, т.е. требования не к персоналу, а требования к руководителям. Все дальнейшие шаги по созданию СК ИСО 9000 по существу являются работой, направленной на достижение целей, заявленных в политике в области качества.

Создание СК ИСО 9000 - это не разработка чего-то нового одинакового для всех, а приведение в соответствие с международными стандартами существующей на конкретного предприятия системы качества. Система "вырастает" в организации, и "вырастить" ее могут ТОЛЬКО сами работники этого предприятия. Бесполезно поручать разработку документов системы качества сторонним, пусть даже очень квалифицированным специалистам. "Работать" эти документы не будут. Такой же результат можно ожидать и в тех случаях, когда пытаются "привязать" готовые документы системы качества другой организации к собственным условиям. Мы убедились в этом на опыте консультирования нескольких десятков организаций.

При внедрении СК ИСО 9000 руководитель предприятия вынужден изменить свои взгляды на стимулирование работников за качество выпускаемой продукции: традиционное представление о том, что главное - установить бракоделов и примерно их наказать, не выдерживает критики. Многочисленные исследования зарубежных консультантов свидетельствуют о том, что более 80 процентов брака происходит именно по вине руководства предприятия и только менее 15 процентов - по вине исполнителей. Э. Деминг утверждает, что эти цифры в реальности составляют соответственно 95 и 5 процентов, но, по его мнению, более точные исследования позволят еще уменьшить последнюю цифру. Поэтому, когда на предприятии совершенствуют систему санкций за допущенные ошибки, это часто является проявлением стремления руководства переложить вину с "больной головы на здоровую". Ошибка (брак) в СК ИСО 9000 - это то, с чего начинается совершенствование системы качества, ошибка - это "бриллиант", который высвечивает руководству предприятия "узкое" место в технологическом процессе. Если выполнять требования системы качества, то необходимо выявить причины возникновения этой ошибки, выработать корректирующие мероприятия для ее устранения и добиться того, чтобы допущенная ошибка более не повторялась.

Важно обратить внимание на тот факт, что в СК ИСО 9000 гарантией качества продукции является не контроль, а управление процессом ее производства. Это особенно актуально для отечественных производителей, т.к. у нас традиционно считалось, что усиление контроля обеспечивает повышение качества продукции. Строго говоря, контроль вообще не улучшает качества продукции, т.к. с его помощью можно только ЗАФИКСИРОВАТЬ достигнутый уровень. Конечно, по результатам контроля продукцию можно переделать, но это будет уже другая работа и другая продукция. Присущая нам фетишизация контроля в проблеме качества не имеет убедительных аргументов. Напротив, усиление контроля не создает добавочной стоимости - ничего такого, что можно было бы предложить заказчику, т.е. продать; себестоимость продукции увеличивается, и соответственно снижается прибыль; "размывается" ответственность за качество продукции: ее несут "коллективно" все - и исполнители, и проверяющие, - а значит не несет никто. Информационное взаимодействие между исполнителями и контролерами затруднено (достаточно вспомнить длительный путь экспертных заключений от автора к исполнителю и обратный путь разъяснений и оправданий). При значительном объеме продукции армия контролеров часто превращается в самостоятельный институт со своими методиками, базами данных, компьютерными сетями, программами и т.п. Надежды на выборочный контроль, например, в строительстве не оправдываются: "пропускается" именно там, где тонко, что непременно и рвется. Надо иметь в виду, что качество, напри







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.