Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЯПОНИЯ РОССИЯ (потенциальные)





Уважение к старшим Развитое чувство справедливости

Принципы семейных Непривередливость, терпимость

отношений в коллективах Доверчивость (готовность

Тщательность и желание верить)

Образованность Новаторство

Инженерно-технические знания

Абмициозность, честолюбие

Мы также понимаем, что и внутри Европы культурные основы TQM могут быть весьма различны. В частности, автор наблюдал весьма разные подходы к менеджменту качества в Англии и Франции.

Так, если для англичан характерна элегантность и строго формальное следование правилам, то для французов — изящество и более свободное отношение к правилам системы. Иные качества у итальянцев, для которых главным может оказаться эстетическое чувство. Образно говоря, красота итальянских храмов ежедневно способствует развитию культуры TQM в этой стране, где люди тоже обеспокоены положением дел с качеством.

«Принципы и методы Всеобщего качества скоро станут определяющими факторами в способности Италии конкурировать с другими странами во многих областях. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы этот способ мышления приобрел национальный характер, чтобы все государственные учреждения были вовлечены в этот процесс — от начальных школ до университетов, от правительственных учреждений до промышленных предприятий и сферы услуг. Необходимо заин­тересовать экономистов, социологов, политиков и все население страны...»

Роберто Мирандола, президент фирмы Total Quality Management Master, Пиза

«Интерпретация развития взглядов на всеобщее качество, кажется мне убедительной, начинающейся от первоисточников, когда энциклопедисты, а затем Ф. Тейлор открыли роль человека в промышленном производстве. Когда я заинтересовался вопросом, то обнаружил слабые интерпретации необходимости всеобщего качества. Подход, основанный на неукоснительном соблюдении определенных правил при внедрении принципов Всеобщего качества, почти лишает необходимости общей перемены, лежащей в основе этих правил. По этой причине я решил не следовать общепринятой тенденции и рассматривать всеобщее качество в первую очередь как перемену отношения, мотивацию и уважение к персоналу, человеческим ресурсам, тщательно избегая слова «качество».

Джузеппе Цолла,

профессор экономики и промышленного менеджмента Неапольского университета им. Федерико II, Неаполь

Обратим внимание на глубокое замечание в отношении слабости подхода, основанного на соблюдении правил системы качества при необходимости общей перемены. Это особо следует иметь в виду при внедрении стандартных систем качества, например по ИСО 9001:1994.

Перечень качеств населения России — это предложение для построения соответствующих корпоративных культур на основе концепций Всеобщего качества. Главное препятствие, которое мы видим на пути к Всеобщему качеству в России, — это цинизм и низкий уровень морали и этики. Для преодоления этого препятствия потребуется не один год. Поначалу мы предлагаем опереться на эстетическое чувство людей.



Как отмечал в своей Нобелевской речи великий русский поэт, американский гражданин Иосиф Бродский: «Эстетика — предтеча этики». Эстетическое чувство — врожденное, этическое поведение — результат воспитания. Нужно опереться на чувство красивого — красивая продукция, красивый процесс, красивые цеха и т. п.

Например, на ОАО «Заволжский моторный завод» (г. Заволжье Нижегородской области) администрация уделяет эстетической стороне особое внимание. Одно из производств превратилось в мастерскую самодеятельного скульптора и художника, работника этого завода. Скульптуры, живописные надписи, раскрашенные стены и ограждения несомненно способствовали тому, что этот завод начал одним из первых машиностроительных предприятий строить свою корпоративную культуру на основе концепции Всеобщего качества.

Лидером ЗМЗ является генеральный директор Александр Михайлович Минеев, несомненно, человек с художественной натурой. Он раньше других понял, что заводу нужны и свой гимн, и свой флаг, и песни. Под его руководством с вовлечением многих сотрудников завода на предприятии была создана деловая философия.

Однако «красота — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра» (гениальная фраза Осипа Мандельштама).

Красота как качество, конечно же, имеет и хищную сторону — это наживка и крючок для потребителя-жертвы, но и сама красота как символ качества отражает главную справедливость мира, основанного на каче­стве: «Свой аппетит хищник-производитель может удовлетворить только как вознаграждение за удовольствие, доставленное жертве-потребителю». При этом оба остаются живы и даже процветают. В определенном смысле TQM преобразил хищную основу предпринимательства, придав ему благородство и гуманизм.

И еще один гений человечества (кстати, очень чтимый, читаемый и почитаемый японцами) Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасет мир».

Наверное, когда этика больна, то эстетика становится посохом для больного человечества. Отметим еще одно важнейшее высказывание Ф. М. Достоевского: «Великая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда его». При этом трудно удержаться от еще одной цитаты: «Вся история России — это борьба невежества с несправедливостью» (М. Жванецкий).

Заключение

История великих гуру качества показывает, что в этих людях счастли­во сочетались многие качества:

• талант предпринимателей и менеджеров;

• лидерство как способ жизни;

• высокая культура и прекрасная образованность;

• большой личный практический опыт;

• верность идеям Всеобщего качества;

• гуманизм и чувство справедливости;

• умение выступать и излагать свои мысли в простой и доступной
форме.

И главное, они умели предвидеть основные направления развития экономики мира во второй половине XX в. и, возможно, в начале XXI в.

В России (СССР) были и есть блестящие ученые и специалисты, отдавшие немалую часть своей жизни вопросам качества. Среди них: Т. Ф. Сейфи, Б. А. Дубовиков, Я. Б. Шор, Л. М. Сорин, Б. В. Гнеденко, В. Гличев, Б. В. Бойцов, Ю. П. Адлер, Ю. Т. Рубаник, И. 3. Аронов, Г. Г. Азгальдов, А. М.Бендерский, В. Г.Версан, И. И. Чайка, В. Е. Швец,B.В. Окрепилов и многие другие.

Однако, на взгляд автора, никто из них, кроме Т. Ф. Сейфи, не поднялся до уровня «гуру». Беда их в том, что они пытались решать проблемы качества в экономике, для которой само качество было противоестественно.

Тенденции бескачественности сохраняют инерцию и в постсоветское время. Однако мощный голос будущего уже слышится, и экономика России начинает поворачиваться к качеству, а значит, скоро ей понадобятся и свои гуру. Вопрос в том, сумеет ли Россия полюбить, поддержать и признать их при жизни.

 

Задание на самостоятельную работу

  1. Каковы основные различия в концепциях Деминга и Кросби? (14 принципов Деминга и Кросби)
  2. Выделите общие критерии для всех концепций.
  3. Какая концепция, (Кросби или Деминга) на Ваш взгляд, наиболее реализуема на российских предприятиях с точки зрения краеугольных камней российской культуры менеджмента?

 

Оформить ответы на вопросы в печатном виде.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.