Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие товара, стоимости и цены.





В экономической науке различают категории «благо» и «товар».

Блага бывают: экономические, неэкономические, вещественные и услуги.

Вещественные блага созданные природой или являются результатом производства. Услуги – эти блага воздействуют на способности к развитию человека. Экономические блага характеризуются ограниченностью (их меньше, чем потребность в них). Неэкономические блага получаются бесплатно, и их количество достаточно для удовлетворения потребностей.

Специфической формой экономического блага являются товар.

Товар
/ \
Потребительская стоимость Стоимость
| |
Способность удовлетворения потребностей Способность к обмену
| |
Товары различаются Товары сопоставляются

Основные концепции экономистов по вопросу стоимости товара появились в 18-19 вв. Различают 3 подхода к определению стоимости. Первый подход основан на теории трудовой стоимости, предложенной Смитом, Риккардо и Марксом. Стоимость – это воплощенный в товаре общественный труд, который характеризуется общественно-необходимыми затратами. Если индивидуальные затраты больше общественно-необходимых затрат, производитель терпит убытки.

Второй подход (школа маржиналистов) – использовали категории предельной полезности для определения ценности блага.

Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность, определяет цену товара. При таком подходе преобладает субъективная оценка ценности блага.

Третий подход был предложен А.Маршаллом. При определении цен он рассматривал два фактора: спрос (субъективная оценка) и предложение (издержки производства). Рыночная цена является результатом взаимодействия спроса и предложения. Третий подход представляет собой синтез первого и второго.

Цена – денежное выражение стоимости товара, результат взаимодействия спроса и предложения.


Рыночный механизм.

В процессе реализации функции рынка, осуществляется его саморегуляция. Основными элементами саморегуляции рынка являются: цена, спрос, предложение, конкуренция. С их помощью рынок постоянно отвечает на вопросы: что производить, сколько, и по какой цене.

Рыночный механизм – саморегуляция рынка через взаимодействие цен, спроса, предложения и конкуренции. РМ позволяет удолетворять только те потребности, которые обеспечиваются деньгами.

Спрос – платежеспособная потребность.

Между ценой и спросом существует причинно-следственная связь (цена падает – спрос растет).

Закон спроса – взаимосвязь между спросом и ценой.

Цена спроса – максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за товар.

 

Если цена увеличилась с P1 до P2, спрос уменьшился с Q1 до Q1 (изменение объема спроса). Если спрос меняется не под воздействием цены, а, например, из-за изменения числа покупателей, роста доходов, роста цен на товары-заменители, происходит сдвиг кривой спроса.

Закон предложения устанавливает зависимость между ценой и предложением (цена растет, растет и предложение).

 

Предложение – количество товаров, которое производитель готов продать.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец готов продать товар.

При внеценовом изменении предложения происходит сдвиг кривой предложения (изменение цен на ресурсы, новые технологии, налоги).

 

 

Сопернечество между фирмами за более выгодные условия производства и сбыта – конкуренция – стимулирует рост производительности труда, внедрение новых технологий.

Взаимодействие элементов рыночного механизма приводит к состоянию равновесия.

 

 

E0 – точка равновесия. P0 – равновесная цена. Q0 – равновесная для выпуска товара. а – излишек потребителя, б – излишек производителя.

Рассмотрим влияние мировой цены: Если P1 – мировая цена – ниже P0, то излишек потребителей увеличится, а производители будут вынуждены сократить производство с Q0 до Q1. Интервал Q1-Q2 – зона импорта.


20. Эластичность спроса.

Законы спроса и предложения выражают качественную зависимость между ценой, с одной стороны, и спросом и предложением с другой. Для оценки количественной зависимости между изменением спроса и цены вводится категория эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене - показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены на 1%.

Различают эластичный спрос >1 – когда 1%-ное изменение цены приводит к большему изменению спроса; неэластичный спрос 0< <1, и единичную эластичность =1 – изменение цены приводит к такому же изменению спроса (увеличение цены не влияет на доход). Совершенно эластичный спрос - принимает любые значения при постоянной цене. Совершенно неэластичный спрос - спрос постоянный при изменении цены.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие множества товаров-заменителей. Спрос будет эластичным (при повышении цены на кекс можно переключиться на булочки).

2. Удельный вес товара по цене в бюджете потребителя (чем дороже товар, тем более эластичный спрос).

3. Фактор времени (за короткий срок трудно отказаться от своих привычек (спрос неэластичен) со временем, если цена на электроэнергию растет, то можно меньше пользоваться электроприборами, или покупать менее энергоемкую технику).

В США эластичность спроса на авто – 1,87; на хлеб – 0,15; на электричество – 0,13; одежда и обувь – 0,2.

 

21. Эластичность предложения.

Аналогично с эластичностью предложения:

- показывает, на сколько изменится предложение при изменении цены на 1%.

Различают эластичное предложение >1 – когда 1%-ное изменение цены приводит к большему изменению предложения; неэластичный спрос 0< <1, и единичную эластичность =1 – изменение цены приводит к такому же изменению предложения. Совершенно эластичное предложение - принимает любые значения при постоянной цене. Совершенно эластичное предложение - предложение постоянное при изменении цены.

На эластичность предложения, в большей мере, чем на спрос, влияет фактор времени. Выделяют 3 периода: мгновенный (S1), кратковременный (S2) и долгосрочный (S3). S1 – неэластичное предложение уже произведенного товара. S2 – производство реагирует на изменение цены. S3 – заменив оборудование, можно отказаться от производства одних товаров в пользу других. Также в долгосрочном периоде входят другие производители (эластичность максимальна).


 

22. Рационалистическая и эволюционная концепции денег.

Существует 2 концепции возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Первую концепцию впервые предложил Аристотель. По его мнению деньги – это результат соглашения между людьми. Ее разделяли Самуэльсон и Гелбрейт. Согласно второй концепции, деньги – продукт развития товарного производства и обмена. Нарис выделил 4 формы стоимости:

1. (простая, единичная, случайная). Товар B является формой стоимости товара A.

2. Полная (развернутая).

3. Всеобщая форма.

4. Денежная. Деньги – это товар, потребительская стоимость которого сисотоит в том, чтобы быть всеобщим эквивалентом, выражать стоимость других товаров. Деньги по сравнению с другими товарами имеют наибольшею способность к обмену.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.