Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Власть как социальный феномен: основные характеристики, виды, ресурсы и основания власти.





Власть - возможности использования определенных средств;

-особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;

-особый вид отношений между управляющим и управляемым;

-возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда и т.д.).

Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;

основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;

субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;

объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;

функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;

Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д

Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д

     

Социологический опрос: разновидности и их особенности.

Сравнительное описание способов проведения социологических опросов.

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:
Face-to-face опросы (личные опросы):
-опрос по месту жительства (квартирный опрос),
-уличный (в т.ч. магазинный) опрос,
-опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),
Дистанционные опросы:
-телефонный опрос,
-интернет-опрос (Принять участие в онлайн-опросе),
-анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).

Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования:
1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования);
2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов;
3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).
Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований:
1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы);
2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам;
3) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать
Типы вопросов анкеты: 1) открытые (с вариантами ответов) 2) закрытые (без вариантов ответов)

Билет18

Русская социология начала XX в.

Основные отличия российской социологии XX века от социологии XIX века — социологические работы XX века носят менее философский и общий характер; — методы исследования менее спекулятивны; — падает популярность таких школ, как “экономическое объяснение истории” и “субъективная социология”; — увеличивается многообразие течений, ибо наряду со старыми появляются новые лидеры и школы, которых не было раньше.

Основные социологические школы XX века

Марксистская школа; В конце XIX века представителями этой школы было выпущено несколько значительных работ, как например: Г. Плеханов “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”; М. Туган-Барановский “Промышленные кризисы”; П. Струве “Судьба капитализма в России” и др. В XX веке творческая мощь ее стала снижаться

Русская субъективная социология. Этой школой, которая очень близка к психологической социологии Л. Уорда, в XIX веке были получены плодотворные результаты. “Социальные антагонизмы” Ю. Делевского и “Очерки мировоззрения” Н. К. Михайловского, “Теория разделения труда как основа научной социологии” Е. Колосова.

Психологическая социология Петражицкого. “Психологическая социология” в духе Г. Тарда, Л. Уорда, Ч. Кули, Ф. Гиддингса или социологических принципов Э. Росса и Ч. Эллвуда представлена работами Е. де Роберти, Н. Михайловского, П. Лаврова, Н. Кареева, В. Лесевича, В. Чернова и многих других исследователей XIX века.

Русская бихевиористская школа. Как известно, современный бихевиоризм в психологии появился в России в работах И. Павлова, отчасти, В. Бехтерева и учеников Павлова (Н. Болдырева, Г. Зеленого, В. Ленца и др.).

Социологизация” юриспруденции, политической науки и экономики. Анализ проблем в этих науках становился все более социологическим. В них рассматривались фундаментальные проблемы социологии. К таким работам можно отнести “Общие проблемы гражданского права” И. Покровского,

Социологическая методология. В области методологии социальных наук было также опубликовано много серьезных работ. Особую ценность среди них имеют “Методология истории” А. Лаппо-Данилевског

Научные труды по общей социологии. В этой области самая крупная — это “Социология” М. Ковалевского в двух томах (1910 г.) и его же “Современные социологи” (1905)

Социальные роли и личности: понятие и структура. Социальный статус: понятие и виды.

Понятие «социальный статус» это ранг и позиция индивида в группе, его взаимоотношения с другими индивидами; это совокупность прав, привилегий, обязанностей, которые связаны с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Виды социальных статусов: предписанный (прирожденный) человеку обществом или группой, в которой он живет: национальность, место рождения, социальное происхождение; регламентируется обрядом, показывающим переход в другой социальный статус (например, свадебный обряд: переход человека из статуса холостяка в статус женатого);

достигаемый (приобретаемый) человеком статус, благодаря собственным усилиям, возможностям за определяемый промежуток времени: профессия, образование (т.е., связанный с активностью субъекта по его обретению), например: рабочий предприятия стал директором – статус руководителя;

личный - определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений, в зависимости от признания его личных качеств (особенно в малой группе);







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.