Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране прошло сложный путь.





Система образования как социокультурный институт: функции, современные задачи, проблемы функционирования и развития.

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

- Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

- Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты.

- Другая парадигма современного образования - научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания.

- Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образования.

- Обозначились тенденции: уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - их средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы с пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж.

- Среди социологических проблем образования сейчас все больше обозначается проблема сохранения здоровья учащихся и студентов.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование - социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции.

Использование результатов социологического исследования в управленческой деятельности.

Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для их широкого применения в практике управленческой деятельности. Происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складываться диная количественнокачественная оценка ключевых сторон изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть «развязаны». Более детальное обоснование эти средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.



Цель использования результатов социологических исследований продиктована поиском пути и форм решения социальной проблемы.

Информационная база и характер использования результатов исследования в менеджмент.

Это, по сути дела, банк социологических данных, весь тот материал, который удалось получить в процессе его проведения. Сюда входят табуляграммы, выданные ЭВМ, все выводы и рекомендации, сделанные на основе анализа собранной социологической информации, и получившие отражение в отчете об итогах исследования и аналитической справке.

Таким образом, какими бы важными, интересными и далеко идущими ни были полученные в ходе исследования выводы и рекомендации, всё же первоосновой, фундаментом в изучении и решении тех или иных проблем управленческой деятельности при помощи социологических исследований является содержание самой этой деятельности.

Характер использования результатов социологических исследований в менеджменте вытекает из специфики управленческой деятельности. Эта работа, как известно, носит системный характер. Она опирается: на анализ управленческой деятельности; ее планирование; прогнозирование процессов; контроль и учет; работу с кадрами; обобщение опыта работы; координацию деятельности структурных подразделении.

Направленность и формы использования социологических данных. Практическое использование результатов исследований предполагает их непосредственное включение в управленческий процесс на его различных участках и направлениях.

Оформление результатов исследования. Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка), содержащие информацию, выводы и рекомендации, в опоре на которые в последующем принимаются управленческие решении.

Билет 24

Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П.Блоиз).

Теория социального обмена (Social-exchange theory) . Теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить "вознаграждение" и уменьшить "затраты".

Дж. Хоманс

Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс . Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию (в том варианте как ее разработал Б.Скиннер). Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными. Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

С точки зрения Хоманса, центральной проблемой социологии является социальный обмен, являющийся главной осью социальной жизни вообще. В рамках такой исследовательской перспективы считается, что на основе обмена можно объяснить все социальные явления.

П.Блау

Блао - Авторитетный специалист по формальным бюрократическим организациям.

2 главные задачи, которые попытался решить Блао:

· Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.

· Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

-Межличностный обмен

-Дифференциация статуса и власти

-Легитимация и организация

- Организация и изменение

Блао выделяет 4 типа ценностей:

· Партикуляристские. Солидарность и интеграции, регулирует обмен внутри системы.

· Универсалистские. Расширение сферы обменов.

· Легитимирущие господство.

· Оппозиционные или революционные. Позволяют по-новому организовать действия системы.

Наука и общество. Социальные проблемы организации науки в современной России.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.