Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Юридические санкции за нарушение налогового законодательства





В качестве меры ответственности за налоговые право­нарушения п. 1 ст. 114 НК РФ называет налоговую санк­цию, которая устанавливается и применяется только в форме штрафа. Иначе говоря, на уровне Кодекса решен теоретический спор о соотношении меры ответственности и санкции.

1 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Вос­точно-Сибирского округа от 14 ноября 2000 г. Дело № ФЗЗ-6421/ 00-СЗ // Долженко А. Н., Резников В. Б., Хохлова Н. Н. Судебная практика по налоговым спорам. С. 167—168.

2 Далее — постановление № 41/9.

Глава 9. Правовое регулирование ответственности

С другой стороны, НК РФ строго очерчивает форму налоговой санкции — штраф. Налоговое правонарушение в отличие от административных правонарушений не мо­жет повлечь применения таких мер ответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и т. д. Некоторые ученые предлагают расширить перечень форм налоговой ответственности.

Штраф представляет собой денежное взыскание в до­ход государства, назначаемое в пределах, предусмотрен­ных НК РФ. Размер штрафа зависит от конкретного вида налогового правонарушения, а по некоторым видам пра­вонарушений — от размера ущерба, который понес бюд­жет в результате совершения лицом, привлекаемым к от­ветственности, противоправного деяния. Размеры штрафа определены статьями Кодекса в твердой сумме (например, в ст. 126 — 50 руб., в ст. 116 — 5000 руб.), либо в процен­тах от определенной величины (в ст. 122 — от неуплачен­ной суммы налога, в ст. 117 — от доходов, полученных за время уклонения налогоплательщика от постановки на налоговый учет). В любом случае применяемый за налого­вое правонарушение штраф носит денежный характер.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщи­ков только в судебном порядке. Когда санкция не уплачи­вается добровольно, то применяется судебный порядок взыскания. Однако при этом исключается взыскание сан­кций в бесспорном порядке путем списания денежных средств (штрафа) налоговым органом.

При вынесении судебного решения суды учитывают сле­дующие обстоятельства. Во-первых, налоговая ответствен­ность может быть уменьшена или увеличена при наличии соответственно смягчающих либо отягчающих обстоятельств. Так, отягчающее обстоятельство (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответствен­ности за аналогичное правонарушение) — основание для увеличения штрафа на 100% от размера санкции, предус­мотренной соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.

Во-вторых, при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений, налоговые санкции взыски-

§ 5. Юридические санкции за нарушение законодательства 301

ваются за каждое правонарушение в отдельности, без по­глощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ). Например, упрощенно говоря, налогопла­тельщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых пери-I одов, за что установлен штраф в размере 15 тыс. руб. Поскольку более строгая санкция 15 тыс. руб. не поглощает менее | строгую— 5000 руб., в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 тыс. руб.



В-третьих, согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за соверше­ние одного и того же налогового правонарушения, поэто­му нельзя говорить о совокупности правонарушений, а значит, и о сложении санкций, когда действия или без­действие субъекта хотя и подпадают под признаки разных правовых норм, но одна из них охватывает правонаруше­ние полностью, а все другие — лишь отдельные его части. В этом случае к лицу может быть применена только одна мера ответственности.

Ответственность за налоговые правонарушения носит карательный характер. Меры ответственности, предусмот­ренные Налоговым кодексом, выходят за рамки налогово­го обязательства как такового (на это неоднократно обра­щалось внимание Конституционным Судом РФ1). Суммы штрафов уплачиваются правонарушителем помимо пере­числения в бюджет суммы недоимки, а также пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога.

Применяются слеудющие порядок и срок давности взыс­кания налоговых санкций. Налоговый кодекс РФ (п. 7 ст. 114) устанавливает, что налоговые санкции могут быть

1 См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. № 2002-0 «По жалобе унитарного государствен­ного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управле­ние № 7» на нарушение конституционных прав и свобод поло­жениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2003. № 1.

т

Глава 9. Правовое регулирование ответственности

взысканы с налогоплательщиков и иных лиц только в су­дебном порядке. После вынесения решения о привлече­нии лица к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В Кодексе отсутствуют положения о конкретной форме направляемого требования об уплате налоговых сан­кций. На практике предложение налогового органа о доб­ровольной уплате налоговой санкции излагается как в от­дельном документе, так и в решении о привлечении к от­ветственности за налоговое правонарушение.

Когда привлекаемое к ответственности лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или про­пустило срок уплаты, указанный в требовании, налого­вый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физи­ческого лица, не являющегося индивидуальным предпри­нимателем, — в суд общей юрисдикции. К заявлению дол­жно быть приложено решение налогового органа и другие материалы дела о налоговом правонарушении.

Решение о привлечении к ответственности за наруше­ние налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций. Пункт 1 ст. 115 НК РФ устанавливает срок давности взыскания налоговых санк­ций, т. е. срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой сан­кции. Этот срок не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составле­ния соответствующего акта1.

1 Возникает вопрос: что понимать под «соответствующим ак­том»? Обычно на практике понимается акт выездной налоговой проверки. Что касается камеральной проверки, то в соответствии со ст. 88 НК РФ единственным полномочием налогового органа в случае обнаружения в рамках камеральной проверки факта не-

§ 5. Юридические санкции за нарушение законодательства 303

Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки. Данное правило призвано стимулировать налоговые органы не за­тягивать принятие решения по фактам, отраженным в акте проверки.

Указанный срок является пресекательным, т. е. не под­лежащим восстановлению. При рассмотрении дел о взыс­кании санкций за налоговое правонарушение суд проверя­ет, не истек ли срок для обращения налогового органа в суд, и в случае его пропуска отказывает в удовлетворении требований о взыскании налоговых санкций (п. 20 упомя­нутого выше постановления № 41/9). Об этом же свиде­тельствует судебная практика1.

Одна из возможных ошибок налоговых органов — про­пуск срока для предъявления заявления в суд ввиду того, что они ошибочно полагают, что срок составления соот­ветствующего акта проверки определяется с момента его регистрации в налоговой инспекции. Однако в соответствии с п. 1.10.2 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законода­тельства о налогах и сборах»2 под датой акта проверки

правильного исчисления соответствующих платежей является вынесение требования об уплате доначисленных налогов и пе­ней. Хотя налоговые органы, а нередко и суды различных ин­станций считают, что в отсутствие указания на порядок оформ­ления результатов камеральной проверки в случае установления налогового правонарушения действует общий порядок, предус­мотренный ст. 100 и 101 НК РФ (см.: Холодный В. Камеральные налоговые проверки // Бизнес-адвокат. 2001. № 14). Арбитраж­ные суды взыскивают налоговые санкции по результатам каме­ральных проверок со ссылкой на то, что отсутствие у истца акта камеральной проверки не препятствует применению к налого­плательщику мер налоговой ответственности.

1 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2000 г. Дело № А56-910700 // Долженко А. П., Резников В. Б., Хохлова Н. Н. Судебная практи­ка по налоговым спорам. С. 219—222.

2 БНА РФ. 2000. № 26.

Глава 9. Правовое регулирование ответственности

понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку. В свою очередь, судебная практика придержи­вается мнения, что датой составления акта проверки слу­жит дата, указанная в самом акте.

И еще один момент. В соответствии с п. 2 ст. 115 НК РФ при отказе в возбуждении или прекращении уголовно­го дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбужде­нии или прекращении уголовного дела. Надо помнить, что по смыслу данной статьи (исходя из буквального толкова­ния) речь идет о случаях, когда уголовное дело возбужде­но до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесения решения, но до истечения срока давности взыс­кания санкций. В этих случаях налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать сан­кции. Ситуация принципиально меняется, когда уголов­ное дело возбуждается уже после истечения шестимесяч­ного срока взыскания санкций. Прекращение такого дела не означает, что срок взыскания санкций начинают ис­числять заново. Пропущенный срок уже лишил налого­вый орган права взыскать санкции.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел (в случаях, когда уголовное дело прекращено) не продолжение исчисления срока, а отсчет срока заново.

Процедуры, предусмотренные уголовным процессуаль­ным законодательством, не влияют на привлечение к на­логовой ответственности организации. Так как уголовное дело может быть возбуждено только в отношении физи­ческого лица, не имеется объективных препятствий для одновременного привлечения организации к ответствен­ности за налоговое правонарушение, а ее должностных лиц к уголовной ответственности. Решение вопроса о возбуж­дении уголовного дела в отношении должностных лиц орга­низации-правонарушителя, думается, не препятствует об­ращению налогового органа в арбитражный суд с заяв­лением о взыскании налоговой санкции с предприятия в установленный ст. 115 НК РФ шестимесячный срок со дня обнаружения налогового правонарушения или составления соответствующего акта.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.