Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие юридической техники, ее виды.





 

Юридическая техника — это система правил, средств, приемов и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Объект юридической техники – текст нормативного документа.

Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых актов.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1. Законодательная правотворческая техника — это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов.

Имеет две основные цели:

1) регулировать общественные отношения;

2) сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы.

2. Техника систематизации нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы по следующим признакам:

1) по форме предложения, в котором выражена норма;

2) по степени обобщенности:

а) абстрактный способ изложения;

б) казуистический способ изложения;

3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный способы).

3. Техника учета нормативно-правовых актов.

В настоящее время применяются три способа учета:

1) журнальный учет;

2) картотечный учет;

3) учет с помощью ЭВМ.

4. Техника индивидуальных правоприменительных актов. Юридических документов индивидуального характера огромное количество. Поэтому, чтобы не запутаться в них, необходимо применять к ним приемы унификации и стандартизации, что достигается путем установления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов.

В документах определяется их структура и реквизиты. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры общества.

Все это достигается с помощью технических средств. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т. п.

При составлении документа необходимо придерживаться установленных технических правил. К техническим правилам относят:

— ясность, четкость и простоту языка правовых актов;

— сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности — с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

— последовательность и логика в изложении юридической информации;

- отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в самом нормативно-правовом акте, так и во всей системе законодательства;

- простота в применении и понимании терминов, недопустимость использования многозначных, нечетких, эмоционально насыщенных понятий;

- отказ от словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов;

— взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Исполнение технических правил осуществляется техническими приемами. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т. п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т. д.).

 

Понятие и виды правовых актов.

 

Правовые акты – одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного государственного субъекта, направленное на возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки правовых актов:

- выражены в словесном, документальном виде;

- носят волевой характер;

- вызывают строго определенные юридические последствия;

- являются средством достижения определенных целей;

- имеют свои функции;

- гарантированы государством;

- влекут принуждение в случае неисполнения;

- обладают известной юридической силой.

Виды правовых актов:

1.Нормативные правовые акты - акты правотворчества, содержащие нормы права. С их помощью устанавливаются, изменяются или прекращают свое действие юридические правила. Это своего рода "резервуары", где содержатся правовые правила.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.

Акты применения права.

Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.

К общим чертам относятся:

- и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление;

- и те и другие акты обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением; имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.

Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем:

- правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт - общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения;

- нормативный правовой акт является источником права, а правоприменительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действующих норм права и служит средством перевода общеобязательных установлений государства в сферу конкретных жизненных случаев;

- нормативный правовой акт распространяет свое действие на неопределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий;

- правоприменительный акт характеризуется однократным действием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации;

- нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администрации предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называемое конклюдентное действие, например жест регулировщика дорожного движения;

- решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.

Интерпретационные акты

Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", постановления Конституционного Суда - в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

- закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

- представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;

- имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

- принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

- носят властный, обязательный характер;

- обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия (например, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений);

- вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

- являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

- по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.