Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию





Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен

Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

Экономические функции цены

Что такое функция цены?

Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

 

Можно выделить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Что представляют собой принципы ценообразования?

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

  • научность обоснования цен;
  • целевая направленность цен;
  • непрерывность процесса ценообразования;
  • единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

 

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

Различают два вида контроля:

  1. Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
  2. Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит сущность двух противоположных теорий цены?
  2. Каковы место и роль цены в рыночной экономике?
  3. В чем выражаются принципиальные отличия формирования цен в условиях рынка и в плановой экономике?
  4. Охарактеризуйте стратегический и тактический факторы формирования динамики цен?
  5. Расскажите о свободных (договорных) ценах и перечислите условия, необходимые для нормального перехода к этим ценам.
  6. Дайте определение функции цены, перечислите их и назовите те из них, которые наиболее адекватны рыночной экономике.
  7. Определите, что такое методология ценообразования, и охарактеризуйте ее составные элементы.

Тема 2
Классификация цен и их система

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.

Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции до 10% по основным продуктам питания.

С либерализацией цен в результате отрыва их от сложившегося уровня издержек производства и обращения, при постоянном снижении объемов производства в натуральном выражении НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимости. НДС продолжает оставаться ценовой надбавкой.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте характеристику основных видов цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения.
  2. Перечислите элементы оптовой (отпускной) цены предприятия, оптовой цены промышленности, закупочной и розничной цены и дайте определение состава и структуры цены.
  3. Охарактеризуйте цену потребления, покажите, чем она отличается от продажной (рыночной) цены.
  4. Назовите виды цен в зависимости от территории их действия.
  5. Расскажите о видах цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.
  6. Назовите виды цен по степени их свободы от воздействия государства и дайте им характеристику.
  7. Охарактеризуйте виды цен на новые товары.
  8. Перечислите виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, и дайте им характеристику.
  9. Дайте характеристику экспортных и импортных цен.
  10. Что такое система цен и каковы ее признаки?
  11. Какие причины вызывают взаимосвязь и взаимозависимость различных видов (блоков) цен?

Приложения

Потребительские ожидания

Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообразия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса.

Количество покупателей

Следует отметить, что этот фактор воздействует на рыночный спрос, в то время как первые четыре фактора воздействуют на индивидуальный спрос.

Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.

Факторы спроса в полиграфии. У полиграфии существует две основные функции – коммуникативная функция и оформление. На данный момент, не остается сомнений в снижении коммуникативной функции полиграфии в пользу цифровых технологий (не имею в виду цифровую печать). Есть уверенность, что в России данная функция полиграфии будет снижаться большими темпами. Быстрее чем в Европе или северной Америке. Период «полураспада» спроса на полиграфическую продукцию, выполняющую коммуникационную функцию, по моему мнению, будет около 5-7 лет. Для полиграфических предприятий, специализирующихся на такой продукции, наступают трудные времена. Работы становится меньше, конкуренция увеличивается. Себестоимость возрастает, а цены падают.

Вопросы для самопроверки

  1. Сформулируйте закон спроса.
  2. Какие факторы влияют на изменение спроса?
  3. Объясните понятия «изменение в спросе» и «изменение объема спроса».
  4. Сформулируйте закон предложения.
  5. Назовите неценовые факторы, воздействующие на изменение предложения.
  6. Что показывает равновесная (рыночная) цена?
  7. Дайте определение понятию эластичность.
  8. Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?
  9. Как ценовая эластичность влияет на общую выручку фирмы?
  10. Назовите факторы, воздействующие на цены.
  11. Охарактеризуйте влияние финансово-кредитной сферы на уровень и динамику цен.
  12. Какое влияние оказывают потребители товаров на принятие фирмой ценовых решений?
  13. В чем сущность горизонтального и вертикального фиксирования цен?
  14. Рассмотрите влияние конкуренции на уровень цен.
  15. Охарактеризуйте среду, цены в которой контролируются рынком, фирмой, правительством.

Тема 4
Структуры рынка и ценообразования

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятию структуры рынка. В чем состоят ее характерные черты?
  2. В чем заключаются основы конкуренции?
  3. Назовите основные типы рынков.
  4. Дайте характеристику совершенной конкуренции.
  5. Сформулируйте основные характерные черты монополистической конкуренции.
  6. В чем проявляется олигополия?
  7. Охарактеризуйте рынок чистой монополии.
  8. Какие этапы включает процесс ценообразования?
  9. Какие цели ценовой политики может ставить перед собой фирма? Кратко охарактеризуйте их.
  10. Какие методы установления цен используют фирмы в своей деятельности?
  11. Какую роль играет ценовая информация в принятии решений по ценам?
  12. В чем различие понятий «данные» и «информация»?
  13. Что должна знать фирма, собирая информацию по ценам?
  14. Что фирма должна знать о рынке и товаре?
  15. Что включает в себя информация о конкурентах?
  16. Какая информация о производстве, затратах, выручке и прибыли необходима для установления цен?

Тема 5
Ценовая политика

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы стратегические аспекты ценовой политики фирмы?
  2. В чем состоит содержание тактических аспектов ценовой политики фирмы?
  3. Какие формы ценовой политики фирмы вы можете назвать?
  4. Расскажите о трех основных методиках определения цены.
  5. Дайте характеристику ценообразования в рамках товарной номенклатуры.
  6. В чем выражается определение цен по географическому принципу?
  7. Как устанавливаются цены со скидками и зачетами?
  8. В чем состоит экономический смысл установления дискриминационных цен?
  9. Расскажите о содержании инициативного изменения цен.

Тема 6
Издержки и их роль в формировании цен

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит цель рыночного анализа издержек?
  2. Что такое бухгалтерские издержки?
  3. Что включают в себя предпринимательские издержки?
  4. Дайте определение вмененным издержкам.
  5. Приведите примеры явных и неявных издержек.
  6. Какими издержками (невозвратными или предотвратимыми) пренебрегают при принятии управленческих решений?
  7. Охарактеризуйте постоянные издержки.
  8. Что такое переменные издержки?
  9. В чем состоит практическая ценность деления издержек на постоянные и переменные?
  10. Дайте определение совокупных издержек.
  11. Что такое предельные (маржинальные) издержки?
  12. Охарактеризуйте средние издержки. Покажите их практическую значимость.
  13. Изложите сущность CVP-анализа.
  14. Что представляет собой критическая точка производства?
  15. Какими методами можно рассчитывать точку безубыточности?
  16. Какие важные закономерности следуют из анализа критической точки?
  17. В чем сущность метода полных издержек? Рассмотрите преимущества и недостатки этого метода.
  18. Чем отличается метод нормативных затрат от метода полных издержек?
  19. В чем заключается суть метода сокращенных затрат?

Тема 7
Риск в ценообразовании и страхование цен

Сущность риска

В имеющейся литературе неоднозначно трактуется понятие риска, его элементов и черт. В результате дискуссий в экономической науке сложились, в основном, две теории риска: классическая и неоклассическая.

Классическая теория, виднейшими представителями которой являются Миль и Сениор, при исследовании предпринимательской прибыли различают в структуре предпринимательского дохода две составляющие: а) процент как доля на вложенный капитал, б) плата за риск как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно этой теории, риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации того или иного решения. С экономической точки зрения, риск в этой теории – ничто иное, как возможный материальный ущерб, который может быть нанесен выполнением того или иного решения.

Такое толкование риска является односторонним. Оно повлекло за собой разработку другой теории, которая была названа неоклассической. Эта теория возникла в 20–30-е годы нынешнего столетия в Англии и Франции. Ее представителями являются ученые Найт, Маршалл (Англия) и Пигу (Франция).

Эта теория основана на следующих положениях: предприятие (или фирма), которое работает в условиях неопределенности и прибыль которого является случайной переменной величиной, должно руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: размером ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний.

Согласно этой теории, поведение предпринимателя обусловливается концепцией так называемой предельной полезности. Это означает, что если нужно выбрать один из двух вариантов инвестирования капитала, дающего одинаковую предпринимательскую прибыль, то следует выбирать тот из вариантов, в котором колебания прибыли будут меньшими.

Из этой теории риска следует, что верная прибыль всегда имеет большую полезность, чем прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями.

В настоящее время в своем первоначальном виде ни одна из этих теорий не используется. Наиболее признаваемой является неоклассическая теория риска, но с определенными дополнениями, внесенными в нее Кейнсом, который:

  1. впервые систематизировал существовавшие теории риска и дал подробную классификацию предпринимательских рисков;
  2. дополнил неоклассическую теорию фактором «удовольствия», который состоит в том, что предприниматель в ожидании большей прибыли скорее всего пойдет на больший риск.

В экономической литературе риск рассматривается с точки зрения возможного материального ущерба, связанного с реализацией хозяйственных, организационных, технических решений, с авариями, стихийными бедствиями, банкротством, уменьшением ценности акций, денежной единицы и т.д., а также – с точки зрения принятия решений, связанных с извлечением прибыли или дохода.

Существуют два противоположных взгляда на природу риска. Во-первых, риск понимается как неудача, опасность материальных и финансовых потерь, которые могут наступить в результате реализации выбранного решения. Во-вторых, риск отождествляется с предполагаемой удачей и извлечением прибыли.

Впервые наиболее общее определение риска дал Найт: риск – это образ действий в неясной, неопределенной обстановке.

Риск – это ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный исход и неблагоприятные последствия в случае неуспеха.

Эти определения в большей мере относятся к понятию риск в целом. Об экономическом же риске следует говорить как о процессе принятия решений в условиях неопределенности с учетом как экономических, так и политических, нравственных, психологических и других последствий, главным образом неблагоприятных.

Ситуации рискаситуации, которые не имеют однозначного исхода или решения, но обязательно требуют выбора одного из нескольких вариантов.

Экономический рискэто деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеются возможности оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонений от них по всем рассматриваемым вариантам.

В процессе хозяйственной деятельности при принятии решений следует: 1) учитывать степень вероятности достижения нужного результата и вероятность отклонения от него; 2) пытаться выявлять возможности реализации своих решений, чтобы предотвращать неблагоприятные последствия.

Различают две функции рискастимулирующую, защитную. Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый аспект проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль своеобразного катализатора, особенно при принятии инновационных инвестиционных решений. Второй аспект проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюра – разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.

Защитная функция также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой.

Содержание первого аспекта состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых, резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска. Впервые нечто похожее было в уголовном законодательстве СССР и союзных республик, где предусматривалось понятие хозяйственного и профессионального рисков и регламентировалось освобождение от уголовной ответственности в связи с ними.

В российском законодательстве не содержится информации об экономическом риске. В результате представление об ответственности несколько размыто в случаях, когда отрицательные последствия происходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с другой – вследствие некомпетентности хозяйственного руководителя.

Оценка риска. Процесс оценки риска включает в себя три этапа:

  1. выявление возможных вариантов решения проблемы;
  2. определение возможных экономических, политических, моральных и других последствий, главным образом негативных, которые могут наступить в результате реализации решения;
  3. интегральная сторона риска, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных аспектов – качественного и количественного.

Основным является количественный аспект оценки риска. Тем не менее принято считать, что нецелесообразно осуществление решений, которые при их соответствии количественным параметрам оценки не отвечают качественным параметрам риска. Такой подход принято считать технократическим.

Существуют три основных критерия количественной оценки риска.

Суть первого состоит в том, что решения, выбираемые в ситуации риска, должны прежде всего оцениваться с позиции вероятности достижения предполагаемого результата и возможного отклонения от поставленной цели.

С математической точки зрения, риск будет равен разности между ожидаемым результатом действия при наличии точных данных обстановки и результатом, который может быть достигнут, если эти данные не определены. По общему правилу считается нецелесообразным принятие решений, вероятность реализации которых составляет 0,4–0,5, т.е. решений, риск которых измеряется вероятностью 0,5– 0,6 и выше.

С финансовой точки зрения, риск может быть трех степеней:1) допустимый риск, связанный с потерей прибыли в случае нереализации решений; 2) критический риск, связанный с возможностью неполучения (потери) выручки или дохода; 3) катастрофический риск, влияющий на ликвидацию позиций фирмы, на возможность ее платежеспособности; такой риск является прямой предпосылкой банкротства фирмы.

Второй критерий количественной оценки риска состоит в том, что лучшим будет то решение, которое в существующих условиях обеспечивает достижение нужного результата при меньших затратах по сравнению с другими вариантами.

Суть третьего критерия заключается в том, что лучшим будет то решение, на реализацию которого затрачивается меньше всего времени.

Степень риска определяется как произведение ожидаемого ущерба и вероятности того, что этот ущерб произойдет. В этом случае степень риска выразится формулой:

R = Y 1 • B 1 + (Y 1 + Y 2) • B 2,

г де Y 1 и Y 2, – величины возможного ущерба в случае нереализации решения в абсолютном выражении соответственно для I и II вариантов;

В 1 и В 2, – вероятности того, что ущерб произойдет, и того, что решение не будет реализовано, соответственно для I и II вариантов.

Экономический риск состоит из двух слагаемых – суммы возможного ущерба, понесенного вследствие неверного решения, и расходов связанных с реализацией этого решения.

Покажем это на примере.

Требуется выбрать лучший из вариантов, связанных с производством продукции.

Показатели I вариант II вариант
1. Предлагаемая себестоимость единицы изделия 5 млн руб. 5,3 млн руб.
2. Объем выпуска изделий    
3. Возможная неполученная прибыль 900 млн руб. 375 млн руб.
4. Расходы по доставке продукции 150 млн руб. 50 млн руб.

Как видно, экономически более выгодным является II вариант. Фактор риска является важным стимулятором активных действий фирмы в области изучения рынка, повышения эффективности ее деятельности, изыскания производственных резервов.

Принятие любого решения, в том числе и экономического, без элементов риска не обходится.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит сущность экономического риска?
  2. Расскажите об оценке риска и ее этапах.
  3. В чем выражается риск в определении цен? Покажите это на примерах.
  4. Для каких целей необходима оценка инфляционного ожидания при проведении фирмой ценовой политики, и какие при этом используются показатели и информация?
  5. В чем состоит сущность страхования цен и каковы его формы?

Тема 10
Регулирование цен в условиях рыночных отношений

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит необходимость регулирования экономики и цен в условиях рынка?
  2. Какова сущность кейнсианской концепции государственного регулирования экономики и цен?
  3. В чем выражается монетаристская концепция государственного регулирования экономики и цен?
  4. Каковы цели и содержание государственного регулирования цен?
  5. Назовите и дайте характеристику прямых методов регулирования цен.
  6. Охарактеризуйте косвенные методы регулирования цен.
  7. Какие виды контроля за ценами и какие виды экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен действуют в экономике России?

Тема 11
Ценообразование и инфляция

Приложения

Инфляция для бедных в России оказалась в два раза выше официальной

12 декабря 2011, 13:49
Алексей Плешков (alexey.pleshkov@dp.ru)
Поделиться ссылкой с друзьями
6комментариев

В России есть инфляция для богатых и для бедных. Первая напоминает официальный прогноз. Вторая уже сегодня минимум в 2-2,5 раза превышает оценки Росстата.Новости

 

Премьер-министр РФ Владимир Путин призвал остановить инфляцию в России. Судя по прогнозам Минэкономразвития, уровень инфляции в России в 2011 году может оказаться просто отрадно низким для властей - 6,2-6,5%. То есть будет даже ниже путинского генерального плана "не более 7%".

Однако выясняется, что в оценках российской инфляции существует "двойной стандарт". О нем рассказал бывший глава НИИ статистики Василий Симчера. По его словам, официально инфляция в России в среднем за год составляет 6-8%. Реально - 18,27%.

Как поясняют экономисты, причина существенного разночтения в том, что цены товаров и услуг растут неравномерно. В частности, товары первой необходимости в России дорожают примерно в 2-2,5 раза быстрее, чем товары и услуги в целом. Таким образом, гораздо более критичный параметр - уровень "социальной инфляции" в России значительно превышает средний "по больнице".

"Инфляция для бедных или социальная инфляция гораздо выше, чем инфляция для богатых. Чем беднее семья, тем быстрее для нее растут цены", - констатирует бывший директор НИИ статистики.

Расхождение между официальной и социальной инфляцией – не единственный параметр с двойным дном. К примеру, разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченных материально россиян оценивается официально в 16 раз. Фактически же это расхождение составляет в 35-36 раз.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач представил новый прогноз МЭР по инфляции в России. "У нас диапазон поставлен на 6,2-6,5%", - сообщил чиновник, отметив, что "это рабочий уточненный вариант".


За период с мая 2010 г. по май 2011 г. инфляция на основные продукты питания составила 30%.Рейтинг городов по уровням продуктовой инфляции может стать критерием оценки деятельности губернатора. * Уровень поддержки в РФ после 2017 г.

"Вопрос инфляции не экономический, а политический. При официальном прогнозе около 6,5% реальный уровень будет около 20%. Все остальное – жульничество", - говорит начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев. Такую специфику расчетов эксперт называет международной (в частности – точно также поступают со своей инфляцией в США). Причина проста - смена акцентов в расчетах уровня инфляции подразумевает ряд мер - индексацию зарплат бюджетникам, повышение пенсий и т.д. А эта мера требует денег.

В понедельник Организация экономического сотрудничества и развития представила пересмотренный прогноз по инфляции в России. Судя по нему в 2012 году, после выборов, цены будут расти быстрее. Сдерживающий фактор исчерпает себя.

По оценке ОЭСР в 2011 году в России инфляция за год составит не 9,4% а 8,4%. При этом в 2012 году средний уровень потребительских цен вырастет не на 6,4%, а на 6,5%. Такую информацию содержит доклад ОЭСР по России. Вместе с тем, в перспективе на 2013 год (оценка дана впервые) годовая инфляция в РФ может составить 5,7% (при сохранении нынешних цен на нефть).

Ранее Международный валютный фонд (МВФ) прогнозировал замедлении темпов инфляции в РФ до 7,3%. В действительности вопрос спорный. 2011 год был предвыборным и это в значительной степени сдерживало рост потребительских цен хотя бы в отчетах. " Перед выборами была дана команда – снижать". В 2012 году возможен обратный вариант – всплеск инфляции "для поддержки производства", который не замедлит отразиться на ценниках товаров.

 

Темпы роста цен в январе –декабре 2011 - 6,7%

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение инфляции, сформулируйте ее основные черты и охарактеризуйте роль цен в развитии инфляции.
  2. Дайте характеристику кейнсианской и монетаристской теории инфляции.
  3. Сформулируйте основные причины, вызывающие инфляцию.
  4. Каковы причины и характерные черты инфляции в экономике России?
  5. Назовите стадии развития инфляции и охарактеризуйте динамику цен.
  6. В чем состоит сущность понятий «инфляция спроса» и «инфляция издержек»?
  7. Какими могут быть последствия инфляционного роста цен для развития экономики?
  8. Назовите основные направления антиинфляционного регулирования.

Тема 12
Ценообразование и денежное обращение

Вопросы для самопроверки

  1. Какими законами регулируется количество денег в обращении?
  2. В чем проявляется зависимость ценообразования от количества денег в обращении?
  3. Какие факторы вызывают рост цен на товары и услуги?
  4. На основе каких экономических теорий осуществляется связь между ценами и денежной массой на макроуровне?
  5. Каковы национальные особенности регулирования цен и денежного обращения в Российской Федерации?
  6. В чем проявляется зависимость роста цен от валютного курса?

Ценовой словарь

  • Активное ценообразование – установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня рентабельности.
  • Зонтик цен – установление лидирующими фирмами в определенном сегменте рынка цен с повышенной рентабельностью.
  • Нейтральная стратегия ценообразования – установление цен исходя из того соотношения «цена – ценность», которое соответствует большинству продаваемых на рынке аналогичных товаров.
  • Параметрическое ценообразование – установление цен на параметрический ряд товаров в соответствии с формализованной моделью зависимости цены от основных потребительских параметров товаров.
  • Пассивное ценообразование – определение цен на основе затратного метода или только под воздействием ценовых решений конкурентов.
  • Политика фиксированных цен – продажа товаров по утвержденному руководством фирмы сборнику цен (прейскуранту).
  • Политика цен – система установленных правил определения цен для типовых сделок при продаже товаров фирмы.
  • Премиальная цена – цена товара, превышающая среднюю рыночную цену на величину премии за его репутацию.
  • Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на товары фирмы, используемых для решения поставленных перед ценовиками задач.
  • Цена базисная – цена товара стандартного качества, исходя из которой устанавливается цена на товар более высокого или более низкого качества.
  • Цена безубыточности – цена товара, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.
  • Цена валовая – цена с включением затрат на транспортировку товара, его страхование и другие издержки.
  • Цена восстановленная – цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения.
  • Цена государственная – цена, установленная государственными органами.
  • Цена действительная – цена, по которой фактически совершается сделка.
  • Цена демпинговая – экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке, или ниже мировой цены.
  • Цена единственная – твердая цена купли или продажи, назначенная клиентом брокеру.
  • Цена заключительная – цена курсов, котировок, зарегистрированных на бирже перед ее закрытием.
  • Цена интервенционная – повышенная цена некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений для поддержки производства данных товаров.
  • Цена иска – денежная величина требования, заявленного истцом при подаче иска в суд, арбитраж, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца при положительном решении суда.
  • Цена картельная – монопольная цена, устанавливаемая участниками картеля для устранения конкурентов.
  • Цена каталожная – официальная цена, публикуемая в каталогах и проспектах фирм, организаций оптовой и розничной торговли.
  • Цена консалтинговых услуг – фактическая величина оплаты на услуги консультативного характера.
  • Цена контрактная – цена, предусмотренная в договоре купли-продажи или в договоре выполнения работ, согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора.
  • Цена котировальная – цена, определенная на основе котировок; используется обычно в качестве ориентира.
  • Цена красная – цена сделки, удовлетворяющая и покупателей, и продавцов.
  • Цена льготная – пониженный уровень цены на товар для стимулирования продажи или цена, дотируемая для отдельных категорий потребителей.
  • Цена мировая –денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например, тонны пшеницы.
  • Цена нетто: для продавца – фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, связанных с исполнением сделки; для покупателя – сумма, фактически уплаченная продавцу.
  • Цена общая – цена на весь закупленный товар, состоящий из различных компонентов, материало





    ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

    Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

    Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

    Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.