Особенности древнегреческой цивилизации
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности древнегреческой цивилизации





Первые цивилизаций сложились на островах Эгейского моря в конце III тыс. до н.э.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит - центр крупного государства, объединявшего острова в южной части Эгейского моря и восточные прибрежные области Балканского полуострова (крито-минойская цивилизация эпохи бронзы). Экономической основной этой цивилизации служило земледелие, ориентированное на выращивании злаковых (ячменя), винограда, олив. Увеличение массы избыточного продукта, отделение ремесла от сельскохозяйственного производства создали благоприятные условия для развития торговли и мореплавания - эффективного средства межобщинного и межплеменного обмена.

Цивилизации Древней Греции возникали и развивались в благоприятных природных условиях - в речных долинах с плодородной почвой. Это обусловило особенности экономического и общественного развития древнегреческой цивилизации. Образу жизни древних греков была свойственна ориентация на море – на получение морских продуктов питания, на морскую торговлю, морские контакты с другими народами, на политику колонизации.

В середине XV в. до н.э. крито-минойская цивилизация была разрушена племенами, вторгшимися на Крит из материковой Греции – ахейцами.

На остатках крито-минойской цивилизации сложилась новая микенская цивилизация, которая представляла собой множество непрерывно враждующих между собой государств. Греки-ахейцы вели активную колонизаторскую политику, их политическая и военная экспансия была нацелена на Малую Азию и Восточное Средиземноморье. Одним из событий той эпохи была знаменитая Троянская война.

В конце XIII в. до н.э. народы северо-балканского региона (греки-дорийцы, фракийцы, иллирийцы) устремились на юг, в богатые, процветающие области Греции, в Малую Азию. На рубеже ХШ-ХП вв. до н.э. микенская цивилизация, истощенная внутренними войнами, потерей огромных людских и материальных ресурсов, не смогла противостоять натиску варварских племен. Ей был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться.



Дорийское завоевание отбросило Грецию к тому состоянию, в котором она находилась до зарождения микенской цивилизации. На всей территории Греции вновь утвердился первобытнообщинный строй. Началась эпоха «темных веков» (с XII по IX в. до н.э.) – разложение родовых отношений и создание предпосылок политического строя.

Важнейшим достижением данного периода стало освоение техники выплавки и обработки железа. Появились первые орудия труда, изготовленные из железа, развивались земледелие (хлебопашество, садоводство и виноградарство) и скотоводство.

Сельское хозяйство носило общинный и натуральный характер. Торговля и ремесло играли незначительную роль, но был широко распространен морской разбой (рассматривалось как занятие, достойное настоящего героя и аристократа). Образ жизни всех слоев общества, в том числе высших, носил простой, патриархальный характер. Рабство носило преимущественно домашний характер. Рядовые члены общины сами обрабатывали свои земельные наделы, а в хозяйствах общинно-племенной знати использовался труд нанятых на время поденщиков.

Сельская община (демос) занимала незначительную территорию и была мало связана с соседними общинами. Политическим и экономическим центром общины был полис (небольшое укрепленное поселение, заселенное крестьянами - земледельцами и скотоводами). Между отдельными общинами существовали обычно «прохладные», а часто и вовсе враждебные отношения. Конфликты происходили постоянно, обычно на почве похищения скота, раздела земельных и пахотных угодий. Экономической ячейкой общины выступала патриархальная семья.

Этой эпохе свойственна ломка традиций родового строя и развитием классовых отношений, становление политической организации общества, накапливаются предпосылки нового подъема греческой материальной и духовной культуры.

В VIII—VI вв. до н.э. происходит Великая греческая колонизация - переселение части греческого населения из района Эгейского бассейна в многочисленные колонии по побережью Средиземного и Черного морей. Причины древнегреческой колонизации состояли в наличии избыточного населения, обусловленном демографическим взрывом, использовании экстенсивных методов ведения хозяйства, ограниченности естественных ресурсов (земли, пастбищ, леса и др.) и их весьма неравномерном распределении. В этих условиях процесс классообразования и социальной дифференциации общества привел к образованию слоя обезземеленных крестьян, попавших в кабалу к ростовщикам или соседям. Наряду с обезземеленными крестьянами в колонизационном процессе участвовали люди с умеренным достатком, стремившиеся разбогатеть, а также политические изгнанники.

Великая греческая колонизация осуществлялась в трех направлениях:

o в западном (Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика, южное побережье Франции и восточное побережье Испании),

o северо-восточном (черноморские проливы, побережье нынешней Болгарии и Румынии, берега Черного моря),

o юго-восточном (восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Северная Африка).

Колония основывалась как самостоятельный полис, но сохраняла тесные экономические и культурные связи с метрополией. Одни колонии имели земледельческую ориентацию, другие — торговую. В них складывалась система землевладения, сочетавшая коллективное владение землей и частнособственническое присвоение участков. Колония выступала как посредник между местным населением и метрополией. Все это определило историческое становление ареала древнегреческой цивилизации, целого мира древнегреческой культуры в районе Средиземного и Черного морей.

Колонизация стимулировала экономическое, политическое и духовное развитие архаической Греции. Интенсивно развивается торговля, совершенствуется ремесленное и сельскохозяйственное производство, происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, возникают товарно-денежные отношения, ростовщичество, работорговля. Резко возрастает роль труда рабов, и у незанятых производительным трудом граждан создается избыток свободного времени.

Появившийся досуг посвящается духовной деятельности — занятиям наукой, искусством, философией, политикой, спортом и др.

Полис постепенно превращается из деревенского поселения в город и становится политическим (административным), торговым, ремесленным, военным и духовным (религиозным) центром.

В комплексе материальных и духовных исторических предпосылок рационализации древнегреческой культуры следует выделить:

Ø развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);

Ø развитие экономических (отношения господин — раб, товарно-денежные отношения, включающие в себя представления о меновой стоимости и абстрактном труде);

Ø территориальную экспансию, которая приводила к культурным контактам с самыми разнообразными странами и народами;

Ø множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции, что не разрушало сознание общегреческого культурного единства, а усиливало его социальную организацию полиса;

Ø относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;

Ø развитое чувство гражданской ответственности и критического мышления, когда каждый грек считал себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего полиса;

Ø наличие совершенной системы письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. самой совершенной по тем временам системы средств фиксации, хранения и передачи информации;

Ø распространение публичных дискуссий, что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения;

Ø разрабатываются приемы логического доказательства;

Ø система обучения и образования приобретает характер социального института;

Ø индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания и самооценки;

Ø формирование общественного мнения, поощрявшего творческие личности.

Все эти факторы, обусловили окончательное разложение основ мифологического сознания, деантропоморфизацию природы, возможность теоретического противопоставления в сознании человека субъекта и объекта, мира и человека.

Кардинально изменяется характер отношения человека к миру: мир предстает как объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями (макрокосмос), находящаяся в определенной связи с человеком (микрокосмом). Именно в этих условиях становится возможным появление важнейших мировоззренческих установок и представлений:

  • установки на получение нового знания;
  • представления о том, что познание есть некоторая самостоятельная ценность;
  • установки на выявление естественных, а не сверхъестественных причин различных явлений;
  • представления о систематичности знания, последовательности его накопления;
  • установки на доказательность знания, идеи о необходимости обоснования истинности нового знания.

Именно эти установки способствуют разрыву с мифологией и созданию научного способа мышления.

Возникновение науки

Возникновение европейской науки связано с милетской школой (первые ученые Древней Греции были жителями города Милет, расположенного на территории полуострова Малая Азия). Представители милетской школы сформулировали исторически первую и наиболее фундаментальную проблему - проблему первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются.

Представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были одновременно и первыми учеными-естествоиспытателями, и первыми философами.

Вопрос о первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания. Формой такого представления стала идея математического доказательства. Эта идея — величайшее достижение древнегреческих мыслителей. Однако одно дело — сформулировать задачу и предложить алгоритм ее численного решения, а совсем иное дело — численно решив задачу, доказать, что это решение не только возможное, но единственно истинное.

Для возникновения идеи доказательства необходимо чтобы мышление оперировало понятийными структурами. Среди таких структур важнейшая — категория субстанции.

Фалес считал, что началом всех вещей, их субстанцией (т.е. то, из чего возникают все вещи и во что они, в конечном счете превращаются) является вода. Фалесу приписывают доказательство следующих геометрических теорем:

1) круг делится диаметром пополам;

2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны;

3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны;

4) два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.

 

Другой представитель милетской школы Анаксимандр источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало — апейрон (т.е. «беспредельное»). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество.

Анаксимен считал воздух началом, основой, субстанцией мира. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Милетская школа - это еще натурфилософское познание мира, здесь еще не разделились в полной мере естественнонаучное и философское познание. Философская и естественнонаучная картины мира здесь формируются в тесном единстве. Эту традицию продолжил Гераклит.

Гераклит из Эфеса — один из самих глубоких мыслителей Греции, оказавший значительное влияние на развитие науки и философии. В центре учения Гераклита — идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово.

Пифагорейский союз

В конце VI в до н.э. центр научной мысли Древней Греции перемещается с востока средиземноморского мира на его запад - на побережье Южной Италии и Сицилии, где греки основали свои колонии.

В городе Кротон сложилась первая научно-философско-религиозно-политическая школа - Пифагорейский союз. Он просуществовал с конца VI в. до середины IV в. до н.э. и оказал громадное влияние на развитие древнегреческой культуры, науки, философии. При этом он активно вмешивался и в политическую жизнь италийских полисов.

Основателем Пифагорейского союза был Пифагор, мыслитель, в воззрениях которого тесно переплетались элементы мифологии, магии, религии, философии и науки.

Это была закрытая, тайная организация с определенным уставом, культивирующим размеренный, созерцательный образ жизни, который отвечал их представлениям о Космосе как упорядоченном, гармоничном, целом, постигнуть который, дано не всем, а только избранным, тем, кто ведет особый образ жизни созерцателя, самосовершенствующегося мудреца.

Основное мировоззренческое положение – «все есть число». Это философско-религиозное учение ускорило перевод математики из практически-прикладной – в теоретическую.

Здесь закладывались философско-религиозные предпосылки математического и естественнонаучного познания.

При всей противоречивости пифагореизма (а может быть, благодаря ей) пифагорейская школа внесла величайший вклад в развитие конкретно-научного познания и прежде всего математики. Основные направления математических исследований Пифагорейского союза:

o доказательства тех положений, которые были получены в египетской и вавилонской математике (включая и «теорему Пифагора»);

o разработка теории пропорций, музыкальной теории (важнейшие гармонические интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел I, 2, 3 и 4);

o арифметика из простого искусства счета перерастает в теорию чисел.

В теории чисел пифагорейцами была проведена большая работа по типологии натуральных чисел. В эту эпоху стали также известны правила суммирования простейших арифметических прогрессий и результатов.

Рассматривались вопросы делимости чисел. Введены арифметическая, геометрическая и гармоническая пропорции, а также различные средние: арифметическое, геометрическое, гармоническое.

Важнейшим событием в истории пифагореизма было открытие несоизмеримости диагонали и стороны квадрата, равной единиц. Это открытие имело не только чисто научное, математическое, но и большое мировоззренческое значение. Философский смысл его состоял в крахе общей идеи гармоничности, цельности, стройности, пропорциональности, измеримости, организованности Космоса. Под сомнением оказалась сама идея о том, что «мир есть число».

Для решения проблемы несоизмеримости надо было четко представлять: как выразить бесконечную малость меры; как выразить то, что она должна содержаться бесконечное число раз в сравниваемых величинах.

Теоретически были возможны два выхода. Первый связан с обобщением понятия числа и включением в него более широкого класса математических величин (как рациональных, так и иррациональных). По этому пути математика пошла лишь в эпоху Возрождения.

Второй путь — геометризация математики, т.е. решение чисто алгебраических задач с использованием геометрических образов (геометрическая алгебра позволяет выражать как рациональные, так и иррациональные отрезки).

Значительны и астрономические идеи пифагорейцев. Есть сведения о том, что еще Пифагор высказал идею шарообразности Земли. Пифагорейцы первыми в Древней Греции научились распознавать на небесном своде планеты, отличать их от звезд (в то время распознавали лишь пять планет). Им же принадлежит идея гармонии «небесных сфер». Пифагорейцы заложили основания космологии и создали первые теоретические модели Вселенной как целого.

Именно представители пифагорейской школы сформулировали в античности идею гелиоцентризма (Аристарх Самосский).

Всемирно-историческая заслуга пифагореизма — в осмыслении и утверждении категории количества. Мир не является лишь многообразием качественно различных предметов, вещей, за таким качественным многообразием лежит количественное единство вещей. Каждая вещь и ее свойства имеют определенную меру, степень роста, изменчивости, насыщенности своих, качеств.

Пифагорейцы заложили основы такого представления о мире и его познании, в соответствии с которым математические знания (о числах и их отношениях) являются ключом к познанию природы. Начиная с Пифагора, в истории культуры развивается установка на широкое развитие математических исследований.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.