Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозная трактовка происхождения человека





В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни рассматривалось как непосредственное творение Богом, причем такой взгляд был характерен для всех трех религий (христианство, ислам, буддизм).

Религиозные представления о времени возникновения человека, а также закономерностях развития человеческого общества были далеки от реальности. Христианская историософия относила начало существования человечества к 5509 г. до н.э. и делила всю историю развития человечества на «допотопный» и «послепотопный».

В Средневековье религиозные догматы о сотворении человека Богом уживались с вымыслами о прошлом людей и народах неведомых стран (кентавры, мантихоры - киноцефалы - лицо человека, туловище льва, хвост скорпиона). Попытки поставить под сомнение одну из основных догм христианства рассматривалось как ересь, и жестоко преследовалось. Религиозная концепция происхождения человека господствовала вплоть до XIX века, даже палеонтолог Жорж Кювье отрицал существование ископаемого человека из религиозных соображений.

ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Мировоззренческая революция Возрождения

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции в эпоху Ренессанса, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию человека.

Ренессанс – это эпоха сложных образно-логических синтезов из элементов культурных традиций Средневековья и античности. Право на существование имели все точки зрения, в том числе и те, которые содержат новации.

Человек эпохи Ренессанса начинает осознавать время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время – это собственность не Бога, а самого человека.

В эпоху Средневековья определяющей была связь человека с Богом как высшая ценность. Связь человека с природой рассматривалась в качестве символа Бога, и была производной. В эпоху Ренессанса на первый план выходит связь человека с природой, человек «дитя природы». Природа становится главным объектом художественно-эстетического и познавательного интереса.

Ренессанс ищет новые формы переживания близости человека к Богу. В человеке интересным оказывается то, что есть в нем божественного: один человек может стать божеством для другого. Беспредельные возможности человеческого духа делают человека сопричастным божественному разуму.

Одухотворенный новаторством, Ренессанс выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, ведущим средством познания является разум.

Мировоззренческая революция эпохи Возрождения стала и религиозной революцией и дополнила перестройку системы духовной культуры, смену личностных ценностей и ориентиров, образа жизни, характера деятельности и общения. Реформация выработала такие ценностные установки, которые возвышали роль разума и обеспечили возможности научно-рационального познания природы, становление и развитие классического естествознания.



Но эпоха Ренессанса закончилась не так, как началась. Закат ознаменовался не торжеством идеалов гуманизма и разума, а невиданным всплеском мистицизма, массовой «охотой на ведьм». Максимума волна мистицизма достигает в период с 1560 по 1630 г., когда закладывается фундамент классического естествознания.

Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями, знания о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вместе с химическими, физическими, географическими, климатическими, социально-историческими явлениями.

В эпоху Возрождения ситуация изменилась (XVI в.). Отражением той эпохи является ориентация на человека, на совокупность его ближайших потребностей и решение медицинских проблем, т.е. шло быстрое развитие биологического познания. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом её слияния с медициной явилась ятрохимия, основоположником которой был Парацельс.

Особенности развития биологии в XVI-XVII вв. определялись практическими потребностями развивающегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного сектора, изменением образа жизни, интересов, запросов личности. На смену средневековой упрощенной культурно-бытовой сфере приходит буржуазный образ жизни, его атрибуты – садоводство и цветоводство. В XV-XVI вв. потребности медицины обусловили появление травников, «аптекарских садов».

Мир животных тоже становится объектом интереса. В XVI в. возникают первые зоологические музеи и кунсткамеры, совершенствуется организация коневодства и конных заводов.

Происходят изменения в способе биологического познания – вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира, появляется установка на объективное, доказательное, обоснованное знание. Накапливается колоссальный фактический материал, чему в большей степени способствуют географические открытия, раздвинувшие мировоззренческий горизонт европейцев. В Европе узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений, новых видов культурных растений, познакомились с разнообразием жизни в тропиках. Флора и фауна открытых стран и континентов расширили эмпирический базис биологии и поставили вопрос о его систематизации.

В XVI-XVII вв. была проведена огромная описательная работа:

1. она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм (понятие о виде - Джон Рей, микроскоп Гука).

2. расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов (анатомия растений, клеточный и тканевой уровень организации растений, роль листьев и солнца в питании, установление пола у растений, закладываются предпосылки генетики). Большое значение для развития анатомии имел труд Андреаса Везалия «О строении человеческого тела», в котором был исправлен ряд ошибок совершенных раннее Галеном.

3. формируется научная методология и методика исследования живого

4. развивается теоретический компонент биологического познания – выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего, это касалось природы индивидуального развития организма. Здесь сформировалось два противоположных направления - преформизм и эпигенез.

 

Преформисты (Аромати, Сваммердам, Ван Ливенгук) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, поэтому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех зачатков органов и тканей (1. овистическая – взрослый организм «растет» из яйцеклетки, 2. анималькулистская – взрослый организм «растет» из сперматозоида).

Теория эпигенеза отрицала предопределенность развития организма и придерживалась точки зрения, что развитие структур определяется воздействием внешних факторов на зародышевую клетку.

 

В целом же биология в XVI-XVII веке была зачаточной; растительный и животный мир были исследованы общих чертах, биологические объяснения носили поверхностный характер.

Коперниканская революция

1.гелиоцентрическая система мира

В эпоху раннего средневековья в Европе господствовала библейская картина мира, сменившаяся догматизированным аристотелизмом и геоцентрической системой Птолемея. Накапливающиеся данные астрономических наблюдений доказали несовершенство птолемеевской модели. Она не позволяла давать точные предсказания, страдала несистематичностью; каждая планета рассматривалась сама по себе, движения планет представлялись с помощью нескольких равноправных независимых математических моделей. Геоцентрические теории позволяли предвычислять лишь направления на небесные светила, но не определять истинную удаленность и расположение их в пространстве. Именно эти задачи Птолемей считал неразрешимыми.

Создание гелиоцентрической теории было связано с необходимостью реформы юлианского календаря, в котором две основные точки – равноденствие и полнолуние – потеряли связь с реальными астрономическими событиями (календарная дата весеннего равноденствия в 4 веке н.э. приходилась на 21 марта в XVI веке отставала от действительной даты равноденствия на 10 дней). По этой причине Лютеранский собор 1512-1517 гг. предложил астрономам решить возникшую проблему. Н. Коперник посчитал это невозможным, т.к. теория движения Солнца и Луны, по его мнению, была не достаточно точной. Однако предложение стало одним из мотивов совершенствования им геоцентрической системы.

Не менее важными факторами, стимулировавшими поиски новой теории планет, была проблема навигации в условиях длительного путешествия, а также нужды астрологии.

Немецкий астроном и математик Региомонтан выдвинул идею замены описания 5 планет (искл. Землю), вращающихся вблизи Солнца по эпициклам и деферентам, эквивалентной системой планет, вращающихся вокруг Солнца по эксцентрической окружности. Эта идея дала предпосылку создания гелиоцентрической системы.

Лишь Коперник смог разорвать консервативную астрономическую традицию, смог найти простоту и гармонию в природе. В 1505-1507 гг. он изложил основы гелиоцентрической астрономии, но лишь в 1543 году была изложена математическая теория сложных видимых движений Солнца, Луны, 5 планет и сферы звезд с математическими таблицами и каталогом звезд.

В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг него движутся планеты, в том числе Земля со своим спутником; на огромном расстоянии от планетной системы находится сфера звезд (лишь удаленностью смог согласовать гелиоцентрический принцип с отсутствием у звезд смещений за счет движения наблюдателя).

Эта система была проще, точнее, но лишь на первых порах. Затем «Прусские таблицы», созданные на основе теории, стали расходится с данными наблюдений.

И все же гелиоцентрическая идея имела революционное значение. Коперник представил движения всех планет как единую систему, объяснил многие раннее непонятные эффекты – особенности видимых движений планет (попятные движения, стояния, петли), раскрыла причину суточного движения небосвода, получила объяснения загадочная последовательность размеров первых эпициклов у верхних планет, введенных Птолемеем. Движение по этим эпициклам, как и движение по деферентам для нижних планет, совершалось с одним периодом, равным периоду обращения Земли вокруг Солнца. Все эти годичные круги стали лишними в системе Коперника.

Также впервые получила объяснение смена времен года: Земля движется вокруг Солнца, сохраняя положение оси своего суточного вращения неизменным.

Глубокое объяснение видимых явлений позволило Копернику впервые поставить вопрос об определении расстояния планет от Солнца. Он понял, что этими расстояниями были величины, обратные радиусам первых эпициклов для внешних планет, и совпадающие с радиусами деферентов - для внутренних. Таким образом, он получил точные данные.

Теория Коперника была способна рационально объяснить раннее необъяснимое, не смотря на то, что он отдал дань античным и средневековым традициям – принял равномерные круговые движения небесных тел, центральное положение Солнца во Вселенной, конечность Вселенной, ограничивал мир единственной планетной системой.

Коперник выступает против убеждения, что для познания сущности объекта нет необходимости детально изучать внешнюю сторону объекта, сущность может непосредственно достигаться разумом. Коперник впервые в истории познания на деле показал, что сущность может быть понята только после тщательного изучения явления, его закономерностей и противоречий.

 

2.мировоззренченские выводы Дж.Бруно

Коперниканские идеи длительное время не привлекали внимания научной общественности. Это было связано с политическими событиями – религиозными войнами, реформацией, обострением борьбы католицизма и протестантизма, становление национальных государств.

Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий актуализировалась лишь в 1570-е гг., когда два астрономических события (вспышка сверхновой звезды в 1572 г. и яркая комета 1577 г.) поставили под сомнение основы аристотелевской космологии.

Первыми появились выводы из коперниканизма.

Дж.Бруно поначалу отнесся к теории Коперника с недоверием и, чтобы выработать свое собственное отношение к проблеме устройства Космоса, он обратился к изучению системы Птолемея и учений древнегреческих мыслителей. Большую роль в формировании его взглядов сыграло знакомство с идеями Николая Кузанского, который утверждал, что ни одно тело не может быть центром Вселенной в силу её бесконечности. Объединив все данные, Бруно пришел к концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно отвергал замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной и провозглашал тождество Солнца и звезд, множественность «солнечных систем», множественную населенность Вселенной. Указывая на колоссальные различия расстояний до разных звезд, сделал вывод, что соотношение их видимого блеска может быть обманчивым. Разделял все тела на самосветящиеся (звезды, солнца) и темные – отражающие свет.

Именно Бруно принадлежит первый четкий эскиз картины вечной, никем не сотворенной, вещественной единой бесконечной и безграничной Вселенной с бесконечным числом очагов Разума в ней.

Его учение, во многом смелое, определило его судьбу – он был сожжен на Площади Цветов в Риме 17 февраля 1600 г., а спустя 300 лет на месте его гибели был поставлен памятник со словами: «От столетия, которое он предвидел…»

К середине XVI века гелиоцентрическая теория окончательно победила геоцентризм. Коперниканизм был признан и стал рассматриваться как теория действительного строения Вселенной.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.