Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ





 

  1. Многозначность понятия культуры.
  2. Культура и природная среда.
  3. Концепция культуры Э.Б.Тайлора.
  4. Функционализм как направление культурологической мысли.
  5. «Рациовитализм» Х.Ортеги - и - Гассета.
  6. Концепция культуры З.Фрейда.
  7. Культура и личность.
  8. Массовая и элитарная культура
  9. Проблема генезиса культуры.
  10. Миф как явление культуры.
  11. Концепция культуры В. фон Гумбольдта.
  12. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.
  13. П.Тейярд де Шарден о возникновении культуры.
  14. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж.Руссо.
  15. Л.Уайт о природе культуры и её элементах.
  16. Культурологические взгляды Э.Кассирера.
  17. Структурная антропология К.Леви - Строса.
  18. Концепция длинных экономических волн Н.Д.Кондратьева.
  19. Культура как текст.
  20. Символ в искусстве: знак и образ.
  21. Символика цвета в различных культурах.
  22. Религия и наука в контексте культуры.
  23. Культурологическая концепция М. Вебера.
  24. Профессиональная культура.
  25. Социокультурная динамика (по П. Сорокину).
  26. Концепция «ноосферы» В.И.Вернадского.
  27. Историко-культурная типология.
  28. Классификация культур по типам мышления.
  29. Этническая и национальная культура.
  30. Концепция прогрессивного развития культуры.
  31. Эволюционная модель культуры.
  32. Концепция «вызовов» и «ответов» А.Тойнби.
  33. Изменчивость и устойчивость в культуре.
  34. Этнос и культура (по Л.Н.Гумилёву).
  35. К.Г. Юнг об архетипах культуры.
  36. Игровая концепция культуры.
  37. Смеховая культура.
  38. Техника как социокультурное явление.
  39. Техника и проблема исторической ответственности инженера.
  40. Культурные циклы и технический прогресс.
  41. Цивилизации и всемирная история.
  42. Типология цивилизаций.
  43. Культурологическая концепция О. Шпенглера.
  44. Фундаментализм как религиозно-культурная установка.
  45. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму.
  46. Осевое время человечества.
  47. Этноцентризм как форма культурной идентичности.
  48. Особенности русской культуры.
  49. Россия в диалоге культур.
  50. Модернизм и постмодернизм.
  51. Функции языка в культуре
  52. Социокультурные миры
  53. Противоречия современной культуры
  54. Культурные сценарии деятельности
  55. Культура учёбы
  56. «Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной
  57. «Срединные» и специфические культуры
  58. Историческая культурология
  59. Общество и культура
  60. Творчество – движущая сила культуры

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДАМ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Общие рекомендации.

 

Доклад пишется на одну из предложенных в данном методическом пособии тем по плану, составленному студентом самостоятельно. При его написании рекомендуется максимально использовать предложенную литературу. Завершить работу рекомендуется общими выводами, где желательно высказать свой взгляд на излагаемую проблему.

Особое внимание надо обратить на соблюдение научно-библиографических требований (указание темы работы; оформление плана, списка использованной литературы, подстрочных примечаний). Приводимые в тексте цитаты и статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источник с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы.

Текстдолжен быть написан ясно, основные мысли сформулированы чётко. При этом факты, цифры, сведения подтверждаются ссылками на источники и литературу. Редкая работа обходится без цитат, которые нужны для того, чтобы подтвердить справедливость суждений, подкрепить авторитетным мнением свою аргументацию. Цитирование нужно отличать от цитатничества, когда цитатами подменяется аргументация. Цитаты излишни, когда они содержат обычные суждения. Цитирование должно быть уместным, оправданным в каждом конкретном случае той целью, ради которой оно делается. Авторы цитируются только по их произведениям. Разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в другом издании только в том случае, когда источник недоступен (библиографическую ссылку начинают словами: Цит.по:). Цитировать надо текстуально, абсолютно точно, цитату обязательно заключать в кавычки. При переписке чужого текста своими словами обязательно следует указать автора, работу, страницу используемой работы.

Требования к докладу.

 

Целью работы над докладом является творческое освоение материала по избранному вопросу, его изложение в обобщённом письменном виде. Во время чтения доклада студент должен показать степень своего понимания той проблемы, о которой идёт речь в работе.

 

Работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. На основе изученной литературы, студент должен раскрыть содержание темы, подчеркнуть её культурно-историческое значение.

2. Работа должна быть изложена простым, ясным языком и соответствовать грамматическим и синтаксическим нормам русского язык. Следует избегать сложных оборотов, повторений, «штампов».

3. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал переход к следующему.

4. Объём работы –10 – 12 печатных листов (формат А 4, 14 шрифт).

5. План работы включает следующие разделы:

o введение, в котором раскрываются цель и задача работы;

o основная часть, содержащая, как правило, 2 – 3 главы, в которых излагается главное содержание работы;

o заключение, в котором студент формулирует выводы и оценки по излагаемой проблеме, даёт ответ на вопросы, сформулированные в цели и задаче работы.

Текст работы должен соответствовать структуре плана.

 

Последовательность этапов подготовки и написания доклада.

 

1. Выбор темы. Темы докладов работ утверждаются на заседание кафедры истории и культуры и соответствуют учебной программе по культурологии.

2. Сбор материала. Изучение любой проблемы следует начинать с общей литературы. Если предметом исследования является история жизни и творчества какого-либо деятеля культуры, то к общей литературе следует отнести труды по истории того времени, когда он жил, и по истории того вида культуры, к которому относятся его труды. К примеру, прежде чем приступить к изучению культурологической концепции Ю.Лотмана, следует обратиться к работам по советской истории и по истории русской культуры ХVIII—ХIХ вв., а затем провести анализ специальной литературы по теме исследования (семиотика). Её изучение является важнейшей предпосылкой чёткого формулирования собственных исследовательских задач. Далее следует изучить опубликованные источники и труды. Последовательность сбора материала носит условный характер, так как изучение общей, специальной и учебной литературы происходит параллельно и продолжается в течение всего времени работы над темой. Необходимо записывать на отдельных листах важные мысли, статистику, факты, цитаты, делая точные и полные ссылки на источники в виде сносок. Такая запись даёт возможность систематизировать материал по главам или разделам, перегруппировывать его в ходе работы над темой. Очень важно сопровождать выписку своими замечаниями о документе, чтобы в последствии, при написании текста, иметь чёткое представление об общем контексте, из которого сделана выписка. Надо иметь в виду, что цитируемый отрывок нельзя сокращать и исправлять. Каждая выписка должна быть посвящена только одному сюжету. Если она будет содержать сведения о ряде вопросов, то такой способ теряет своё главное преимущество – удобство при последующей систематизации материала. Иногда выписка может включать лишь несколько строк, но не надо жалеть бумагу, поскольку во время анализа и написания работы это приведёт к экономии времени. Исключение составляют выписки, посвящённые общим оценкам прочитанных книг и статей, позволяющим полнее представить литературу по теме работы. Сбор материала – это уже начало творческой работы над темой. Далее листы систематизируются в соответствии с планом сначала по главам, затем по параграфам, а внутри параграфов – по внутренней логике изложения материала. В ходе систематизации материала студент получает возможность сопоставить сведения различных источников об одном и том же событии, явлении, уточнить план работы, выстроить её внутреннюю логику.

3. Составление плана. План, как видно из предыдущего раздела, разрабатывается и совершенствуется на протяжении всего времени работы над темой. Первый вариант плана, план-ориентир, призванный обеспечить дальнейшую работу над темой составляется после ознакомления с общей и специальной литературой. Он будет постоянно совершенствоваться и видоизменяться по мере осмысления проблемы, написания фактического материала. Заключительный вариант плана складывается при завершении работы. Он должен быть последовательным, чётким, между отдельными его пунктами должна прослеживаться логическая связь.

Введение включает в себя следующие элементы: постановка проблемы: студент формулирует цель работы, объясняет актуальность темы, её место в истории периода, о котором идёт речь; обзорлитературы: студент должен показать, насколько полно в ней освещена тема контрольной. При таком подходе к написанию введения легко перейти к формулированию цели и задач работы.

В основнуючасть работырекомендуетсявключатьнеболее2 – 3 узловых вопросов. Она должна составлять 2/3 или3/4 объёма всей работы.Каждая глава имеет относительно самостоятельное значение и должна включать в свой состав постановку вопроса и краткие выводы. Главы целесообразно делить на параграфы.

Выводы ( или заключение ) вызывают у студентов немалые трудности, так как необходимо сформулировать итоги работы. Различают следующие типы заключительной части: сводка всего сказанного в контрольной работе; выводы из всего сказанного; практические предложения и рекомендации.

4. Написание работы. После того, как закончена библиографическая работа, уточнён план, определены хронологические рамки темы, изучены литература и источники, студент приступает к основной работе – написанию текста. При наличии развёрнутого плана, выписок, цитат, справочного материала, процесс написания намного облегчается. Свидетельством профессиональной подготовленности студента, наряду с освоением научных дисциплин по основной специальности, является грамотное оформление самостоятельной учебной работы.

Оформлениеработы.

 

  • доклад должен иметь титульный лист, на котором даются сведения о студенте (см.: Приложение 1.)
  • на следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов;
  • каждый раздел, соответствующий плану, начинается с новой страницы и имеет заголовок;
  • внутри разделов новые сюжеты выделяются абзацами, каждый из которых пишется с красной строки;
  • не допускаются сокращения названий, слов, не принятые в литературе;
  • каждая страница имеет поле (3 – 4 см.);
  • страницы должны быть пронумерованы;
  • текст пишется от руки аккуратным разборчивым почерком, либо набирается на компьютере;
  • справочный материал, таблицы, графики, рисунки, репродукции, карты и т.д. помещаются в тексте работы или в приложении (со ссылкой на него в тексте);
  • список литературы (библиография), составленный в соответствии с основными библиографическими требованиями (см.: Приложение 2)., приводится в конце работы.
  • работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.

1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарных наук.

    1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологического исследования
    2. Этапы становления содержания культуры.
    3. Информационно-семиотическое понимание культуры.
    4. Морфология культуры.
    5. Культурогенез.
    6. Типология культуры.
    7. Структура и состав культуры.
    8. Язык, символы, коды культуры.
    9. Межкультурные коммуникации.
    10. Субъект культуры. Социальные институты культуры.
    11. Культурные традиции и культурная модернизация.
    12. Культурная картина мира.
    13. Культурная идентичность.
    14. Аксиологическая трактовка культуры.
    15. Функции культуры. Инкультурация и социализация.
    16. Социодинамика культуры.
    17. Национальная и этническая культуры.
    18. Массовая и элитарная культура.
    19. Специфические и «срединные» культуры.
    20. Локальные культуры.
    21. Мир человека как культура. Культура и личность.
    22. Постмодернизм.
    23. Культура, природа, общество.
    24. Искусство как феномен культуры.
    25. Религия и наука в контексте культуры.
    26. Восточные и западные, северные и южные типы культуры.
    27. Место и роль России в мировой культуре.
    28. Технологическая культура. Техника как социокультурное явление
    29. Инженерная деятельность в контексте культуры.
    30. Теория цивилизаций.
    31. Культура и контркультура.
    32. Социальная культура.
    33. Культурная универсализация в мировом современном процессе.
    34. Культура и глобальные проблемы современности.

 

Во время зачёта разрешается пользоваться программой учебного курса «Культурология». Ответ должен быть конкретным и обстоятельным. Студент должен уметь дать аргументированную оценку, отражающую собственное мнение по излагаемым проблемам.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

  • Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.
  • Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
  • Аксиология (от греч. axia – ценность,logos – учение) учение о ценностях, их происхождении, типах и видах.
  • Альтруизм (от фр. аltruisme;. л ат. alter – другой) – готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социума.
  • Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. В отличие от социальной антропологии, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. На первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Её задача – построить теорию человека как творца и носителя культуры с учётом изменчивости его сущности в конкретно-историческом многообразии культур и с опорой не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
  • Артефакт – (от лат. arte – искусственный и factus- сделанный) – термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия, жилище, одежда, хозяйственная утварь, дороги, созданные людьми; любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории, суеверия, произведения искусства – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества..
  • Архетип (от греч. arche– начало и typos - образ) – термин психологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих праобразов, выступающих источником мифологий, религий и искусства.
  • «Вторая природа» - трудовая деятельность человека, в процессе которой он создаёт то, чего нет в природе. Результатом её является «очеловечивание» природы и самого человека, то, что создано трудом и знанием человека.
  • Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
  • Деятельность - целенаправленность, рационально осмысленная активность, являющаяся специфически человеческой формой отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение мира.
  • Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате взаимодействия внешних и внутренних сил.
  • Диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.
  • Духовная культура – совокупность творческого опыта человека, воплощённого в материальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень нравственного развития человека.
  • Духовность – одна из основополагающих ценностей общества, определяемая как специфически человеческая способность постигать и развивать высшие идеалы культуры.
  • Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
  • Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающийся переживаниями удовольствия и не имеющий практически утилитарного значения; форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучений (Й. Хейзинга) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д..
  • Инверсия (от лат. inversio –перестановка) – частный случай циклических культурных изменений, которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.
  • Инкультурация – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
  • Интеграция – соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходного качественным своеобразием.
  • Интертекст - основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

· Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

  • Катарсис – (от греч. catarsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание.
  • Кич - этимология слова имеет несколько версий: 1) От нем. музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
  • Код культуры – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
  • Коллективное бессознательное – термин психологии К. Юнга. Определяется как сверхличное начало, представляющее собой совокупность общечеловеческих первообразов, передающихся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей.
  • Контркультура – термин, характеризующий совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре.– религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
  • Креативность (от лат. creative –творческий, cratio – создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры; способность осуществить нечто новое: решение проблемы, метод или инструмент, произведение искусства
  • Креацинизм
  • Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.
  • Культурно-исторический тип - термин, предложен Н.Я.Данилевским для характеристики единства религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития.
  • Культурные универсалии – фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, с которыми сталкивается человечество в той или иной форме во всех культурах: календарь, число, имя, семья.
  • Культурогенез процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
  • Материальная культура – мир вещей и предметов, созданных трудом человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знаний.
  • Маргинальность качественное состояниечеловека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнические браки и др.) на грани двух культур: они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
  • Массовая культура – понятие обобщённо выражает состояние культуры с середины ХХ в., подчёркивая её групповой характер. Ей присущи: развитие средств массовой коммуникации, коммерциализация производства и распределения духовных благ, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга.
  • Мимесис ( от греч. mimesis подражание)- способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.
  • Мировая культура - синтез лучших достижений национальных культур, отражающий общеродовые взаимосвязи человеческого общества.
  • Миф (от греч. myphos – предание) – первичная форма духовной культуры, самое древнее идеологическое образование человечества, имеющее синкретический характер, в котором переплетаются элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.
  • Модель культуры – абстрактное понятие эталона или образца какой-либо культуры, представление самых общих характеристик как общественного феномена; общая схема теоретического описания той или иной культуры.
  • Морфология культуры (от греч: morphe – форма, logos учение) – наука, изучающая типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека: традиции, общественные институты и др.
  • Нарратив – глобальное культурное явление: эпоха, направление в социокультурной жизни, система ценностей, разделяемая как элитами, так и массами.
  • Национальная культура – синтез культур различных слоёв, групп и классов исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории и экономической жизни.
  • Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие развивали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. Вернадский.
  • Норма – способ регуляции поведения, вырабатывающий меру допустимости поступков и предполагающий добровольное приятие во имя сознательного сотрудничества людей.

· Праксеология (от греч. praksis –действие, logos – учение; польск.prakseologia) – наука о нормах и принципах эффективной и правильной деятельности, продуктивной работы, результативности труда.

  • Профессиональнаякультура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
  • Реминисценция – заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных и др. источников с некоторым изменением элементов; смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.
  • Русскийкосмизм - теория, появившаяся в России и ставящая в тесную связь культурную историю человечества с космическими явлениями и теологическими процессами. Представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.
  • Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни, индивидуального и группового сознания, деятельности, и поведения людей от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении её места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственных отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.
  • Семиотика (семиология) (от греч. semiotike- учение о знаках) – научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учётом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений (естественные языки, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.). Её разделы: 1) синтактика – изучает соотношение знаков друг с другом; 2) семантика - изучает соотношение между знаком и его смыслом; 3) прагматика – изучает отношение знаков с их отправителями и контекстом знаковой деятельности.
  • Символ (от греч. symbolon) – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
  • Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.
  • Срединная культура устойчивая и противоречивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающая единство и целостность духовной его жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряжённость оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. В её рамках формируется устойчивый нравственный идеала, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.
  • Текст (от лат. tekstum-ткань, сплетение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
  • Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой..
  • Техногенность, техногенный характер современной цивилизации – выдвижение техники и технологии на первый план, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
  • Технократизм – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии; при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни.
  • Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения
  • Традиции культурные (< лат. Tradition - передача, предание) - стороны, элементы целостного многовекового процессов развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур; осуществляют связь времён и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач, поэтому им необходимо сопутствуют новации.
  • Традиционная культура – культура, которая имеет безавторское происхождение, воспринимается как искони существующая и предаётся путём устной и невербальной коммуникации; изменение в традиционной культуре происходит медленно, постепенно и не фиксируется этническим коллективным сознанием.

Трансцендентное – то, чтонаходитсяза пределами чувственного опыта, эмпирическогопознания.

  • Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.
  • Субкультура узкие культурные миры, формирующиеся по профессиональному, возрастному и другим признакам, внутри которых складывается собственная система ценностей.
  • Теургия – ( от греч. theurgia божественное действие, чудо) – в традиционном значении: искусство входить в связь с Богом и духами с помощью особых действий и слов. В русской философии: творческая реализация человеком божественного начала, или деятельное уподобление себя Богу-Творцу.
  • Типология - способ научного показания, в основе которого лежит расчленённая система объектов и их последующая группировка с помощью обобщающей модели.
  • Трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их внутреннего усвоения и насущной необходимости в них.
  • Трансформация – совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственно приводящих социокультурную среду к принципиально новому качественному состоянию.
  • «Третья природа» - человек как творец активно преобразующей деятельности с присущим ей значением, нормами, ценностями, идеалами, то есть смыслами.
  • Универсалии культурные – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, обряды и др. Назначение их усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.
  • Феноменыкультуры – сделанные человеком вещи, рождённые им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.
  • Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.
  • Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – синоним культуры; ступень развития материальной и духовной культуры; хозяйственно-технические и социально-политические сферы предметной деятельности людей, ограниченные временными рамками и пространственными границами; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека; крупные межнациональные сообщества людей, объединённых общими духовными ценностями, имеющие особые устойчивые черты в социально-политической, экономической, культурной жизни и развивающие у своих представителей психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.
  • Эвдемонизм – учение о счастье как мотиве человеческих культурных стремлений и преобразований.
  • Элитарная культура профессионально создаваемая по заказу и обслуживающая потребности правящего меньшинства культура, в рамках которой формируется особый стиль жизни.
  • Эмпатия (от англ. еmpaty –сочувствие, сопереживание) - отождествление себя с объектом интереса, всецелая вовлечённость в воспринимаемое.
  • Этнос (от греч. ethnos - народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
  • Этология (греч. ethos – обычай, нрав, характер + … логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях.
  • Этос (от греч. ethos- обычай, нрав, характер) – обобщённая характеристика культуры данной социальной группы или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
  • Ядро культуры – ценности, значения, символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, то есть являющиеся общими для всех времён и для всех обществ.

 

  Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Ухтинский государственный технический университет Кафедра истории и культуры     ДОКЛАД по культурологии   Студента(ки) ________ курса, __________ группы   Фамилия, имя, отчество   Тема_________________________________________________   Ухта 2007

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Образец титульного листа.

 

Приложение 2 гииМатериалы для подготовки к тестированию по культуроло

1.Госстандарт по культурологии для технических специальностей.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.