Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К.Маркс о характеристике основных этапов развития общества





Наиболее крупные этапы Способы производства (формации в узком смысле слова) Формации (в широком смысле слова) Главные факторы развития общества
  Первобытнообщинный Первичная (архаическая) Продолжение рода
Предыстория Азиатский (восточный)   Рабовладельческий (античный)   Феодальный   Буржуазный (капиталистический) Вторичная (эксплуататорские общества с частной собственностью, классами, государством) Развитие производительных сил
Собственно человеческая история Коммунистические (первой и высшей фаз коммунизма) Коммунистическая (третичная) Разум

 

 

Таблица 2

 

Соотношение типов общества в марксизме и теориях постиндустриализма

 

Марксизм Теории постиндустриализма
Первобытное (архаическое, родоплеменное) Первобытное (архаичное, непрогрессивного типа)
Восточное (азиатское)   Античное (рабовладельческое)   Феодальное   Традиционное (аграрное, доиндустриальное, космогенное, циклического типа)  
Капиталистическое Индустриальное
  (промышленное,
Социалистическое техногенное,
  современное,
  прогрессивного типа)
   
Коммунистическое Информационное (антропогенное, постиндустриальное, супериндустриальное)

 

Таблица 3

 

Глобально-историческая типология культуры

Тип культуры Время формирования Главные ценности Тип господствующей идеологии Система коммуникации
Первобытная   Более 1 млн. лет назад Социальные Мифологическая Дописьменная
Традиционная   Х - IV тыс. до н.э. или ранее Политические   Религиозная Письменная
Рациональная (индустриального общества, классическая, нового времени; с конца ХIХ в. - неклассическая, модернистская, современная, массовая) ХVI-ХVIII вв. Экономические   Научная, религиозная Печатная; с конца ХIХ в. - массовая
Антропогенная (информационная,глобальная,, постмодернистская) Середина - конец ХХ в. Духовные Научная Экранная

 

Таблица 4

 

Локально-цивилизационная типология культуры

Культурно-исторические типы по Н.Я.Данилевскому Культуры и цивилизации по О.Шпенглеру Цивилизации по А.Тойнби
Египетский Египетская Египетская
Ассиро-вавилоно-финикийский   Халдейский, или древнесемитический Еврейский   Иранский     Новосемитический, или аравийский Вавилонская     Византийско-арабская   Шумеро-аккадская     Сирийская   Исламская
Индийский   Индийская Индская   Индийская
Китайский   Китайская Китайская
Мексиканский   Перуанский Майя Мезоамериканская   Андская
Греческий   Римский   Романо-германский Греко-римская Эгейская   Эллинская   Западная
Славянский Русско-сибирская Православная

 

Таблица 5

Структура противоречий в духовной жизни

Уровень Внутренние Внешние
Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией и массовой психологией (проявляющейся на уровне обыденного сознания) С другим (или другими) типом идеологии
Для социальной группы Между идеологией, психологией и моралью групп или слоев, лиц (для малых групп), входящих в данную группу, в т.ч. между лидирующей группой (или личностью) и подчиненными С идеологией, психологией и моралью других групп
Для личности Между необходимостью удовлетворения духовных и других (социальных, биологических) потребностей личности С идеями, мировоззрением, психологией других людей, социальной группы, общества

 

 

Таблица 6

Количественные показатели развития отечественной культуры

в 1913-1985 гг.

 

Показатели До революции 1940 г. 1985 г.
Население страны 1913 – 159 млн. 194 млн. 275,5 млн.
Число газет 1913 – 859    
Разовый тираж газет 1913 – 2,7 млн. 38,4 млн. 190 млн.
Число киноустановок 1913 – 1,5 тыс. 28 тыс. 152 тыс.
Число музеев 1917 – 150    
Число клубов 1913 – 200 118 тыс. 138 тыс.
Количество учащихся во всех учебных заведениях   1914 – 10,6 млн.   47,5 млн.   108,6 млн.
Число вузов 1914 – 105    
Количество студентов 1914 – 127,4 тыс. 812 тыс. Более 5млн.
Подготовлено специалистов с высшим образованием с 1918 г.   -   1,2 млн.   20,7 млн.
  Число лиц, проходивших переподготовку   -     9,5 млн.     50,4 млн.  
Количество работников умственного труда 1917 ок. 1 млн.   ок. 14 млн.   42 млн.  
Количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве     1913 – 190 тыс.   2,4 млн.   33,6 млн.
Количество врачей 1913 – 28 тыс. 155,3 тыс. 1,17 млн.
Количество научных работников   98,3 тыс. 1,5 млн.
Количество кандидатов наук 1913 – 11,6 тыс. 8 тыс. 463,5 тыс.
Количество докторов наук 1917 – 35 тыс. 1,5 тыс. 44,3 тыс.
Количество деятелей искусства   200 тыс. 600 тыс.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Предмет культурологии. Понятия «культура» и «цивилизация» в XVIII-XIX вв.

2. Становление культурологии в ХХ в.

3. Формационный, глобально-цивилизационный и локально-цивилизационный подходы к культуре в ХХ в.

4. Культура как система: ее структура, функционирование и развитие.

5. Типология культуры. Основные подходы и современные варианты выделения типов культуры.

6. Первобытная культура. Зарождение цивилизаций. Особенности древневосточной культуры.

7. Античная культура: этапы развития и главные достижения.

8. Культура европейского средневековья; ее христианские ценности. Характерные черты средневекового искусства.

9. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Идеи гуманистов и их влияние на искусство и науку. Появление протестантской этики.

10. Древнерусская культура VI-XV вв. Характерные черты религии, литературы и искусства в Докиевский, Киевский и Удельный периоды развития Руси.

11. Культура России XVI-XVII вв. Становление российской цивилизации. Новые тенденции в искусстве.

12. Основные черты культуры нового времени. Гуманизм, прогресс и другие ценности рационального типа культуры.

13. Модернизация отечественной культуры в XVIII в. Реформы Петра I в духовной сфере. Просвещенный абсолютизм при Екатерине II. Появление новых направлений в искусстве.

14. Российская культура XIX в. Главные ее достижения в науке, образовании, литературе и искусстве.

15. “Серебряный век” русской культуры. Его противоречивость и своеобразие. Появление русской религиозной философии и русского модерна.

16. Типология культуры ХХ в. Рациональный и другие типы культуры. Массовая и элитарная культура.

17. Научно-технический прогресс и его влияние на духовную жизнь в ХХ в. Понятия консервативной, реформистской и радикальной идеологии. Религия в современном мире.

18. Искусство ХХ в. Борьба модернизма и реализма, элитарного и массового искусства.

19. Кризис и перспективы развития современной культуры. Глобальные проблемы современности и их влияние на культуру. Концепция информационного общества.

20. Типология советской культуры. Проблема культурной революции, ее содержание.

21. Особенности советской культуры. Новая система образования и воспитания в СССР. Советская власть и интеллигенция.

22. Особенности советской науки и идеологии. Преемственность, новизна и противоречивость в их развитии.

23. Советское искусство. Борьба модернизма и метода социалистического реализма. Противоречия между административно-командной системой и свободой творчества.

24. Проблемы современной отечественной культуры.

25. Культура российской эмиграции: характеристика основных этапов развития.

26. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику.

27. Деятели отечественного искусства за рубежом. Наиболее яркие достижения эмигрантской литературы и искусства.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов........................................................................................................  
Тема I. Введение в культурологию..................................................................  
Тема II. Зарождение и развитие культуры до нового времени.......................  
Тема III. Культура нового времени.................................................................  
Тема IV. Культура ХХ века.............................................................................  
Тема V. Культура российской эмиграции.......................................................  
Приложение......................................................................................................  
Вопросы для самоконтроля ……………………………………….....................  

 

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

2-е издание

 

Под общей редакцией В.Ю.Черных

 

Редактор М.Н. Афанасьева

Корректор И.В. Малютина

 

 

Изд. лиц. № 00185 от 26.10.99

 

 

Подписано в печать 25.12.2000. Формат 60×84 1/16.

Усл.-печ. л. 6,27. Уч.-изд. л. 7,5

Тираж 300 экз. Заказ №89.

 

 

Редакционно-издательский отдел и множительный участок

Пермской государственной медицинской академии

 
614000, г. Пермь, ул. Большевистская, 85

 

 


* Здесь и далее см. таблицу 6 приложения.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.