Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Культурология – наука о культуре. Основные культурологические школы и концепции





КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Введение

Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы произошло введение «Культурологии» в качестве обязательной учебной дисциплины, что должно обеспечить ориентацию обучения на человеческие потребности личности, создать необходимый базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Что такое культура? Культура сама по себе является величайшим феноменом, а понятие «Культуры» относится к числу фундаментальных в современном гуманитарном знании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для современного человека вполне привычно звучат такие словосочетания как «культура ума», «культура речи», «культура поведения», «физическая культура», «культура профессиональной деятельности»… В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью...

Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало, прежде всего «агрокультуру» («agriсulture»), то есть возделывание, обработку, «культивирование» земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души» («Тускуланские беседы» (45 год до н.э.)).

В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей народов – основное условие гармоничного развития современного мира.



Культурология – это дисциплина, которая изучает культуру, ее особенности и многообразие. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась культурология в самостоятельную дисциплину лишь в XX веке.

Вузовский курс «Культурологии» дает возможность прикоснуться к важнейшим понятиям человеческой культуры, осмыслить и оценить культурный опыт, накопленный многотысячелетней деятельностью человечества.

Целью изучения дисциплины является формирование целостного видения мирового культурологического процесса в единстве всех его составляющих. Задачи курса состоят в изучении студентами возникновения и развития общемировых культурных (материальных и духовных) ценностей, в овладении навыками анализа событий и явлений мировой культуры. Особенностью современного обучения в вузе является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, формирование высокопрофессиональной и интеллектуально развитой личности.

Изучение дисциплины «Культурология» способствует развитию человека не только как личности, но и как гражданина своей страны.

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте: goroshionov@mail.ru

 

 

В ходе лекционных занятий со студентами изучаются следующие учебные темы:

 

№ пп Разделы и темы дисциплины по учебной программе Кол-во часов
1. Культурология – наука о культуре. Основные культурологические школы и концепции  
2. Теория культуры
3. Культура и цивилизация 0,5
4. Периодизация культуры 0,5
5. Итого

 

Методические рекомендации по освоению дисциплины

 

Тема 1. Культурология – наука о культуре. Основные культурологические школы и концепции

От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры. Формирование культурологии как науки. Предмет, метод и задачи современной культурологии. Основные культурологические школы: общественно-историческая, расово-антропологическая, социологическая, символическая, структурно-семиотическая, смысло-генетическая.

Тема 2. Теория культуры

Определение культуры. Сущность культуры. Субъект культуры. Культура – «вторая природа человека». Структура культуры. Критика культуры.Основные функции культуры. Типология культур: отрасли, виды, формы.

Тема 3. Культура и цивилизация

Понятие «Культуры». Понятие «Цивилизации». Общее и разное. Классификация цивилизаций. Общество, культура и человек.

Тема 4. Периодизация культуры

Культура - неотъемлемое свойство человека. Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры.

 

 

Контрольная работа

Одним из обязательных элементов работы для всех студентов является выполнение контрольной работы. Варианты контрольной работы представлены в приложении I.

Контрольная работа по культурологии выполняется студентами в процессе самоподготовки. Титульный лист контрольной работы выполняется в соответствии с образцом, представленным на стр. 20. Эта работа состоит из четырех частей. Выполняя контрольную работу Вы должны ответить на поставленные вопросы.

Выполняя контрольную работу, скопируйте свой вариант непосредственно из соответствующего раздела системы I.Logos в удобную для Вас папку на свой компьютер и заносите ответы ниже каждого их них Эта работа в распечатанном, или электронном варианте (на носителе CD-RW) сдается преподавателю.

Контрольную работу студент должен принести на зачет. По контрольной работе в обязательном порядке проходит собеседование (допуск к зачету).

 

Практическая работа

В качестве практических занятий по истории предусмотрено поведение семинарских занятий. Темы семинарских занятий представлены в приложении II. По указанию преподавателя на лекционном занятии определяется тема семинарского занятия, назначаются основные выступающие и оппоненты (оппонент,от лат. opponens-возражающий, противник в споре).

После семинарского занятия преподавателем подводятся его итоги, и оценивается работа студентов.

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Культурология

В качестве итогового контроля учебным планом предусмотрен «зачет». Студент готовится к сдаче итогового контроля по вопросам, представленным в приложении III. Преподаватель может задать несколько дополнительных вопросов, для определения глубины знаний студента.

 

Самоподготовка

 

Самостоятельная подготовка строится следующим образом:

Самостоятельная работа студентов подразделяется:

· подготовка к зачету;

· изучение литературы;

· изучение конспекта лекций;

· поиск литературы в библиотеках;

· конспектирование рекомендованной для самостоятельного изучения научной и другой литературы;

· работа с обучающими и контролирующими программами;

· изучение справочной литературы;

· подготовка к практическим занятиям;

· выполнение контрольной работы.

 

Список источников и литературы по дисциплине «Культурология»

Вприложении IV представлен список основной и дополнительной литературы по дисциплине «Культурология», а так же список Internet-ресурсов, который, по мнению составителей этого документа, будет вам полезен при изучении дисциплины.

Самоконтроль

Для самоконтроля усвоенных знаний студенты могут воспользоваться тестированием и оценить свои знания по данной дисциплине. Материалы самоконтроля (тесты) представлены в приложении V.

 

 

Студент, завершивший изучение курса «Культурология» должен

знать:

– место культурологии в системе гуманитарных дисциплин;

– иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;

– понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;

– знать формы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

– историю культуры России, понимать и уметь объяснить её место в системе мировой культуры;

уметь:

– владеть научным материалом при устной защите своей контрольной работы;

– последовательно и логично излагать свою точку зрения;

– аргументировано и корректно вести дискуссию;

– выявлять культурно-исторические ценности

Иметь навыки:

– самостоятельного анализа культурных артефактов и духовно-нравственных концепций;

– освоения и критики источников и литературы;

–овладении навыками анализа событий и явлений мировой культуры

– оперирования полученными знаниями.

 

В приложении V представлен список выдающихся памятников Европейской культуры.

В приложении VIпредставлен список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России.

В приложении VIIпредставлен краткий терминологический словарь по дисциплине.

 

 


Приложение I

Контрольные работы по дисциплине «Культурология»

От 1- до 30: №№ 1-30,

От 31 до 60: №№ 1-30,

От 61 до 90: №№ 1-30,

От 91 до 100: №№ 1-10,

От 101 до 130: №№ 1-30 и т.д.

Контрольная работа № 1

1. Раскройте вопрос: типология культуры как метод научного познания. Приведите примеры.

2. Что такое «художественный образ» и как он раскрывается в литературе, живописи, музыке, на сцене? Приведите примеры.

3. Первобытная культура: география, определение, теории, особенности, артефакты, примеры первобытной культуры.

4. Раскройте вопрос: культура Киевской Руси IX–XI вв. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 2

1. Определите предмет и задачи науки культурологии.

2. Раскройте вопрос: Формы культуры. Приведите примеры.

3. Культура Древнего Вавилона: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: Культура русских земель XII – I половины XIII вв.

Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 3

1. Определите методы культурологического познания. Раскройте каждый, приводя примеры.

2. Раскройте вопрос: типы культур: локальные группы, община, урбанизация. Приведите примеры.

3. Культура Древнего Египта: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: русская культура II половины XIII–XV вв. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 4

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.

2. Раскройте вопрос: комплексные виды культур: художественная и физическая. Что в них общего и разного? Приведите примеры.

3. Культура Древней Индии: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: культура Руси периода образования централизованного государства. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 5

1. Раскройте вопрос: «Экология культуры», гуманизация жизни людей и переориентация воспитательных идеалов Д.С. Лихачева (1906-1999).

2. Дайте определение терминам: массовая культура, субкультура, контркультура. Когда и почему появились эти понятия? Как массовая культура влияет на культурную жизнь общества? Приведите примеры.

3. Культура Древнего Китая: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: русская культура XVII в. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 6

1. Раскройте вопрос: Н.К. Рерих (1874-1947) и его Пакт в защиту культуры. Проанализируйте этот документ. Что нового Пакт Рериха внес в понимание мирового культурного процесса?

2. Что такое элитарная, народная и массовая культуры? Что у них общего и чем они отличаются? Приведите примеры.

3. Культура Древней Японии: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: Преобразования Петра I в области российской культуры. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 7

1. Назовите основные функции культуры, приведите примеры.

2. Дайте определение понятиям «общество» и «личность», «человек». Как общество влияет на развитие личности человека? Приведите примеры.

3. Древняя Греция – родина классицизма. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: русская культура II половины XVIII в. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 8

1. Что такое «Мировая культура», «Мировые глобальные процессы», «культурная аномия»? Приведите примеры взаимовлияний.

2. Назовите высшие нравственные (духовные) ценности человека. Дайте определение каждой ценности, приведите примеры. Нравственные ценности – это актуальное понятие, или сегодня можно обходиться без них?

3. Культура Древнего Рима: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: русская культура I половины XIX в. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 9

1. Дайте определение терминам: «культура» и «цивилизация». Выявите их взаимосвязь. Какие типы цивилизаций вы знаете? Какие особенности культуры несет в себе каждая из них? Приведите примеры различных цивилизаций.

2. Профессиональная этика: определение, основные понятия, формулы вежливости. Примеры соблюдения и несоблюдения этикета.

3. Итальянское Возрождение: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: образование и наука в России I половины XIX в. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 10

1. Корпоративная культура: определение, основные понятия и составляющие. Субординация. Влияние репутации на имидж фирмы.

2. Дайте определение понятиям: личность, современность, инженер. Какие факторы современной культуры влияют на развитие личности? Выстройте образ инженера (специалиста с высшим образованием) в глазах окружающих.

3. Раскройте вопрос: культура Мезоамерики. Ольмекская культура.

Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Золотой век русской культуры: дать определения понятиям, показать вклад в развитие национальной и мировой культуры. Назовите выдающихся деятелей русской культуры в области литературы, музыки, искусства, архитектуры и проч. С какими произведениями они вошли в историю русской и зарубежной культуры?

Вариант контрольной работы № 11

1. Раскройте вопрос: воззрения на культуру Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Неогегельянство.

2. Дайте определение понятиям: духовная культура, материальная культура. Приведите примеры, сделайте вывод о взаимовлиянии.

3. Раскройте вопрос: пантеон богов и культовые центы Древнего Египта. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Серебряный век русской культуры: дать определения понятиям, показать вклад в развитие национальной и мировой культуры. Назовите выдающихся деятелей русской культуры в области литературы, музыки, искусства, архитектуры и проч. С какими произведениями они вошли в историю русской и зарубежной культуры?

Вариант контрольной работы № 12

1. Раскройте вопрос: критика культуры З. Фрейда (1856-1939). С чем можно согласиться, а с чем нельзя? Приведите примеры.

2. Раскройте вопрос: универсальные черты культуры. Приведите примеры.

3. Раскройте вопрос, приведите примеры: Теотиуаканская культура. Культура тольтеков. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: образование и наука во II половине XIX – начале XX века в России. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 13

1. Раскройте вопрос: марксистская концепция культуры, приведите примеры.

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: общие черты культуры.

3. Раскройте вопрос: культура ацтеков. Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 14

1. Раскройте вопрос: Д.Л. Андреев (1906-1959) и его социальная утопия «Роза мира».

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: уникальные черты культуры.

3. Раскройте вопрос: Древняя цивилизация майя. Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: культурные преобразования в России после Октябрьской революции. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 15

1. Раскройте вопрос, приведите примеры: концепция «идеальных типов» Макса Вебера (1864-1920).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: Культурное своеобразие.

3. Раскройте вопрос: цивилизации Древней Малой Азии (Анатолии). Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: литература и искусство в СССР в 20-е гг. ХХ в. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 16

1. Раскройте вопрос: культурологическая концепция общественно-исторического направления Н.Я. Данилевского (1822-1825).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: культурные универсалии.

3. Раскройте вопрос: Древние цивилизации Африки. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос: культурное развитие СССР в 30-е гг. ХХ в. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 17

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: культурный комплекс.

3. Раскройте вопрос: Древние цивилизации Аравийского полуострова. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 18

1. Раскройте вопрос: концепция круговорота «локальных цивилизаций» Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: агенты и институты культуры.

3. Раскройте вопрос: цивилизации Древнего Ирана. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: наука и культура в период «оттепели» в советской России. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 19

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: культура и этнос.

3. Раскройте вопрос: культура древних шумеров. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: культура периода советского «застоя». Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 20

1. Раскройте вопрос: теория культуры Карла Ясперса (1883-1969).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: межкультурное общение.

3. Раскройте вопрос: Ассирийская культура. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 21

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: культурные конвекции.

3. Буддизм и буддистское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.

4. Раскройте вопрос: культура России последнего десятилетия ХХ в. Определите географическое положение, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?

Вариант контрольной работы № 22

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: экономическая культура.

3. Ислам и исламское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.

4. Раскройте вопрос: культурологическая мысль 30-50-х годов XIX века в России.

Вариант контрольной работы № 23

1. Раскройте вопрос: структурализм как современное направление культурологической науки.

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: политическая культура.

3. Христианская культура. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.

4. Раскройте вопрос: культурологические теории второй половины XIX-начала XX вв. в России.

Вариант контрольной работы № 24

1. Раскройте вопрос: игровая концепция культуры Иоханна Хейзинги (1872-1945).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: профессиональная культура.

3. Рыцарская культура, этика и эстетика Средневековья. Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: культурологическая мысль 20-50-х годов XX века в России.

Вариант контрольной работы № 25

1. Раскройте вопрос: учение о культуре Хосе Ортега-и-Гасетта (1883-1955).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: педагогическая культура.

3. Романское искусство(XI-XII вв.) Средневековой Европы. Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера.

Вариант контрольной работы № 26

1. Раскройте вопрос: учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре.

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: доминирующая культура.

3. Дороманское искусство Средневековой Европы (V-Х вв.). Определите временные рамки, географическое положение, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос: ментальность русской культуры.

Вариант контрольной работы № 27

1. Раскройте вопрос: эволюционный подход к изучению культур Л.А. Уайта (1900-1975)

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: этническая культура.

3. Готическое искусствоСредневековой Европы. Определите временные рамки, географическое положение, влияние религии, духовную и материальную составляющие. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: русский символизм.

Вариант контрольной работы № 28

1. Раскройте вопрос: Принципы функционализма (система человеческих потребностей) в теории Малиновского Б.К. (1884-1942).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: инкультурация и социализация.

3. Наука, образование, развитие техники и технологий в Средние века. Определите временные рамки, географическое положение, влияние религии, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: дохристианская культура славян: географические рамки, племена, материальная и духовная культура.

Вариант контрольной работы № 29

1. Раскройте вопрос: многообразие культур и межкультурные отношения в теории К. Леви-Стросса (1908-2009).

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: обыденная и специализированная культуры.

3. Особое место Византии в истории мировой культуры. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: русский национальный костюм: составляющие, функциональность, материал, цвета, символика.

Вариант контрольной работы № 30

1. Раскройте вопрос: В.И. Вернадский (1863-1945) о взаимодействии культуры и природы.

2. Раскройте вопрос, приведите примеры: сельская и городская культуры.

3. Культура, наука, образование Западной Европы XIX в. Определите временные рамки, географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?

4. Раскройте вопрос, приведите примеры: интеллигенция и интеллигентность. Истоки российской интеллигенции.

 

 

Шаблон оформления контрольной работы:

 

 

Титульный лист (первый лист тетради)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

Контрольная работа

По культурологи

 

Студент:______________ФИО

Группа,№ зачетной книжки

_______________________

Проверил:

Преподаватель:________ФИО

Должность ________________

Оценка:______________

 

Иркутск, год

 

Приложение II

Тематика семинарских занятий по дисциплине «Культурология»

 

Приложение III

Вопросы к зачету по дисциплине «Культурология»

1. Место культурологии в системе гуманитарного образования.

2. Основные культурологические школы.

3. Профессиональная этика.

4. Высшие нравственные (духовные) ценности человека.

5. Общество и личность.

6. Культура и цивилизация.

7. Основополагающие институты культуры.

8. Элитарная и народная культуры.

9. Массовая культура, субкультура и контркультура.

10. Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию.

11. Взаимоотношения искусства, техники, технологий.

12. Книга – материальное и духовное творение культурной жизни общества.

13. Искусство как социокультурное явление. «Высокое искусство» – «Низкое искусство».

14. Российские объекты Всемирного культурного наследия.

15. Основные течения и направления в современном искусстве.

16. Понятие о художественном образе (в литературе, живописи, музыке, театре и др.).

17. Архитектурные стили (классицизм, барокко, ампир, готика, эклектика и др.).

18. Жанры в живописи (портрет, пейзаж, натюрморт и др.).

19. Великие художники мира.

20. Знаменитые русские живописцы

21. Музыкальные жанры (песня, танец, марш, гимн, опера, ария и т.д.).

22. Знаменитые русские и советские композиторы.

23. Литературные направления и течения ХУП-Х1Х вв. (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм).

24. Литературные направления и течения XX в. (модернизм, авангардизм, декадентство, символизм, футуризм, экспрессионизм, постмодернизм).

25. Литературные жанры (эпические, лирические, драматические).

26. Великое наследие русской литературы.

27. Театр – вид сценического комбинированного искусства.

28. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм): происхождение, география распространения, сущность, функции, особенности.

29. Этикет и его роль в развитии личности.

30. Интеллигенция и интеллигентность. Истоки российской интеллигенции.

 

Приложение IV

Приложение V

Что такое субкультура?

а) культура ушедшая или нарождающаяся;

б) относительно автономная культура определённой социальной среды;

в) культура низов общества.

22. Чтобы правильно использовать в повседневной жизни понятие «культура», нужно:

а) понимать собеседника;

б) уметь подобрать слова для описания данного предмета или явления;

в) понимать, что множество явлений и предметов называют словом «культура»


1-в; 12-а;
2-а; 13-а;
3-в; 14-в;
4-6; 15-6;
5-а; 16-в;
6-6; 17-а;
7-а; 18-в;
8-в; 19-в;
9-в; 20-а;
10-г; 21-6;
11-а; 22-в;
Ключ к тесту:

 

Приложение VI

Список выдающихся памятников Европейской и отечественной культуры

 

1. Аттический курос. Мрамор. Около 600 г. до н.э.

2. Трон Людовизи. Рождение Афродиты. Рельеф. Мрамор. 468-456 гг. до н.э.Рим. Музей Терм.

3. Мирон. Дискобол. Около 450 г. до н.э.

4. Поликлет. Дорифор. Середина V в. до н.э.

5. Иктин и Каликрат. Парфенон. 447-438 гг. до н.э.

6. Пракситель. Голова Афродиты Книдской. до 360 г. до н.э.

7. Капитолийская волчица. Бронза.V в. до н.э.

8. Статуя оратора. Так называемый Авл Метелл. Бронза. I в. до н.э.

9. Портрет Люция Цецилия Юкунда. Бронза. Вторая половина I в.

10. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75-90 гг.

11. Пантеон в Риме. 118-125 гг.

12. Конная статуя Марка Аврелия. бронза. Около 170 г.

13. Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска. Около 1305.

14. Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе.

15. Боттичелли. Рождение Венеры.

16. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фреска.

17. Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы («Джаконда»).

18. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг.

19. Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511.

20. Микельанджело. Давид. Скульптура. Мрамор. 1501-1504 гг.

21. Тициан. Динарий кесаря.

22. Джорджоне. Спящая Венера. 1508-1510 гг.

23. Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434 г.

24. Дюрер. Портрет молодого человека.

25. Рубенс. Персей и Андромеда. 160-1621 гг.

26. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

27. Дмитриевский собор. 1194-1197. Владимир.

28. Церковь Покрова на Нерли 1165.

29. «Благовещение» (Устюжское Благовещение). Икона. Новгород. 1130-1140 гг.

30. Владимирская Богоматерь. Икона. Начало XII. Византия.

31. «Спас Нерукотворный». Икона. Новгород.

32. Феофан Грек. «Богоматерь Донская». Около 1350-1410 гг.

33. Феофан Грек. «Успение Богоматери».

34. А. Рублев. «Звенигородский чин». Спас.

35. А. Рублев. «Троица». Первая половина XV в.

36. Дионисий. Алексий, митрополит московский с житием. Нач. XVII в.

37. Дионисий. «Распятие». 1500 гг.

38. Никитин И.И. Портрет Г.И. Головкина. 1720-е гг.

39. Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

40. Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской.

41. Левицкий Д.Г. Портрет графини Урсулы Мнишек. 1782 г.

42. Боровиковский В.Л. Портрет М.И. Лопухиной 1797.

43. Э. Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник) в Петербурге.

44. Росси К.И. Александринский театр.

45. Монферан О. Исаакиевский собор в Петербурге.

46. Мартос И.П. Памятник Минину и Пожарскому.

47. Клодт П.К. Укрощение коня. (1833-1850 гг.).

48. Кипренский О. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.

49. Тропинин В.А. Кружевница. 1823 г.

50. Венецианов А.Г. На пашне. Весна. К









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.