Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

· Техника.

· Наука.

· Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1. Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) мало развит. Знаковый код – больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала – о правилах, затем – о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой – ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1. Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника

Техника – любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная – материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская – способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между природными и техническими объектами:

Природные объекты Технические объекты
Существуют сами по себе Созданы человеком
Обусловлены природными причинами Обусловлены целями, заданными человеком
Царство стихийных сил Царство разума
Органические и неорганические тела Тела нового типа – организованные

 

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры – средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники – существующее в культуре представление о ней.

· В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

· В античные времена: творение разума, изобретательский талант – дар богов.

· В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

· С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

· Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX в. (луддизм).

· Национальные различия образа техники.

· В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

· После Октябрьской революции – восхваление могущества техники.

· В ХХ в. – борьба двух тенденций – техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло.

Опасности технического прогресса;

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек – не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука – три смысла:

· особая совокупность знаний;

· особый вид деятельности;

· особая отрасль общественного труда.

Научное знание – его важнейшие особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система.

Научная деятельность

· Главный вид – исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т.п.

· Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

· Этика научной деятельности. Ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т.д.

Наука как отрасль общественного труда

· Учреждения и организации – институты, лаборатории, академии…

· Система научных коммуникаций – научные издания, журналы, патентная служба, конференции…

· Дифференциация профессий и специальностей.

· Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

· Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

· Автономия и социальный контроль. Автономия науки – для свободы выбора тем, методов, целей исследования – условие ее развития. Но социальный контроль – чтобы исследования не наносили вреда обществу.

· Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

· До Нового времени наука в общественном мнении – занятие чудаковатое и непонятное.

· В Новое время – рост авторитета науки.

· В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, – рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм – реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

· Практическая деятельность – знание применяется для изменения реальной действительности.

· Связана с решением технических задач.

· Требует научных знаний.

Инженерия – соединение науки и практики.

Историческая эволюция инженерной культуры

· Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники В роли когнитивной основы – мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

· Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars – искусство изобретать созидать новое.

· Эпоха Возрождения – развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной – рационально-научная инженерия.

· В Новое время – рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

· ХХ в.: инженерия – одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии.

Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов (почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В ХХ в. – выход инженерии за пределы ее традиционной сферы – промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т.д.

Инженерия в широком смысле

· Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

· Инженерия в широком смысле любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

· С ХХ в. – «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация à выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно – включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.