Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизмы культурной динамики





Традиционная и инновационная культура

· Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным.

· Инновационна я: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура

· Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших.

· Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

· Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Живая и архивная культура

· Живая: информация, которая циркулирует по каналам социальной коммуникации в данный период времени и активно используется обществом.

· Архивная: социальная информация, выключенная из повседневной общественной жизни, но существующая рядом с живой культурой

Три темпоральных слоя живой культуры

· «Коренные» культурные формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях.

· Реликтовые культурные формы - «осколки прошлого».

· Проектные культурные формы - зародыши культуры будущего.

Преходящая и непреходящая культура

· Преходящая: явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии (напр., капризы моды; шлягеры). Культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций.

· Непреходящая: достижения культуры, не теряющие своей ценности со временем, образцы и средства для создания новых культурных ценностей Произведения обладают принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации редки, но живут долго.

Ритмика культурных процессов

Наряду с постоянными историческими тенденциями (напр., рост знаний) есть временные колебания социальных параметров, их циклические подъемы и спады. Циклический характер культурной динамики: волнам Кондратьева в экономике сопутствуют волны Маслова (колебания «аналитичности» и «синтетичности» в культуре).

Структурные сдвиги в культурном пространстве

Неоднородность культурного пространства: деление на центр и периферию.

Центр - формы культуры с наиболее высоким потенциалом:

· активно воздействует на другие формы и на жизнь общества вообще;

· отличается развитой организацией и богатым языком;

· содержит обширное множество текстов, в т.ч. имеющих эталонную значимость;

Периферия - формы культуры:

· более инертные, менее упорядоченные;

· языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;

· тексты мало влияют на центральные культурные формы.

Перемещения центра и периферии:

· центральные культурные формы теряют динамичность и гибкость, их потенциал снижается;

· периферийные культурные формы вступают в конфликт с эталонами;

· рост напряженности в пространстве культуры;

· в революционных периферийных культурных формах вырабатывается содержание будущего ядра культуры;

· революционные формы наращивают потенциал и занимают место в центре культурного пространства.

Тема 12. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Идея общественного прогресса

С ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Прогресс – закон исторического развития человечества.

Западноевропейская философия XIX века: поиски общих законов истории

Сен-Симони Конт

Три стадии исторического развития человечества: теологическая («детство»), метафизическая («юность»), позитивная («зрелость»).

Гегель

Смысл истории - в создании условий для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя.

Исторический прогресс состоит в развитии свободы.

4 этапа: 1) восточный, 2) греческий, 3) римский, 4) германский.

Марксизм

Главные положения:

1. История развивается по объективным законам.

2. Общественный прогресс обусловлен развитием материального производства.

3. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Основные исторические типы общества – социально-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая.

Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века

Во всех рассмотренных учениях утверждается:

· Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в т.ч. культурного прогресса.

· Исторический прогресс однолинеен: все страны и народы идут по одному пути – через ряд закономерно сменяющих друг друга стадий развития, каждая из которых характеризуется определенным типом культуры.

· В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Европейская культура - наиболее передовая культура эпохи, образец для остальных народов (европоцентризм).

Н.Данилевский: Россия и Европа

Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должна принять всее народы. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов всех народов Земли.

Жизненный цикл культурно-исторических типов –4 этапа:

· подготовительный - смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;

· складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;

· период расцвета – реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;

· застой жизни – «апатия» культуры.

Прогресс – движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.

Способы взаимодействия культур:

· «прополка» - насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры;

· «прививка» - пересадка в культуру элементов чужой цивилизации;

· «почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.)

О.Шпенглер: Закат Европы

Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает.

«Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская.

Душа культуры – особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления.

Прасимвол античной культуры - ограниченное материальное тело; душа культуры - аполлоническая.

Прасимвол арабской культуры - мир-пещера; душа культуры – магическая.

Прасимвол западной культуры - бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа.

Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия - цивилизацию.

Цивилизация - умирающая культура.

Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.