ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторному практикуму

по дисциплине

ИНФОРМАТИКА

для студентов дневной и заочной форм обучения
направления 6.0508 «Микро- и наноэлектроника»

 

Часть 1

Основы алгоритмизации и программирования

 

 

Севастополь


УДК 004.021

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика» для студентов дневной и заочной форм обучения направления 6.0508 «Микро- и наноэлектроника»: в 3-х частях / Д.Г. Мурзин,
И.Ю. Капранов — Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2010. — Ч.1: Основы алгоритмизации и программирования. — 89 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам в подготовке к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика».

Методические указания предназначены для студентов 1‑го курса, обучающихся по направлению «Микро- и наноэлектроника».

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры электронной техники (протокол № 5 от 04 ноября 2010 г.).

 

Рецензент: Астраханцев Александр Владимирович,
канд. техн. наук, доцент кафедры электронной техники.
СОДЕРЖАНИЕ

Требования к оформлению отчета к лабораторной работе.......... 4

Введение............................................................................................ 5

Лабораторная работа № 1. Основы работы с ОС Windows.......... 8

Лабораторная работа № 2. Работа с файловой системой Windows. Стандартные программы Windows 14

Лабораторная работа № 3. Основы работы с пакетами MS Word и MS Excel 18

Лабораторная работа № 4. Системы счисления. Формы представления чисел 23

Лабораторная работа № 5. Создание блок-схем алгоритмов в пакете MS Visio» 30

Лабораторная работа № 6. Исследование алгоритмов линейной структуры 44



Лабораторная работа № 7. Исследование разветвляющихся алгоритмов 47

Лабораторная работа № 8. Исследование алгоритмов циклической структуры 51

Лабораторная работа № 9. Разработка алгоритмов, использующих структуру данных массив» 57

Лабораторная работа № 10. Разработка алгоритмов, использующих подпрограммы 61

Лабораторная работа № 11. Определение функции сложности алгоритмов 64

Лабораторная работа № 12. Исследование рекурсивных и итерационных алгоритмов 70

Лабораторная работа № 13. Исследование основных алгоритмов сортировок 76

Лабораторная работа № 14. Исследование основных алгоритмов поиска 86

Библиографический список………………………………………89

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

 

Отчет о выполнении лабораторной работы оформляется на стандартных листах формата А4. Расположение листов – вертикальное. Поля: левое 2 см, верхнее 2 см, нижнее 1 см, правое 1 см. Отчет следует оформлять в редакторе Microsoft Word.

Отчет должен включать в себя титульный лист с указанием номера и темы лабораторной работы; цель работы и индивидуальное задание; блок-схему алгоритма программы с комментариями; анализ работы алгоритма и выводы (полученные результаты).

Блок-схема выполняется средствами редактора MS Visio и должна отражать весь алгоритм работы программы с комментариями. Если программа состоит из нескольких модулей, то для каждого модуля составляется отдельная блок-схема. В случае если в алгоритме определены подпрограммы, то для каждой из них составляется отдельный алгоритм.

При оформлении блок-схемы алгоритма программы следует придерживаться следующих правил:

1) элементы блок-схемы изображаются согласно их описанию, приведенному в табл.5.1;

2) линии изображаются со стрелками, если они (или какая-либо их часть) направлены вверх или влево;

3) пересечения линий не допускаются. В случае, когда возникает ситуация с пересечением линий, следует воспользоваться элементами «узел разрыва линий»;

4) линии должны соединяться с фигурами только сверху или снизу. Исключение составляет блок «Решение». Для него разрешается ответвление линий в любую сторону;

5) все надписи выполняются шрифтом одного размера; если надписи выполняются «от руки», то используют чертежный шрифт подходящего размера.

 

ВВЕДЕНИЕ

Состав вычислительной системы (конфигурация) включает в себя аппаратные и программные средства. Архитектура персонального компьютера (ПК)- это совокупность аппаратных и программных средств ПК, а также система взаимодействия их, обеспечивающая функционирование ПК. В упрощенном виде структура базовой ЭВМ типа IBM PC показана на рис.1.

 

Рисунок 1 - Упрощенная структура ЭВМ типа IBM PC

 

Базовая ЭВМ типа IBM PC включает процессорный блок, блок памяти и устройства ввода-вывода. Все эти устройства объединены между собой системной шиной, состоящей из набора проводников, усилителей и других устройств, предназначенных для обмена данными, адресной и управляющей информацией между составными частями ЭВМ.

В процессорный блок входят центральный процессор (CPU - Central Processing Unit), предназначенный для исполнения основной программы, и сопроцессоры - вспомогательные процессоры, предназначенные для эффективного исполнения каких-либо специфических функций, таких, как математический сопроцессор, выполняющий операции над числами, представленными в форме с плавающей точкой, графический ускоритель, выполняющий геометрические построения и обработку изображений, процессоры ввода-вывода, разгружающие CPU от операций взаимодействия с различными устройствами.

Блок памяти предназначен для кратковременного и долговременного хранения информации. Исторически память разделяется на внутреннюю и внешнюю. В настоящее время к внутренней памяти относят электронную (полупроводниковую) память, расположенную на системной плате или платах расширения. К внешней памяти относят память, реализованная в виде устройств хранения информации. Для процессора непосредственно доступной является только внутренняя память. Внутренняя память разделяется на оперативную, реализованная на микросхемах динамической памяти, информация в которой может меняться процессором в любой момент времени, и постоянную, информацию из которой процессор может только считывать.

Устройства ввода-вывода служат для преобразования информации из внутреннего представления в компьютере в форму доступную пользователю. Различают устройства ввода информации (клавиатура, мышь, сканер, джойстик и др.), устройства вывода информации (дисплей, принтер, аудио динамики и др.) и коммуникационные устройства, предназначенные для передачи информации между компьютерами (модем, сетевой адаптер и др.).

В то же время компьютер не имеет практической ценности без программного обеспечения (ПО), которое в компьютере имеет многоуровневую организацию.

Неотъемлемой от компьютера частью программного обеспечения является ба­зовая система ввода-вывода (Basic Input-Output System, BIOS), которая хра­нится в постоянной (энергонезависимой) памяти ROM BIOS (ПЗУ базовой системы ввода-вывода). В ROM BIOS находится программа инициализации, на­зываемая POST (PowerOn SelfTest — самотестирование по включению), кото­рая обеспечивает тестирование и запуск компьютера при включении, а также загрузку операционной системы. В ROM BIOS содержатся процедуры для ра­боты со стандартными устройствами, реализующие связь операционной систе­мы и прикладных программ с аппаратными средствами компьютера. BIOS нахо­дится на самом нижнем уровне ПО, который обеспечивает изоляцию выше­стоящих уровней от подробностей реализации аппаратных средств компьютера.

Следующий уровень —операционная система (ОС), основным назначением ко­торой является загрузка прикладных программ и предоставление им некоторых сервисов. Сервисы ОС функционируют на более высоком уровне — если BIOS работает с физическими устройствами, то ОС предоставляет возможность ра­боты на логическом уровне. Сервисы ОС, обслуживающие стандартные устрой­ства, могут обращаться к соответствующим сервисам BIOS; они расширяют функциональность сервисов BIOS, а также выполняют обработку ошибок фи­зических устройств. ОС может работать с системными устройствами и в обход BIOS, через собственные драйверы. ОС, как правило, загружается с устройства внешней па­мяти (локального или сетевого диска), для чего требуется специально подготовленный сис­темный диск. В самом начале системного диска располагается загрузчик — короткая программа, загружающая несколько файлов ядра операционной сис­темы в память и передающая им управление. Эти файлы находятся на том же системном диске в месте, известном загрузчику.

И наконец, верхний уровень иерархии ПО — прикладное программное обеспече­ние — комплекс программ, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи из самых разных предметных областей, не прибегая к программированию. Именно возможность загрузки любой прикладной программы в совокупности с неограниченным ассортиментом под­ключаемых устройств и позволяет считать персональный компьютер универ­сальным инструментом с неограниченными возможностями.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Теоретические сведения

Окна ОС Windows

При загрузке ОС Windows на экране появляется Рабочий стол, с размещенными на нем ярлыками (значки, иконки, пиктограммы) для наиболее часто используемых программ, документов и т.п.

Если указатель мыши (стрелка) подведен к ярлыку, соответствующему какой-либо программе, то двойной щелчок по левой кнопке мыши запускает ее на выполнение в рабочем окне (это действие аналогично нажатию Enter). Если же выбранный ярлык будет соответствовать какой-либо папке, то двойной щелчок по ней выводит содержимое этой папки (ярлыки файлов и (или) папок) в отдельном или том же окне.

Окна Windows (рис.1.1) обязательно имеют заголовок, а также могут иметь кнопку системного меню (в левом верхнем углу), кнопки сворачивания/разворачивания и кнопку закрытия окна (в правом верхнем углу). Окна и ярлыки можно перемещать по экрану, поставив указатель мыши на значок или заголовок окна и передвигая ее, не отпуская левой кнопку. В нужном месте экрана левая кнопка мыши отпускается. Состояние окна (свернуто, развернуто на весь экран, частично развернуто) можно изменить с помощью кнопок сворачивания/разворачивания.

Панель задач

Панель задач представляет собой выпуклую полосу рис.1.2, находящуюся обычно в нижней части Рабочего стола. Она содержит кнопку Пуск, которая предназначена для вызова Главного меню. При открытии программы, документа или окна на Панели задач появляется соответствующая открытому окну кнопка. Для переключения между активными программами в Windows используется сочетание клавиш Alt+Tab. Если же окно программы, в которое нужно перейти, видно на экране или соответствующий ей значок есть на Панели задач, то достаточно просто перевести туда указатель и щелкнуть мышью. С правой стороны панели задач находится область уведомлений (или системный лоток), предназначенная для отображения резидентных программ.

 

Рисунок 1.1 – Стандартное окно Windows

Рисунок 1.2 – Панель задач Windows

 

Главное меню

Главное меню WINDOWS предоставляет возможности для быстрого запуска программ и поиска файлов, а также обеспечивает доступ к справке. Так, чтобы найти группы программ, имеющиеся на компьютере, следует нажать кнопку Пуск, а затем указать на команду Программы. Существующие группы программ изображаются с помощью значков папок в меню Программы.

Для запуска стандартной программы, ярлыка которой нет на Рабочем столе, необходимо нажать кнопку Пуск и выбрать в Главном меню пункт Программы. Если программа отсутствует в меню, открыть содержащую ее папку и выбрать нужную программу. Чтобы открыть недавно использовавшийся документ, можно воспользоваться также пунктом Документы Главного меню и выбрать нужный документ. При этом автоматически запустится создавшая этот документ программа.

Для запуска файла местоположение которого неизвестно выбрать в Главном меню команду Найти, а затем команду Файлы и папки, ввести имя искомого файла (или маску) в поле Имя и нажать кнопку Найти для нахождения файла (папки).

Значок Мой компьютер

Значок Мой компьютер представляет на Рабочем столе папку, отображающую содержимое компьютера. Чтобы просмотреть находящиеся на компьютере логические диски, папки и файлы, нужно дважды щелкнуть этот значок. По умолчанию в открытом окне отображаются только имена файлов и каталогов. Для получения полной информации о файлах (тип, размер, дата и время последней модификации) выбирается пункт Таблица меню Вид, для возвращения к краткой информации – пункт Список.

Контекстное меню

Нажатие правой кнопки мыши отображает Контекстное меню выделенного объекта. Это меню содержит основной набор команд для работы с объектом. Например, для любого файла или ярлыка в этом меню присутствуют команды открытия, копирования и удаления. Чтобы просмотреть или изменить сведения об объекте, например документе, программе, папке, диске или принтере, следует обратиться к его свойствам, открыв Контекстное меню объекта с помощью правой кнопки мыши и выбрав в нем пункт Свойства.

Контекстное меню Рабочего стола содержит пункты: Упорядочить значки, Выстроить значки, Вставить, Вставить ярлык, Создать и Свойства. Подпункты по имени, по типу, по размеру, по дате и автоматически пункта Упорядочить значки позволяют произвести соответствующее упорядочивание значков на Рабочем столе. Команда Выстроить значки выравнивает значки на Рабочем столе, а команды Вставить и Вставить ярлык вставляют ярлык соответствующего документа на Рабочий стол. Подменю Создать позволяет пользователю создать папку, ярлык и документы для установленных программ (например, документ Microsoft Word, лист Microsoft Excel и пр.). Выбор пункта Свойства дает возможность изменять фон, заставку, оформление и параметры экрана путем выбора соответствующей вкладки в появившемся диалоговом окне Свойства: Экран и изменения указанных в них параметров.

Создание папок и ярлыков

Щелкнув правой кнопкой мыши, в том месте, где нужно создать папку или нажав на клавиатуре кнопку контекстного меню, выбрать команду создать→ папку. Чтобы создать ярлык нужно выбрать создать→ ярлык.

Нажав обзор, выбираем папку, на которую создаем ярлык, и выбираем далее. Здесь вводим имя файла и нажимаем готово. Затем уже на рабочем столе щелкнув правой кнопкой мыши по ярлыку выбрать свойства→сменить значок.

Работа с панелью управления

Чтобы открыть панель управления, нужно нажать кнопку Пуск и выбрать команду Панель управления. Панель управления содержит средства настройки, предназначенные для изменения внешнего вида и характеристик различных компонентов Windows. Большинство компонентов помогают настроить Windows так, чтобы облегчить управление компьютером. Например, левша может с помощью компонента «Мышь» переключить кнопки мыши так, чтобы с помощью правой кнопки выполнять основные операции выделения и перетаскивания. Чтобы открыть панель управления, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Панель управления. Если выбран классический стиль меню Пуск, нажмите кнопку Пуск, укажите на команду Настройка и выберите Панель управления. При первом открытии панели управления на ней будут отображены наиболее часто используемые элементы, сгруппированные по категориям. Для получения дополнительных сведений об элементах панели управления в режиме категорий задержите указатель на значке или имени категории и прочитайте текст всплывающей подсказки. Чтобы открыть элемент, щелкните его значок или имя категории. Некоторые из этих элементов открывают список задач, которые может выполнить пользователь, а также позволяют выбрать отдельные компоненты панели управления.

Завершение работы Windows

Чтобы завершить работу с ПК, работающим под управлением WINDOWS, нажать кнопку Пуск, активизировать в Главном меню пункт Завершение работы, а затем выбрать в появившемся диалоговом окне параметр Выключить компьютер.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Теоретические сведения

Папки, ярлыки, файлы

Все файлы можно условно разделить на две группы: программы или исполняемые файлы и документы или неисполняемые файлы. Программы – это файлы, содержащие инструкции для операционной системы на выполнение некоторой последовательности действий. Данные, с которыми работает приложение, называются документами. Открыть документ – это значит запустить программу (приложение) в окне которой будет отображен (для просмотра или редактирования) документ.

Каждая программа на диске представлена файлом с расширением .EXE, .COM или .BAT – их называют программами или приложениями.

До ОС Windows 95 использовались только короткие имена файлов: под имя файла отводилось 8 символов, а под расширение, отделяемое от имени запятой – 3. Причем для большинства ОС могли использоваться только латинские символы. Основной недостаток коротких имен – низкая содержательность. Длинное имя в ОС старше Windows 95. может содержать до 256 прописных или заглавных латинских и русских символов (кроме девяти специальных: / \ : * ? “ < >⏐).

Расширение файла, как правило, указывает на его назначение. Например:

.bat, .com, .exe – выполняемые программы;

.bak – предыдущая версия программы;

.tmp – временный файл;

.txt, .doc – текстовые файлы;

.html, htm – гипертекстовый файл;

.tif, .bmp, .jpg, .gif – графические файлы;

.arj, .rar, .zip – архивные файлы.

При обработке сразу нескольких файлов используются групповые имена файлов или шаблоны, в которых в имени и (или) расширении файла содержатся символы "*" (обозначает любое число любых символов) или (и) "?" (обозначает один произвольный символ или его отсутствие).

Ярлыки – это маленькие программы, которые позволяют быстро запустить программу или открыть файл, или папку без необходимости искать расположение файла на жестком диске.

Создание объектов

Самый простой способ создания файла – запустить программу, работающую с тем типом файлов, который необходимо создать.

Чтобы создать любой объект (папку или файл) нужно:

1) Открыть папку, в которой нужно создать объект (непосредственно или при помощи проводника).

2) Из меню Файл (File) или из контекстного меню выбрать пункт Создать (New).

3) В появившемся списке выбрать объект, который необходимо создать.

4) Набрать новое имя объекта и нажмите клавишу Enter.

Запуск программ

Существует три основных способа запуска программ в Windows. Непосредственно из папки, в которой она расположена, с рабочего стола и из главного меню. Папка - это контейнер, который может содержать другие папки, программы, документы и ярлыки. Папка может быть пустой.

Запустить приложение из папки можно дважды щелкнув на соответствующем значке. Для запуска программы с рабочего стола нужно дважды щелкнуть на пиктограмме обозначающей: папку, приложение, ярлык. Особенно полезно создавать ярлыки для часто используемых программ, файлов или папок.

 

Для запуска программ из главного меню необходимо.

1) Нажать кнопку Пуск и выбрать команду из меню Программы.

2) Если программа отсутствует в меню, откройте содержащую ее папку.

3) Выбрать нужную программу.

4) Один раз щелкнуть мышью по соответствующему значку. После запуска программы на панели задач появится соответствующая кнопка.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Теоретические сведения

Редактор формул в MS Word

Редактор MS Word располагает встроенным редактором формул Microsoft Equation. Выбрать редактор можно командой Вставка / Объект / Microsoft Equation. Редактор позволяет записать основные математические выражения.

Работа с формулами в Excel

В Excel можно проводить различные расчеты. Для ввода формул выделяем ячейку, необходимо поставить знак « = » и ввести нужную формулу, нажав на кнопку Вставка функции на панели инструментов. Здесь можно выбрать различные категории: математические, финансовые, логические, статистические и др.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Теоретические сведения

Системы счисления

Позиционная система счисления — система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда). В современной информатике используются в основном три системы счисления (все – позиционные): двоичная, шестнадцатеричная и десятичная.

Двоичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является вычислительная техника, поскольку двоичный сигнал проще представлять на аппаратном уровне. В этой системе счисления для представления числа применяются два знака – 0 и 1.

Шестнадцатеричная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является хорошо подготовленный пользователь (программист). Используемые знаки для представления числа – десятичные цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F (для представления цифр от 10 до 16).

Десятичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является так называемый конечный пользователь. Используемые знаки для представления числа – цифры от 0 до 9.

В таблице 4.1 представлено соответствие между тремя системами счисления.

Для различения систем счисления, в которых представлены числа, в обозначение двоичных и шестнадцатеричных чисел вводят дополнительные реквизиты:

а) для двоичных чисел – нижний индекс справа от числа в виде цифры 2 или букв В либо b (binary – двоичный), либо знак B или b справа от числа. Например, 1010002 = 101000b = 101000B = 101000B = 101000b;

б) для шестнадцатеричных чисел - нижний индекс справа от числа в виде числа 16 или букв H либо h (hexadecimal – шестнадцатеричный), либо знак H или h справа от числа. Например, 3AB16 = 3ABH = 3ABh = 3ABH = 3ABh.

 

Таблица 4.1 – Системы счисления

Десятичная система Двоичная система Шестнадцатеричная система
A
B
C
D
E
F

Арифметические операции

Арифметические операции для двоичных и шестнадцатеричных чисел выполняются по тем же правилам, что и для десятичных чисел.

Пример 4.6. Выполнить сложение двоичных чисел.

Пример 4.7. Выполнить вычитание HEX чисел.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Теоретические сведения

Основное понятие алгоритма

Алгоритмом называют формально описанную последовательность действий, которые необходимо выполнить для получения требуемого результата. Алгоритм применительно к ПК – точное предписание, т.е. набор операций и правил их чередования, при помощи которого, начиная с некоторых исходных данных, можно решить задачу фиксированного типа.

В общем случае алгоритмизация вычислительного процесса включает следующие действия:

1) последовательную декомпозицию задачи, выделение автономных этапов вычислительного процесса и разбивку каждого этапа на отдельные шаги;

2) формальную запись содержания каждого этапа или шага;

3) определение общего порядка выполнения этапов или шагов;

4) проверку правильности алгоритма.

Алгоритмы обладают целым рядом свойств: понятностью, дискретностью, точностью, результативностью, массовостью.

Свойства алгоритма – набор свойств, отличающих алгоритм от любых предписаний и обеспечивающих его автоматическое исполнение.

К средствам описания алгоритмов относятся следующие основные способы их представления: словесный, графический, псевдокоды, программный. На практике используются также и другой способ описания: табличный (таблицы переключений (таблицы истинности); таблицы автоматов; циклограммы работы; таблицы решений).

 

Блок-схемы алгоритма

Формальное описание алгоритмов осуществляют с использованием схем алгоритмов и псевдокодов. На изображение схем алгоритмов существует ГОСТ 19.701–90, согласно которому каждой группе действий ставится в соответствие блок особой формы. Некоторые, часто используемые описания символов приведены в табл.5.1.

 

Таблица 5.1 – Графическое изображение алгоритмов

Символы данных
Название Обозначение Комментарий
Данные Символ отображает ввод/вывод данные, носитель данных не определен.
Запоминаемые данные Символ отображает хранимые данные в виде, пригодном для обработки, носитель данных не определен.
Оперативное запоминающее устройство Символ отображает данные, хранящиеся в оперативном запоминающем устройстве
Ручной ввод Символ отображает данные, вводимые вручную во время обработки с устройств любого типа (клавиатура, кнопки, световое перо, полоски со штриховым кодом).
Дисплей Символ отображает данные, представленные в человеко-читаемой форме на носителе в виде отображающего устройства.
    Символы процесса
Процесс Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной операции или группы операций, приводящее к изменению значения, формы или размещения информации или к определению, по которому из нескольких направлений потока следует двигаться).
Предопределенный процесс Символ отображает предопре-деленный процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте (в подпрограмме, модуле).
Подготовка Символ отображает модификацию команды или группы команд с целью воздействия на некоторую последующую функцию.
Решение Символ отображает решение или функцию переключательного типа, имеющую один вход и ряд альтернативных выходов, один и только один из которых может быть активизирован после вычисления условий, определенных внутри этого символа.
Граница цикла Символ, состоящий из двух частей, отображает начало и конец цикла. Обе части символа имеют один и тот же идентификатор. Условия для инициализации, приращения, завершения и т. д. помещаются внутри символа в начале или в конце в зависимости от расположения операции, проверяющей условие.
Символы линий
Линия Символ отображает поток данных или управления. При необходимости или для повышения удобочитаемости могут быть добавлены стрелки-указатели.
Пунктирная линия Символ отображает альтернативную связь между двумя или более символами. Также, символ используют для обведения участка
Специальные символы
Соединитель Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой части этой схемы и используется для обрыва линии и продолжения ее в другом месте. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение.
Терминатор Символ отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (начало или конец схемы программы, внешнее использование и источник или пункт назначения данных).
Комментарий Символ используют для добавления описательных комментариев или пояснительных записей в целях объяснения или примечаний. Пунктирные линии в символе комментария связаны с соответствующим символом или могут обводить группу символов. Текст комментариев или примечаний должен быть помещен около ограничивающей фигуры.
Пропуск Символ (три точки) используют в схемах для отображения пропуска символа или группы символов. Он применяется главным образом в схемах, изображающих общие решения с неизвестным числом повторений.
       

Правила применения символов

При разработке алгоритма каждое действие обозначают соответствующим блоком, показывая их последовательность линиями, идущими слева направо и сверху вниз. Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть направлены к центру символа. Если направление линии отлично от стандартного, то в конце линии ставится стрелка, в противном случае ее можно не ставить.

Любой символ предназначен для графической идентификации функции, которую он отображает, независимо от текста внутри этого символа. Символы в схеме должны быть расположены равномерно. Следует придерживаться разумной длины соединений и минимального числа длинных линий.

Большинство символов задумано так, чтобы дать возможность включения текста внутри символа. Не должны изменяться углы и другие параметры, влияющие на соответствующую форму символов. Символы должны быть, по возможности, одного размера. Символы могут быть вычерчены в любой ориентации, но, по возможности, предпочтительной является горизонтальная ориентация. Зеркальное изображение формы символа обозначает одну и ту же функцию, но не является предпочтительным.

В схемах может использоваться подробное представление, которое обозначается с помощью символа с полосой для процесса или данных. Символ с полосой указывает, что в этом же комплекте документации в другом месте имеется более подробное представление.

Символ с полосой представляет собой любой символ, внутри которого в верхней части проведена горизонтальная линия. Между этой линией и верхней линией символа помещен идентификатор, указывающий на подробное представление данного символа.

В качестве первого и последнего символа подробного представления должен быть использован символ указателя конца. Первый символ указателя конца должен содержать ссылку, которая имеется также в символе с полосой.

Пример отображения символа подобного представления (символ с полосой рис.5.1а) представлено на рис.5.1б.

а) б)

Рисунок 5.1 – Представление символов

 

Минимальное количество текста, необходимого для понимания функции данного символа, следует помещать внутри данного символа. Текст для чтения должен записываться слева направо и сверху вниз независимо от направления потока. Если объем текста, помещаемого внутри символа, превышает его размеры, следует использовать символ комментария.

Ссылки к страницам могут быть приведены совместно с символом комментария для их соединителей. Если схема алгоритма не умещается на листе, то используют соединители. При переходе на другой лист или получении управления с другого листа в комментарии указывается номер листа, например, «с листа 3», «на лист 1».

Пример представления внешнего и внутреннего соединителей (рис.5.2).

Рисунок 5.2 – Представление соединителей

 

Несколько выходов из символа следует показывать:

1) несколькими линиями отданного символа к другим символам (рис.5.3а);

2) одной линией от данного символа, которая затем разветвляется в соответствующее число линий (рис.5.3б).

а) б)

Рисунок 5.3 – Отображение нескольких выходов

 

Каждый выход из символа должен сопровождаться соответствующими значениями условий, чтобы показать логический путь, который он представляет, с тем, чтобы эти условия и соответствующие ссылки были идентифицированы (например, рис.5.4).

Рисунок 5.4 – Пример обозначения значений выходов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Теоретические сведения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Теоретические сведения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Теоретические сведения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Теоретические сведения

Массив – это совокупность элементов, имеющих одинаковое имя и отличающихся номером (индексом) их расположения в последовательности. Одномерный массив – последовательность чисел А(1), А(2), А(3), ..., А(n). Размерность массива равна количеству элементов в нем. Обращение к элементу массива производится с указыванием имени массива и порядкового номера элемента массива в скобках, например,А(5).

Пример 9.1. Дан одномерный массив А(i) длиной 20, упорядоченный по убыванию. Переупорядочить массив А(i) по возрастанию его элементов, используя первоначальную упорядоченность массива, и сохранить его значения в массиве В(i). Вывести полученный массив В(i) на дисплей.

Рассмотрим алгоритм решения задачи (рис.9.1а):

1) В цикле последовательно перебрать все элементы массива В(i) (начиная с первого по двадцатый).

2) Присвоить им значения соответствующих элементов массива А(21−i) (начиная с конца).

3) Вывести полученное значение на дисплей

4) Повторять тело цикла 20 раз.

Пример 9.2. Одномерный массив А длиной 20 заполнить случайными числами. Составить алгоритм определения первого минимального элемента массива А и определить его индекс.

Рассмотрим алгоритм решения задачи (рис.9.1б):

1)В первом цикле присвоить значения элементам массива А.

2) Переменной min присвоить значение первого элемента массива А, а переменной N, в которой будет храниться значение индекса минимального элемента массива, присвоить значение 1.

3) Во втором цикле, который будет последовательно выбирать элементы массива А(i), начиная со второго, сравнить значение текущего элемента массива А(i) со значением переменной min, и если выполняется условие А(i)<min, то на место min записать текущее значение элемента массива А(i), а в переменной N запомнить соответствующий номер индекса.

4) Повторить тело цикла 20 раз.

5) Вывести полученные значения переменных min и N.

 

а) б)

Рисунок 9.1 – Решение задачи с одномерным массивом

Индивидуальные задания:

1) Составить алгоритм поиска суммы положительных элементов линейного массива целых чисел. Размерность массива – 10. Заполнение массива осуществить с клавиатуры.

2) Составить алгоритм поиска суммы четных элементов массива целых чисел. Размерность массива – 20. Заполнение массива осуществить случайными числами от 100 до 200.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.