Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурная история и культурная традиция. (П.Милюков «Очерки по истории русской культуры»).





Культура народа есть историческая память. Она включает в себя предшествующий опыт поколений. История формирует память поколений, культурную традицию.

Культурная традиция – это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению в течение длительного времени. К культурной традиции относятся материальные и духовные ценности культуры, ее объекты, процессы усвоения и передачи культурных форм, способы этой передачи. В качестве традиций выступают культурные образцы, институты и нормы культуры, идеи, обычаи, обряды, ритуалы

Ученый-историк, знаток русской культуры П. Н. Милюков употреблял понятие “ культурной истории ”. Культурная история, писал он, это совокупность многообразных сторон “внутренней истории” культуры. Это культура экономическая, социальная, государственная, интеллектуальная, нравственная, религиозная, эстетическая.

культурная история – это совокупность различных сторон развития культуры в течение времени. Это культурная традиция, это соотношение культурных форм в процессе истории, это культурная самоиденификация и процессы ее развития. Культурная история включает в себя и опыт, и нереализованные возможности, и исторические загадки (т. н. “вечные” проблемы, не имеющие решений, годных для всех времен). Иллюстрацией может служить Библия, вобравшая в себя все эти черты. Прекрасно выразился о ее значении Л. Фейербах: “Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою собственную самодельную Библию”. Таким образом, культурная история есть и опыт, и самосознание эпохи.

Культурная картина мира. (К. Ясперс «Истоки истории и ее цель»).

Проблеме единства культурной истории человечества посвящено произведение К.Ясперса «Истоки истории и ее цель». Ясперс предложил схему единого мира, единой, культурной картины человечества

Единый мир человечества

Культурная картина мира

 

Америка Европа Россия Ислам Индия Китай Африка и др.

У. Век науки и техники. ХУП – ХУШ в.в. Начало современной цивилизации.

Запад Византия Ислам. Три модификации осевого времени.

У. Осевое время. 800 – 200 г.г. до н.э.

Греция Персия Иудея Индия Китай - 5 осевых культур, духовная основа мировой культуры человечества

Ш. Великие культуры древности. 1 тыс. до н.э.

Запад - Восток Индия Китай

П. Древние цивилизации. 5 – 3 тыс. до н.э

Египет Двуречье долины рек Инда и Хуанхэ

древнеегипетская, древнесемитская, древнеиндийская, древнекитайская цивилизации.

Доистория. Сотни тысячелетий. Общие истоки культуры человечества

Таким образом, человечество имеет общие истоки, корни своей истории, которая длилась сотни тысячелетий.

Согласно схеме, главным периодом в развитии культур стало именно осевое время (800-200 г.г. до н. э.). В это время, по мысли Ясперса, возникла духовная основа мировой культуры, т.е. основные. нравственные заповеди.

В конце Средневековья на Западе, в Европе, формировались образование и наука.

Времени.

Так проблема осевого времени помогла найти некий общий знаменатель в исследовании культурной картины мира человечества. Благодаря категории осевого времени такая картина обретает яркие краски, передает ощущение «исторической жизни» культур, по выражению К.Ясперса, а не только позволяет изобразить ее в удобной для исследователя схеме.

 

Классификация, систематизация и типологизация культур.

Этническая и национальная, элитарная и массовая, локальная и мировая, восточная и западная, специфическая и «срединная» культуры.

Методы культурологического анализа (исторический, логический, структуралистский, моделирования и др.)

Методы типологического анализа культур – исторический, логический, структуралистский, моделирования. Эти методы широко применяются в научно-культурологической мысли.

Исторический метод предполагает проблемный анализ типологии культур. К примеру, немецкий философ, исследователь проблемы философии культуры Гегель различал культуры как фазы развития человеческого духа свободы. Он понимал историю, в том числе и историю культуры, как ступени прогресса в сознании свободы. С этим связана и его типологизация культур: восточная культура, греко-римская культура и германская культура. Другой немецкий ученый – Ф.Ницше также выделял три культурных типа в истории: брамическую (индийскую), эллинскую и христианскую культуры.

- в основе подходов лежал взгляд на культуру как на некую завершенность и целостность.

Логический метод предполагает необходимость обозначения некого единого критерия. Немецкий философ и культуролог Г.Риккерт видел такой единый критерий в аксиологии. Так, он разграничивал научное знание как знание о природе и о культуре.

Метод моделирования использовал в своей концепции "идеальных культурных типов", моделей М. Вебер, немецкий социолог культуры. М.Вебер выделил идеальные типы культур, которые являли собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в культурно-исторических контекстах. Вебер выделил два идеальных типа культуры: традиционный и рациональный. Оба типа – своеобразные, идеальные ориентации экономического поведения.

структуралистский метод анализа культурных типов. Этот метод приобрел различные аспекты в зависимости от характера его применения: антропологический, лингвистический, психоаналитический, герменевтический. Но более всего он получил признание в учениях французского мыслителя К.Леви-Стросса («Структурная антропология») и швейцарского – Ф. де Соссюра («Курс общей лингвистики»), основателя европейского структурализма. В их произведениях анализируются языки культур (язык ритуала, жестов, мифологии), которые, как полагали ученые, формировали культурную традицию. В общности языка культур они видел причины общности традиций разных культур.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации близкие и тесно связанные. Нельзя понять культуру, не изучив время, эпоху, цивилизацию, к которой она принадлежала. И культура, и цивилизация – ценностные (аксиологические) понятия.

Культура эпохи, культура народа, та или иная религия – уникальные явления. Они включают в себя эпос, сказки, мифы, предания, научные открытия, ремесла и изобретения. Культуры составляют базу для цивилизации. В то время, когда умственный труд стал отделяться от физического, появились ремесла и науки, товарное производство и обмен, произошел от первобытной (примитивной) культуры к цивилизации.

Цивилизация включает в себя все многообразие культур. Культура – своеобразный код, матрица цивилизации. Изучая культуры прошлого, мы изучаем цивилизации того времени: государственное устройство, законы, архитектуру и пр.

Итак, цивилизация – это преобразованная человеком, окультуренная природа. Цивилизация – это материальная культура, т.е. средства для преобразования природы и создания наиболее комфортных условий существования человека. Цивилизация – это социальная культура, культура общественных отношений. Цивилизованный человек - это усвоивший духовную, политическую, экономическую, правовую культуру, владеющий техническими средствами цивилизации и культуры. Цивилизованный человек сегодня – это способный осознавать мир как единое целое, ориентированный еа неприятие







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.