Уральская академия государственной службы
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уральская академия государственной службы





Уральская академия государственной службы

 

Кафедра философии и политологии

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

Рабочая программа курса

 

Для заочной формы обучения всех специальностей

 

 

Составитель:

 

Л.С. Чернов, к.ф.н., доцент

 

 

Екатеринбург 2008

 

Раздел 1. Введение.

1.1. Государственный образовательный стандарт предусматривает изучение следующих тем, дидактических единиц, разделов и понятий по предмету «Культурология» - «Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история культуры России; шко­лы, направления и теории в культурологии; охрана и использо­вание культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность». Различные специальности изучают культурологию практически в одинаковом объёме с небольшими различиями и их обязательный стандарт содержательно совпадает.



 

1.2. Учебный курс «Культурология» знакомит студентов и слушателей с основными культурогическими концепциями и теориями, которые описывают и объясняют всю современную и прошлую культуру с позиции целостности и единства. Специфика курса заключается в объединении конкретных фактических знаний со знаниями предельно общего порядка. Философия здесь играет роль методологии по отношению к курсу культурологии. При этом, - конкретный, фактический материал истории художественной культуры и искусствознания дается в большом объеме. Практические занятия ориентированы на конкретное знакомство с материалом современной культуры, на анализ различных культурных текстов, что позволяет увидеть культуру «изнутри», прочувствовать ее «плоть и кровь», сделать самостоятельные выводы в отношении культурно-исторической ситуации, как в исторической ретроспекции, так и в сегодняшнем мире и в современной России.

В соответствии с современными стратегическими тенденциями российского образования, некоторая часть итоговых экзаменационных вопросов «даётся» слушателям на самостоятельное обучение, что возможно только при прагматическом и осмысленном подходе к процессу образования со стороны самих обучающихся.

 

Раздел 2. Структура учебной дисциплины для всех специальностей заочной формы обучения (в часах).

 

№№ Форма обучения Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов Отчёт- ность
1. ГМУ - 62 экзамен
2. ГМУ - 61 экзамен
3. ГМУ - 31 экзамен
4. ГМУ - 41 экзамен
5. Ю - 42 экзамен
6. ГМУ - 41 экзамен
7. НН – 41 зачёт
8. БУ – 41 экзамен
9. БУ – 31 зачёт
10. НЭ – 31 зачёт
11. МО – 41 экзамен
12. ГМУ - 44 экзамен

 

Раздел 3. Содержание курса

 

3.1 .Общий тематический план курса.

3.2 .Учебная и справочная литература по всему курсу.

3.3 .Программа лекционного курса.

3.4 .Программа практических занятий и список литературы к темам.

3.5 .Варианты контрольных работ с приложением списка литературы.

3.6 .Перечень основных терминов и понятий, необходимых для освоения курса и сдачи экзамена (зачёта).

3.7 .Контрольные вопросы по всему курса.

 

Общий тематический план курса

 

Тематика лекционного курса (в том случае, если предусмотренное учебным планом количество часов у той или иной специальности оказывается меньшим, нежели указано в таблицах, то преподаватель читает те лекции и проводит семинары, темы которых указаны в Образовательном стандарте по преимуществу).

 

 

№ темы Название темы Часы
Тема 1. Предмет культурологии. Многообразие определений культуры
Тема 2. Особенности мифологического восприятия мира. Античность как тип культуры.
Тема 3. Общие характеристики средневековой культуры
Тема 4. Культура эпохи Возрождения. Специфика культуры Северного Возрождения. Культура европейского Просвещения и Нового времени
Тема 5. Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологии
Тема 6. Европейский и русский модерн конца Х1Х начала ХХ в.в.
  Всего часов

Программа лекционного курса

 

Тема 1. Предмет культурологии. Особенности мифологического восприятия мира. Античность как тип культуры

Культурология в системе гуманитарных наук. Культурология и философия, культурология и искусствознание, культура и идеология. Трудности определения предметного поля культурологии. Обыденное (феноменологическое) представление о культуре. Деятельностный, ценностный, диалоговый и структурный подходы к определению культуры. Культура и культ, культура и религия, культура и текст. Определения мифа и мифологии. Принципы первоначала и связи с Первопредком. «Миф как реальность» (Малиновский Б.) Образность и синкретичность мифологического восприятия мира. Мифология и ранние формы религии. Мифология и сказка.

Периодизация античной культуры. Созерцательность, агональность, телесность – характерные признаки античной культуры. Космоцентризм античности. Античность греческая и римская. Описание человека в творчестве Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида.

 

Тема 4. Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологии.

Культура и цивилизация. Первая критика цивилизации Руссо. Понимание культуры в творчестве Ницше и Шпенглера. Жизнь как метафизическое начало культуры. Дионисизм и аполлонизм у Ницше. Признаки упадка цивилизации у Шпенглера. Понимание культуры в психоанализе Фрейда. Архетипы коллективного бессознательного Юнга. Семиотическое понимание культуры. Игровая концепция культуры. Культура как текст и набор знаков.

«Русская идея» как модель и архетип отечественной культурологии. Вопрос о судьбе России у Чаадаева, Данилевского, Соловьева, Бердяева. Славянофильство и западничество в отечественной культурологии. Идеология евразийства.

 

 

Тема 5. Европейский и русский модерн конца 19 начала 20 веков. Становление постмодерна.

 

Западноевропейский и русский модерн. Нововременная культурная парадигма. Историческая сущность европейского модерна. Основные стили и направления в художественной системе 19-20 веков. Творчество Бодлера, Рембо, Джойса.

Модерн, утопия и «кризис культуры». Западный художественный авангард. Импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм: основные представители, темы и сюжеты. Этапы развития импрессионизма. Импрессионизм и фотография. Модерн европейский и модерн русский: диалог и преемственность. Художественная культура русского "серебряного века": основные направления. Акмеизм, символизм, экспрессионизм.

Русский художественный авангард начала ХХ века. Авангард и модерн, авангард и массовая культура.

Теоретическая программа постмодернизма. Деконструкция, критика логоцентризма, образ ризомы как модели современной культуры.

Искусство и художественная культура второй половины ХХ века. Постмодернизм в искусстве, литературе, кино. Постмодернизм, авангард и культурная традиция. Постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм в кино, литературе, поэзии. Русский постмодернизм - теория и практика: представители, специфика, особенности.

 

 

 

Темы семинарских занятий

 

 

Литература к теме

1. Антология французского сюрреализма. М., 1994.

2. Ахматова А., Блок А., Хлебников В., Мандельштам О. Хармс Д.. Стихи и любые тексты этих и других представителей символизма, акмеизма и футуризма.

3. Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт – Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

4. Блок А. О современном состоянии русского символизма. О назначении поэта. Крушение гуманизма. Стихия и культура. Искусство и революция. // Блок А. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. М. 1971. (Любые издания этих работ).

5. Валье Д. Анри Руссо. М., 1995.

6. Ван-Гог В. Письма. В 2-х т.т. М.-Л., 1935.

7. Виленкин В.Я. Амадео Модильяни. М., 1996.

8. Вислова А.В. Игра и театральность в культуре Серебряного века // Вопросы философии. 1997. №12.

9. Гоген П. Письма. Ноа Ноа. Л., 1972.

10. Гройс Б. Русский авангард. По обе стороны черного квадрата // Вопросы философии. 1990. № 11.

11. Дали С. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1992.

12. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочим. М., 1996.

13. Ди Капуа М. Сальвадор Дали. Жизнь. Творчество. М., 1997.

14. Диль Г. Миро. М., 1995.

15. Диль Г. Модильяни. М., 1995.

16. Диль Г. Пикассо. М., 1995.

17. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда – реальный театр // Театр. 1991. № 11.

18. Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995.

19. Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935.

20. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

22. История русской литературы: ХХ века. Серебряный век. М., 1995.

23. Кандинский В.В. О понимании искусства: стихи и статьи 1910-1920 гг. // Знамя. 1999. №1.

24. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись В.Кандинского // Человек. 1997. №5.

25. Кроль А. Огюст Ренуар, жизнь и творчество. М., 1930.

26. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: теории, идеи, разновидности, образцы. М., 1978.

27. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

28. Культура: теории и проблемы. М., 1995

29. Лакост М.-К. Кандинский. М., 1995.

30. Лукшин И.П. Современное изобразительное искусство Запада. (О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма). М., 1986.

31. Ля Мур П. Мулен Руж: трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1994.

32. Малевич Казимир. Собрание сочинений в 5-ти т.т. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы 1913-1929. г.г. М., 1995.

33. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998.

34. Модернизм: анализ и критика основных направлений. (Экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гипер-реализм). М., 1987.

35. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века: А.Бретон, Ж.-П. Сартр, Р.Барт, С.Дали, Г.Гессе, Ф.Кафка, О.Хаксли и др. М., 1986.

36. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.

37. Перрюшо А. Жизнь Гогена. М., 1989.

38. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991.

39. Перрюшо А. Жизнь Сера. М., 1992.

40. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1990.

41. Рей Р. Мане. М., 1995.

42. Религиозное сознание и революция: Мережковский и Савинков в 1911 // Вопросы философии. 1994. № 10.

43. Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М., 1970.

44. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 2003.

45. С веком наравне. Рассказы о мастерах западноевропейской живописи от Леонардо до Пикассо. М., 1977.

46. Сабарьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М. 1989.

47. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

48. Сартр Ж.П. Что такое литература?// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. М., 1987.

49. Словарь по французской живописи от средних веков до наших дней. Париж., 1989.

50. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2000.

51. Соколова Б.М. Шрамы заживают, краски оживают: Кандинский - теоретик искусства, миротворец и моралист // Знамя. 1999. №2.

52. Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972.

53. Стоун И. Ван Гог. Л., 1973.

54. Тайандье И. Сезанн. М., 1995.

55. Тарантино К. «А я иду в другую сторону». Беседа с режиссером // Искусство кино. 1999. № 1

56. Хюттингер Э. Дега. М., 1995.

57. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М., 1971.

58. Шевалье Д. Пикассо. М., 1995.

59. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.

60. Юин Р. Ван Гог. М., 1995.

61. Юин Р. Гоген. М., 1995.

Литература к теме

1. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования и современность. 1992. № 3.

2. Барт Р. От произведения к тексту. Война языков. Смерть автора // Р. Барт. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

3. Богомазов Н. «Москва – Петушки»: историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение, 1999. № 4 (38).

4. Генис А. Вавилонская башня. Очерки современной массовой культуры. М., 1997.

5. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или о переферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2.

6. Гулыга А.В. Что такое пост-современность?//Вопросы философии.1988. №12.

7. Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // СОЦИС.2001.№ 11

8. Делез Ж. Логика смысла. Предисловие М. Фуко. М., 1998.

9. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения, Екатеринбург, У-Фактория, 2007

10. Касаткина Татьяна. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. № 6.

11. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии.1995. №10.

12. Культурология. Уч. пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону., 1995.

13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

14. Малюга Ю.Я. Культурология. - Уч. пособие. М., 1998.

15. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6

16. Плуцер-Сарно А. Словарь и словарная статья как жанр словесности // Новое литературное обозрение. 2000. № 4 (44).

17. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8.

18. Рорти Ричард. Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос. Философско-литературный журнал. 1999. № 9 (19).

19. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М. 2003 (Любое издание данного словаря).

20. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, Уральская Академия государственной службы, 2002

21. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

22. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. 2003

23. Хоружий С.С. «Проблема Постчеловека…» // Философские науки, 2008, № 2.

24. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.

  1. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. № 4
  2. Эко Умберто. Отсутствующая структура. М., 1999.
  3. Энциклопедический словарь по культурологии. - Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
  4. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.

 

Контрольная работа

 

 

Вариант 1. (А-Д)

 

Вопросы

 

1. Общее описание античности как типа культуры. Агональность, пластичность, телесность, теоретичность, открытость и другие характерные черты античной культуры.

2. Взаимоотношение героев и богов в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, поэмах Эсхила, Софокла, Еврипида, «Энеиде» Вергилия. (Для примера необходимо «взять» одно произведение любого из этих авторов по выбору и ответить на следующие вопросы: как герои и боги общаются, о чём они говорят, насколько свободны люди в этом общении, какие знаки посылают боги героям, могут ли люди противостоять богам и в каких случаях, за что боги наказывают героев и в каких случаях помогают им?)

3. Общее сопоставление античности «греческой» и «римской» (примеры из области философии, литературы, мифологии, архитектуры, повседневности).

4. Как повлияла античность на европейскую культуру (религию), науку, рациональность?

5. Привести примеры античных сюжетов в современной мировой художественной культуре. Почему античные сюжеты актуальны и интересны для современного человека? Провести конкретный разбор 1-2 примеров на «материале» современных кино, музыки, поэзии, литературы, театра.

 

Литература

 

1. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма.- С.С.Аверинцев. Образ античности. СПб, 2004.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М, 1997

3. Вергилий «Энеида» М. 1987 (любое издание)

4. Гомер «Илиада», «Одиссея». М. 1997 (любое издание)

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

6. Дмитриева Н.А. Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. М. 1986.

7. Еврипид «Медея», М, 2003 (любое издание)

8. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995

9. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина, М. 2005

11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

12. Лосев А. Ф. Гомер. Предисл. А. А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997.

14. Мифы народов мира. М. 1997

15. Семочкина М.Б. Культурология. Екатеринбург, 2001

16. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

17. Софокл «Царь-Эдип», М., 1998

18. Топоров В. Эней – человек судьбы, М., Радикс, 1993.

19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь, Ростов-на-Дону., 1997

20. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

21. Эсхил. «Орестея», М., 1987

Вариант 2 (Е-К)

 

Вопросы

 

1. Общая характеристика средневековой культуры

2. Портрет (образ) рыцаря в средневековой литературе.

3. Романский стиль в художественной культуре средних веков (примеры).

4. Готический стиль в средневековой художественной культуре (примеры).

5. Привести примеры догматических и обрядовых различий Католической и Православной Церкви.

 

Литература

 

 

1. Августин Аврелий «Исповедь». М. 1998 (Любое издание).

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб. 1995

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

5. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев. 1992. с. 5 – 49

6. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М. Республика, 1994

7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

8. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2003

9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М. 1992.

11. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время труд и культура Запада. Екатеринбург. 2000

12. Лосев А.Ф. Filioque – как душа всего католицизма….Прельщённость тварью в католичестве //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль. 1993. С. 874 - 883

13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997

14. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М. 1987.

15. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев. 1991

16. Православная Церковь. (Католицизм, протестантизм, современные ереси и секты России). Под редакцией митрополита С.-Петербуржского и Ладожского Иоанна. СПб. 1994

17. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург. 2001

18. Хейзинга Й. Осень средневековья. М. 1988

19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997

20. Честертон Г. Франциск Ассизский // Вопросы философии. 1989. №1

21. Шпагин А. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в советском военном кинематографе // Искусство кино. 2005. № 5

22. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

23. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке, М. 1995.

 

Вариант 3 (Л-Н)

Вопросы

 

1. Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.

2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса (примеры).

3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово «гуманизм»?

4. Что такое Реформация и Протестантизм? Что реформировали реформаторы и против чего протестуют протестанты?

5. Специфика Северного Возрождения. Влияние протестантизма на Северное (позднее) Возрождение.

 

Литература

 

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М. 1990. (Любое издание этой книги).

4. Брион М. Дюрер М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер Макс. Избранные произведения. М. 1990. С. 61 – 208.

6. Зарницкий С. В. Боттичелли - М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей: серия.)

7. Маклюэн М. «Страстное увлечение точными измерениями начинает доминировать в эпоху Ренессанса» // Маршалл Маклюэн. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М. 2005. С. 293 - 298

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

9. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

12. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2005

13. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1987

14. Соловьев Э. «Прошлое толкует нас». М. 1988

15. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М. 1997

 

 

Вариант 4. (О – С)

 

Вопросы.

 

1. Общая характеристика культуры Нового Времени и Просвещения. Влияние классической науки и философии на мировоззрение эпохи.

2. Барокко и рококо как художественные стили эпохи Нового Времени (привести конкретные примеры).

3. Классицизм в русской художественной культуре 18 -19 в.в.

4. Сентиментализм в Европе и России: художники, поэты, писатели.

5. Романтизм в Европе и России (описание и краткий анализ одного произведения в стиле романтизма).

 

 

Литература

 

 

1. Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер: Биографические очерки/ Авт.: С. А. Базунов, М. А. Давыдова, И. А. Давидов. - М.: Республика, 1999. (Жизнь замечательных людей).

2. Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: биографические повествования / И. А. Давыдов и др. ; сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева, - Челябинск: Урал LTD, 1998.

3. Блок А. О романтизме // А. Блок Собрание сочинений в шести томах. Т. 5. М. 1971. С. 473 – 485

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV – ХVIII в. в. М. 1986.

5. Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: биографические повествования / С. М. Брилиант и др. ; сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева, Челябинск: Урал LTD, 1998. (Жизнь замечательных людей).

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

7. Избранная проза немецких романтиков. В 2 – х томах. М. 1979.

8. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

9. Культура эпохи Просвещения. М. 1993

10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

11. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

12. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18 -19 в. в. СПб. 1994

14. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Вступ. ст. Б. Ф. Егорова. - М.: Молодая гвардия, 1998. (Жизнь замечательных людей).

15. Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан: биографические очерки/ Авт.: М. В. Барро, И. М. Каренин, С. Н. Южаков, Р. И. Сементковский, С. Ф. Годлевский ; ред.: В. А. Смирнов-Денисов и др.. - СПб.: Редактор: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

16. Очерки по истории мировой культуры. М. 199748. Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт: биографические очерки / А. Анненская и др., СПб.: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

17. Фан И.Б. От героя до статиста. Метаморфозы западноевропейского гражданина. Екатеринбург, 2006

 

Вариант 5 (Т - Я)

 

Вопросы

 

1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре ХIХ - ХХ в.в. Понятие модерна в «искусствоведческом», «культурологическом» и философском смыслах.

2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы в Европе и России. Модернизм и авангард в искусстве и культуре. Сходство, различие, тождество, преемственность?

3. Общая характеристика культуры «Серебряного века» в России. Поэтические школы, направления, объединения художников, поэтов, актёров в России эпохи «Серебряного века». (Символизм, акмеизм, футуризм, «Мир искусства», «Цех поэтов», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Описать художественную программу одной из школ).

4. Парадоксы художественной культуры советского периода. Способствует ли тоталитарный режим творчеству или подавляет его? (Ответ аргументировать примерами).

5. За что постмодернизм критикует культуру модерна? Пример «постмодернистского» произведения (текста) в литературе, кино, живописи, архитектуре, моде и т.д. с кратким описанием и анализом на 1 страницу.

 

 

Литература

 

1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность М. 1999

2. Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись (альбом). Аврора. СПб., 2005

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

4. Зверева В. Позывные гламура. Культурная экспансия или новая идеология? // Искусство кино. 2006. № 11

5. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

6. Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия. Биографии художников, коллекционеров, критиков., СПб, - М., - 2004., Илл.

7. Культура эпохи Просвещения. М. 1993.

8. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2004

11. Ланглад Жак де. Оскар Уайльд, или Правда масок / Пер. с фр. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия биографий).

12. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998

13. Называть вещи своими именами. М. 1986.

14. Николаева О. Симулякры постмодернизма // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002

15. Очерки по истории мировой культуры. М. 1997

16. Померанц Г. После крушения последних канонов // Искусство кино. 2007. № 11.

17. Полушин В Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта, М.: Молодая гвардия, 2007.

18. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М. 2003

19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. 2004

20. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

21. Шпагин А. Религия войны (Заметки о богоискательстве в советском кинематографе) //Искусство кино, 2005, №5.

22. Штайнер Р. Шиле. Полуночная душа художника. Арт-родник, издание на русском языке, 2002

 

Уральская академия государственной службы

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.