Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Культура современности и постмодернизма – 2 часа





1. Модерн, современность и постмодерн. Постмодернистское отношение к культуре. За что пост-модерн критикует прошлое модерна?

2. Художественная практика постмодернизма. Постмодернизм в литературе, кино, поэзии, музыке. Признаки «постмодернистического» произведения (текста). Постмодернизм в политике, моде, рекламе, повседневной жизни.

Литература к теме

1. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования и современность. 1992. № 3.

2. Барт Р. От произведения к тексту. Война языков. Смерть автора // Р. Барт. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

3. Богомазов Н. «Москва – Петушки»: историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение, 1999. № 4 (38).

4. Генис А. Вавилонская башня. Очерки современной массовой культуры. М., 1997.

5. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или о переферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2.

6. Гулыга А.В. Что такое пост-современность?//Вопросы философии.1988. №12.

7. Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // СОЦИС.2001.№ 11

8. Делез Ж. Логика смысла. Предисловие М. Фуко. М., 1998.

9. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения, Екатеринбург, У-Фактория, 2007

10. Касаткина Татьяна. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. № 6.

11. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии.1995. №10.

12. Культурология. Уч. пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону., 1995.

13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

14. Малюга Ю.Я. Культурология. - Уч. пособие. М., 1998.

15. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6

16. Плуцер-Сарно А. Словарь и словарная статья как жанр словесности // Новое литературное обозрение. 2000. № 4 (44).

17. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8.

18. Рорти Ричард. Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос. Философско-литературный журнал. 1999. № 9 (19).

19. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М. 2003 (Любое издание данного словаря).

20. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, Уральская Академия государственной службы, 2002

21. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

22. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. 2003

23. Хоружий С.С. «Проблема Постчеловека…» // Философские науки, 2008, № 2.

24. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.

  1. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. № 4
  2. Эко Умберто. Отсутствующая структура. М., 1999.
  3. Энциклопедический словарь по культурологии. - Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
  4. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.

 

Контрольная работа

 

 

Общие правила к контрольной работе по культурологии

 

 

1. Контрольную работу необходимо выполнить строго по варианту. В работе должны быть представлены ответы на все пять предложенных вопросов.

2. Объем работы составляет 10 страниц печатного текста[1]. В том случае, если предоставляется рукописный вариант работы, текст пишется крупным и разборчивым почерком.

3. На титульном листе необходимо обозначить вариант работы, фамилию слушателя, номер его потока и группы. Не следует помещать каждый листок работы в отдельный пластиковый файл, достаточно одной папки (или файла) для всей работы.

4. Работа пишется самостоятельно по материалам прочитанных источников. При цитировании указывается цитируемый источник (постранично). При общей оценке работы данному пункту уделяется самое важное значение.

5. Допускается использование дополнительной учебной и классической литературы, не указанной в предлагаемом к каждому варианту списке. Интернет-ресурсы используются с указанием адреса электронной страницы.

6. При возникновении спорной (проблемной) ситуации на экзамене во время ответа, преподаватель обращается к контрольной работе и повышает (или понижает) оценку студенту, в зависимости от того, как студент отвечает на заданные уже по контрольной работе вопросы.

Вариант 1. (А-Д)

 

Вопросы

 

1. Общее описание античности как типа культуры. Агональность, пластичность, телесность, теоретичность, открытость и другие характерные черты античной культуры.

2. Взаимоотношение героев и богов в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, поэмах Эсхила, Софокла, Еврипида, «Энеиде» Вергилия. (Для примера необходимо «взять» одно произведение любого из этих авторов по выбору и ответить на следующие вопросы: как герои и боги общаются, о чём они говорят, насколько свободны люди в этом общении, какие знаки посылают боги героям, могут ли люди противостоять богам и в каких случаях, за что боги наказывают героев и в каких случаях помогают им?)

3. Общее сопоставление античности «греческой» и «римской» (примеры из области философии, литературы, мифологии, архитектуры, повседневности).

4. Как повлияла античность на европейскую культуру (религию), науку, рациональность?

5. Привести примеры античных сюжетов в современной мировой художественной культуре. Почему античные сюжеты актуальны и интересны для современного человека? Провести конкретный разбор 1-2 примеров на «материале» современных кино, музыки, поэзии, литературы, театра.

 

Литература

 

1. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма.- С.С.Аверинцев. Образ античности. СПб, 2004.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М, 1997

3. Вергилий «Энеида» М. 1987 (любое издание)

4. Гомер «Илиада», «Одиссея». М. 1997 (любое издание)

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

6. Дмитриева Н.А. Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. М. 1986.

7. Еврипид «Медея», М, 2003 (любое издание)

8. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995

9. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина, М. 2005

11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

12. Лосев А. Ф. Гомер. Предисл. А. А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997.

14. Мифы народов мира. М. 1997

15. Семочкина М.Б. Культурология. Екатеринбург, 2001

16. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

17. Софокл «Царь-Эдип», М., 1998

18. Топоров В. Эней – человек судьбы, М., Радикс, 1993.

19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь, Ростов-на-Дону., 1997

20. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

21. Эсхил. «Орестея», М., 1987

Вариант 2 (Е-К)

 

Вопросы

 

1. Общая характеристика средневековой культуры

2. Портрет (образ) рыцаря в средневековой литературе.

3. Романский стиль в художественной культуре средних веков (примеры).

4. Готический стиль в средневековой художественной культуре (примеры).

5. Привести примеры догматических и обрядовых различий Католической и Православной Церкви.

 

Литература

 

 

1. Августин Аврелий «Исповедь». М. 1998 (Любое издание).

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб. 1995

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

5. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев. 1992. с. 5 – 49

6. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М. Республика, 1994

7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

8. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2003

9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М. 1992.

11. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время труд и культура Запада. Екатеринбург. 2000

12. Лосев А.Ф. Filioque – как душа всего католицизма….Прельщённость тварью в католичестве //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль. 1993. С. 874 - 883

13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997

14. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М. 1987.

15. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев. 1991

16. Православная Церковь. (Католицизм, протестантизм, современные ереси и секты России). Под редакцией митрополита С.-Петербуржского и Ладожского Иоанна. СПб. 1994

17. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург. 2001

18. Хейзинга Й. Осень средневековья. М. 1988

19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997

20. Честертон Г. Франциск Ассизский // Вопросы философии. 1989. №1

21. Шпагин А. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в советском военном кинематографе // Искусство кино. 2005. № 5

22. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

23. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке, М. 1995.

 

Вариант 3 (Л-Н)

Вопросы

 

1. Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.

2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса (примеры).

3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово «гуманизм»?

4. Что такое Реформация и Протестантизм? Что реформировали реформаторы и против чего протестуют протестанты?

5. Специфика Северного Возрождения. Влияние протестантизма на Северное (позднее) Возрождение.

 

Литература

 

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М. 1990. (Любое издание этой книги).

4. Брион М. Дюрер М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер Макс. Избранные произведения. М. 1990. С. 61 – 208.

6. Зарницкий С. В. Боттичелли - М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей: серия.)

7. Маклюэн М. «Страстное увлечение точными измерениями начинает доминировать в эпоху Ренессанса» // Маршалл Маклюэн. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М. 2005. С. 293 - 298

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

9. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

12. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2005

13. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1987

14. Соловьев Э. «Прошлое толкует нас». М. 1988

15. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М. 1997

 

 

Вариант 4. (О – С)

 

Вопросы.

 

1. Общая характеристика культуры Нового Времени и Просвещения. Влияние классической науки и философии на мировоззрение эпохи.

2. Барокко и рококо как художественные стили эпохи Нового Времени (привести конкретные примеры).

3. Классицизм в русской художественной культуре 18 -19 в.в.

4. Сентиментализм в Европе и России: художники, поэты, писатели.

5. Романтизм в Европе и России (описание и краткий анализ одного произведения в стиле романтизма).

 

 

Литература

 

 

1. Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер: Биографические очерки/ Авт.: С. А. Базунов, М. А. Давыдова, И. А. Давидов. - М.: Республика, 1999. (Жизнь замечательных людей).

2. Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: биографические повествования / И. А. Давыдов и др.; сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева, - Челябинск: Урал LTD, 1998.

3. Блок А. О романтизме // А. Блок Собрание сочинений в шести томах. Т. 5. М. 1971. С. 473 – 485

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV – ХVIII в. в. М. 1986.

5. Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: биографические повествования / С. М. Брилиант и др.; сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева, Челябинск: Урал LTD, 1998. (Жизнь замечательных людей).

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

7. Избранная проза немецких романтиков. В 2 – х томах. М. 1979.

8. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

9. Культура эпохи Просвещения. М. 1993

10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

11. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

12. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18 -19 в. в. СПб. 1994

14. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Вступ. ст. Б. Ф. Егорова. - М.: Молодая гвардия, 1998. (Жизнь замечательных людей).

15. Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан: биографические очерки/ Авт.: М. В. Барро, И. М. Каренин, С. Н. Южаков, Р. И. Сементковский, С. Ф. Годлевский; ред.: В. А. Смирнов-Денисов и др.. - СПб.: Редактор: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

16. Очерки по истории мировой культуры. М. 199748. Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт: биографические очерки / А. Анненская и др., СПб.: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

17. Фан И.Б. От героя до статиста. Метаморфозы западноевропейского гражданина. Екатеринбург, 2006

 

Вариант 5 (Т - Я)

 

Вопросы

 

1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре ХIХ - ХХ в.в. Понятие модерна в «искусствоведческом», «культурологическом» и философском смыслах.

2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы в Европе и России. Модернизм и авангард в искусстве и культуре. Сходство, различие, тождество, преемственность?

3. Общая характеристика культуры «Серебряного века» в России. Поэтические школы, направления, объединения художников, поэтов, актёров в России эпохи «Серебряного века». (Символизм, акмеизм, футуризм, «Мир искусства», «Цех поэтов», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Описать художественную программу одной из школ).

4. Парадоксы художественной культуры советского периода. Способствует ли тоталитарный режим творчеству или подавляет его? (Ответ аргументировать примерами).

5. За что постмодернизм критикует культуру модерна? Пример «постмодернистского» произведения (текста) в литературе, кино, живописи, архитектуре, моде и т.д. с кратким описанием и анализом на 1 страницу.

 

 

Литература

 

1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность М. 1999

2. Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись (альбом). Аврора. СПб., 2005

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

4. Зверева В. Позывные гламура. Культурная экспансия или новая идеология? // Искусство кино. 2006. № 11

5. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

6. Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия. Биографии художников, коллекционеров, критиков., СПб, - М., - 2004., Илл.

7. Культура эпохи Просвещения. М. 1993.

8. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2004

11. Ланглад Жак де. Оскар Уайльд, или Правда масок / Пер. с фр. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия биографий).

12. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998

13. Называть вещи своими именами. М. 1986.

14. Николаева О. Симулякры постмодернизма // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002

15. Очерки по истории мировой культуры. М. 1997

16. Померанц Г. После крушения последних канонов // Искусство кино. 2007. № 11.

17. Полушин В Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта, М.: Молодая гвардия, 2007.

18. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М. 2003

19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. 2004

20. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

21. Шпагин А. Религия войны (Заметки о богоискательстве в советском кинематографе) //Искусство кино, 2005, №5.

22. Штайнер Р. Шиле. Полуночная душа художника. Арт-родник, издание на русском языке, 2002

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.