Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9: Ценности и нормы в культуре.





План темы:

1) Понятие ценностей в культуре.

2) Аксиология.

3) Ценность жизни и свободы.

4) Нормы в культуре и обществе.

Цели изучения: ознакомление с понятием ценностей в культуре. Анализ традиционных ценностей.

Студент, изучивший данную тему, должен:

а) знать, что такое ценности в культуре;

б) иметь представление о науке аксиологии;

в) уметь сформировать свою систему ценностей.

При изучении темы необходимо:

а) изучать данные лекции;

б) ответить на тесты к теме;

в) обратиться к дополнительной литературе.


1. Мир культуры является миром ценностей. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых ее представителями ценностей, находящихся в ее иерархии.

Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.

Само понятие «ценность» употребляется в современной философской литературе в различных знаниях:

1) ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального ориентира;

2) ценность воспринимается как распространенный субъективный образ, имеющий человеческое измерение;

3) ценность отождествляется с культурно- историческими стандартами;

4) ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретными стилем жизни.

Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Зачастую ценности соотносятся не с истиной, а с представлением о желаемом идеале. Ценности придают смысл человеческой жизни. В этом смысле классическим примером являются религиозные ценности. Для каждого отдельного человека, ценность – личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информаций, но и собственного жизненного опыта людей.

Каждой культурной эпохе соответствовали свои определенные ценности. Изменились эти духовные абсолюты, и наступила другая эпоха. Следовательно, понятие ценности крайне важно для уяснения специфики культуры.

 

 

2. Существует наука о ценностях – аксиология, изучающая ценности как общезначимые принципы, определяющие направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Само понятие «ценности» впервые появляется у немецкого философа И. Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости).

В настоящее время каждый человек волен, выбирать ценности из той культуры, в которой он живет или вообще отвергать данные ценности. На современном этапе господствуют потребительские ценности. Многие люди хотят иметь множество товаров, различных жизненных благ, потреблять все больше и больше. Однако еще и греческие философы – стопки и индийские отшельники, и христианские монахи призывали проявлять умеренность к радостям жизни. Ведь материальные блага сами по себе не сделают человека ни лучше, ни умнее, ни счастливей. К ним можно отнести любовь, дружбу, семью, религию, свободу и саму жизнь. Ценность жизни бесспорна.

 

 

3. Человек интуитивно ощущает влечение ко всему живому и отказывается от всего мертвого, механического. Разумеется, ценность жизни в различных культурах оказывается неодинаковой. В японской культуре зачастую честь, достоинство ставятся выше человеческой жизни. Во всех без исключения культурах национальные герои жертвовали своими жизнями ради Отечества. Но в подавляющем большинстве культур и религий самопожертвование своей жизнью ради Отечества, ради спасения жизни других людей – безусловный подвиг, а самоубийство из-за временных трудностей – трусость и грех. К прославлению жизни как универсальной ценности тесно примыкает идея бессмертия. Хотя в христианской или исламской культурах, бессмертие отнюдь не благо.

У отечественного поэта В. Лифшица есть такие строки:

«Мне как-то приснилось, что я никогда не умру,

И помниться мне, я во сне проклинал эту милость,

Как бедная птица, что плачет в сосновом бору,

Сознаньем бессмертия душа моя тяжко томилась…»

По мнению выдающегося русского философа Н.А. Бердяева, проблема бессмертия – самая главная проблема человечества.

Все религии строились на следующем отношении к смерти: человек стоит перед смертью в течение всей своей жизни. Еще более сложным феноменом являются свобода человека. Довольно часто свобода воспринимается как своеволие, отсутствие каких – либо норм поведения, и какой – либо морали. Свобода может быть внешней и внутренней. Российский писатель В. Шаламов, прошедший лагеря Гулага, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя внутренне независимым и свободным, как в тюрьме. По религиозным воззрениям свобода – это прежде всего свобода от греха.

В современном обществе свобода – это свобода выбора, свобода совести.

В различных культурах понимание свободы толкуется по-своему. В современном российском правосознании противоборствуют две ценности – свобода и порядок. Жесткий порядок – это всегда ограничение свободы, но абсолютной свободы нет и не может быть. В юридической практике свобода гражданина, его права, заканчиваются там, где начинаются свобода и права другого человека.

В двух различных культурах мы можем обнаружить одни и те же ценности. Однако они выстраиваются в определенную иерархию: что в одной культуре занимает высокое положение, в другой оказывается на ином месте. Отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ценностных ориентаций усиливают меру человеческой ответственности за свои поступки. Поляризация ценностей ставит человека в положение выбора жизненных установок. Для кого-то важно образование, для кого-то карьера или семья.

Процесс смены ценностей, как правило, длителен. Но порою он принимает форму неожиданной перестройки всей системы представлений. К тому же ценности одной культурной эпохи могут возрождаться и обретать неожиданное звучание в другой эпохе. С этой точки зрения можно сказать: культура обладает набором ценностных ориентаций, которые группируются в зависимости от преобладающих в обществе тенденций.

 

 

4. Ценности обусловлены состоянием общества и содержат в себе некую нормативность. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, с идеалом которые выступают в качестве образца, эталона. В любом обществе люди постоянно демонстрируют свою приверженность ценностям. Границы поведения в этом случае устанавливает норма. Норма должна быть утверждена, признана и оправдана всеми представителями культуры, в рамках которой она действует. Суммарно посредством норм поддерживается стабильность общества. Наиболее важные и наглядные нормы получают свое отражение в законах. Другие нормы находят свое выражение во внеправовой сфере (этикет, религия).

Нормы призваны сделать человека предсказуемым для общества. В поступках человека должны быть учтены интересы других людей.

 

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.