Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2 Культура как система. Функции культуры





 

Культура является сложной системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов.

Культура не может существовать вне человеческой деятельности, поэтому анализ деятельности, ее видов, поможет нам в изучении строения культуры.

Анализируя виды деятельности, можно выделить две подсистемы в системе культуры:

а) материальная культура;

б) духовная культура;

Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности.

К материальной культуре относят средства производства, орудия труда, средства потребления, производственные отношения, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, т. е., можно сказать, что материальная культура – это то, что имеет утилитарное значение, то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития.

К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура существует в двух неразрывно связанных между собой формах:

1) в форме духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных «продуктов»;

2) в форме самих этих продуктов, т. е. духовных ценностей – научных работ, книг, полотен, законов, обычаев и т. п.

Духовная ценность в самом общем виде может быть определена как результат различных видов умственной и эстетической деятельности человека, получившей высокое общественное признание и ставшей фактом культуры. По своему содержанию духовные ценности соответствуют основным областям, в которых творчески действует человеческое сознание – наука, религия, нравственность и искусство. Художественные ценности, или ценности искусства, – это продукты такой области духовной деятельности, где задействованы все психические силы человека, не только разум, но и, прежде всего, чувства. В предмете искусства отражается не только внешний мир, но и внутренний мир человека. Понять его невозможно без тех знаний, которые человечество накопило в различных областях – философии, праве, религии, морали. Этим объясняется то большое внимание, которое уделяется в курсе культурологии художественной культуре.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой и деление культуры на материальную и духовную, безусловно, относительно.

Как отмечалось, культура представляет собой итог всей человеческой деятельности. Это означает, что она имеет носителей-творцов.

Субъектами деятельности могут выступать: индивид (личность); малая (контактная) группа; социальные институты, организации и объединения; классы; этносы; региональные сообщества; человечество.

Таким образом, по субъектам-носителям культура подразделяется:

а) на культуру человечества;

б) региональную;

в) национальную;

г) культуру той или иной общности (городскую, сельскую, профессиональную, молодежную и т. д.);

д) культуру малых групп (коллектив, семья);

е) культуру личности.

Культура непрерывна и является в этом смысле общечеловеческой, ибо деятельность человека требует использования совокупного культурного опыта всего человечества (мировая культура). Но в тоже время она дискретна, прерывиста, т. к. культура человечества – есть результат взаимодействия (диалога) национальных культур. Каждая национальная культура, в свою очередь, обладает собственной спецификой и представляет собой диалог культур различных социальных, демографических, профессиональных групп и т. д.

Культура выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.

Главной системообразующей функцией культуры выступает человекотворческая функция. Она раскрывает основную роль культуры как механизма социализации и индивидуализации личности. Остальные функции конкретизируют основную функцию. К ним относятся:

1) функция трансляции социального опыта. В каждую эпоху культура собирает социальный опыт, который имеет непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает концентрированный опыт прошлого.

2) функция регулятивная. Культура регулирует все виды общественной и личной деятельности людей в их повседневной жизни.

3) знаковая (семиотическая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Знаками мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое может служить средством передачи смысла. Мы наследуем знаки-символы, которые хранят информацию. Расшифровать ее невозможно без знания национального литературного языка, языков науки, искусства и т. д.

4) ценностная (аксиологическая) функция. Культура формирует определенные установки и ценностные ориентации человека. Знакомясь с новыми, неизвестными ему ценностями, человек принимает или отвергает их в соответствии со сложившимися у него установками. Таким образом, культура вооружает человека способностью самостоятельной оценки вещей, произведений искусства, поступков.

5) коммуникативная функция. Общественная жизнь требует постоянного обмена информацией, практического взаимодействия. Основным способом общения является обмен информацией. Культура вырабатывает формы и правила обмена информацией (коммуникации), соответствующие конкретным условиям общения.

Указанный ряд функций может быть без труда продолжен, поскольку функции культуры столь же многообразны, как и потребности социальной жизни, которые она призвана удовлетворять. Однако в этом функциональном разнообразии можно найти внутреннюю закономерность: все функции призваны обеспечить общество всем необходимым для его успешного развития, самосовершенствования.

Тема 3 Типология культуры

 

До сих пор мы рассуждали об обществе как таковом, однако в реальности существовало и существует многообразие социальных устройств. Типология культуры – это способ научного познания, в основе которого лежит упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько: исторический, этнический, сословно-классовый и др. Например, исторический критерий позволяет рассмотреть культуру с точки зрения ее развития во времени и определить место конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам.

Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии.

В исследовании культуры мы будем следовать исторической типологии. В современной культурологии существует несколько подходов к исторической типологии культуры. Основными являются эволюционистский, марксистский и теория культурно-исторических типов.

В основе эволюционистского подхода лежит идея единства культурно-исторического процесса. Вся культура человечества рассматривается как единый процесс, который развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, общих для различных регионов и народов. Такое понимание культурного развития было популярно в кон. ХIХ – нач. ХХ вв. (Л. Морган, Г. Спенсер, Э. Тейлор). В качестве культурных типов выделяются первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Нетрудно заметить, что в основу выделения указанных культурных типов легла европейская модель культурного развития. Такая типология, как показал опыт культурологических исследований, не может быть в полном объеме использована для описания развития культуры Востока, России и других регионов. В 60-е годы ХХ вв. появляется теория неоэволюционизма, в которой используется идея универсальной эволюции и ее многолинейности (М. Салинс, Л. Уайт, Дж. Стюарт).

Марксистский подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Плеханов) к типологии культуры выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев (господствующий способ производства, отношение к собственности и т. д.). В результате выделяются различные типы общественно-экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Для каждой общественно-экономической формации характерен свой тип культуры.

В теориях культурно-исторических типов делается акцент на цикличность и многолинейность развития культуры. Ее представители (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) выделяют определенные типы культуры, подчеркивая их своеобразие и замкнутость. Поэтому эти теории называют иначе теориями «локальных культур или цивилизаций». Основоположником теории локальных культур считают Н. Я. Данилевского. Он утверждал, что народы, языки которых близки настолько, что их родство ощущается непосредственно, составляют самобытный культурно-исторический тип. Чтобы культурно-исторический тип получил развитие, необходимо, чтобы народ имел политическую независимость. Каждый культурно-исторический тип создает оригинальные культурные традиции и ценности и развивается по своим законам, поэтому общей хронологии для культурных типов не существует. Ученый выделял такие типы культуры, как египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский, германо-романский, славянский. В дальнейшем ученые, представлявшие эту теорию, выделяли разное количество культурно-исторических типов, проявивших себя в истории.

На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит историческая типология, которая основывается на признании культурной эволюции, но не отрицает многолинейность культурного развития. Основываясь на этом убеждении, мы выделим и исследуем первобытную культуру, культуру древних обществ Востока, западноевропейскую культуру в различные этапы ее истории, а также историю развития культуры восточных славян.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.