Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ





ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

М.М.КАРИМОВ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех дисциплин

 

УФА 2006

Рецензент Надеждина В.А., доц., канд. ист. наук

Каримов М.М. Культурология: теория культуры. Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех специальностей.

Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам заочной формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: программу курса культурологии, план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и работе над контрольной работой, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету. Прилагается словарь основных терминов.

Каримов М.М. Культурология Электронное учебно-методическое пособие для студентов заочной дистанционной формы обучения всех специальностей.

Электронное учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам заочной формы обучения в изучении курса культурологии. Теоретические и методические материалы включают: программу курса культурологии и её теоретическую основу, план учебных занятий, методические рекомендации и материалы по подготовке к семинарским занятиям и работе над контрольной работой, вопросы для самоконтроля, тестовые задания и вопросы к зачету, список основной и дополнительной литературы в том числе и имеющиеся в Интернете. Прилагается словарь основных терминов и понятий.


Введение

 

I Культурология сегодня - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий круг функций в новых социальных и экономических условиях.

 

Цель и задачи дисциплины

Цель: познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность основных проблем современной культурологии.

Задачи дисциплины

- рассмотреть точки зрения на место культуры в общественной жизни;

- выделить социально и личностно значимые функции культуры;

- проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»;

- дать представление о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;

- осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа.

Вклад дисциплины в сквозную подготовку студентов: при изучении курса в соответствии с Госстандартом, обеспечивается культурологическая подготовка студентов, дается представление об основных направлениях и школах в мировой и отечественной культурологии; вырабатывается способность студентов к диалогу с представителями разных культур; студенты знакомятся с основными методами культурологических исследований.

При изучении дисциплины обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области теории культуры, соблюдается связь с другими гуманитарными дисциплинами («История мировой культуры», «Философия», «Этика», «Эстетика», «Отечественная история» и др.), происходит знакомство со стержневыми проблемами, понятиями и базовыми положениями культурологии, навыками культурологического анализа, обязательными для прочного усвоения последующих гуманитарных дисциплин и практического использования полученных знаний при анализе и оценке проблем культурной жизни нашего общества.

 

Программа курса

 

Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции

 

Культура как предмет культурологии. Понятие культуры, различные подходы к его определению. Культура и природа, культура и человек. Культура как ценность, как процесс и продукт духовного производства. Культура материальная и духовная, их связь с соответствующими потребностями человека.

Основные функции культуры - человекотворческая, защитная, креативная, коммуникативная, знаковая, аккумулирующая (информационная), компенсаторно-игровая, социализации.

Материальная культура: ее сущность, структура и функции. Артефакты материальной культуры как памятники и символы эпохи. Связь материальной

культуры с ее духовными компонентами: архитектура и декоративно -прикладное искусство как области их слияния. Техника и духовная культура. Роль техники в производственной и социальной сферах общества.

Духовная культура как способ освоения и постижения человеком окружающего мира. Философия, наука, искусство, мифология, религия, общественно - политическая мысль, социальные нормы, мораль как основные ее элементы.

Социальный механизм духовного производства. Заказчик, создатель, хранитель и распространитель, потребитель и носитель культуры. Меценатство, его сущность и роль. Проблема создателя духовных ценностей. Роль и становление интеллигенции. Влияние потребителя культуры на процесс ее создания и распространения. Функционирование механизма духовного производства как целостности.

 

Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли

 

Культурология как наука. Предмет культурологии (проблема его определения), ее соотношение с другими науками: философией, этнографией, археологией и т. д.

Предыстория науки о культуре. Различие понятий «освоение» и «изучение культуры». Зарождение культурологической мысли и начало донаучного периода в ее истории. Мифологические представления о культурных героях как первое проявление саморефлексии культуры. Представления о культуре в античном мире и в эпоху средневековья.

Накопления знаний о различных проявлениях культуры как побочный результат деятельности купцов и путешественников. Значение эпохи Великих географических открытий.

Западная культурологическая мысль XVIII - XX вв. Переход от донаучного к научному этапу развития культурологической мысли. Целостное (философское) осмысление культуры и становление частных наук, ее изучающих. Зарождение исторического представления о культуре. Философия культуры И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля.

Основные культурологические школы, направления и теории.

Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток.

Список литературы

 

Основная литература

 

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. -Ростов-н/Д, 1996.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1996;

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III.

4. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1997.

5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина - М., 1997.

6. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1998.

7. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996.

8. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997.

Дополнительная литература

 

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000.

5. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.

6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990.

7. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: Аспект Пресс, 1994.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

9. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.

10. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

11. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.

12. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

13. Культура, культурология и образование. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1997 -. № 2.

14. Культурология. - М., 1993.

15. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997.

16. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993.

17. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Минск, 1999.

18. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

19. Лотман Ю.М. Типология культуры, (Любое издание).

20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.

21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

22. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

23. МалюгаЮ.Я. Культурология. - М.,1999.

24. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

25. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.Н.

26. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.

27. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов.-М., 2001.

28. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.

29. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.

30. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31.

31. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М., 1998.- Гл.2, 3.

32. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993.

33. Русская мысль в век Просвещения /Отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991.

34. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.

35. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: Хрестоматия. - М., 1995.

36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

37. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов.-М.,1998.

38. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

39. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.

40. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.

42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.

43. Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. T.I -

СПб., 1999; Т.II - СПб., 2000.

44. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М, 1993.

45. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. - М., 1998.

46. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994.

47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.

 

Ссылки в Интернете:

 

История слова "культура" http://www.countries.ru/library/theory/culthist.htm
Определение понятия "культура" http://www.countries.ru/library/theory/definition.htm
Природа и культура http://www.countries.ru/library/culturologists/kagan/rez.pdf
Человек, общество и природа: проблемы экологии http://www.countries.ru/library/nature/problems.htm
Материальная и духовная культура http://www.countries.ru/library/typology/mdc.htm
Функции культуры http://www.countries.ru/library/subscribe/functions.htm
Культурология - как научная дисциплина http://www.countries.ru/library/uvod/cultdis.htm
Меню эпохи Возрождения http://www.countries.ru/library/renesans/vzrstol.htm
Культурологическая проблематика в трудах представителей европейской общественной мысли Нового времени http://www.countries.ru/library/theory/shendrik/newcult.htm
Кант Иммануил http://www.countries.ru/library/sophia/kant.htm
ИММАНУИЛ КАНТ http://www.countries.ru/index.cgi?pid=1470
Концепция культуры И.Г.Гердера - Персоналии http://www.countries.ru/library/culturologists/herder/gerderk.htm
Философия и теология Гегеля http://www.countries.ru/library/culturologists/hegel/gegel-bio.htm
Морфология культуры http://www.countries.ru/library/theory/cultmf.htm
Морфология и динамика культуры (ВШК) http://www.countries.ru/library/methoda/pr20.htm
Народная культура http://www.countries.ru/library/typology/ncult.htm
Массовая культура и контркультура http://www.countries.ru/library/typology/masskontr.htm
Динамика культуры http://www.countries.ru/library/intercult/mktr.htm
Цивилизация и культура http://www.countries.ru/library/civilis/index.htm
  Запад и восток можно найти здесь http://www.countries.ru/library/methoda/pr3.htm
Место России в мировой культуре http://www.countries.ru/library/methoda/novg_cult.doc
Первобытная культура http://www.countries.ru/library/primitive/index.htm
Культура древних цивилизаций http://www.countries.ru/library/ancient/index.htm
История античной культуры http://www.countries.ru/library/ant/index.htm
Культура Востока http://www.countries.ru/library/orient/index.htm
История средневековой культуры http://www.countries.ru/library/middle_ages/index.htm
Культура Возрождения http://www.countries.ru/library/renesans/index.htm
Культура Нового времени http://www.countries.ru/library/newtime/index.htm
Культура ХХ века http://www.countries.ru/library/twenty/index.htm

 

 

Планы семинарских занятий

 

Тема1. Морфология культуры

 

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и
взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура как
оппозиция массовой культуры.

3. Субкультуры (контркультуры) как виды элитарных групп. Контркультура и
антикультура. Современные молодежные субкультуры.

 

 

Список литературы

 

Основная литература

 

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. - М., 1996.-С. 62-70 (IIв).

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 2002. - Гл. 10. - С. 150-165 (IIIв).

3. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов. - М., 1994. - С. 269-290 (IIв).

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 261-270, 422-427 (Iв); 435; Ч.Ш.-С. 406 - 418 (IIв).

5. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.Ч.2. - С. 71-83 (IIв).

6. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997.-С. 326-333 (IIв).

7. Культурология. - ML: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (Iв); 110-120 (IIIв); С. 120-124 (IIIв).

8. Культурология: Учеб. пособие для студентов технических вузов / Под ред. Багдасарьян Н.Г. - М, 1998.- С. 49-51 (IIв);

9. Культурология: Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А. - М, 1997.- С. 50-58 (Iв), 83-95 (IIв).

10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 38-58 (IIв). И. МалюгаЮЛ. Культурология. - М.,1999.- С. 24-33 (Iв).

12. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. - М., 1993. - Гл.З, С. 56-71 (IIв); Гл. 12. - С. 313-339 (IIIв).

13.Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.- С. 30-36 (Iв); 78-79 (IIв); 79 (IIIв).

 

 

Дополнительная литература

 

1. Введение в культурологию: Конспект лекций. - М.: МНЭМ, 1992. - С. 14-17 (I;IIв).

2. Контркультура, идеология и политика. - М., 1976 (IIIв).

3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.-С. 229-244 (IIв); 245-261 (IIIв).

4. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.-С.82- 180 (Iв).

5. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987 (IIIв).

 

6. http://www.countries.ru/library/typology/mdc.htm (Iв)

 

7. http://www.countries.ru/library/typology/masskontr.htm (IIв)

 

8. http://www.countries.ru/library/typology/ncult.htm (IIв)

 

9. http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (IIIв)

 

10. http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (IIIв)

 

11. http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm (IVв)

Методические рекомендации

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.

Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры, следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы какой-либо деятельности, что совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором - машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура при различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах

культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

- специфика научного познания и особенности научного знания;

- социальная функция науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

- ценности науки и культуры, суть их противоречия;

- влияние науки на духовное развитие человека;

- идея прогресса и место человека в нем;

- особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию.
Совпадает ли вектор этого влияния?

- соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.
Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и

почему? В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной)Г национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии.

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при

определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

- технологические и социальные факторы формирования массовой
культуры;

- массовая культура в системе рыночного хозяйства;

- массовая культура и личность;

- философские основы массовой культуры;
социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем различия субкультуры от контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль

субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

- общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

- существуют различные их классификации;

- культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

- среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как соотносятся духовная и материальная культура?
Проанализируйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры?

2. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?

3. Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую.

4. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи.

5. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры?

6.Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?

 

 

Тема II

Список литературы

 

Основная литература

1.Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова. - М.,1996. С.89-95(Iв).

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть И. - М.,1997. С.157-164(Iв); С.164-179(IIв); С.192-196(IIIв); С. 189-192(IVb).

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб, 2001. С.319-341, 346-351(IIв); С.390-394,401-424, 441-443(IIIв); С.607-608, 635-643(IIIв).

4. Культурология. Курс лекций / Под ред. проф. Радугина А.А. - М.: "Центр", 1997. С.65-69(IVв).

5. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. БагдасарьянН.Г. -М.: "Высшаяшкола"Д998. С.158-159,170-174(IVв); С.178-192(IIIв).

 

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. -М., 2001. С.167-169, 171-172(IIв);С.183-186(IIIв);С.189-192(IVв).

7. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 1994. С. 49-54, 63-67(IIв).

8. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. Гл. 7, 9,10.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 15-18(IIIв).

2. Гуревич П.С. Мифология наших дней. // Свободная мысль. 1992. № 11(Iв).

3. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1989. № 11.

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. / Под ред. С. А.
Токраева. - М., 1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. С. 11-20 и

«Религия и мифология» - Т. И. С. 376-378).

6. Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной ответственности. // Вопросы философии. 1989. № 1.

7. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998. С. 67-73(Iв).

8. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 109-115(Iв).

 

9. http://www.countries.ru/library/mif/ (Iв)

 

10. http://www.countries.ru/library/mif/mifobr.htm (IIв)

 

11. http://www.countries.ru/library/religio/relcult.htm (IIв)

 

12. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM (IIIв)

 

13. http://www.countries.ru/library/science/index.htm (IIIв)

 

14. http://www.countries.ru/library/theory/art.htm (IVв)

 

Методические рекомендации

 

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.

Исторически первой формой области духовной жизни была мифология. Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?

Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В XX веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения

явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.

Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.

Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.

Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: "вся культура из храма" (Дж. Фрэзер) и религия возникает "лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить чем отличается искусство от. других форм культуры (религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для уяснения последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является

ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфику научного познания и особенности научного знания;

- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

1 ценности науки и культуры, суть их противоречия;

2 влияние науки на духовное развитие человека;

3 идея прогресса и место человека в нем;

4 особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию
Совпадает ли вектор этого влияния?

1 соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?

В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Чем являлся миф для архаического человека? Как действует мифологическое сознание?

2. Может ли культура обойтись без мифологии?

3. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

4. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением возрастанием научного знания.

5. Как соотносятся искусство и мифология?

6. В чем специфика художественной картины мира?

7. Сопоставьте художественное и научное познание?

8. Что такое религиозное искусство?

9. Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?

10.Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?

11. Каковы этапы становления научной картины мира?

12.Какова роль наук в развитии культуры?

13.Что для общества имеет большее значение: торжество истины или добро?

14.Почему французский ученый Мерсье считает современную науку агрессивной?

15.Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»? 16. Какие теории возникновения искусства вы знаете?

 

 

Тема III

Культура и история.

1. Культура и цивилизация. Культурно-исторические типы цивилизаций.

2. Сущность, формы и результаты взаимодействия культур. Проблема "Запад-Восток".

3. Русские мыслители о месте и роли России в системе мировой цивилизации.

4. Конец XX - начало XXI вв и контуры общечеловеческой парадигмы в культуре.

Список литературы

 

Основная литература

 

1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность.-1992.- № 2.- С. 94-102(Iв).

2. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М, 1998. С. 494-499.

3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2002. - С.54-76(Iв), С.94-109(IIв), С.187- 192(IVв).

4. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов.- М., 1998- С. 246-255(IIв). 1

5. Ерасов Б. С. Цивилизационные измерения модернизации. Кон- симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998.-С. 484-492(IVв).

6. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.,

2001.-С. 36-40(Iв).

7. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1 997. - С. 524-526.

8. Культурология. - М: Знание, 1993. - С. 20-25(Iв).

9. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д., 2000.- С. 114-1 24(I-IIв); С.347-367(IIIв).

10.Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2001. - С. 197-214; 461-484(Iв).

11. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 1998. - С. -16-25(Iв); С.409-435, 440-443(IIв) С.435-440, 443-444(IVв).

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.-С. 76-98(Iв).

 

 

Дополнительная литература

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407(Iв).

2. Гавел П. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем. Как ему
воспрепятствовать? //Новое время. - 1995. T.IV - С. 43-45(IVв).

3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.- С. 228-247.

4. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. - М., 1993.- С. 12-22(IIIв).

5. Семенникова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1995.- С.47-56, 61-68(IIIв); С.81-88(ГУв); С.100-109(IVв).

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис.- 1994.-№1-С.47-56, 61-68(IIв); С.81-88(IVв); С.100-109(IIIв).

 

6. http://www.countries.ru/library/civilis/index.htm (Iв)

 

7. http://www.countries.ru/library/methoda/pr3.htm (IIв)

 

8. http://www.countries.ru/library/methoda/novg_cult.doc (IIIв)

 

Методические рекомендации

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: _ хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.

Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен

принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

Со второй пол. XIX в. - нач. XX в. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина, в которых, наряду с разработкой проблем типологии, отрицается идея одно линейности развития, культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под " воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучших" и "худших"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизац<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.