Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Региональная типологизация: восточный и западный типы культуры





1. Понятия "Восток" и "Запад" в современной культурологии. Типологические черты восточной цивилизации. Типологические черты западных цивилизаций.

2. Приоритетные ценности культур Востока и Запада: сравнительный анализ (отношение к природе, отношение к традиции, характер социальных изменений, отношение к личности и ее место в обществе, понимание свободы и долга, специфика процесса познания).

3. Взаимодействие культур Востока и Запада: история и современность.

Основная литература

  1. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Каган. М.: Высшее образование, 2007.
  2. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006.
  3. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2003.
  4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Проспект, 2006.

Дополнительная литература

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.
  2. Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. М.,1995.С.141-151.
  3. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов-на-Дону, 1993.
  4. Культура Византии. М.: Наука,1989.
  5. Россия и Запад: взаимодействие культур. Материалы круглого стола // Вопр. философии. 1992. С.6.
  6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 

Тема 6. Место и роль России в мировой культуре

1. Влияние географического положения России на менталитет русского народа.

2. Роль христианства в развитии самосознания русского народа.

3. Историко-социологический анализ русской культуры. Традиции и современность.

Основная литература

1. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Каган. М.: Высшее образование, 2007.

2. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006.

3. Кравченко А.И. Культурология. М.: Проспект, 2006.

4. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2003.

5. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.Высшая школа, 2002.

Дополнительная литература

27. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Знание, 1990.

28. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов-на-Дону, 1993.

29. Колобаева Л. А. Русский символизм. М.,2000.

30. Культура Византии. М.: Наука,1989.

31. Лихачёв Д. С. Русская культура М.,2000.

32. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1993.

 

Тема 7. Человек в природном и культурном пространстве

1. Культура и природа: оппозиция «естественное - искусственное». Уровни культурного преобразования природы.

2. Культура и личность: соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

3. Вхождение человека в культурное пространство: инкультурация и социализация. Процесс инкультурации, культурный шок.

Основная литература

  1. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Каган. М.: Высшее образование, 2007.
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998.
  3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998.
  4. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.Высшая школа, 2002.

Дополнительная литература

1. Ковалев А.М. Общество – развивающийся организм. Идеи, размышления, гипотезы. Т.4. М.,2000.

2. Кравченко И.И. Общественный кризис и его отражение в ряде западных концепций // Вопр. флософии.2001.№8.

3. Мильдон В.И. Природа и культура // Вопр. философии. 1996, № 12.

4. Парсонс Т.Система современных обществ. М.,1998.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.,1992.

6. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М.,2003.

Тема 8. Культура и современный мир

  1. Особенности современной социокультурной ситуации: тенденции культурной универсализации в мировом современном прогрессе
  2. Постмодернистская художественная практика: принципы плюрального кодирования, деконструкции, самоиронии и автоцитаты. “Смерть” автора и рождение симулякра.
  3. Культура и глобальные проблемы современности.

Основная литература

  1. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Каган. М.: Высшее образование, 2007.
  2. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006.

Дополнительная литература

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

2. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Мн., 1996.

3. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.,1999.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

5. Листвина Е.В. Современная культурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001.

6. Тоффлер Э. Третья волна. М.,2004.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

8. Хенд Д., Макгрю Э., Гольдблатт Д., Перратон Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура. М.,2004.

9. Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000.

10. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.,1990.

 

Список используемой литературы и средств обучения

Основная учебная литература

  1. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2005 (2003).
  2. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006.
  3. Кравченко А.И. Культурология. М.: Проспект, 2006.
  4. Культурология /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2005.

Дополнительная учебная литература

1. Антология исследований культуры. В 2 т. СПб., 1997.

2. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2005.

3. Дианова В.М. Культурология: основные теории и концепции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998.

5. Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.

6. Кравченко А.И. Культурология. М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007.

7. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ определений и дефиниций. М.. 1992.

8. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М.: Библионика, 2005.

9. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.Высшая школа, 2002.

10. Культурология / Под ред. А.Н.Марковой. М.: Юнити-ДАНА, 2004.

11. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1999.

13. Соколов Э.В. Понятие, сущность, основные функции культуры. М., 1989.

14. Философия культуры: Становление и развитие. СПб., 1998.

15. Черная Л.А. Культурология: основы теории. М., 2003.

 

Справочные пособия

1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2003.

2. Кравченко А.И. Культурология. Словарь. М., 2001.

3. Культурология. ХХ век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

4. Культурология: Краткий словарь /Под ред. И.Ф. Кефели. СПб.: Петрополис, 1995.

5. Культурология: ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Университетская книга: Алетейа, 1998.

6. Культурология: Энциклопедия в 2-х т./ Гл.ред С.Я.Левит. М.: РОССПЭН, 2007.

7. Руднев В. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М., 1995 (1999).

8. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический прект,2001.

9. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры. 1997.

10. Хрестоматия по культурологии. В 2-х т. СПб., 2000.

Учебно-методическая литература

1. Воронцов Г.А. Работа над рефератом. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц). М., 1999.

3. Культурология: Конспект лекций в схемах. М., 2001.

4. Нестерова О.А. Культурология. Задачи по курсу. М., 2000.

5. Хоруженко К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. М., 2003.

Информационные массивы в Интернете

1. www.websites.pfu.ru (федеральный фонд учебных курсов. Культурология)

2. www.i-u.ru (библиотека учебной и научной литературы)

3. www.gardariki.ques.info (библиотека по культурологии)

4. www.countries.ru/library.htm (библиотека по культурологии)

5. www.future.museum.ru (иформационные технологии и культура)

6. www.lko.ru (электронный журнал "Личность.Культура.Общество)

7. www.auditorium.ru (электронная библиотека, книги и учебники по культурологии)

Контроль знаний

Вопросы к зачету

1. Культурология как наука и учебная дисциплина.

2. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе.

3. Структура культурологии.

4. Методы культурологических исследований.

5. Ранние этапы становления культурологического знания.

6. Культурологическая мысль XIX в.

7. Культурологические концепции конца XIX – начала ХХ в.

8. Культурологические концепции конца ХХ в – начала XXI вв.

9. Понятие и сущность культуры.

10. Основные функции культуры.

11. Цивилизация.

12. Морфология культуры.

13. Культурогенез.

14. Динамика культуры.

15. Язык и символы культуры. Культурные коды.

16. Межкультурные коммуникации.

17. Культурные ценности и нормы, культурные традиции.

18. Культурная картина мира.

19. Социальные институты культуры.

20. Культурная самоидентичность.

21. Культурная модернизация.

22. Проблема типологии культуры.

23. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура.

24. Восточные и Западные типы культур.

25. Специфические и «срединные» культуры, локальные культуры.

26. Место и роль России в мировой культуре.

27. Культура и природа.

28. Культура и общество.

29. Культура и личность.

30. Инкультурация и социализация.

31. Тенденции культурной универсализации в мировом современном прогрессе.

32. Культура и глобальные проблемы современности.

Темы контрольных работ

1. Культурология как интегративное знание.

2. Социальные и теоретические предпосылки культурологического знания.

3. Концепция культуры Э.Б.Тайлора.

4. Функционализм как направление культурологической мысли.

5. Концепция культуры З.Фрейда.

6. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

7. Культура и личность.

8. Традиция и новация в культуре.

9. Культура и цивилизация в концепции О.Шпенглера.

10. Культура и цивилизация в концепции Н.Я. Данилевского.

11. Проблема генезиса культуры.

12. Миф как явление культуры.

13. Игровая концепция культуры.

14. К.Леви-Строс о первобытном мышлении.

15. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.

16. Теория социокультурной динамики П.А.Сорокина.

17. Проблема историко-культурной типологии.

18. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.

19. Россия в системе «Восток-Запад»: противостояние или диалог культур.

20. Мифы древности и их значение для современности.

21. Массовая и элитарная культура.

22. Молодежная субкультура.

23. Культура как текст.

24. Символ в искусстве: знак и образ.

25. Научный и художественный взгляды на мир.

26. Религия и наука в контексте культуры.

27. Техника как социокультурное явление.

28. Ценностная природа культуры.

29. Культура как мир знаков и значений: «символическая Вселенная» Э.Кассирера.

30. Человек как творец и творение культуры.

31. Проблема культурного самосовершенствования личности.

32. Искусство как феномен культуры.

33. культурологические воззрения И.Г.Гердера.

34. Н.А.Бердяев о культуре.

35. Х.Ортега-и-Гассет как критик массовой культуры.

36. Художник и власть.

37. Власть и культура.

Тест для проверки знаний

1. Культура – это

2. Приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения мировоззрения и способов жизнедеятельности

а) культурная диффузия

б) культурная адаптация

в) инкультурация

3. Верхний город, его укрепленная часть на возвышенности. Самый знаменитый Афинский.

а) акрополь

б) некропол

в) полис

4. Основное стилевое направление в искусстве Европы XVI – сер.XVII в.в., связанное с развитием дворянско-духовной культуры и характеризующееся стремлением к величию и пышности, витиеватости и динамичности, к богатству декоративных элементов (Л.Аристо, Растрелли, Л.Бернини, П.Рубенс, Д.Веласкес, М.Караваджо и др.)

а) модернизм

б) неоклассицизм

в)барокко

5. Древнегреческий театр, в котором места для зрителей располагались полукругом, ступенями, постепенно повышаясь от центра

а) шапито

б) амфитеатр

в) буфф

6. Оппозиционное официальному искусству движение в западноевропейской и русской культуре второй половины ХХ века. Является воплощением многих принципов контркультуры, протестом против ценностей и форм официальной культуры.

а) фольклор

б) андеграунд

в) массовая культура

7. Верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы окружающего мира

а) фетишизм

б) пантеизм

в)анимизм

8. Итальянский философ Нового времени, основоположник истории и психологии народов. Автор работы «Основания новой науки об общей природе нации» (1725г.)

а) О.Шпенглер

б) Дж. Вико

в) В.Соловьев

9. Культурологическая школа, сложившаяся в Англии в 60-е годы ХIХ века, объясняющая сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством в первобытном мышлении (Э.Тайлор, Дж.Фрезер, А.Н.Веселовский)

а) символическая

б) антропологическая

в) структурная

10. Любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковые или символические

а) ценность

б) артефакт культуры

в) культурные универсалии

11. Совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов, а также проблемы экономики, здравоохранения, социальных ценностей и т.д.

а) культурные

б) общественные

в) глобальные

12. Концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) космоцентризм

 

13. Художественный стиль, существовавший в Европе между ХII и XVIвв., связан с религиозной архитектурой и скульптурой. Для него характерны устремленность ввысь, ажурные башни, стрельчатые арки, сложный орнамент (витражи).

а) готика

б) рококо

в) классицизм

14. Полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этнос поработителя. Последним бастионом при этом вступает язык.

а) диалог культур

б) аккультурация

в) культурная ассимиляция

15. Стиль позднего классицизма в западноевропейской культуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период империи Наполеона I. Для него характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам.

а) сентиментализм

б) романтизм

в) ампир

16. Период в культурном развитии стран Западной и центральной Европы XIV – XVI в.в., переход от Средневековья к культуре Нового времени.

а) Античность

б) Возрождение (Ренессанс)

в) Серебряный век

17. Немецкий философ-просветитель, теоретик культуры. Автор работы «Идеи к философии человечества» (1784 – 1791)

а)И.Г.Гердер

б) А.Тойнби

в) К.Юнг

18. Публицист, естествоиспытатель, один из создателей теории «культурно-исторических типов». Автор книги «Россия и Европа» (1869)

а) Н.Бердяев

б) К.Циолковский

в) Н.Я.Данилевский

19. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

а) гуманизм

б) эгоизм

в) альтруизм

20. Процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает и обретает индивидуальную самобытность. При этом многообразие и асимметрия явлений в культуре, различие ценностей и ориентаций выступают условием ее единства, делают ее живой и развивающейся.

а) диалог культур

б) культурная ассимиляция

в) цивилизационные изменения

21. Нидерландский историк культуры, основоположник игровой концепции культуры, автор книги «Человек играющий».

а) С.Лемм

б) Й.Хейзинга

в) К.Леви-Стросс

22. Вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовый по назначению

а) иконопись

б) скульптура

в) гравюра

23. Направление в искусстве, зародившееся во Франции в 60-70 гг.XIXв.и стремившееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Коровин)

а) романтизм

б) натурализм

в) импрессионизм

 

 

24. Процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру

а) инкультурация

б) аккультурация

в) культурная диффузия

25. Направление в европейской культуре XVII – XIX вв. и художественный стиль, для которого характерны рационализм, нормативность, стремление к монументальности, ясности, простоте, симметричности и уравновешенности композиции. (П.Корнель, Н.Пуссен, Рембрандт, Дж.Кваренги, В.Баженов, А.Воронихин).

а) барокко

б) реализм

в) классицизм

26. Термин, характеризующий уровень и специфику развития Древней Греции и Древнего Рима в области культуры с XII в.до н.э. по V в. н.э.

а) Средневековье

б) Античность

в) Возрождение

27. Учение о происхождении культуры; один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы

а) культурогенез

б) цивилизация

в) синкретизм

28. Выдающийся итальянский художник, архитектор, инженер, естествоиспытатель, воплотивший в себе идеал универсального человека периода Возрождения. Автор работ «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком», «Джоконда».

а) Микеланджело

б) Рафаэль

в)Л.да Винчи

29. Явление культуры ХХ века, порожденное техническим прогрессом. Культура, базирующаяся на стереотипном мышлении толпы

а) массовая культура

б) секуляризация

в) субкультура

30. Культурологическая школа, подчеркивающая биологическую обусловленность культуры (З.Фрейд, К.Юнг, Б.Малиновский).

а) общественно-историческая

б) школа диффузионизма

в) натуралистическая школа

31. Первый художественный стиль Западной Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Отличается суровой, крепостного характера архитектурой.

а) романский

б) готический

в) рококо

32. Древнерусский художник, создатель московской школы иконописи. Писал иконы для Благовещенского собора Московского кремля, расписывал Успенский собор во Владимире.

а) Дионисий

б) А.Рублев

в) С.Ушаков

33. Представителями какой культурологической школы являются Э.Кассирер и К.Леви-Стросс

а) натуралистическая

б) символическая

в) социологическая

34. Русско-американский философ, социолог, эмигрировавший из России в 1922 г. Один из родоначальников теории «социальной стратификации» и «социальной мобильности». В своей теории вывел три основных типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный

а) П.Сорокин

б) Б.Малиновский

в) Н.Я.Данилевский

35. Европейская культура в период с V по XI вв., формировавшаяся в условиях господства натурального хозяйства, неразвитости торгово-денежных отношений

а) Античная культура

б) Возрождение

в) Средневековая культура.

36. Модернистское направление, одно из движений в художественной культуре современности, возникшее в 20-е гг. ХХ века, одной из идейных основ которого является фрейдизм (А.Бретон, П.Дельво, С.Дали).

а) кубизм

б) сюрреализм

в) постмодернизм

37. Американский культурантрополог, один из основателей культурологии как самостоятельной науки. Автор работ «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры»(1959), «Понятие культуры» (1973).

а) Л.Уайт

б) Э.Тайлор

в) К.Клакхон

38. Субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим доминирующей культуры

а) контркультура

б) массовая

в) профессиональная

39. Географический район, внутри которого у разных народов обнаруживаются сходства в главных чертах.

а) культурный ареал

б) ореол культуры

в) пролеткульт

40. Раздел теории культуры, в рамках которого рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности

а) культурная динамика

б) культурная статика

в) культурогенез

41. Важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человека

а) материальная

б) духовная культура

в) светская

42. Комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин зарождения до различных форм исторического самовыражения

а) философия

б) культурология

в) история искусств

43. Направление в искусстве конца XIX века, возникшее как реакция на импрессионизм, объединяющих художников, несвязанных единством целей и программы

а) дадаизм

б) символизм

в)постимпрессионизм

44. Специфическое культурное значение предмета, обусловленное неприродными свойствами и отображающее образ жизни, вкусы, потребности, интересы человека.

а) ценность

б) символика

в) тотем

45. Страна, оказавшая влияние на становление древнерусской культуры

а) Византия

б) Римская империя

в) Болгария

46. По проекту какого архитектора заложены Александро – Невская лавра, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I в летнем саду, Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

а) Ф.Растрелли

б) Д.Трезини

в) К.Росси

 

 

Глоссарий

 

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

Альтернативные культуры — подсистемы в культуре, так назы­ваемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, гос­подствующей в обществе в качестве более перспективной, спаси­тельной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказы­ваются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие жилищные об­щины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе.

Антропология культурная — научное направление, получившее развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Боас. Характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материаль­ных отношений. А. к. выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача А. к. —построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкрет­но-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.

Антропология социальная — научное направление, сформировавшееся в XIX — XX вв. в основном в Англии и Франции. Исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социаль­ных структур; своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине XX века происходит сращивание социаль­ной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.

Артефакт - (лат.— искусственно + сделанный) — процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Архетип - (греч.—начало + образ)—прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологи К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются резуль­татом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т. ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Генезис —происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. сeado – убиваю) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное фактическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.

Глобальные проблемы современности — совокупность про­блем человечества, от решения которых зависит социальный про­гресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термо­ядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех на­родов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами пу­тем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предот­вращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отда­ленных последствий научно-технической революции. Некоторые ис­следователи включают в число Г. п. с. также проблемы здравоохра­нения, образования, социальных ценностей, отношений между поко­лениями и т.д.

Гуманизм - (лат.— человеческий, человечный, образованный) —направление в общественной мысли, характеризую­щееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Детерминизм культурный - (лат.—определять)—философс­кая концепция, рассматривающая культуру как относительно авто­номное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Динамика социокультурная — изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Диффузия культурная — распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры.

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступаю­щий в качестве представителя некоторого другого предмета, свой­ства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идеализация — отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им призна­ков совершенства.

Идеальный тип — теоретическая конструкция, абстрактная мо­дель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер не­совпадений реальных типов от идеальных.

Идентичность — психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Инкультурация — процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Инновация культурная — (лат.—возобновлять, обновлять, изменять) — впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Интеграция культурная — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­турными группами и историко-культурными образованиями.

Коммуникативный разрыв – недостаток взаимопонимания между представителями разных культур, объясняющийся различиями в языке, культурных установлениях и т.п.

Контркультура — (лат.— против) — направление развития сов­ременной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмос­фере современного индустриального общества.

Культурная близорукость – неспособность встать на точку зрения другой культуры.

Культурный империализм – стремление навязать другой культуре принципы своей культуры.

«Культурные очки» - способ, путем которого наши базовые установки влияют на то, как мы видим другие культуры.

«Культурный шок» - это ощущение шока или дезорганизации, испытываемое людьми, впервые сталкивающимися с чужой, незнакомой культурой.

Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со станов­лением и развитием орудийной деятельности и социальных зако­номерностей.

Маргинальность — качественное состояние человека или груп­пы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтни­ческие браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимо­действии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. п.

Ментальность — совокупность психологических, поведен­ческих установок индивида или социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень ус­тойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Миф - В современной культуре преодолено узкое понимание мифа как архаического мировидения, запечатленного в древних пре­даниях (например, «Легенды и мифы Древней Греции»). Наиболее фундаментальное определение мифа дано у русского философа А.Ф. Лосева. Он рассматривает миф как необходимую категорию созна­ния вообще, как специфический способ моделирования и освоения мира. В этом смысле человеческое сознание всегда, и не только на архаической стадии, мифологично. В работах французского этногра­фа и семиолога К. Леви-Строса миф рассматривается как некая структура, в основе которой лежит принцип бинарности: «кос­мос-хаос», «природа-культура», «жизнь-смерть», «правое-левое», «свое-чужое» и т.п. Бинарная логика мифа связана с особенностя­ми строения и физиологии головного мозга человека, асимметрии полушарий. Р.Барт выдвигает на первый план не миромоделирующую, а коммуникативную функцию мифа, которую он рассматривает как текст, как вторичную знаковую систему, базирующуюся на язы­ке.

Морфология культуры — раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова­ния, закономерности строения и процессы формообразования ис­кусственных объектов.

Ноосфера (греч. — ум, разум + шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В. И. Вернадский раз­работал учение о ноосфере как качественно новой форме организо­ванности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем фак­торе ее развития и сопоставимой по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.

Отчуждение — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­ние означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма — совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­модерне противостоит стремление включить в современное искусст­во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­ния. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно иг­норирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на марганализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию лю­бых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации

Прогресс — (лат.—движение вперед)—переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

Профессиональная культура — интегративное понятие, отра­жающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на ос­нове конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Сегрегация – (от позднелат. segregatio – отделение) – принудительно поддерживаемое разделение расовых групп населения страны. Существует в двух формах: институциональная с. (осуществляется во всех сферах жизни общества путем создания параллельных учреждений или в рамках одного учреждения специальных отделений) и территориальная с. (расовые группы локализуются в специально отведенных для них территориях).

Семиотика — (греч. - знак)—дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения. Выделяются три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует.

Символ — универсальная категория в культуре, раскрываю­щаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смыс­ла. Символ — 1) предмет, действие и т. п., служащее условным обо­значением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличаю­щееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно оп







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.