Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не случайно стихи Тертея пользовались большой популярностью в Греции. Их вплоть до IV в. до н.э. распевали для воодушевления воинов перед битвами и разучивали в школах как образец патриотизма.





В период архаики формируются этические нормы и ценности древнегреческого общества, для которых были характерны коллективизм и состязательность, патриотизм и гражданственность.

О роли физического воспитания свидетельствует факт проведения с 776 г. до н.э. в священном городе Олимпии спортивных состязаний, получивших название "олимпийские игры". Они проводились каждые четыре года и посвящались Зевсу. Примечательно, что на период проведения игр прекращались всякие военные действия. Победитель игр пользовался не только почетом, но и приобретал привилегии (освобождение от налогов, получение пожизненной пенсии и места в театре). В честь троекратного победителя игр в священной роще, окружавшей храм Зевса, устанавливалась статуя победителя. Помимо олимпийских игр проводились и другие состязания. В честь бога Аполлона раз в четыре года в Дельфах проводились Пифийские спортивные и музыкальные состязания, в честь бога Посейдона под Коринфом раз в два года – Истмийские состязания.

Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая цивилизация достигла в V–IV вв. до н.э. Именно в классический период были созданы те ценности, которые потом будут названы "греческим чудом". В середине V в. до н.э. строй рабовладельческой демократии в Афинах можно считать вполне устоявшимся. Афины превратились в богатейший и крупнейший государство-полис, главу большого морского союза, насчитывавшего в своем составе свыше 150 отдельных городов-полисов.

Установив в одних государствах экономическое господство, с другими поддерживая торговые отношения, Афины в третьей четверти V в. до н.э. достигли не только высшего материального благосостояния, но и сделались одним из главных культурных центров всего греческого мира. Этот подъем совпадает с временем, когда делами афинского государства руководил Перикл, почему нередко это время называют "веком Перикла".

В эпоху правления Перикла Афины сделались экономическим, политическим и культурным центром всей Греции. Если Афины, по словам Перикла, являлись "школой Греции", то порт Пирей сделался "рынком всей Греции". Финансовое положение Афин было настолько блестящим, что флот их господствовал на море, доставляя в избытке все, в чем возникала потребность. Правда, не имея в достаточном количестве своего хлеба, Афины завозили его с северных берегов Понта (Черного моря).

К концу V в. до н.э. проявились многие отрицательные стороны рабовладельческой системы Древней Греции. Во все большей степени рабы превращались в "говорящие орудия" или "одушевленные вещи". Во время Пелопонесской войны широкий размах получили две тенденции: разорение крестьянских хозяйств и побеги рабов от хозяев. По мере развития торговли и ремесленных мастерских, существовавших за счет рабского труда, происходило накопление и концентрация богатств в руках узкой прослойки населения. Одновременно шел другой процесс – обнищание массы свободных граждан, перед которыми вставал выбор: или заняться ремеслом и вступить в конкуренцию с рабским трудом, что считалось постыдным и низким занятием, не сулившим большого успеха, или превратиться в нищих.

Одновременно с ростом материального и политического могущества в Афинах получили развитие градостроительство, искусство и литература. В классическую эпоху складывается система регулярной планировки городов с их разбивкой прямоугольной сетью улиц, комплексной застройкой жилых кварталов домами одинаковой величины. В середине V в. до н.э. материальный расцвет Афин позволил начать перестройку города. По инициативе Перикла под председательством Фидия была образована комиссия по разработке плана перестройки Афин. Причем главное внимание было обращено на сердце города – Акрополь. Эти работы привлекли в Афины архитекторов, строителей, скульпторов, художников и других специалистов со всех концов Греции.

Интенсивное строительство в Афинах продолжалось около 50 лет. За это время был возведен ряд замечательных построек, в том числе длинные стены, соединяющие город с портом Пиреем, создан Акрополь – сооружены храм Афины-Парфенос (Девы), Парфенон (447–432 гг. до н.э., архитекторы Иктин, Калликрат, скульптор Фидий), вход на Акрополь – Пропилеи. Образцами более утонченного ионийского ордера были храм богини Ники (Победы) Бескрылой при входе на Акрополь (421 г. до н.э.) и храм Эрехтейон, соединенный со святилищами Афины-Паллады и Посейдона. Примечательность Эрехтейона – портик, в котором вместо колонн были шесть скульптурных фигур девушек (так называемые "кариатиды").

В классический период скульпторы, живописцы и вазописцы стали создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать человеческую фигуру, ее структуру, передавать движение. В изобразительном искусстве возрастает интерес к человеческой личности, что стимулировало развитие скульптурного портрета. Мирон создал знаменитую скульптуру Дискобола, Поликлет – статуи крепких, сильных атлетов, олицетворявших образ идеального тела, с установленными определенными пропорциями между частями тела. Пропорции Поликлета давали несколько тяжелую приземистую фигуру, описанную в его "Каноне".

Произведения живописцев дошли до нашего времени в меньшей степени. Наиболее известным среди художников был Полигнот. Его картины "Битва греков с амазонками", "Загробный мир", "Битва при Марафоне" и другие знакомы нам по описаниям в литературе и отчасти по копиям вазовой живописи. Известно, что исполнены они были четырьмя красками, что придавало им несколько условный характер. Из скульпторов того времени более других известно творчество Фидия. Он проявил себя не только как руководитель строительных работ, но и как замечательный ваятель. Наиболее известны его статуи Афины-Парфенос в Парфеноне и Зевса в Олимпии, сделанные из золота и слоновой кости, и громадная бронзовая статуя Афины-Промахос (Защитницы) на площадке Акрополя. Кроме того, Фидий принимал непосредственное участие в создании рельефов Парфенона.

В последнем десятилетии V в. до н.э. происходит переход к эстетическим идеалам эллинизма. В изобразительном искусстве явно прослеживаются две тенденциистремление к простоте и естественности, с одной стороны, и к изяществу и даже изысканности, с другой. Это видно в статуе Ники Пеония в Олимпии, в барельефах храма Ники в Афинах. В IV в. до н.э. появляется тенденция увековечения личности в мемориальных постройках, примером которых может служить мавзолей в Галикарнасе, причисленный древними греками к одному из семи чудес света.

Драматический жанр, освещающий столкновение между какими-нибудь противодействующими силами, более всех других был способен отражать напряженность в общественных отношениях. Можно сказать, что элементы драмы содержались уже в народном творчестве и лирической поэзии. Оформление же драмы в качестве самостоятельного жанра было связано с культом бога Диониса. Драматические представления в Греции в V и IV вв. до н.э. происходили только на праздниках Диониса. Постепенно в Греции сформировались три основных драматических жанра: трагедия, комедия и сатира.

Первым драматическим поэтом греки считали Феспида. Из состава хора он выделил одно действующее лицо в качестве актера, который исполнял несколько ролей, меняя костюмы и маски. Драма на этой стадии развития была достаточно проста – перед зрителями выступали хор, состоявший из 12-15 человек, и только один актер. Поэтому настоящего драматического конфликта еще не было. Эсхил и Софокл совершили переворот, введя второго и третьего актеров, которые в зависимости от количества действующих лиц вынуждены были в ходе театрального действия несколько раз менять костюмы и маски. На этом развитие драмы на длительное время приостановилось.

В основных чертах порядок театральных представлений установился в начале V в. до н.э. Поэтому знаменитые драматургиЭсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан – имели дело с определенным порядком. Начиная с 508 г. до н.э. все театральные постановки проводились в порядке состязаний – "агона", которые проходили между тремя поэтами, тремя хорами и тремя первыми актерами. Качество исполнения определяла особая комиссия, выбиравшаяся из числа граждан перед началом состязаний. Первая награда означала победу; третья была равносильна провалу.

В течение веков менялись форма и размещение театров – от первоначальной деревянной постройки до мраморной. Наиболее замечательной была перестройка афинского театра при выдающемся государственном деятеле Ликурге Афинском в 330 г. до н.э. Серьезные изменения произошли в эпоху эллинизма в конце III в. до н.э.

До нашего времени дошли труды историковГеродота, Фукидида и Ксенофонта, вызывавшие интерес в греческом обществе. Сами они были известными в Древней Греции людьми. Геродот был близок с Периклом, Софоклом, почитаемыми в Афинах представителями аристократического рода Алкмеонидов. Фукидид, по-видимому, сам принимал деятельное участие в политической жизни страны.

В V в. до н.э. греческая литература была сосредоточена преимущественно в Афинах, которые стали главным центром экономической и культурной жизни и достигли наибольшей высоты. Пелопонесская война, разделившая Грецию на два противоположных лагеря, закончилась победой олигархической Спарты и поражением демократических Афин. Сложившиеся социальные отношения находили отражение в литературе, философии, ораторском искусстве. Героические образы трагедии сменились жанровыми сценами и бытовыми образами "новой" аттической комедии. В скульптуре фигуры богов принимали чисто земной, человеческий облик, что видно в произведениях Праксителя, Лисиппа и других скульпторов. Получил развитие реалистический портрет.

В философии политическая апатия и индифферентность нашли выражение в учениях школы киников (циников), проповедовавших уход на лоно природы и отказывавшихся от достижений культуры. Эпикур проповедовал идеал "безмятежности духа" и принцип "проживи незаметно". Царящая несправедливость приводила к преклонению перед всесилием Судьбы, Счастья или Случая, к скептическому отношению к религии. Для политической мысли характерно разочарование в демократическом строе и идеализации власти аристократии, что видно у Платона и Аристотеля. Наступивший умственный разброд создавал почву для ухода в мир "чистого искусства" с его игнорированием глубокого содержания и любованием изысканными формами, с отказом от широких перспектив и обобщений. Образцом такого искусства могут служить лишенные живости, но пышные речи Исократа, которые были противоположны страстным речам Демосфена, а до него – Лисия.

Философы, которых принято относить к материалистической школе, сформулировали многие положения, не теряющие своей актуальности в наше время. Так, Левкип (V в. до н.э.) доказывал, что ничего не бывает без причины, что существует вечная и неизменная материя, состоящая из бесчисленного множества мелких неделимых частиц – "атомов". Это учение был развито Демокритом и Эпикуром. По мнению Демокрита, начало вселенной – атомы и пустота, что существует бесчисленное число миров и они имеют начало и конец во времени и т.д. Боги, сообразно учению Демокрита, есть результат измышления самих людей, а если они существуют, то не оказывают влияния на жизнь людей.

Демокриту принадлежат рациональные идеи и представления о государстве, интересы которого философ ставил превыше всего. Наблюдая смуты, он пришел к заключению, что гражданская войнабедствие для обеих враждующих сторон. Философ выступал как сторонник демократии, а свой идеал находил в людях среднего состояния. Идеи Демокрита развил Эпикур, образовавший в Афинах свою школу – "сад Эпикура", где вел преподавание.

Одним из ярких представителей греческой философии был Платон, утверждавший, что высшее выражение справедливости должно заключаться в "воздании" каждому по заслугам. Идеальное государство, согласно его учению, носит резко выраженный аристократический характер, в котором он выделял сословия: правители-философы, воины-стражи и ремесленники вместе с земледельцами. Каждое из них имеет свое предназначение: о благе государства должны заботиться правители, защищать – воины, быть материальной основой и служить первым двум сословиям – все остальные. Платон предрекает, что государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут править философы, которые должны "принять на себя заботу о государстве, желают они того или нет (и государству придется их слушаться)"[61][13]. В работах Платона нашли отражение вопросы воспитания. По его мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитанных собственных гражданах, уделять больше внимания музыке, пению, поэзии как важным средствам воспитания. В поэзии он выделял два вида: трагедию, которая подражала хорошему, и комедию – дурному. Трагические представления, как он полагал, допустимы только при условии цензуры.

Высшего развития наука классической Греции достигла при Аристотеле, ученике Платона и воспитателе Александра Македонского. Он являлся типичным выразителем идеологии античного мира: настойчиво доказывал целесообразность полисного типа государственного устройства, оправдывал рабовладение, поскольку одни люди, по его мнению, от природы обладают способностью властвовать, другие – подчиняться, что более всего свойственно "варварам". Он положительно относился к умеренному республиканскому строю, но выше всего ставил идеальную монархию.

Большое внимание Аристотель уделял анализу места и роли трагедии. Она рассматривалась им не только как литературное произведение, но и как сценическое представление. Аристотель считал, что трагедия должна иметь шесть составных элементов: фабулу, характеры, мысли, сценическую обстановку, текст и музыкальную композицию. Для определения сущности трагедии Аристотель ввел понятие "очищение" чувств – катарсис, вызывающее споры до наших дней. В эпоху Возрождения слово "катарсис" понимали в смысле религиозного очищения; французский трагик П. Корнель видел в нем "очищение страстей". Некоторые ученые толковали "катарсис" как душевное облегчение после вызванного трагедией напряжения. Своим всеобъемлющим гением Аристотель замыкает наиболее значительный и важный период греческой культуры и открывает путь к эпохе эллинизма.

В IV в. до н.э. античные государства-города оказались в глубоком кризисе, который временно приостановился в конце IV в. с установлением македонского владычества над большей частью Греции. Сын и преемник македонского царя Филиппа Александр во главе греческого войска отправился на завоевание Востока и сделался властелином огромного государства, простиравшегося до пределов Индии. Однако разноплеменная держава оказалась очень непрочной и вскоре после смерти Александра Македонского распалась, так как не имела крепкой внутренней связи.

На развалинах империи после кровопролитных междоусобных войн образовалось несколько в основном монархических государств: Македония, Сирия, Египет, Пергам, торговые республики на островах Родос, Демос и др. На месте маленьких государств-полисов появились более крупные политические объединения, концентрировавшиеся вокруг больших городов. Изменения произошли в укладе жизни, социальной структуре рабовладельческого общества, в его идеологии. За этим новым периодом истории греческого мира закрепилось условное название "эллинизм". Эллинистический период занимает последние три столетия до нашей эры.

Борьба различных социальных сил привела к попытке богатых слоев общества искать поддержку у Македонии или у Рима, что привело к римскому вмешательству. После продолжительной борьбы рим­ляне сначала разгромили Македонию (147 г. до н.э.), а потом, в 146 г. до н.э., захватили и разрушили главный очаг греческого сопротивления – город Коринф. Греция была превращена в римскую провинцию под названием Ахайи. Постепенно римское владычество распространилось на другие области в районе Средиземного моря, где была распространена греческая культура. Последним в 30 г. до н.э. пал Египет.

Завоевание Востока Александром Македонским и его преемниками привело туда большое количество греков. Они основали новые города, которые стали центрами древнегреческой культуры. Греки постепенно ассимилировались с местным населением, распространяя свои обычаи, воззрения и в то же время многое заимствуя у Востока, привозя оттуда невиданные товары и предметы роскоши. Шел процесс "аккультурации", то есть слияния культур Греции и Востока. В Греции появилось множество культов и восточных божеств (египетские Осирис и Исида, фригийские Сабазий, Кибела и др.). "Аккультурация" охватила философию, литературу, искусство, религию, образуя общую мировую культуру с греческой основой. Так, в столице Парфянского государства и в Вавилоне появились греческие театры. В Иерусалиме прочно укрепились греческие обычаи (было получено право "исполнять установления языческие", построить в Иерусалиме "училище по обычаю языческому" и т.д.)[62][14].

Громадные богатства, захваченные в разных странах Востока, сосредоточились в руках правителей, принявших по восточному обычаю титулы царей. Новые монархи вели бесконечные войны, широко используя наемников, которые повлекли за собой огрубление нравов, что воплотилось в литературном персонаже воина-хвастуна.

Из новых городов особое значение приобрели Пергам в Малой Азии, Антиохия в Сирии, Александрия в Египте и некоторые другие. Представление о богатствах Пергама дают остатки роскошных храмов, школ, театра, знаменитого пергамского алтаря, хранящегося в музейном комплексе Берлина. Из старых городов Афины хотя и вернули самостоятельность, но не сохранили прежнего политического значения, оставшись, правда, центром философской мысли.

Эллинистические монархии (Птоломеи в Египте, Селевкиды в Антиохии, Антигониды в Македонии, Атталиды в Пергаме) воздвигали великолепные постройки, собирали вокруг себя ученых, поэтов, устраивали празднества и уличные процессии, поражавшие своим блеском и роскошью. В погоне за славой эллинистические цари старались представить себя покровителями искусств. В Александрии было даже основано особое учреждение вроде академии наук под названием "Мусейон", то есть храм муз, один из главных центров науки и культуры, просуществовавший до III в. н.э. Возглавлявшее его лицо носило звание жреца муз. В Мусейоне ученым и поэтам предоставлялось жилище, лаборатории для научных исследований и устанавливалось материальное обеспечение. Здесь же находились зоологический и ботанический сады, обсерватория и нечто вроде анатомического театра.

Александрия превратилась в один из крупных центров научной мысли, куда стекались ученые со всего греческого мира. Занимаясь в Мусейоне и пользуясь местными библиотеками, они работали в самых разнообразных отраслях знания. Евклид создал работы по геометрии и арифметике, Архимед – в области физики и устроил первый в мире планетарий, Аристарх Самосский доказывал, что в центре мира находится Солнце и что Земля вращается вокруг него. Большие успехи были сделаны в области медицины (предугадана система кровообращения), географии (описаны берега западной части Средиземного моря, часть побережья Атлантического океана, Красного моря). В эпоху эллинизма большой интерес вызывало историческое прошлое. Были составлены сборники различных исторических документов, которые не дошли до нас в оригинале, но известны, поскольку использовались в трудах ученых более позднего времени.

Эллинистический период стал временем расцвета библиотечного дела. На пополнение фондов библиотек Пергама и Александрии тратились огромные средства. Царская библиотека в Александрии при основании в 285 г. до н.э. насчитывала 200 тыс. свитков, во времена Юлия Цезаря (48 г. до н.э.) – до 700 тыс. К заведованию библиотеками привлекались выдающиеся ученые того времени.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.