Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ № 3. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.





Систематическая типология культуры – метод познания, в основе которого лежит разделение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

 

I.МОНОТИПОЛОГИИ.

Этнографическая типология.

Классификации:

а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснования объективно проявляющихся культурных различий.

Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие древние и современные территории.

б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) – комплекс особенностей хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социально – экономических условиях развития.

Три подтипа:

1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство;

2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство (одомашнивание);

3/Пашенное земледелие – усовершенствованные сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой одомашненных животных.

 

2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества:

Четыре гетерогенных периода:

1.«Прометеевская» эпоха: доистория человечества (до 5000 г. до н. э.).

Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами.

«Существенное» в превращении доисторического человека в человека культуры:

1/ огонь и орудия;

2/ речь;

3/ самоформирование (например, «табу»…);

4/ образование устойчивых групп и сообществ;

5/ «Жизнемиф» (Г. Гачев): образное мышление как образ жизни.

2.Эпоха великих культур древности – одновременно в трех областях земного шара:

а/ 4000 г. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинский мир;

б/3000 г. до н. э. – доарийская культура Инда;

в/ 2000 г. до н. э. – архаический мир Китая.

Основные черты – письменность, специфическая технологическая рационализация.

3.«Осевое время»: эпоха духовного основоположения культур – «Восток – Запад». Около 500 лет до н. э. Резкий поворот в истории человечества – появление человека такого типа, какой сохраняется и по сей день.

4.«Научно – техническая эпоха»: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии – XIX – XX вв.

 

II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

Структуральня типология Ф. Ницше.

В культуре выделяется два начала – «аполлоническое» (форма) и «дионисийское» (содержание) – как основа для типологии.

 

Форма: Аполлоническое – гармония форм и отношений, стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Покой и порядок. Рациональное. Мера, золотая середина.   Искусство пластических образов в пространстве.   Содержание: Дионисийское –(вакхический тип) – неуравновешенность, яркое проявление чувств, эмоциональная открытость, Нарушение покоя. Иррациональное безмерное буйство. Избыток, нарушение всякой меры,   Непластические искусства – музыка во времени.

 

Наличие в культуре двух начал, с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, как рождение стоит в зависимости от двух полов…» (Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»).

Гендерная типология.

а/ матриархат и патриархат [И. Я. Баховен. (1815-1887). «Материнское право». 1861г.].

Матриархат.

Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли.

Важность жизни человека, счастье людей.

Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71).

Патриархат.

Деятельное начало – стремление к изменению природы, рациональное мышление, подчинение законам.

Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына.

Семья, основанная на отцовском праве, замыкается в себе, становясь обособленной организацией.

б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].

Мужское Запад «Растущий из земли вверх». Душа поднимается вверх, Динамичность, Идея личности и свободы, Чувство «из пещеры», Рациональность, Ценность вещей, Амбиции, Женское Восток «Углубляющийся корнями в землю». Стремится зарыться в землю, Неподвижность, Взаимозависимость, «Пещерное» чувство (внутри), Эмоции, Качество жизни, Человечность.

 

 

Женское и мужское играют равновеликую роль в жизнедеятельности человечества. Это две характеристики, имманентно присущие культуре в целом: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям.

 

3.По господствующему типу хозяйственной деятельности:

а/ Земледельческие – традиционные, природосообразные, восточные;

б/ Индустриальные – техногенные, западные.

4.По географическому положению:

а/ Открытые («экстравертные») – стремление к расширению пределов, взаимодействие;

б/ Закрытые («интровертные») – творческая энергия обращена «вовнутрь»: исламские, индобуддийские цивилизации.

III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

1.Тип хозяйствования:

а/ сельскохозяйственный; Временной принцип

б/ индустриальный; по Э. Тоффлеру -

в/ постиндустриальный. тысячелетний.

2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу):

а/ Рациональный – правовой тип государства – закон, а не авторитет.

б/ Традиционный – святость существующих обычаев и традиций.

Патриархальная общность с господином во главе.

в/ Эмоциональный - « харизма» - качество личности, позволяющее

«харизматический» (дар) вдохновлять и увлекать людей за собой.

 

3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ:

а/ тоталитарный – строй, в котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

б/ авторитарный – управление страной доминирующей элитой, подавляющей оппозицию и прессу ради поддержания собственного благополучия и власти.

в/ монархический – государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству.

 

Лекция № 4. МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ:

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.