Тема 1. Культурология как наука, ее предмет. Функции культуры.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Культурология как наука, ее предмет. Функции культуры.





Калининград

Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 16с.
 
 
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября__ 2012 г. № _2_
 
 
 
 
 
 
Автор: Армичева В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Армичева В.И., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
 
 
   

Пояснительная записка

 

Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально необходимым включение «Культурологии» в систему высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.

Культурология подводит человека к основной ценности – пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.

Данная рабочая программа основана на типовой программе по «Культурологии», утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует перечень основных культурологических представлений и знаний, а также умений и навыков самостоятельного мышления, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения учебного курса.



Цель курса:познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о месте культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Важным является обучение студентов использованию культурологических знаний в прикладных целях:

· теоретическая интеграция знаний о причинах сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к различным культурам, облегчает практику межкультурного взаимодействия на уровнях политических контактов, обменов специалистами, культурными ценностями, обыденного общения;

· формулирование культурно значимых проблем, описание и анализ проблемных ситуаций в культуре с выделением обусловливающих или нейтрализующих факторов и механизмов, определение специфики подобных ситуаций для различных регионов, типов поселений, социокультурных групп обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации рациональной культурной политики;

· понимание механизмов динамики культуры открывает широкие возможности для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет изменения стереотипов, представлений, поведения, структур взаимодействия, навыков, ценностных ориентаций.

«Культурология» является одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного знания ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт – невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Изучению дисциплины «Культурология» должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, всемирная история, обществоведение.

В то же время материал дисциплины «Культурология» будет использоваться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.

 

Задачи курса основываются на том, что после его окончания студенты должны:

иметь представление:

- о важнейших областях и этапах становления культурологического знания, об основных научных школах, направлениях и концепциях в культурологии;

- о важной роли культуры в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;

- об основных этапах истории культуры человечества и их хронологии.

знать:

- предмет, задачи и структуру курса, а также его место среди других предметов гуманитарного цикла;

- основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы, культурные традиции, модернизация культуры;

- формы и типы культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- историю культуры России и её место в системе мировой культуры;

- условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

уметь:

- понимать и объяснять феномен культуры и её роль в человеческой жизнедеятельности;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- анализировать культуры как системы культурных феноменов;

- выделять типы связей между элементами культуры;

- понимать типологию культур;

- понимать культурные коды и коммуникации;

владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- терминологией, введённой и используемой в курсе.

Воспитать в себе:

- понимание необходимости изучения культурного наследия;

- ответственность за сохранение культурного наследия;

- нравственные обязанности по отношению к другим людям и самому себе.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

.

Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Культурология».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опы В курсе Культурологии формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:

Общекультурных (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Очевидно, что не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть одинаково подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для самостоятельной работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным планом вуза является зачет.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; список литературы, рекомендуемой для изучения (основной и дополнительной).

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Список рекомендуемой литературы

Основная

 

1. Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Каверин Б.И. Культурология. М., 2001

3. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2002.

4. Культурология./ Под ред А.Н.Марковой – М., 2003

5. Культурология./ Под ред А.А.Радугина – М., 2003

6. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001

Дополнительная

 

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.

3. Борзова. Е.П. Культурология. – С-Пб., 2001.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1986.

5. Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: М.Вебер. Избранные произведения.– М., 1990.

7. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – СПб., 1992.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

9. Запад и Восток: традиции и современность / Под. Ред. Добрыниной В.И. – М., 1993.

10. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

11. Кагановский В.В. История культуры западной Европы. – Минск: ИП –Экоперспектива, 1998.

12. Кондаков И.В. Культура России. – М., 1999.

13. Кононенко Б.И. Основы культурологии. – М., 2002.

14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

15. Лихачёв Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992.

16. Лосев А.Ф. Мифология философия культура. – М., 1991.

17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1987.

18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

19. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. – Т. I. – Таллинн, 1992.

20. Малюга Ю.А. Культурология. – М., 2002.

21. Мареева Е.В. Культурология. – М., 2002

22. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. – М., 1991.

23. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

24. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1983.

25. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

26. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

27. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М., 1996.

28. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1983.

29. Хёйзинга Й. Осень средневековья. – М.: «Наука», 1988.

30. Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс – Традиция, 1997.

31. Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002

32. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

33. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:Высш. шк., 1999.

34. Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.

35. Ясперс К. Смысл и назначение истории.– М., 1991.

 

Справочная

1.Античная культура: Театр. Искусство. Философия. Наука.: Словарь-справочник // Под. ред. В.Н. Ярхо. – М.: Высшая школа, 1998.

2.Библейская энциклопедия. – М., 1996.

3.Буддизм: Словарь. – М., 1992.

1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб., 1995.

2. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. – Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999.

3. Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994.

4. Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов – н/-Д., 2001.

5. Культура ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.

6. Культура ХХ век: Энциклопедия. – В 2 т.– СПб., 1997-1998.

7. Мифология: Энциклопедия. – М., 1997.

8. Словарь античности. – М., 1994.

9. Христианство: Энциклопедия. – В 3 т. – М., 1993.

10. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – М., 1997.

 

Калининград

Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 16с.
 
 
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября__ 2012 г. № _2_
 
 
 
 
 
 
Автор: Армичева В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Армичева В.И., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
 
 
   

Пояснительная записка

 

Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально необходимым включение «Культурологии» в систему высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.

Культурология подводит человека к основной ценности – пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.

Данная рабочая программа основана на типовой программе по «Культурологии», утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует перечень основных культурологических представлений и знаний, а также умений и навыков самостоятельного мышления, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения учебного курса.

Цель курса:познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о месте культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Важным является обучение студентов использованию культурологических знаний в прикладных целях:

· теоретическая интеграция знаний о причинах сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к различным культурам, облегчает практику межкультурного взаимодействия на уровнях политических контактов, обменов специалистами, культурными ценностями, обыденного общения;

· формулирование культурно значимых проблем, описание и анализ проблемных ситуаций в культуре с выделением обусловливающих или нейтрализующих факторов и механизмов, определение специфики подобных ситуаций для различных регионов, типов поселений, социокультурных групп обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации рациональной культурной политики;

· понимание механизмов динамики культуры открывает широкие возможности для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет изменения стереотипов, представлений, поведения, структур взаимодействия, навыков, ценностных ориентаций.

«Культурология» является одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного знания ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт – невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Изучению дисциплины «Культурология» должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, всемирная история, обществоведение.

В то же время материал дисциплины «Культурология» будет использоваться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.

 

Задачи курса основываются на том, что после его окончания студенты должны:

иметь представление:

- о важнейших областях и этапах становления культурологического знания, об основных научных школах, направлениях и концепциях в культурологии;

- о важной роли культуры в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;

- об основных этапах истории культуры человечества и их хронологии.

знать:

- предмет, задачи и структуру курса, а также его место среди других предметов гуманитарного цикла;

- основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы, культурные традиции, модернизация культуры;

- формы и типы культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- историю культуры России и её место в системе мировой культуры;

- условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

уметь:

- понимать и объяснять феномен культуры и её роль в человеческой жизнедеятельности;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- анализировать культуры как системы культурных феноменов;

- выделять типы связей между элементами культуры;

- понимать типологию культур;

- понимать культурные коды и коммуникации;

владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- терминологией, введённой и используемой в курсе.

Воспитать в себе:

- понимание необходимости изучения культурного наследия;

- ответственность за сохранение культурного наследия;

- нравственные обязанности по отношению к другим людям и самому себе.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

.

Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Культурология».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опы В курсе Культурологии формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:

Общекультурных (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Очевидно, что не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть одинаково подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для самостоятельной работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным планом вуза является зачет.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; список литературы, рекомендуемой для изучения (основной и дополнительной).

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Культурология как наука, ее предмет. Функции культуры.

Предмет и метод культурологии. Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Основные цели и задачи курса. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания. Культурология и философия культуры, социология культуры. Культурология и история культуры. Культурная антропология, ее основные направления, цели и задачи.

Понятие культуры в современном гуманитарном знании. Сущность культуры, основные подходы к определению ее структуры. Современные научные представления о культуре.

Культура как предмет изучения культурологии. Этимология и генезис понятия «культура». Субъект культуры. Деятельная и аксиологическая концепции культуры. Гносеологическое определение культуры. Семиотическая, или информационно-знаковая концепция культуры. Антропологически-психологические и историко-социальные концепции культуры. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции. Динамика культуры.

Функции культуры в обществе.

Первобытная культура. Генезис культуры. Особенности первобытной культуры. Ритуал и его функции в первобытном обществе. Мифология, магия и религия. Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обществе. Происхождение искусства и его функции.

 

Тема 2. Методология науки. Методы культурологических исследований.

Методы культурологических исследований. Основные методы культурологических исследований: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в исследованиях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке.

Деятельностный подход к культуре.

Культура древневосточных цивилизаций. Культура Древнего Египта. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Научная мысль: медицина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения. Писцы и центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.

Культура Месопотамии. Своеобразие месопотамской культуры: жизнь в Шумере и Вавилоне. Поэма о Гильгамеше. Начала научной классификации явлений мира. Боги как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь жителей Месопотамии. Искусство Двуречья. У истоков библейских сказаний.

Культура Индии. Предыстория: культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство: теория и практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские концепции индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.

Китайская культура. Уникальность китайской культуры: ритуал и этика в традиционном Китае. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм. Место буддизма в китайской культуре. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Китайская социальная утопия. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи. Китайская семья: традиции и тенденции. Научный гений Древнего Китая.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.