Характерные особенности коммунизма
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характерные особенности коммунизма





Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

§ достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;

§ общественная собственность на средства производства;

§ всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;

§ коммунистическое общественное самоуправление;

§ отношения сотрудничества и взаимопомощи;

§ планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;

§ единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Европоцентризм

научная тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым. Европейским гуманитарным наукам был свойственен изначально. Одним из основных факторов, повлиявших на отход от евроцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики была встреча с «чужими» культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии XIV-XIX веков. Французские просветители выдвинули идею расширения географических рамок истории, воссоздания всемирной истории, выхода за рамки европоцентризма. Одним из первых был Вольтер. Однако на следующем этапе развития европейской исторической мысли, у Гегеля, именно идея всемирной истории оказывалась сопряжена с идеями евроцентризма - только в Европе мировой дух достигает самопознания. Он также был свойственен и концепции Маркса, которая оставляла открытым вопрос о соотношении азиатского способа производства с европейскими - античным, феодальным и капиталистическим. Историки, философы и социологи 2-й половины XIX века стали выступать против евроцентризма, доминировавшего в изучении мирового исторического процесса. Например, Данилевский подверг критике евроцентризм в своей теории культурно-исторических типов. В исторической науке XX века освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый евроцентризм привычного представления об истории как едином всемирно-историческом процессе. Появились многочисленные альтернативные концепции. Шпенглер называл концепцию всемирной истории «птолемеевой системой истории», основанной на европоцентризме в понимании иных культур. Другим примером может быть классификация цивилизаций, предложенная Тойнби. Евразийцы, например, Н. С. Трубецкой, полагали необходимым и позитивным преодоление евроцентризма. Евроцентризм активно критиковался в востоковедении и социальной антропологии при изучении первобытных культур (Ростоу). Для всей культуры XX века характерен кризис идеалов евроцентризма. Этот кризис актуализировали апокалиптические настроения (в частности, жанр антиутопии в искусстве). Одной из черт авангардизма был отход от евроцентризма и повышенное внимание к восточным культурам. Некоторые философские течения XX века ставили себе целью его преодоления. Например, Левинас разоблачал евроцентризм как частный случай иерархизации (расовой, национальной и культурной). Для Деррида он частный случай логоцентризма. В неевропейских культурах появились новые идейные течения. Например, негритюд в Африке возник в сопротивление евроцентризму и политики насильственной культурной ассимиляции как компоненте политического и социального угнетения, с одной стороны, и на расово-этно-культурное (а затем и государственно-политическое) самоутверждение колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. Философия латиноамериканской сущности (нуэстро-американизм) обосновывал децентрацию универсального европейского дискурса, опровергал его претензии на высказывание вне определенного культурного контекста. В число противников евроцентризма включаются Айя де ла Торре, Рамос Маганья, Леопольдо Сеа. Известный российский политолог С. Г. Кара-Мурза в книге "Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции" (М.: Алгоритм, 2002) выделил его базовые мифы. Запад - христианская цивилизация (как пишет Кара-Мурза, «сегодня говорится, что Запад — не христианская, а иудео-христианская цивилизация»). При этомПравославие ставится под сомнение (например, согласно историку-диссиденту Андрею Амальрику и многим другим российским «западникам», принятие Русью христианства от Византии - историческая ошибка). Запад - продолжение античной цивилизации. Считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции, период Средневековья замалчивается. При этом процесс культурной эволюции может мыслится непрерывным. Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается. Капиталистическая экономика объявляется "естественной" и основанной на "законах природы" (миф о «человеке экономическом»). Так называемые «страны третьего мира» (или «развивающиеся» страны) являются «отсталыми», а чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по "западному" пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада).



Сциенти́зм (от лат. scientiaнаука, знания) — общее название идейной позиции, представляющей научное знаниенаивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.[1] Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества.[2] Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.[1]

Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Уже в утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида» можно найти сциентисткие представления. Также сциентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях какмарксизм.

Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения.

В социологии сциентизм проявляется: в отрицании особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, которые исследуются в общественных науках; в игнорировании ценностных моментов и построений, имеющих выход в социально-философскую сферу; в абсолютизации количественных методов в социальных исследованиях.

В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.

Романтизм

Великая французская революция 1789—1794 гг. породила в лучших умах европейских государств множество надежд на изменение к лучшему. Деятели культуры, ученые и мыслители, поверили, что в основе революции лежит учение великого французского философа-просветителя Жан Жака Руссо (1712—1778) о всеобщем естественном равенстве людей. Сам лозунг революции — “Свобода, равенство, братство” — казалось, был заимствован у Руссо.

Однако прошло некоторое время после падения Бастилии, и стало очевидным, что революционеры вовсе не следуют политическим идеям просветителей. Философы эпохи Просвещения обосновывали разумность человека и закона, стремились раскрепостить представителей “третьего сословия” - тех, кто был должен платить налоги в казну, нести на себе бремя личной несвободы. До революции “третье сословие” терпело притеснение со стороны дворянства и духовенства. И вот теперь уже эти люди, вчерашние угнетенные, узурпировали право определять, кто прав, а кто виноват, право карать во имя революционной целесообразности. Угнетенные и угнетаемые поменялись местами, но мир не стал от этого лучше и разумнее. Иллюзии, навеянные просветителями, развеялись при стуке топора гильотины, рубившему те самые головы, которые некогда развивали идеи равенства и братства. Ни равенства, ни братства, ни тем более свободы революция не принесла. Вначале ее плодами воспользовалась кучка вчерашних революционеров-террористов во главе с Баррасом, пославшая на гильотину недавнего диктатора Робеспьера, а затем генерал Наполеон Бонапарт (1769—1821), сумевший разогнать вконец обанкротившуюся политическую власть французской республики и создать режим личной власти, вершиной которого стала провозглашенная им империя. При этом сам Наполеон всячески подчеркивал и развивал миф о том, что его политический режим — прямое продолжение революции. И искусство в эпоху правления Наполеона продолжает традиции искусства периода революционных потрясений. Автор “Смерти Марата”, Давид (1748—1825), пишет многофигурные полотна, изображающие коронацию императора, членов его семьи, близких ему сановников империи. На смену обнаженному телу героя революции Марата в картинах Давида приходит блеск золотого шитья мундиров, ордена. Великий актер Тальма (1763—1826), прославившийся игрой в революционных трагедиях, игравший тиранов и тираноубийц, теперь выходит на сцену в ролях мудрых и просвещенных правителей. Французский классицизм из революционного вновь становится монархическим; при этом сущность его не изменилась: классицисты по-прежнему убеждают читателя и зрителя в необходимости подчинять чувство — долгу, личное — общественному. “Все действительное - разумно”, — этому тезису немецкого философа и математика Лейбница, как и ранее, следует классицизм.

Но разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. Если действительность разумна, то почему люди не становятся счастливее? Неужели разум обманывает? Неужели рациональные подходы не способны помочь человеку стать счастливым? И на смену рационализму XVIII века приходит идеализм века XIX, нашедший свое выражение в искусстве романтизма.

Классицизм и просветительство были оптимистичны. Даже гибель человека в искусстве классицизма обязательно предполагала победу его дела, его идеи. Романтизм был пессимистичен. Романтики по достоинству оценивали трагическое прошлое, но и будущее представлялось им не менее трагическим. Весь мир для романтиков делился на возвышенных, гениальных личностей - и тех, кто погряз в житейской суете и не способен почувствовать ни высокую идею, ни высокое искусство. Почувствовать — а не понять! Разум в глазах романтиков оказался скомпрометированным. Мир расколот на художников и филистеров (буржуа): первые чувствуют и переживают, вторые думают и подсчитывают барыши. Главным критерием для подобного деления стала именно способность постижения искусства - не случайно так много внимания уделяли проблемам прекрасного создатели философской основы романтизма - видные немецкие философы-идеалисты Фридрих Шлегель (1772-1829), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Новалис (1772-1801), Иоганн Фихте (1762-1814). Реальность, согласно их учению, вообще не познаваема разумом, конфликт добра и зла, жизни и смерти, художника и филистера вечен.

Романтики, не принимая настоящее, идеализировали прошлое. Именно поэтому в эпоху романтизма появился жанр исторического романа, нашедший свое вершинное воплощение в творчестве шотландского романиста Вальтера Скотта (1771—1832). Произведениями “шотландского чародея” упивалась вся Европа. В его романах представали перед читателем сильные, гармоничные личности. Это были борцы за свободу, за поруганную честь - такие, как Айвенго, Роб Рой, Квентин Дорвард. При этом личность самого их создателя была окутана дымкой тайны: Вальтер Скотт долго не ставил под своими произведениями имени автора, предпочитая публиковаться под псевдонимом, отсылающим к первому нашумевшему его произведению: “Автор Уэверли”. Такая игра с читателями была оправданной в глазах писателя-романтика: если все равно большая часть современников не способна постичь замысел автора, зачем автору раскрывать и свое имя? Но даже анонимные произведения Скотта привлекали к нему внимание тысяч людей. Ведь каждому хотелось заглянуть в прошлое.

И в живописи, и на сцене историческое прошлое народов находило свое воплощение. Огромную роль романтиков следует отметить и говоря об изучении народного творчества. Противопоставление нормативного классицистического искусства ненормативному, народному, привело к тому, что именно в этот период во всей Европе начинают собирать и изучать народные песни, предания, сказки и легенды. Известна роль немцев Клеменса Брентано (1778—1842), Ахима фон Арнима (1781 -1831) и братьев Якоба (1785-1863) и Вильгельма (1786-1859) Гриммов, русских фольклористов братьев Ивана (1806—1856) и Петра (1808—1856) Киреевских. Народные песни и предания собирали и изучали также Александр Пушкин (1799—1837), Ян Чечот (1796—1847), другие выдающиеся романтические поэты. Популярной была и стилизация под народное творчество. Стилизациями, в частности, увлекались Адам Мицкевич (1798—1855), Проспер Мериме (1803— 1870), Пушкин.

Но жить романтикам приходилось не в прошлом, не в “золотом веке”. Поэтому так характерны революционные настроения среди деятелей искусства первой половины XIX века. Ярче всего это проявилось в романтической литературе. Романтик обязательно бросает вызов окружающему его обществу. Герой писателей-романтиков стремится любой ценой порвать с окружающими его филистерами, мир которых пленяет и сковывает, стремится вырваться от них на свободу. Таков, например, лирический герой величайшего английского романтика Джорджа Байрона (1788—1824) Чайльд-Гарольд, покидающий родную Британию и отправляющийся в дальние страны - в Грецию и Италию прежде всего, поскольку там в этот период идет борьба за независимость. Там, среди сражающихся за свою свободу и свою родину людей, место поэту. И хотя Чайльд-Гарольд оказался неспособным понять величие подвига греков и итальянцев, сам его создатель своим творчеством и своей жизнью доказал, что можно следовать принципу:

Кто драться не может за волю свою,

Чужую отстаивать может.

За греков и римлян в тяжелом бою

Он буйную голову сложит.

Байрон действительно умер, защищая свободу Греции. Не менее революционным было творчество великого немецкого поэта-романтика Генриха Гейне (1797—1856). Если творчество Байрона было протестом против окостеневших британских традиций, то Гейне протестовал прежде всего против засилья в раздробленной Германии наследников феодализма — князей и курфюрстов. Его революционная поэзия, прежде всего знаменитая поэма “Германия. Зимняя сказка”, гневно высмеивала глав карликовых государств, чьи политические и личные амбиции мешали объединению Германии, в котором немецкий народ был заинтересован прежде всего экономически и культурно. Если великий предшественник Гейне, Иоганн Вольфганг Гете сам был министром карликового Веймарского герцогства и с благодарностью принимал знаки внимания каждой венценосной особы, то Гейне будет лично принимать участие в революционном движении своей эпохи.

Но протестовать против безобразной действительности можно по-разному. Если Байрон и Гейне искали идеала в действенной борьбе, то, например, великий немецкий прозаик Амадей Гофман (1776—1822) пытался уйти в мир фантастики, навеянной музыкой, которую он боготворил. Любимый герой Гофмана - капельмейстер (придворный композитор) Иоганн Крейслер. Он появляется в цикле произведений, объединенных Гофманом под названием “Крейслериана”. Крейслер резок и временами даже жесток по отношению к непонимающим его окружающим; смысл его жизни - в творчестве, в музыке, которая слышится ему повсюду. Главным антиподом Крейслера выступает, как это ни странно, его собственный кот по имени Мурр, герой романа “Житейские воззрения кота Мурра”. Мурр вполне удовлетворен жизнью, он с презрением наблюдает за духовными исканиями своего хозяина. Но, поскольку кот долго жил среди людей и многому научился, он начал излагать свои наблюдения на бумаге в виде дневниковых записей, а в качестве промокательной бумаги использовал рукопись своего хозяина, капельмейстера Крейслера. Мурр не просто подражает людям — он такой же сытый и самодовольный, как немецкая аристократия, как богатые бюргеры, для которых музыка — всего лишь средство услаждения слуха.

Музыка вообще была для романтиков едва ли не главным видом искусства. Неслучайно герой романтической трагедии Александра Сергеевича Пушкина “Моцарт и Сальери”, Моцарт, заявляет:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает.

Но и любовь — мелодия.

Музыка, по мнению романтиков, лучше других видов искусства отражает человеческое чувство. И эпоха романтизма - это прежде всего время расцвета симфонической музыки. В этот период гениальный композитор появляется едва ли не у каждого народа. В Германии и Австрии - Франц Шуберт (1797—1828) и Роберт Шуман (1810—1856), во Франции - Гектор Берлиоз (1803—1869), в Польше - Фридерик Шопен (1810—1849), в Венгрии - Ференц Лист (1811— 1886). Если музыка классицистов говорила слушателям о гармонии души и мира, то музыка романтиков повествует прежде всего о дисгармонии. Эта музыка мятежна, она ведет на борьбу. Самым ярким выражением романтизма в музыке стало творчество легендарного итальянского скрипача-виртуоза Никколо Паганини (1782—1840). И сам он, и его скрипичные концерты остались в истории искусства как живое выражение социального и эстетического протеста. Неслучайно церковь даже предала Паганини проклятию и запретила, как некогда Вольтера, хоронить в освященной земле. Талант Паганини казался людям чем-то сродни проклятию.

Другой великий романтик, Франц Шуберт, не стремился вызвать в слушателе чувство социального протеста. Но его музыка затрагивала тончайшие струны человеческой души, повествуя о высоком духовном мире отдельной личности, о любви и счастье. Это тоже было характерно для романтиков: раз общественные идеалы потерпели поражение, следует обратиться к миру отдельной личности, к ее чувствам и переживаниям. Вершиной творчества Шуберта стали малые вокальные произведения, песни, вошедшие в цикл “Прекрасная мельничиха”. Навсегда осталось популярным у слушателей и волшебное шубертовское “Ave, Maria” — молитва, обращенная к вечному образу Богоматери. Но это молитва не сына, а, скорее, влюбленного. Именно композиторы романтической школы сумели создать в своих произведениях образцы любовной лирики.

Яркое выражение нашел романтизм и в театре. На английской сцене покорял сердца зрителей гениальный актер Эдмунд Кин. Кин стремился играть сильные характеры. И хотя игра его была неровной, современники донесли до нас восторг от исполнения им ролей Гамлета в одноименной трагедии Шекспира и злодея Франца Моора из шиллеровских “Разбойников”. Уже это показывает, насколько широк был актерский диапазон Кина (1787—1833) - от положительного до отрицательного героев. Воспоминания современников доносят до нас то удивление от перевоплощения, которое было характерно для игры Кина. Известно, что однажды, в момент представления “Гамлета” с Кином в заглавной роли, одна из зрительниц лишилась чувств, поверив в смерть актера.

В роли Гамлета прославился и великий русский романтический актер Павел Мочалов (1800—1848). Романтики, можно сказать, воскресили Шекспира, казалось, прочно забытого классицистами. Великий английский драматург с его титаническими героями вновь оказался современен и близок. Особой популярностью пользовались в первой половине XIX века его трагедии “Гамлет” и “Отелло”, герои которых сражаются с мировым злом и падают сами жертвами этой борьбы, и “Ромео и Джульетта”. Сюжет этой трагедии стал одной из самых популярных тем в других видах искусства, прежде всего в музыке. Широкую популярность получила, например, симфония французского композитора Гектора Берлиоза “Ромео и Юлия”.

Но произошло не только возвращение в театральный репертуар пьес Шекспира. Романтики сами создали целую школу драматургии, сломавшей классицистические каноны “трех единств”. Постановку в Париже драмы Виктора Гюго (1802—1885) “Эрнани” современники назвали “битвой за Эрнани”. Театр Гюго и его соратников стал театром раскрепощенным, следующим заветам Шекспира. Причем романтический репертуар также возникал во многих странах. В Германии появилась группа молодых поэтов и драматургов, которые так и назвали себя - “Молодая Германия”. Ведущим драматургом “Молодой Германии” стал Карл Гуцков (1811 —1878).

Отразился романтизм и в живописи. Испанец Франсиско Гойя (1746—1828), французы Теодор Жерико (1791—1824) и Эжен Делакруа (1798—1863), русский художник Карл Брюллов (1799—1852), немец Каспар Давид Фридрих (1774—1840) каждый по-своему отразили в своих произведениях особенности романтического миросозерцания. Для художников-романтиков характерным было стремление изобразить мир и человека в экстремальной ситуации, когда проверяются истинные качества каждого, — в момент кровопролитного сражения, извержения вулкана, казни. Девизом романтической живописи можно по праву считать строки Федора Ивановича Тютчева (1803—1873):

Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые.

Романтизм как культурное выражение социального протеста господствовал на европейской сцене около полувека. Его идеализация сильной личности обернулась новым мифом. Революции, начатые людьми, исповедовавшими романтические идеалы, обернулись поражением этих идеалов. А ведь среди участников этих революций были такие крупные деятели искусства, как Байрон, Гейне, Лист, Вагнер, Шопен, Рылеев (1795-1826), Петефи (1823-1849), Ламартин (1790-1869). 1848 год стал последним годом всплеска романтических иллюзий. После того, как и эта революционная волна захлебнулась одновременно в нескольких европейских странах, романтизм как направление культуры и общественной мысли начал угасать. На смену ему шел реализм.

29. Реализм, импрессионизм ... как социокультур проекты.

Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству.
Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
а) типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах";
б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;
в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".
Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.
Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и"технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.
В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и многие, многие другие.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

 

Натурализм (от лат. nаturа - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное" знание может быть получено не в результате отвлеченных умственных спекуляций, а лишь как выводы из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия.
Эстетика натурализма, перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя (1840- 1902), воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.
Причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно в физиологии, часто патологии, наследственности, расовой принадлежности, а также во влиянии внешней среды. Общественные конфликты объяснялись борьбой за существование в духе социального дарвинизма.
Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Ведущими признаками натурализма, таким образом, являются подчеркнутая "фотографичность" и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино. Крайними проявлениями натурализма, уже выходящими за грань искусства, являются появившаяся в результате "сексуальной революции" разного рода порнопродукция, изображение "грязных" сторон жизни и сцен насилия, получивших в народе меткое обозначение "чернуха".
Важно отметить, что натуралистическая школа в России с ее традиционной религиозностью, духовностью и патриархальностью заметного развития не получила. Прямым подражателем и пропагандистом Э. Золя у нас был ныне уже забытый прозаик Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921), позднее натуралистические романы и рассказы писал Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927). Некоторые положения эстетики натурализма, в частности тезис о роли биологической наследственности, преломили в своем творчестве Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881), Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) и некоторые другие писатели-реалисты.

 

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе имузыке.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.