Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА





Кириленко С.А.

К431. Культурология: Практикум / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2005. 111 с.

ISBN 5-94211-234-7

 

УДК 71 (075.80)

ББК 71

 

 

ISBN 5-94211-234-7 Ó Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2005 г.

 

 

Введение

 

Культурология – обширная область гуманитарного знания, включающая изучение структуры, функций и конкретно-исторических форм культуры. Преподавание культурологии основано на сочетании теоретического и фактического материала. Студенты, освоившие курс, должны иметь представление о ключевых категориях культурологии, разбираться в современных теориях развития культуры, помнить последовательность культурно-исторических типов и уметь анализировать выдающиеся достижения человечества.

Практикум содержит задания разной степени сложности: для проверки знаний по истории мировой культуры и для выработки умения интерпретировать культурные феномены с позиций современной культурологии. Каждый из разделов пособия содержит вопросы к дискуссии на семинарском занятии и темы для самостоятельной подготовки сообщений, т.е. дает возможность повторить лекционный курс и применить полученные теоретические знания к осмыслению исторических форм культуры.

Вспомнить лекционный материал поможет ключ к заданию, где дается толкование обязательных для запоминания понятий и терминов. При выполнении заданий можно воспользоваться методическим пособием «Культурология» для студентов Горного института. Темы для самостоятельной подготовки сообщений и рекомендательный список дополнительной литературы приведены в конце каждого раздела практикума.

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Задание 1

 

В современной гуманитарной науке понятие «культура» трактуется иначе, чем в повседневной жизни.

Выберите адекватное определение культуры и объясните, почему, с точки зрения культурологии, другие высказывания должны быть признаны некорректными:

1) культура – это этикет, нормы поведения;

2) культура – вторая природа всех живых существ;

3) культура – это комплекс врожденных способностей человека;

4) культура – это совокупность представлений и нравственных ценностей, характеризующих личность человека;

5) культура – это сфера человеческой духовности, представленная религией, наукой, искусством и т.п.;

6) культура – это все, что создано человеком для защиты от природного окружения, удовлетворения своих потребностей, осмысления мира, себе подобных и самого себя.

 

 

Задание 2

 

Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры.

Вместе с тем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, и в этом проявляется деструктивная сторона культуры.

В табл.1 приведены примеры суждений о культуре с точки зрения деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения могут стоять в пустых клетках?

Поскольку культура обладает и деструктивными, и адаптивными качествами, приведите примеры, демонстрирующие справедливость тезиса и антитезиса.

Какие из адаптивных черт культуры компенсируют ее деструктивное воздействие на человека?

 

Таблица 1

  Культура облегчает жизнь человека  
    Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности
  Культура позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде  
  Культура создает систему норм и ценностей, регулирующих жизнь общества  
    Культура препятствует гармоничным отношениям между человеком и природой
  Культура доставляет человеку множество удовольствий  
    Культура порабощает человека, поскольку он уже не способен выжить без нее
  Культура придает смысл жизни общества и каждого человека  

 

 

Задание 3

 

О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков?

Учитывая, что культура является многофункциональной системой, предположите, какие функции, помимо основной, получили отражение в описанных явлениях.

Приведите свои примеры проявления функций культуры в жизни современного человека.

 

1. Пленный йоруба послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тряпицу. Тем самым он хотел сказать: «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец), тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья».

2. В Шумере использовали для построек кирпич-сырец, поэтому во время сильных ливней, частых в Месопотамии, стены домов быстро размокали. Чтобы избежать этого, шумерские строители стали возводить фундамент, а кирпич, который шел на нижнюю часть и наружный слой стен, обжигали в печах и цементировали разогретым асфальтом.

3. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал ногу, то он должен заплатить пострадавшему 10 шекелей серебром. Если человек человеку каким-либо оружием перебивал кости, то он должен заплатить пострадавшему 1 мину серебром. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал нос, то он должен заплатить пострадавшему 2-3 мины серебром.

4. «Кипу» состояли из одного прочного шнура или толстой веревки и нескольких нитей, укрепленных на ней. Для войны, уплаты дани, церемоний имелись различные кипу, и в каждой из них множество узлов и привязанных нитей – красных, зеленых, голубых, белых и т.д.; индейцы получали большое число значений при помощи различного расположения узлов и нитей.

5. В традиционном индийском обществе считалось, что замужней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать приглашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также беседовать с подругами.

6. В древности жители Мальдивских островов, еще не обращенные в мусульманство, верили, что в море обитает злой дух (джинн). Они рассказывали, что этот дух каждый месяц появляется со стороны моря в виде судна со множеством горящих фонарей. В такой день жители селения оставляли в хижине на берегу молодую девушку, чтобы этой жертвой умилостивить духа.

7. Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство.

8. В средние века ведьмам приписывали способность летать. Для этого они якобы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются в воздух. Однако дьявол может действовать и без мази, когда он переносит ведьм на животных, которые на самом деле не животные, а тоже демоны.

9. В XIV в. доспех для поединка на копьях претерпел значительные изменения. Шлем старой конструкции закреплялся недостаточно прочно, и если копье натыкалось на смотровую щель, он мог раздробить всаднику нос и челюсть. Поэтому теперь все внимание мастеров было сосредоточено на улучшении верха защитного доспеха.

10. В эпоху Возрождения Витторино да Фельтре впервые начал преподавать гимнастику как особый предмет, независимый от воинских упражнений. Благородное сословие увлекается борьбой, плаванием, верховой ездой, охотой и различными спортивными упражнениями, при которых обучающиеся подражают изображениям Марса.

11. Б.Паскаль писал: «Мне неизвестно ни кто ввел меня в мир, ни что такое мир, ни что такое я сам. Я вижу жуткие просторы Вселенной, окружающие меня, и чувствую себя привязанным к крошечному клочку этого безмерного пространства. Со всех сторон я вижу лишь бесконечности, среди которых я – не более как атом и тень, существующая лишь мимолетное, неповторимое мгновенье».

12. Гости графа Строганова, подобно изнеженным грекам и римлянам, возлежали за столом, облокотясь на подушки. Прислуживали им миловидные мальчики-одногодки. Блюд подавали немного, но все необычайно изысканные: икра, щеки селедок, разварные лапы медведя, жареная рысь, устрицы, соленые персики и, очень редкие тогда, ананасы в уксусе.

13. Свет в хлоропластах поглощают молекулы хлорофилла. При поглощении молекулой одного фотона один из электронов молекулы переходит на более высокий энергетический уровень. В конечном итоге энергия этих электронов идет в работу по переносу заряда по электронной цепи, составленной из белковых молекул.

 

 

Ключ к заданию

 

Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры.

Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества.

Функция сигнификации заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры.

Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.

Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности небиологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.

 

 

Задание 4

 

Исторический процесс развития культуры может интерпретироваться двояко. Первый подход к трактовке истории называется телеологическим, второй – органическим.

1. Раскройте значение этих терминов.

2. Сформулируйте отличия между подходами.

3. Назовите сторонников телеологического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции исторического прогресса? В чем каждый из них видел цель развития человечества и что считал важнейшими шагами к достижению этой цели?

4. В какую эпоху преобладали телеологические теории культуры? Когда и почему выдвинулись на первый план органические теории?

5. Назовите сторонников органического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции культурного многообразия? В чем каждый из них видел причину отличий между культурами?

6. Приведите исторические примеры в пользу телеологического или органического подхода к изучению культуры. Какой подход, по вашему мнению, более актуален в наши дни?

7. Как трактуется своеобразие российской цивилизации в различных культурологических системах? Какое место отводится ей в мировом цивилизационном процессе? Какая культурологическая позиция кажется вам наиболее приемлемой?

 

 

Задание 5

 

Выполните тест.

 

1. Телеологическая концепция развития культуры связана с… а. признанием божественной природы мира и человека b. постановкой перед человечеством некой единой цели c. определяющей ролью быстрой передачи информации в современную эпоху d. влиянием средств массовой информации, в частности, телевидения e. циклизмом в осознании категории времени
2. Органическая концепция развития культуры связана с … a. биологической природой человека b. признанием гармоничности сосуществования человека и природы c. утверждением органичной, неразрывной связи человека и общества d. концепцией развития культур как живых организмов e. гармонией и красотой конкретных проявлений культуры
3. Кто из философов культуры назвал человека «вольноотпущенником природы», которого создают три силы, или «грации»: разум, гуманность и религия? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
4. Кто из философов культуры считал, что главное в культуре – некое реальное достижение, техническое изобретение, которое оказывает влияние на все области культуры и является источником прогресса? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. Н.Я. Данилевский e. О. Шпенглер
5. Кто из философов культуры считал, что в основе развития культуры лежат материально-экономические отношения? a. О. Шпенглер b. Н.Я. Данилевский c. И.-Г. Гердер d. Ж.-А.-Н. Кондорсе e. К. Маркс и Ф. Энгельс
6. Кто из культурологов считал, что различные феномены культуры являются проявлением ее души? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
7. Кто из культурологов считал, что слишком благоприятные природные условия препятствуют возникновению и развитию цивилизации? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
8. Кто из философов культуры видел цель существования человечества на земле в приближении человека к божественному идеалу за счет воспитания и образования? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
9. Кто из философов истории считал движущей силой общественного развития борьбу классов? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
10. Кто из культурологов первым заявил о равноценности и рядоположенности культур? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А Дж. Тойнби
11. Кому из культурологов принадлежит точка зрения, что «у каждой культуры есть своя собственная цивилизация», которая к тому же является признаком ее духовного упадка? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф.Энгельс c. О. Шпенглер d. А.Дж. Тойнби e. С. Хантингтон
12. Кто из культурологов разработал концепцию Вызова и Ответа? a. К. Маркс и Ф. Энгельс b. Н.Я. Данилевский c. В.И. Вернадский d. Л.Н. Гумилев e. А.Дж. Тойнби
13. Кто из культурологов своеобразие культуры соотносил с неким «первосимволом»? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс с. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А. Дж. Тойнби
14. Кто из теоретиков культуры полагал, что в основе многообразия культур лежат комбинации четырех основных видов деятельности? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. Н.Я. Данилевский e. О. Шпенглер
15. Кому из культурологов принадлежат понятия «аполлоническая» и «фаустовская» культура? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби

 

 

Задание 6

 

Установите, кому из теоретиков культуры принадлежат данные высказывания.

 

1. Человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии. Мне хотелось бы вместить в одно слово – «человечность» – все сказанное о благородном складе человеческого существа, ведь, чтобы говорить о своем предназначении нет слова более благородного, чем «человек», в коем запечатлен образ Творца. Великий закон справедливости стал путеводною нитью для человека: и как не хотите того, чтобы сделали вам люди, так не делайте того и им; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Закон справедливости и правды превращает людей в верных помощников и братьев друг другу, а когда он утвердится совершенно, то и врагов обратит в друзей. Религия – вот высшая гуманность человека. Это упражнение сердца, поклонение Богу, подражание самому высшему и прекрасному, запечатление его в образе человеческом, а вместе с тем наидеятельнейшая доброта и человеколюбие.

2. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и экономическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

3. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

4. Культура как совокупность выражения души в жертвах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее; культура как историческое зрелище, как образ в общей картине мировой истории; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет.

5. Общие разряды культурной деятельности таковы: 1) деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу; 2) деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое – научное, во-вторых, эстетическое – художественное; 3) деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собою; 4) деятельность общественно-экономическая, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и обработки их.

6. Рассмотрим истоки двадцати одной цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала среда, и на ответы на них. Не будем постулировать никакого единства и не будем пытаться обнаружить какой бы то ни было всеобщий закон, наша задача – исследовать феномены Вызова и Ответа применительно к частным случаям.

7. Мы достаточно определенно установили истину, согласно которой благоприятные условия враждебны цивилизации, и показали, что чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации. Допустимо, что стимул, побуждающий к строительству цивилизации, возрастает по мере того, как условия проживания становятся все более трудными. Для удобства разделим интересующие нас исторические примеры на две группы. К первой группе отнесем те случаи, когда цивилизация зарождалась под воздействием природной среды, ко второй – те цивилизации, где бόльшее влияние оказывало человеческое окружение.

 

Ключ к заданию

 

И.-Г. Гердер (1744-1803) – немецкий философ эпохи Просвещения, интересовался вопросами философии истории и эстетики. Состоял пастором в Риге и Веймаре. Был другом Гете и одним из теоретиков художественного движения «Буря и натиск», ратовал за национальную самобытность искусства. Автор сочинения «Идеи к философии истории человечества», в котором история трактуется как осуществление идеалов гуманности.

Ж.-А.-Н. (де) Кондорсе (1743-1794) – французский философ эпохи Просвещения, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера. В годы Великой французской революции был избран в Законодательное собрание, затем стал членом Конвента. Как философ Кондорсе является создателем концепции исторического прогресса, в основе которого, по его мнению, лежат достижения человеческого разума в области науки, техники и социальной жизни. Свои идеи Кондорсе изложил в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794).

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкие мыслители и общественные деятели. Организаторы и идейные вдохновители первого «Союза коммунистов», авторы «Манифеста Коммунистической партии». Общественно-политическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса в своей основе имела социально-экономическую доктрину, наиболее полно изложенную ими в «Капитале» (1867-1894). Теоретики марксизма разработали принципы материалистического понимания истории: по их мнению, побудительные мотивы исторического развития определяются материальными условиями общественного производства. Производственные отношения представляют собой тот «базис», по отношению к которому все прочие аспекты культуры выступают в качестве идеологизированной «надстройки». Соответственно, исторический процесс рассматривается как закономерная смена общественно-исторических формаций, в результате которой должен утвердиться коммунизм.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) – российский публицист и социолог, разделял взгляды славянофилов. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул идею обособленных «культурно-исторических типов» (локальных цивилизаций), каждый из которых должен, подобно живому организму, пройти через периоды становления, расцвета и угасания. Своеобразие культурно-исторических типов Данилевский видел в характерном для каждого из них сочетании доминирующих видов деятельности. Особые надежды возлагал на «славянский» культурно-исторический тип, поскольку считал его «четырехосновным».

О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий математик, историк и философ. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», проходящих определенный жизненный цикл и выражающих «душу» разных народов. Ключ к пониманию своеобразия культуры – «первосимвол», хранящийся в ее «душе» и воплощаемый во всех значимых культурных формах. Когда творческий потенциал культуры иссякает, она в преддверии своей гибели перерождается в «цивилизацию», в которой господствует голый техницизм, лишенный духовного содержания. Главное произведение О. Шпенглера – «Закат Европы» (1918-1922).

А.Дж. Тойнби (1889-1975) – английский историк и социолог, дипломат и общественный деятель. В культурологическом исследовании «Постижение истории» (1934-1961) обобщил факты из прошлого более чем двадцати разнообразных культур и выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста, развития, надлома и разложения. Развитию цивилизаций, по мнению Тойнби, способствуют неблагоприятные обстоятельства, природные или исторические. Именно они становятся стимулом для активизации потенциала «творческой элиты», которая затем увлекает за собой «инертное большинство» – так в ответ на внешний вызов рождается новый тип культуры.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Чем трактовка понятия «культура» в современной культурологии отличается от трактовки этого понятия в обыденной жизни?

2. Правомерно ли расширенное толкование понятия «культура», при котором в него включается абсолютно все, созданное человеком?

3. В какой мере культура использует природные способности и склонности человека, в какой мере она подавляет их?

4. В каких ситуациях человек выступает как субъект культуры, в каких – как объект?

5. В чем необходимость культуры для человека? В чем ее опасность?

6. Какие факты из истории культуры подтверждают и какие опровергают теорию исторического прогресса?

7. Какая тенденция преобладает в наши дни: единообразное развитие мировой цивилизации или сохранение своеобразия отдельных культур в многоликом мире?

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. 1,2.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб, 1997.

5. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М.,1994.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

8. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З.Фрейд Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

 

 

СТРАТЕГИИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ

 

Задание 1

 

Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. Определите, какой мировоззренческий принцип отражен в каждом из примеров. На основании каких признаков вы сделали свое заключение?

 

1. Для того, чтобы увидеть духов, – рассказывают виннебаго[1], – дедушка Джобенангивинксга постился почти до смерти. Первый раз он постился четыре ночи и тогда ему с ревом и грохотом явились Ночные Духи. Они предстали перед ним и сказали: «Человек, ты измучил себя жаждой, поэтому мы готовы благословить тебя. Это говорим мы, Ночные духи». Они пообещали даровать ему долгую жизнь и удачу на войне. Но вот он взглянул на них и увидел, что это всего лишь маленькие птички, подшутившие над ним.

2. Малгаши[2] связывают все недуги с действием злых духов, поэтому в случае болезни они обращаются к колдуну, и тот лечит их посредством так называемой фадидры. Фадидрой может быть любой предмет: травинка, кусок дерева, овца, тыква, вода, которой больной полощет себе рот и т.д. Когда жрец перечислит над этим талисманом всех злых духов, которые могли вызвать данную болезнь, он поручает фадидре взять их прочь навсегда, и она выбрасывается долой, а вместе с нею и болезнь.

3. В местности Ивопатака, – рассказывают аранда[3], – некогда жило множество человековоронов, которых они называют нгапа. Нгапа питались съедобными корнями растения манна латьиа. Однажды вождь племени человековоронов полетел на запад и достиг местности Мулати, где жили люди-латьиа. Латьиа дали ворону большое корыто корней, но на следующий день, когда они закопали оставшиеся коренья в землю и ушли за новым запасом, человек-ворон выкопал коренья и улетел вместе со всеми припасами. Люди из Мулати, решив отомстить за кражу, объявили войну людям из Ивопатаки. Человек-ворон бросился бежать, но люди-латьиа забросали его палицами, и он упал. И вот все люди-вороны и люди-латиа вошли в пещеру и превратились в чуринги[4].

4. Чингачгук заговорил на делаварском[5] языке. Жесты его были выразительны и энергичны. Один раз он высоко поднял руку и затем, опуская ее, откинул этим движением складки своего легкого плаща; он приложил палец к груди, как будто желая подтвердить этим жестом значение своих слов. Глаза Дункана следили за жестом индейца, и он увидел на смуглой груди вождя прекрасно, хотя и бледно, нарисованное синей краской изображение змееподобной черепахи. Следопыт отвернулся от своего краснокожего друга и сказал Дункану: «Теперь нам известно то, что по воле небес может принести нам добро или зло. Наш друг Чингачгук – сагамор делаваров и великий вождь черепах!»

5. Мужчины клана эму[6] полагают, что способствуют размножению этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лакомыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг рисунка и поют. Кроме того, танцоры в головных уборах, по виду напоминающих маленькую голову и длинную шею эму, показывают, подражая повадкам птицы, как она стоит и вертит головой, оглядываясь по сторонам.

6. Мужчины племени юинов[7] собирают юношей этого народа и торжественной процессией в сопровождении шума трещоток отправляются к горе. По дороге на каждой остановке исполняются магические танцы. Все время пути юноши должны смотреть только себе под ноги, когда же им приказывают поднять глаза, они видят перед собой мужчин в масках и вырезанное из дерева изображение божества Дарамулуна высотой в три человеческих роста. Некоторое время спустя юношам велят закрыть глаза, главный колдун, исполняя ритуальный танец, приближается к каждому новичку, хватает его за голову и с помощью долота и молотка выбивает ему передний резец. Обычно молодые люди выдерживают это испытание с полным безразличием. Затем юношам открывают великую тайну: Дарамулун видит с неба все, что делают люди. Это он заботится о человеке после смерти. Это он основал весь обряд и обучил ему людей. Это он дал людям законы, по которым они живут. Потом следуют танцы и пантомимы, представляющие события, произошедшие в начале времен на заре мира.

7. Мадагаскарским воинам запрещается есть некоторые виды пищи из опасения, что это может вызвать опасные последствия. Они, например, не могут пробовать мясо дикобраза, так как существует риск, что это животное с его склонностью при виде опасности сворачиваться в клубок, передаст свой робкий нрав тем, кто вкусит его мясо. Ни один воин не должен также есть колено быка, чтобы не стать, подобно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах. Воину также нельзя есть мясо погибшего в схватке петуха или любого животного, убитого копьем, иначе сам воин рискует пасть на поле битвы.

8. Батаки[8] разделены на кланы. Одному клану запрещено есть мясо тигра, другому – мясо обезьяны, третьему – мясо крокодила, четвертому – мясо собаки, пятому – мясо голубя, шестому – мясо белого буйвола, седьмому – саранчу. В качестве причины воздержания от мяса того или иного животного члены клана приводят то обстоятельство, что они ведут свой род от животных этого вида и что после смерти их души могут переселиться в этих животных; либо утверждают, что они или их предки в долгу перед этими животными. В некоторых случаях клан носит имя животного.

9. На островах Тонга[9] бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе вождя или к принадлежащей вождю вещи дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет: святость вождя, подобно сильному яду, заражает руки подданного и, перейдя на него через пищу, оказывается смертоносной. Простолюдин, подвергшийся такой опасности, может очиститься, прикоснувшись к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, затем руки споласкиваются водой. После этого человек может брать пищу руками, не боясь заболеть. Если же ему захочется поесть до совершения обряда очищения, неосторожный подданный должен найти того, кто накормит его, либо опуститься на колени и, как животное, брать пищу ртом.

10. Когда манделинг[10] прорубает в лесу просеку и оказывается перед необходимостью повалить преграждающее ему путь высокое дерево, он не пускает в ход топор, пока не произнесет следующую фразу: «Дух дерева, не обижайся, что я подрубаю твое жилище. Делаю я это не по собственному желанию, а по приказу инспектора». Манделинг выходит на середину делянки, наклоняется и делает вид, будто поднял листок бумаги. Развернув воображаемый листок, он громким голосом якобы читает письмо голландского правительства, в котором ему строго-настрого предписывается приступить к расчистке делянки. После этого манделинг говорит: «Вы слышите меня, духи. Я должен начать расчистку сейчас же, а не то меня повесят».

11. Когда жители архипелага Фиджи[11] – а происходило это довольно часто – живьем закапывали человека в землю, то с наступлением сумерек они обычно с помощью бамбуковых палок, раковин и других предметов устраивали сильнейший шум, чтобы отпугнуть душу погребенного и воспрепятствовать ей вернуться в свой дом. А чтобы сделать этот дом непривлекательным для души, фиджийцы разбирали его крышу и покрывали дом всяким хламом – различными вещами, которые считали отталкивающими для души. Точно так же американские индейцы вечером того дня, когда они насмерть замучили пленника, бегали по деревне с ужасными воплями и колотили палками по утвари, стенам и крышам домов, чтобы не дать душе жертвы поселиться среди них и отомстить за мучения.

12. У айнов[12] есть миф о женщине, которая родила сына от медведя, и многие айны, живущие в горах, гордятся тем, что ведут свой род от медведя. Таких людей считают «потомками медведя», и они с гордостью говорят о себе: «Что до меня, то я дитя бога гор. Мой род восходит к богу, который правит в горах». Айны, хотя и убивают медведя при первой возможности, совершают разделку туши с соблюдением особых церемоний, стараясь умиротворить божество: тем самым свидетельствуют медведю свое почтение, отвешивая поклоны и одаривая его ритуальными фигурками-инау. Черепа убитых медведей висят на почетных местах, их именуют «божественными хранителями», «дорогими божествами» и совершают в их честь возлияния пивом из проса.

 

 

Ключ к заданию

 

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность влиять на судьбу человека: лечить болезни, оберегать от житейских невзгод, помогать в делах.

Анимизм вера в души, духов, вера в одушевленность всех явлений окружающего мира.

Тотемизм вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) с одной стороны и природным миром с другой. Тотем – животное, растение или иной природный объект – воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом, а также каждого индивида в отдельности.

Табу – ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие.

Магия действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них – «закон подобия» – гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину; следовательно, можно обеспечить себе желаемый результат путем его имитации. Магические действия, основанные на законе подобия, называют имитативной или гомеопатической магией. Второй принцип – «закон контакта» – гласит: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии; следовательно, воздействуя на один из этих предметов, можно повлиять и на другой. Магические действия, основанные на законе контакта, называются контагиозной магией.

Мана сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.

Инициация обряд посвящения. Чаще всего инициация проводится в связи с переводом юношей и девушек в класс взрослых людей.

Миф изложение сакральной истории. Миф повествует о событии, которое произошло во времена «начала всех начал» и стало моделью для подражания при любом сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности.

 

 

Задание 2

 

В архаических культурах важные для людей знания передавались из поколения в поколение посредством устной традиции. Конечно, жизненный опыт народа, его представления о мире и человеке сохранялись не только в виде сакральных мифов, повествующих о возникновении мироздания, но и в виде заповедей земной житейской мудрости. В тех обществах, где нет писаных законов, нормы поведения формулируются устно и, как правило, имеют форму притч, пословиц и поговорок – ведь правила, изложенные живым и образным языком, легче запоминаются и дольше живут в устной традиции. Вот почему эти формы устного творчества занимают в культуре архаических народов гораздо более важное место, чем в нашей: они составляют костяк этической системы, регулирующей жизнь общества.

Ниже приведены пословицы различных народов, сохранивших архаическую культуру. Какой смысл, по вашему мнению, имеют эти пословицы? К каким пословицам можно подобрать соответствующие эквиваленты в русской культуре? Какие пословицы несут идеи и представления, отличные от ваших собственных?

Пословицы ба-ила [13]

 

1. О, человек, не пытайся учить свою мать, учи других.

2. Ты можешь вымыться, но это не значит, что ты перестанешь бы







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.