Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (4 часа)





Б 1. ДВ 5. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПРАКТИКУМ

Направление подготовки: 260100 Продукты питания из растительного сырья

 

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Уфа 2011

 

УДК __

ББК ___

___

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № __ от ___ _____ 2011 г.)

 

 

Составитель: доцент Горемыкина Л.И., доцент Яминова С.А., ст. преподаватель Карев П.В.

 

Рецензент: канд. пол. н., доцент Хасанов З.Б.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,

к.и.н., доцент Яминова С.А.

 

 

Введение

 

Предлагаемая тематика семинаров по курсу «Культурология» ориентирована на аграрное университетское образование.

Культурология – это комплексная гуманитарная наука о культуре. Предметом ее изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры, особенности и взаимосвязь различных культурно-исторических типов.

 

Цель курса дать обобщенное представление о закономерностях развития культуры, о мировом культурном процессе в многообразии его видов и типов. Через гуманитарные знания расширить интеллектуальный потенциал студентов аграрного вуза, сформировать у них толерантное и уважительное отношение к другим культурам, воспитать потребности в усвоении ценностей отечественной культуры в ее многообразных формах.

 

Задачи изучения курса вытекают из требований ФГОС и квалификационной характеристики выпускника, который должен

знать:

- задачи культурологии как науки и учебной дисциплины, состав современного культурологического знания;

- основные понятия культурологии, закономерности развития культуры, ее типы, формы и социальные функции;

- ценностное содержание различных типов культуры;

- достижения российской культуры, место и роль многонациональной России в мировом цивилизационном процессе.

 

уметь:

- формировать личностные культурные установки, основанные на знании достижений мировой и отечественной культуры;

- проявлять терпимое и уважительное отношение к другим культурам, познаниям и взглядам;

- самостоятельно анализировать культурологическую и научную литературу;

- объяснять феномен культуры и ее роль в человеческой жизнедеятельности;

- применять культурологическую терминологию и лексику;

- использовать основные положения и методы культурологии при решении социальных и профессиональных задач;

- понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностные задачи.

 

владеть:

- навыками сбора, обработки, обобщения и хранения данных с использованием современных информационных технологий;

- навыками самостоятельной подготовки к семинарским занятиями и индивидуальным домашним заданиям;

- навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики, общего и профессионального общения с коллегами;

- навыками письменного и устного аргументированного изложения своих мыслей;

- навыками социального взаимодействия и сотрудничества, разрешения конфликтов в профессиональной, социальной и межнациональной сфере.

 

Предлагаемая тематика семинарских занятий включает в себя вопросы теории культуры и характеристику основных культурно-исторических типов или цивилизаций. Вопросы теории культуры важны и необходимы для получения представления об обобщенном облике самого явления культуры, его сущности, закономерностях и особенностях развития.

Палитра мирового культурного процесса обширна и многообразна, что делает возможным в курсе культурологии выделение в качестве объекта изучения отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов. Не отрицая других методологий и школ, в качестве важнейшего авторы считают цивилизационный подход, который позволяет корректно и уважительно относиться к изучению каждой цивилизации или культурно-исторического типа как явления самостоятельного и оригинального, а также провести их сравнение по горизонтали.

Погружаясь в другую культуру, студенты должны попытаться взглянуть на нее глазами тех людей, которые жили в ту или иную историческую эпоху, понять особенности их мировосприятия, их менталитет. Способ мышления и образ жизни людей других культур и цивилизаций могут культивировать другую систему ценностей и быть непохожими на Ваши взгляды и представления. Понимая это, следует воспитывать в себе толерантность как важное свойство интеллигенции.

Учитывая Федеральный государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по направлению подготовки 260100 Продукты питания из растительного сырья, рассчитанного на 22 часа семинарских занятий, авторы придерживаются следующей структуры Практикума по дисциплине «Культурология»:

 

  № п/п   Наименование семинарских занятий   Объем, часы
  Культурология как наука. Культура как общественное явление.  
  Культура и цивилизация.  
  Культура – природа – человек.  
  Культура Индии и Китая: традиции и современность.  
  Мир исламской культуры  
  Культура Запада  
  Культура России  
Итого  
       

 

Каждый раздел плана снабжен вспомогательными вопросами и заданиями, обозначенными в тексте тире (-). Это позволит Вам выделить наиболее существенные моменты и, следовательно, глубже понять изучаемую проблему.

В конце методической разработки размещен библиографический список - перечень учебной и научной литературы по данному курсу. При этом по каждому разделу плана семинарского занятия указана литература, отмеченная цифрами. По данной нумерации в библиографическом списке следует отыскивать названия рекомендуемых книг.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения материала лекции. После этого на основе проработанной по каждой теме литературы студент должен составить письменный ответ. Обязательным этапом работы над каждой темой является составление словаря терминов и усвоение их значений.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (4 часа)

 

Первое занятие

 

Культурология в системе социально-гуманитарного знания

- Охарактеризуйте культурологию как интеграционную науку. Какие науки и области знаний она соединяет и обогащает?

- Какова роль американского культур-антрополога ХХ века Лесли Уайта в складывании культурологии как науки?

- Что такое «культурологическая революция» в представлениях Лесли Уайта?

/17, с.7-10/; /41, с.218-219/; / 31, с.24-25/; /39, с.4-6/; / 33, с. 4-22/; / 30, с. 5/.

 

Понятие «культура»: многообразие подходов

В его определении

- Что означает слово «культура»? Каково его происхождение и употребление?

Когда возникло понятие «культура»? Что оно означает?

- Как можно объяснить многообразие точек зрения во взглядах на культуру?

- Как соотносится природное и «надприродное» в культуре?

- Что такое «артефакт»? Каково его место в системе культурологических представлений?

/11, с.44-50/; /10, с.31-45/; /9, с.9-16/; /16, с.11-16/; /17, с.40/; /20, с.12-14/; /19,

с.6-9/; / 30, с. 6-15/; / 33, с. 23-45/.

Второе занятие

Структура культуры

 

- Дайте характеристику таким видам культуры как мировая и национальная.

- В каком случае явление национальной культуры приобретает статус мировой культуры? Приведите примеры из истории культуры Башкортостана.

- Объясните, что такое культура материальная и духовная.

- Охарактеризуйте следующие формы национальной культуры: элитарную, народную и массовую.

- Что представляет собой этническая культура? Чем она отличается от национальной? Дайте определение понятия «диаспора».

- Что такое доминирующая культура?

- Что означают понятия «субкультура» и «контркультура»?

/20, с.14-19/; /19, с.9-12/; /16, с.16-27; с.59-77/;/ 26, с, 49-55/; /28, с.36-45/; /29, с.124-132/; / 30, с. 16-27/; / 33, с. 29-50/.

 

Функции культуры

 

- Назовите известные вам функции культуры (гуманистическая, познавательная, нормативная и др.) и охарактеризуйте их.

- Есть ли приоритетная функция?

- Приведите примеры из истории, науки проявления функций культуры в жизни общества.

/39, с.33-35/; /27, с.49-54/.

Темы сообщений

1) Основные этапы развития культурологии как науки.

2) Молодежная субкультура современности и ее специфические черты.

3) Музыка как феномен духовной культуры.

4) Искусство как явление эстетической культуры.

5) Мораль как форма культуры.

6) Х. Ортега-и-Гассет и его книга «Восстание масс».

Контрольные тесты

 

1. Первым термин «культура» применительно к осмысленной деятельности человека употребил…

а) О. Шпенглер;

б) Цицерон;

в) Аристотель;

г) Л. Уайт.

 

2. Для элитарной культуры характерны…

а) мистика, оккультизм, тема потустороннего мира;

б) универсальность, простота, она понятна всем;

в) утонченность, сложность, высокое эстетическое качество;

г) это культура богатых, материально состоятельных людей.

 

3. Идея выделения культурологии как особой отрасли знания связывается с именем ученого…

а) П. Боборыкин;

б) А. Тойнби;

в) П. Сорокин;

г) Л. Уайт;

д) Э. Тайлор.

 

4. Характерными чертами контркультуры являются… (не менее двух вариантов)

а) лояльность к доминирующей культуре;

б) демонстративность и провокационность культурных форм;

в) недоступность большинству;

г) отвержение норм и ценностей доминирующей культуры.

 

5. Характерными чертами массовой культуры являются… (не менее двух вариантов)

а) развлекательный характер;

б) оригинальность;

в) общедоступность;

г) высокое эстетическое качество.

 

6. Различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми, изучает…

а) текстология;

б) филология;

в) семиотика;

г) символизм.

 

7. Условиями формирования этнической культуры… (не менее двух вариантов)

а) природная среда;

б) язык;

в) единое государство;

г) общность интересов.

 

8. В число задач культурологии не входит…

а) анализ культуры как системы феноменов;

б) обобщение и исследование артефактов;

в) исследование политической системы общества;

г) обобщение и анализ эмпирических данных антропологии.

 

9. Аксиологический подход к определению культуры рассматривает ее как…

а) совокупность духовных ценностей, лучшие достижения человечества;

б) все материальное и нематериальное, что создано человечеством;

в) социальная информация, передаваемая из поколения в поколение при помощи знаковых систем;

г) система воспитания и образования.

 

10. Дисфункции культуры…

а) это непредвиденные негативные последствия развития культуры;

б) воспитывают гуманность, развивает духовные ценности;

в) позволяют людям общаться между собой;

г) регулируют поведение людей.

 

 

Диалог культур

- Что означает идея культурного универсализма? В чем смысл концепции культурного релятивизма? Каковы достоинства и недостатки каждого из этих методов?

- Охарактеризуйте концепцию осевого времени Карла Ясперса. Почему ученый считал началом общей истории человечества пробуждение духа? Что он вкладывал в это понятие?

- Что означает идея непрерывности культурно-исторического развития в теоретических построениях М. Бахтина?

- Раскройте культурный диалог Запада и Востока.

/39, с.13-15/; /27, с.71-75/; /14, с.32-33/; /11, с.188-191/; /31, с.184-187/; / 33, с. 77-87/.

 

Темы сообщений

1) О. Шпенглер и его книга «Закат Европы».

2) Н.Бердяев о культуре и цивилизации.

3) Л. Гумилев и его теория пассионарности.

4) Концепция «евразийства».

5) С. Хантингтон о столкновении цивилизаций.

 

Контрольные тесты

 

1. Термин «цивилизация» был введен в научный обиход…

а) древнегреческими философами;

б) французскими просветителями;

в) деятелями эпохи Возрождения;

г) английскими антропологами.

 

2. Один из признаков цивилизации, отличающий ее от дикости и варварства, это…

а) появление наскальной живописи;

б) появление ранних форм религии (магия, шаманизм, тотемизм);

в) появление орудий труда, использование огня;

г) возникновение государства, городов, письменности.

 

3. Последний этап в развитии любой культуры по О. Шпенглеру…

а) цивилизация;

б) прогресс;

в) коммунизм;

г) стадия.

 

4. Механизмом развития, по мнению А. Тойнби, является закон…

а) вызова-и-отзыва;

б) вопроса-и-ответа;

в) вызова-и-ответа;

г) привета-и-ответа.

 

5. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для…

а) управления и манипулирования людьми;

б) забвения собственных интересов ради интересов общества;

в) реализации идеи равноправия;

г) творческой самореализации.

 

6. Контакты представителей разных культур, результатом которых становится восприятие культурных норм и ценностей, называются…

а) аккультурация;

б) социализация;

в) сегрегация;

г) интеграция.

 

7. Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций в XXI в. станет доминирующим фактором политики – полагает…

а) О. Шпенглер;

б) Д. Белл;

в) С. Хантингтон;

г) К. Леви-Стросс.

 

8. Период «осевого времени» выделил…

а) О.Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) Н. Данилевский;

г) К. Ясперс.

 

9. К типологии культур по религиозному принципу относится…

а) дальневосточный тип культуры;

б) аграрный тип культуры;

в) индо-буддийский тип культуры;

г) европейский тип культуры.

 

10. Для Восточного типа цивилизации характерен…

а) динамизм, ориентация на новизну;

б) традиционализм;

в) рационализм;

г) индивидуализм.

 

 

Культура и человек

- Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у разных народов?

- Назовите несколько точек зрения, характеризующих понятие «культурный человек». Каково Ваше мнение о культурном человеке?

- Что такое социализация? Какова ее роль в становлении и развитии личности?

- Как сочетаются в человеке природное и культурное, типичное и индивидуальное?

- Как представления о культурности связаны с социокультурной средой? Приведите примеры.

- Какие типы культурного человека существуют в современном обществе?

/5, с.38-39/; /29, с.189-192/; /32, с.100-102/; /11, с.72-77/; /39, с.19/; / 33, с. 107-116/.

Темы сообщений

1) Д. Медоуз и его доклад «Пределы роста».

2) Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

3) Учение В. Вернадского о ноосфере.

4) Н. Бердяев о русской интеллигенции.

5) Взгляды Д.С. Лихачева на феномен интеллигентности.

 

Контрольные тесты

 

1. Для экологического сознания Востока характерно…

а) подчинение природы, власть и господство над нею;

б) признание могущества природы над человеком;

в) человек – часть природы и должен жить в гармонии с нею;

г) человек – хозяин природы и должен ее рационально использовать.

 

2. Второй природой в культурологии называют…

а) результаты человеческой деятельности (мосты, дома, дороги и т.д.);

б) природу самого человека, его внутренние возможности и потенциал;

в) неизвестные уголки планеты, куда не ступала нога человека;

г) космические планеты, которые в будущем освоит человечество.

 

3. Идеи географического детерминизма…

а) проводят жесткую взаимосвязь между развитием истории, экономики, духовной культуры народов и окружающей их природной и географической средой;

б) указывают влияние климатических условий только на национальный характер;

в) указывают влияние природных факторов только на экономический уклад государства;

г) отрицают какое-либо влияние природы на материальную и духовную культуру.

 

4. Для представителей низкого типа культуры характерно…

а) широкий кругозор;

б) плохие манеры, отсутствие чувства такта;

в) уважительное и доброжелательное отношение к людям;

г) богатый внутренний мир.

 

5. Процессом, определяющим вхождение индивида в общество, является…

а) социализация;

б) сублимация;

в) аккультурация;

г) девиантное поведение.

 

6. Укажите соответствие между типом культуры и преобладающим в них отношением к природе...

1) восточная культура а) завоевание природы

2) западная культура б) подчинение природе

3) первобытная культура в) гармония с природой

 

7. Инкультурация означает…

а) процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, позволяющих человеку приспособиться к жизни в обществе;

б) постепенное вхождение в конкретную культуру, усвоение ее ценностей, верований, правил этикета, обычаев и традиций;

в) взаимосвязь и взаимовлияние культур различных народов;

г) отрицание существующих правил и норм в обществе.

 

8. Отклоняющиеся от общепринятых норм действия, поведение называется…

а) инкультурация;

б) девиация;

в) аккультурация;

г) индивидуализация.

 

9. Термин «интеллигенция» в широкий обиход ввел…

а) Н. Бердяев;

б) П. Боборыкин;

в) Ф. Достоевский;

г) В. Белинский.

 

10. Интеллигентность – это…

а) социокультурная общность, профессионально занимающаяся интеллектуальным трудом;

б) совокупность целого ряда свойств и качеств личности, которыми должен обладать интеллигент;

в) принадлежность к европейской культуре;

г) отсутствие сомнений, непоколебимая уверенность в собственной правоте.

 

4. КУЛЬТУРА ИНДИИ И КИТАЯ:

Первое занятие

Темы сообщений

1) Сиддхартха Гаутама – родоначальник буддизма.

2) Музыкальная и танцевальная культура Индии.

3) Похороны и поминальные обряды в Индии.

4) Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

5) Санскрит – как важнейшая основа индийской культуры.

 

Второе занятие

На культуру Китая

- Когда возникло конфуцианство? Раскройте его основные положения. Какое значение в китайском обществе имели культ неба и культ предков?

- Кто такие конфуцианские жрецы? Какое место в обществе они занимали? Какие обязанности выполняли?

- Как конфуцианство повлияло на китайский менталитет и образ жизни?

- Каковы особенности даосизма? В чем различия между конфуцианством и даосизмом? Как даосизм воздействовал на духовную культуру Китая?

- Расскажите об отношении китайского общества к природе. В чем заключаются национальные особенности видения мира?

- Что Вам известно о модернизации китайского общества в конце ХХ – начале XXI века?

/20, с.42-50/; /21, с.86-92/; /37, с.130-139/; /36, с.56-62/; /39, с.74-76/; /33, с.104-107/; / 22, с.714-721/.

Буддизм в Китае и его формы

 

- Когда и в какой форме буддизм проник в Китай?

- Каковы особенности китайского буддизма?

- Какие школы и секты Вы знаете?

- Расскажите о чань-буддизме в Китае. Какое влияние он оказал на развитие всей дальневосточной культуры?

/2, с.326-339/; / 3, с.298-311/; /15, с.234/; /37, с.163-166/.

 

Темы сообщений

1) Конфуций – родоначальник первой по значимости религии Китая.

2) Китайская поэзия.

3) Китайские праздники.

4) Китайская Великая Стена.

5) Особенности китайской живописи.

6) Пекинская опера.

7) Традиционная китайская медицина.

 

Контрольные тесты

 

1. Характерной особенностью китайской культуры является…

а) стремление к изменениям и прогрессу;

б) принципиальная невозможность социального продвижения;

в) стремление к постоянству и стабильности;

г) господство одной религии.

 

2. Понятие, которое ввел Будда в свое учение, называется…

а) сансара;

б) карма;

в) реинкарнация;

г) нирвана.

 

3. Главным принципом даосизма является…

а) принцип недеяния;

б) принцип верховенства закона;

в) принцип наказаний и поощрений;

г) принцип идеального государства.

 

4. «Страной мудрецов» называли в древности…

а) Рим;

б) Грецию;

в) Китай;

г) Индию.

 

5. Суть «восточной деспотии» заключается…

а) в господстве традиций, ритуалов;

б) в господстве одной религии;

в) в отрицании индивидуальной свободы, свободы личности;

г) в отказе от прогресса, неприятии перемен.

 

6. В основе __________ культуры лежит постулат о том, что смысл жизни человека – разгадать загадку бытия, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий.

а) Китайской;

б) Античной;

в) Индийской;

г) Русской.

 

7. Символом восточной культуры является человек…

а) борец;

б) в лодке без весел;

в) кузнец своего счастья;

г) Бог.

 

8. Характерной особенностью индийской культуры является…

а) высокая социальная мобильность;

б) необычайная музыкальность и танцевальность;

в) монотеистичность;

г) религиозная нетерпимость.

 

9. Понятие «аватара» в индийской культуре означает…

а) учение о ритуалах и церемониях;

б) сыновью почтительность;

в) учение о воплощении богов;

г) разновидность йоги.

10. Конфуций полагал, что государство должно быть устроено на принципах…

а) деспотической власти правителя;

б) большой патриархальной китайской семьи;

в) демократии;

г) жесткой эксплуатации населения.

 

Ислам в Башкортостане

- Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

- Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

- Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

- Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры.

- Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

/13, с.15-18/; /33, с.68-79/.

 

 

Темы сообщений

 

1) Книга Уотта М. «Влияние ислама на средневековую Европу».

2) Шариат – закон жизни мусульманской общины.

3) Мусульманский этикет.

4) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма.

Контрольные тесты

1. Понятие «джихад» в исламской интерпретации означает…

а) жизнеописание Мохаммеда;

б) борьбу за веру, как военным путем, так и действиями иного, не военного характера;

в) арабские завоевания;

г) борьбу с неверными вооруженным путем.

 

2. «Сура» означает…

а) страшный суд;

б) идея единобожия;

в) глава или раздел Корана;

г) устная проповедь.

 

3. Арабеской является…

а) женщина, жительница арабской страны;

б) европейское название орнамента в искусстве мусульманских стран;

в) иноверец принявший ислам;

г) башня в мечети, с которой священнослужитель громким голосом призывает верующих на молитву.

 

4. Рифмованные четверостишия в арабской поэзии называются…

а) айяты;

б) закят;

в) рубаи;

г) хадисы.

 

5. «Сунна» - это…

а) ритуал приема пищи;

б) мусульманский праздник;

в) мусульманская система права;

г) жизнеописание Мохаммеда.

 

6. Особенностью мусульманского искусства является…

а) единый для всех исламских государств стиль;

б) запрет на изображение живых существ;

в) признание человека центром Вселенной;

г) аскетизм, простота, однообразие.

 

7. Шариатом является…

а) жертвоприношение;

б) религиозная секта;

в) мусульманский эпос;

г) система мусульманского права.

 

8. Различие между суннитами и шиитами состоит…

а) в национальной принадлежности;

б) в вопросе об отношении к пище;

в) в вопросе об организации государственной власти;

г) в отрицании или признании норм Шариата.

 

9. К характерным чертам исламского менталитета относится…

а) индивидуализм и рациональность;

б) мистицизм и оккультизм;

в) общинность и религиозность;

г) аскетизм и фатализм.

 

10. Характерной чертой арабо-исламской научной мысли является…

а) атеизм;

б) мифологичность;

в) энциклопедичность;

г) антропоцентризм.

 

 

КУЛЬТУРА ЗАПАДА (4 часа)

Первое занятие

Основ западной цивилизации

- Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

- В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

- Какие основные ценности унаследованы от античности индустриальной цивилизацией Запада?

/23, с.115-125/; /39, с.82-108, 98-108/; /14, с.97-107/; /22, с.138-144/; /7, с.27-38/;

/38, с.140-169/.

 

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции.

2) Олимпийские игры Древней Греции.

3) Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада.

4) Роль зрелища в античной культуре.

5) Бытие и ментальность средневекового европейца.

6) М. Вебер о протестантской этике.

7) Й. Хейзинга об игровом элементе культуры Ренессанса.

8) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.

 

Второе занятие

 

Темы сообщений

1) Теории естественного права и общественного договора.

2) Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» - как воплощение психологии буржуа.

3) Эпоха декаданса в европейской культуре.

4) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв.

5) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в.

6) Авангард и традиции в современной культуре.

 

Контрольные тесты

1. Характерной чертой западного типа культуры является…

а) фатализм;

б) рационализм;

в) коллективизм;

г) стремление к постоянству и стабильности.

 

2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется…

а) европоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) западничество;

г) социоцентризм.

 

3. Характерной чертой культуры античной Греции является…

а) элитарность;

б) агональность;

в) символизм;

г) догматизм.

 

4. Индульгенцией называется…

а) процесс реформирования католической церкви;

б) религиозный обряд в католичестве;

в) отпущение грехов, написанное на бумаге;

г) борьба против реформирования католической церкви.

 

5. Библию с латыни на немецкий язык перевел…

а) Цвингли;

б) Ж. Кальвин;

в) М. Лютер;

г) Кант.

 

6. Представителями протестантизма являются…

а) люди, протестующие против церковной реформы;

б) люди, протестующие против чего-либо;

в) представители средневекового искусства;

г) новый тип буржуазной личности с новым отношением к миру и себе;

 

7. Учением деизма является…

а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни;

б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина;

в) направление в средневековой церковной живописи;

г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь;

 

8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для…

а) античной культуры;

б) средневековой культуры;

в) культуры эпохи Просвещения;

г) культуры Ренессанса.

 

9. Мерой соизмерения совершенства мира в современной западной культуре является…

а) величие духа;

б) гармония с природой;

в) расчет, польза;

г) величие Бога.

 

10. Для культуры Постмодернизма характерны:

а) отрицание традиционной культуры;

б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений;

в) отрицание массовой культуры;

г) регулирование культурных процессов со стороны государства.

 

 

КУЛЬТУРА РОССИИ (4 часа)

Первое занятие

Темы сообщений

1) Древнерусская иконопись.

2) Русский культурный архетип.

3) Влияние Византии на древнерусскую культуру.

4) «Домострой» и бытовая культура России XVI в.

5) «Юности честное зерцало» – русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века.

6) Русская портретная живопись XVIII в.

 

 

Второе занятие

Темы сообщений

1) Судьба России в философии культуры Серебряного века.

2) Художественное объединение «Мир искусства».

3) Н. Бердяев, И. Лосский, М. Бахтин и другие мыслители о культуре России.

4) Достижения советского кинематографа.

5) Культура русского зарубежья.

 

Контрольные тесты

1. Атрибутом российской культуры выступают…

а) плюралистичность;

б) рационализм, сциентизм;

в) коллективизм, общинность;

г) идеалы свободы и демократии.

 

2. Славянофилы считали, что…

а) Россия – европейская, западная страна и не имеет ничего общего с Востоком;

б) Россия – страна, впитавшая в себя культуру, как Запада, так и Востока;

в) Россия – самобытная страна и не имеет ничего общего ни с Востоком, ни с Западом;

г) Россия – страна Восточная и должна ориентироваться на Восток.

 

3. Имя русского патриарха, в результате деятельности которого в России в XVII в. произошел раскол церкви…

а) Филарет;

б) Тихон;

в) Никон;

г) Макарий.

 

4. Из перечисленных народов России исповедуют буддизм…

а) ханты;

б) ненцы;

в) якуты;

д) буряты.

 

5. К поэту «серебреного века» относится…

а) З. Гиппиус;

б) В. Тредиаковский;

в) Г. Державин;

г) А. Пушкин.

 

6. Россия смогла приблизиться к европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря…

а) освобождению от монгольского ига;

б) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство;

в) принятию христианства;

г) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия.

 

7. Термин «культурная революция» в истории отечественной культуры означает…

а) принятие христианства в Киевской Руси;

б) смешение разных ценностей и культурных ориентаций в современной России;

в) церковный раскол в России;

г) создание новой социалистической культуры в СССР.

 

8. Период «оттепели» означает…

а) название направления в советской поэзии;

б) демократизация общественной жизни в СССР;

в) глобальный экологический кризис на планете;

г) развитие российской культуры в период петровский преобразований.

 

9. По мнению Ню Бердяева, русскому человеку свойственен (нна)…

а) контрастность поведения, отсутствие склонности к компромиссам;

б) способность к созданию налаженного быта;

в) способность к самоорганизации;

г) рационализм и прагматизм.

 

10. Известный «шестидесятник», писатель, лауреат Нобелевской премии…

а) А. Солженицын;

б) Е. Евтушенко;

в) Б. Окуджава;

г) А. Вознесенский.

 

 

Тематика рефератов и эссе.

1. БГАУ как крупный научный и культурный центр.

2. Религия и мифология Древней Греции.

3. Культурные ценности Древнего Рима.

4. Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада.

5. А. Рублев и его эпоха.

6. Б. Тайлор - создатель школы эволюционизма.

7. Библия как культурологический источник.

8. Будущее культуры: эра роботов или эра человека?

9. В. Ломоносов и культура.

10. Византия и Русь: взаимодействие культур.

11. Влияние исламской культуры на европейскую.

12. Выдающееся достижение отечественной науки.

13. Гениальность: норма или отклонение?

14. Данте и его время.

15. Демократия и культура.

16. Деньги и культура личного потребления.

17. Древнерусское церковное зодчество.

18. Жаргон как явление языка.

19. Заки Валиди как деятель культуры.

20. Западное и Восточное христианство.

21. Знаки и символы: их место и роль в культуре.

22. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе.

23. Информационное общество и информационное закабаление человека.

24. Искусство деловой коммуникации с помощью электронных средств связи.

25. Искусство классической Греции.

26. Искусство первобытного общества на территории Башкортостана.

27. Ислам в Поволжье.

28. Ислам и искусство.

29. История науки и культуры в лицах. Вклад в культуру таких деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Ветрувий, Леонардо да Винчи, Паскаль, Галилей, Коперник, Ньютон, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Маркс, Энгельс, Ломоносов, Вернадский, Лосев и др.

30. Роль общения в культурном развитии личности.

31. Конвейер индустриальной цивилизации и технологическое закабаление человека.

32. Концепция «Москва - третий Рим» и история России.

33. Концепция евразийства и культура.

34. Культура Византии.

35. Культура древних майя и ацтеков.

36. Культ прекрасной Дамы в культуре средневековой Европы.

37. Культура и контркультура.

38. Культура и цивилизация: общее и особенное.

39. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

40. Культура как социально-историческое явление.

41. Культура мышления и интеллект.

42. Культура потребления и культура личности.

43. Культура современного Башкортостана.

44. Культура тела.

45. Личность как продукт и творец культуры.

46. Мировоззренческая культура и жизненная позиция личности.

47. Мода, техника и культура.

48. Молодежная культура: бунт против цивилизации или поиск идеала?

49. Молодежь и культура.

50. Монастыри как центры культуры.

51. Наука и религия на современном этапе.

52. Наука и культура.

53. Наука и техника античности.

54. Наука и техника Древнего Востока.

55. Научно-технический прогресс и культура быта.

56. Обмирщение (секуляризация) как главная тенденция развития русской культуры XVII века.

57. Общечеловеческое и национальное в культуре.

58. Отношение к женщине как показатель культуры.

59. Отношение человека к самому себе как показатель личной культуры.

60. Петр I и культура.

61. Проблемы ономастики (имена и фамилии, географические названия).

62. Пророк Мухаммед: жизнь и религиозная деятельность.

63. Психоанализ и культура.

64. Формы языческих верований (тотемизм, анимизм, фетишизм и др.).

65. Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

66. Русски







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.