Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ





Переход к Новому времени

Для Европы Новое время (XVII—XIX вв.) — единый простран­ственный континуум2 культуры. У него единый базис — буржуазный способ производства, единый ориентир — развитие человеческой индивидуальности. Новое время — время восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Вместе с тем XVII, XVIII и XIX вв. качественно своеобразны. XVII в. — эпоха зарож­дения, становления рационализма («век гениев»); XVIII в. — век Просвещения; XIX столетие — век классики, когда основные тенден­ции предшествующих столетий проявили себя наиболее всесторон­не и полно.

XVII в. для Западной Европы — период становления капита­лизма, и предпосылка — великие географические открытия XV-XVI вв., освоение европейскими государствами практически всех частей света. В материальной культуре происходит качественно новый рост промышленности, основанный на более высоких, чем раньше, темпах научно-технического прогресса. Расширение вла­дений, а с этим и развитие мореплавания заставили европейские страны заниматься строительством флотов. В XVII в. создаются надежные и вместительные суда и хорошо вооруженные, манев­ренные военные корабли. В армию на вооружение поступает ог­нестрельное оружие.

Интенсивное совершенствование науки, все более ориентиру­ющейся на решение задач экономического и политического раз­вития европейского общества, по сути ознаменовало начало научной революции. Рационализм эпохи Возрождения создал предпо­сылки для принципиальных открытий в области математики. Р. Декарт (1596— 1650) закладывает основы аналитической геомет­рии, П. Ферма (1601—1665) создает теорию чисел, Г.В. Лейбниц (1646—1716) выпускает труды по дифференциальному и интег­ральному исчислению. Достижения математики способствуют со­вершению важных физических открытий: И. Ньютон (1643—1727) выдвигает корпускулярно-волновую теорию света, формулирует основные законы механики, открывает закон всемирного тяготе­ния; X. Гюйгенс (1629—1695) раскрывает тайну кольца Сатурна, а Э. Торричелли (1608—1647) выступает создателем гидравлики и метеорологии. Развиваются астрономия, естественные и гума­нитарные науки. Вот почему это время называют «веком гениев».

В этот период изменяется и понимание задач науки и филосо­фии. Девиз материалистов-философов и естествоиспытателей нового времени — не «наука для науки», а увеличение власти че­ловека над природой, совершенствование, рост силы, здоровья, красоты человека. Ф. Бэкон в Англии, Р. Декарт во Франции, Б. Спиноза в Голландии — при всех различиях между ними — схо­дятся между собой в этом новом понимании целей и задач зна­ния.

Следует отметить и особенности подхода к изучению обществен­ного развития. Общество рассматривается как единая система, действующая по своим законам. Появляются теории «обществен­ного договора», согласно которым люди передали свои «естествен­ные права» государству полностью (по концепции Т. Гоббса) или частично (по концепции Дж. Локка), с тем чтобы государствен­ная система обеспечила им безопасность. Вкупе с формулой Ф. Бэкона «знание — сила» антропологический рационализм кон­цепции естественного права являлся огромным шагом европей­ской культуры по пути утверждения гражданского общества, пра­вового государства, что делает XVII в. во многом близким и со­звучным нашему времени.

Для литературы и искусства того времени характерезовать и человека. В первой половине столетия в европейской литературе продолжают сохраняться ренессансные тенденции, проявляющиеся не только в творчестве поздних гуманистов (Сервантеса, Шекс­пира, Мольера), но и в социальной утопии Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»). Классицизм и барокко — два главных направле­ния XVII в., но к концу века проявляется усиление революцион­ной публицистики. Изобразительное искусство подарило нам та­ких выдающихся мастеров, как Караваджо, Рубенс и др.

В XVII в. в европейских государствах происходит окончатель­ное разграничение светской и духовной власти и правовое офор­мление положения человека в обществе.

XVIII в. — век Просвещения

Просвещение — политическая идеология, философия и культу­ра, прогрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Главные центры — Франция, Германия, Англия, а хронологически оно охватывает конец XVII-XVIII вв.

Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, цель которого он ви­дел в широком использовании человеческого разума для осуще­ствления социального прогресса. Гегель характеризовал Просвеще­ние как рационалистическое движение XVIII в. в области куль­турной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества по­нималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. Невеже­ство — «мать всех пороков», а просвещенность человека — выс­шее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры.

Основные черты идейно-культурного движения Просвещения:

стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, по­иск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. Большинство просветителей воспринимало искусство в его целостности, что впервые позволило рассматривать вопрос о развитии искусства, прогрессивных и регрессивных тенденциях его как социального явления. В идеологии эпохи Просвещения как социального про­теста выделялись следующие направления: антикрепостничество, антифеодализм, антирелигиозность, критика идеализма, критика искусства классицизма и борьба за реализм, критика догматизма, критика правовой системы и развращенности двора. Наиболее известные представители Просвещения: Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро — во Франции, Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Гёте — в Германии, М. Ломоносов, Н. Новиков, Д. Фонвизин — в России и др.

красного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в меч­тах, — сущностная сторона романтизма.

Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Роман­тизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточ­ная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Коль-ридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутрен­ний мир (сказки Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, пор­третный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).

Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволя­ла обращаться к внутреннему миру психологически сложного ли­рического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические тен­денции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они перепле­таются с романтическими (оперы Дж. Верди).

Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и ут­верждается как самостоятельное течение реализм. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители это­го направления). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами, как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гарди и др.

На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (бра­тья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей.

Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс (франц. decadence — упадок) — в своем генезисе явление сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимиз­ма, упадничества (Д. Рескин, А. Рембо, О. Уайльд и др.).

В определенных кругах пользуются повышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаются в разнообразии стилей. Один из ведущих стилей — импрессионизм {франц. — впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосред­ственного наблюдения и изучения окружающей действительнос­ти в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к «зрительной сущ­ности» вещей.

Наметившийся кризис реалистической традиции более отчет­ливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выражен­ного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности. Эти же качества последовательное воплощение нашли в символизме, у истоков которого стоит Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла».

К концу XIX — началуXX вв. идеи романтизма, вдохновляв­шие общество в первой половине века, сменяются нигилистичес­ким отношением к идее технического прогресса. Один из автори­тетнейших культурологовXX в. X. Ортега-и-Гассет называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация, несущая ей смерть, — эта проблема со всей остротой встала уже в конце XIX в. И то, что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные ос­нования, подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее — август 1914 г. — начало первой мировой войны, а вместе с тем — новой эпохи великих потрясений и дей­ствительно грандиозных переоценок всех человеческих ценностей

Лекция 8.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.