Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУРС ИНТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ





Автор: Веселкова Наталья Вадимовна, кандидат социологических наук, преподаватель Уральского государственного университета (г. Екатеринбург).

Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'

Планируемый объем курса: 16-20 часов. Курс рассчитан на большее количество часов, поэтому его содержание тематически варьируется в зависимости от курса и потребностей аудитории

Формы контроля: Окончательная оценка выставляется по результатам защиты итоговой письменной работы слушателя по тематике, соответствующей проблематике курса

Аннотация курса: цель курса - показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей метода интервью, вариативность характеристик интервью в зависимости от положения в методологическом и методическом континууме

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Что такое интервью? Сущность. Функции. Определения

Интервью и 'естественное' общение. Сущностные достоинства и недостатки метода. Анализ различных определений. Разнообразие функций интервью. Общие функции и специфические

Тема 2. Типология классификаций интервью

Особенности существующих классификаций. Основания классификаций. Типология классификаций. Континуальность свойств интервью. Понятие методического континуума

Тема 3. Виды интервью. Предмет и метод

Понятие середины континуума. - Полуформализованное интервью. Характеристика некоторых видов интервью: групповое интервью, глубинное интервью, креативное интервьюирование, фокусированное интервью. Избирательное сродство предмета исследования и вида интервью

Тема 4. Диалог качественной и количественной методологий

Сравнение природы качественного и количественного подходов. Краткие сведения по истории качественной и количественной традиции в социологии. Возможности комбинирования качественного и количественного подходов в интервью

Тема 5. Логика реализации научной объективности в интервью

'Парадокс' объективности. Проблема объективности в социальных науках в русской 'классической' социологии и в трактовке М.Вебера. Логика реализации научной объективности при использовании количественных и качественных методов. Составляющие и показатели объективности. Объективность, надежность и валидность: соотношение понятий

Тема 6. Коммуникативная адекватность в интервью

Понятие коммуникативной адекватности в интервью. - Составляющие коммуникативной адекватности. - Коммуникативная компетенция нтервьюера. - Понятие рамки референции. Типология референций в интервью. - Способы контроля рамки референции

Семинар: Рамка референции - система координат интервью. Выбрать вид интервью и описать (проиграть) последовательность установления, контроля и регуляции оптимальной рамки референции: планирование стратегии и тактики интервью; собственно интервьюирование (пошаговое формирование, препятствия и их преодоление); комментарии интервьюера; предварительный анализ результатов.

Тема 7. Алгоритм и структура интервью: основные элементы

Традиционная модель и модель структуры интервью по Ч. Бриггзу. - Особенности структуры интервью в зависимости от места вида интервью в методическом континууме (на примере полуформализованного интервью). - Общий алгоритм основанного на интервью исследования.

Семинар: Особенности структурных элементов различных видов интервью - в зависимости от места в методическом континууме. Разработка стратегии анализа различных видов интервью. Правила, ключевые моменты, последовательность.

Тема 8. Ролевое взаимодействие в интервью

Роль респондента. - Роль интервьюера: Этапы освоения роли; Функции интервьюера; Противоречие ролевых требований; Эффект интервьюера - Ролевое взаимодействие: Дистанция. Раппорт. Стили интервьюирования. - Ролевые сценарии.

Ролевые тренинги:

· Развитие коммуникативных навыков в общении интервьюера и респондента.

  • Организация сети интервьюеров: поиск кандидатов, обучение, организация сети.

Семинар: Рамки референции и ролевые сценарии в различных видах интервью (в зависимости от места вида интервью в методическом континууме).

1. Интервью как дистанция. Варианты дистанции в разных видах интервью. Степень варьирования дистанции. Достоинства и опасности утраты дистанции. Как найти оптимальную дистанцию? Как ее удержать?

  1. Преимущества и опасность раппорта в интервьюировании. Способы контроля раппорта. Что делать при возникновении чрезмерного раппорта?
  2. Специфическая релевантность стилей. Плюсы и минусы каждого стиля. Использование облегчителей и нейтрализация ингибиторов.

Тема 9. Инструментарий интервью: форма и содержание

Инструментарий в зависимости от вида интервью. - Путеводители интервью: виды путеводителей; структура путеводителей. - 'Пробы'. Зондирование; функции зондирования; техники зондирования; гибкость в использовании проб. - 'Переходы' или транзитные предложения. - 'Обложка' - паспортичка.

Семинар: Особенности структурных элементов инструментария в разных видах интервью. Степень гибкости структуры путеводителя в зависимости от типа путеводителя. Применение проб. Техники зондирования. Техники расспрашивания. Как определить этически допустимую степень настойчивости при зондировании? Особенности зондирования при не-ответах.

Тема 10. Интервью 'сенситивных' тем. Вопросы этики

Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную сенситивность темы интервью. - Техники интервьюирования сенситивных тем. - Этика исследования.

Семинар: Пути решения этических проблем. Сенситивное исследование и открытость. Предпочтительные виды интервью при исследовании сенситивных тем. Выбор вида интервью при исследовании сенситивной темы. Определить тему и основные факторы, способствующие ее сенситивности. Разработать пошаговую стратегию интервьюирования, техники. Набросок путеводителя интервью.

Тема 11. Взаимодействие интервью с другими методами

Понятие триангуляции методов. Интервью и фокус-группы, наблюдение, анализ документов. Уровни взаимодействия интервью с другими методами.

Семинар: Триангулируемость различных видов интервью. Анализ методического континуума по критерию триангулируемости, с конкретными примерами. Разработать и проанализировать пошаговый план триангуляции интервью с каким-либо методом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Тема 1

· Что такое интервью? Дайте определение своими словами.

  • Отличается ли интервью от естественного общения?
  • В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? (Приведите примеры.)
  • Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением.
  • В чем причина (причины) разнообразия определений интервью?
  • По каким основаниям выделяются функции интервью?
  • К каким ошибкам может привести игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
  • В каких случаях допустимо игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
  • Каковы общие и специфические функции исследовательского интервью?
  • Каковы возможные причины смещения функций интервью? Как их можно избежать?

Тема 2

· Опишите Ваши действия по выбору оптимального вида интервью при подготовке к новому нетипичному исследованию. К какому источнику Вы бы обратились?

  • Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью?
  • В чем заключаются особенности существующих классификаций?
  • Чем различаются стандартизация, формализация и структурированность в интервью?
  • В чем смысл 'мягких методов'?
  • С какими методами лучше всего будет сочетаться 'мягкое интервью'?
  • Какова природа континуальности интервью?

Тема 3

· Для изучения каких тем и каких социальных групп специфически релевантны методы полуформализованного, глубинного, креативного, фокусированного интервью?

  • Глубинное интервью - это одна техника или класс техник?
  • К каким методам глубинное интервью ближе всего?
  • Каковы недостатки группового интервью?
  • Давайте попробуем составить примерный план, точнее, последовательность основных стратегических моментов группового интервью по какой-нибудь конкретной теме.
  • Как быть, если запланировано индивидуальное интервью, а ситуация в поле складывается в пользу группового интервью?
  • Для какого исследования - индивидуального или группового - больше подходит креативное расследующее интервью?

Тема 4

· В чем заключаются основные различия качественного и количественного подходов?

  • Какие особые функции присущи качественному интервью?
  • Каковы барьеры, препятствующие интеграции качественного и количественного подходов?

Тема 5

· В чем заключается парадокс объективности?

  • Как рассматривается проблема объективности в русской 'классической' социологии?
  • Каков вклад М.Вебера в 'решение' проблемы объективности?
  • В чем, на Ваш взгляд, состоит главное различие логик реализации научной объективности в качественном и количественном исследовании?
  • Чем различаются различные типы невалидности в интервью?

Тема 6

· Что способствует и что препятствует межличностной коммуникации?

  • Каковы способы повышения эффективности коммуникации?
  • Действительно ли для формализованного интервью несущественны и
  • непроблематичны вопросы общей рамки референции?
  • Какие процедурные проблемы связаны с рамкой референции? Каковы способы их решения?
  • Для изучения каких тем необходима интернальная рамка референции?
  • Каковы способы контроля рамки референции? Какие могут возникнуть препятствия контролю рамки референции?

Тема 7

· Каковы основные структурные элементы интервью? Как Вы понимаете такие понятия, как коммуникативное событие, ключ, жанр?

  • Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью?
  • От чего зависит выбор стратегии отбора респондентов?
  • Каковы основные этапы основанного на интервью исследовательского процесса?
  • Каковы отличительные особенности анализа качественного и количественного интервью?

Тема 8

· Каковы достоинства интервьюера-новичка?

  • Как можно тренировать способность к дестереотипизации восприятия, 'ожиданию неожиданного'?
  • Что означает маргинальность интервьюера? В чем она реализуется? Как ее поддерживать?
  • Что означает активное слушание?
  • Чем обусловлена тяга респондента к информации? В каких случаях респонденты задают вопросы?
  • Как следует поступать интервьюеру, когда респондент проявляет излишнюю любознательность?
  • Как можно (если вообще можно) нейтрализовать действие каждого из ингибиторов?
  • В чем заключается парадокс межролевой дистанции?

Тема 9

· Каковы стадии подготовки опросника/путеводителя?

  • На каком этапе должен быть готов перечень тем для интервью?
  • Каковы принципы конструирования 'качественных' вопросов?
  • Чем отличаются пробы от обычных вопросов?
  • В чем отличие детализированных проб от формализованного опросника?
  • Какие бывают техники и приемы зондирования?
  • Чем могут различаться обложки в формализованном и неформализованном интервью?

Тема 10

· Какие проблемы могут возникнуть с табу на раздавание авансов при мотивировании респондента? Всегда ли это действительно табу?

  • Как быть, если интервьюер невольно все же 'раздал авансы'?
  • Всегда ли сенситивное исследование может быть открыто?
  • Полностью ли может быть открыто сенситивное исследование?

Тема 11

· Каковы критерии классификации данных, полученных от информантов?

  • Как соотносятся по этим критериям интервью, фокус-группы и наблюдение?
  • Какие функции может выполнять интервью по отношению к другим методам?
  • Какие функции могут выполнять различные методы сбора данных по отношению к интервью?

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о 'качественной социологии' //Социологический журнал. 1994, N 2, C. 28-42.

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Перевод Е.Руткевич. М.: Медиум. 1995
  2. Биографический метод в социологии: история, методология и практика/Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН. 1994.
  3. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М.: 1916. Раздел 'Количественные и качественные анкеты'.
  4. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология философии и социологии культуры / Отв.ред: П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.104-161.
  5. Веселкова Н.В. Теоретические основания и методологические принципы полуформализованного интервью / Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН. 1994.
  6. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. N 3. С.103-110.
  7. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М. 1994.
  8. Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С.95-107.
  9. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
  10. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука. 1993.
  11. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
  12. Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Автореферат диссертации на соискание уч.степ. канд.социологических наук. М.: 1994.
  13. Иванов М. А. Беседа как метод социологии // Социологические исследования. 1989. N 4. С. 106-111.
  14. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  15. Калеро Г. Язык тела. Баку: Сада, 1992.
  16. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
  17. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.
  18. Кудрявский Д. Психология и языкознание. Юрьев: 1905.
  19. Лазар М.Г., Фирсов Б.М., Ядов В.А. Профессиональная мораль в социологии// Социологические исследования. 1988. N 2. С.102.
  20. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
  21. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, N5-6.С.5-15.
  22. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.
  23. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер.с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.
  24. Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.1. С. 111-121.
  25. Насенко Э.Л. О возможности оценки степени эмоциональной интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., февраль 1978. Л.: 1978. С. 152-154.
  26. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в практику демоскопии / Изд. второе. Пер. с нем. Общая ред., вступ. и заключ. ст. д.ф.н., проф. Н.С.Мансурова. М.: "АВА-ЭСТРА", 1993.
  27. Профессиональный кодекс социолога // Социологические исследования. 1988. N 2. С.96.
  28. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985.
  29. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии//Социология: 4М, 1995. N5-6. С.190-213.
  30. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальной науки. М.: Прогресс, 1972.
  31. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.
  32. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении Отв.ред. В.Д.Шадриков, Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989.
  33. Фридрих В.,Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. Гл.1.44 / Пер.с нем. А.Г.Шестакова и И.Н. Марасанова. Общ. ред. и послесл. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.
  34. Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им.Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.Ш. С. 660-666.
  35. Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии (1881)//Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С.30-50.
  36. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов//Социология: 4М, 1995. N 5-6. С.16-27.
  37. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука,1987. (Изд-во 'Самарский университет', 1995).
  38. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М, N 1, 1991. С. 14-31.
  39. Banaka W. H. Training in depth interviewing. New York, 1971
  40. Benney M., Hughes E. C. On Sociology and the Interview. Ch.12 // Sociological Methods: A Sourcebook /Ed. by N.K.Denzin. Chicago: Aldine Publishing, 1970. P. 190-198.
  41. Bingham W.V.D., Gustad J. How to Interview. New York: Harper, 1953.
  42. Brenner M. Intensive Interviewing // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
  43. Brenner M. The Research Interview: Uses and Approaches // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
  44. Briggs Ch.L. Learning How to Ask: A sociolinguistic appraisal of the interview in science research. New York: Cambridge University Press, 1986.
  45. Bulmer M. (Ed.) Essays on the history of British sociological research. Cambrige: Cambrige University Press, 1985.
  46. Bulmer M. Social Science and social policy. London: Allen and Unwin, 1986.
  47. Bryman A. Quantity and Quality in Social Research. London: Heineman, 1988.
  48. Cannell Ch.F., Miller P.V., Oksenberg L. Research on Interviewing Techniques//Sociological Methodology, 1981, P. 383 -737.
  49. Converse J.M., Schuman H. Conversations at Random. Survey Research as Interviewers See It. New York: John Wiley & Sons, 1973.
  50. Denzin N.K. Sociological Methods: A Sourcebook. Chicago: Aldine Publishing, 1970.
  51. Donaghy W.C. The Interview: Skills and Applications. Dallas: Scott & Foresman, 1984.
  52. Douglas J.D. Creative Interviewing. Newbury Park: Sage, 1985.
  53. Fielding N.G., Conroy S. Interviewing child victims: police and social work investigations of child sexual abuse // Sociology. Vol.26. No.1. 1992. P. 103-124.
  54. Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. Illinois: The Dorsey Press, 1975.
  55. Harkess Sh., Warren C.A.B. The Social Relations of Intensive Interviewing: Conditions of Strangeness and Science // Sociological Methods and Research. 1993. Vol.21. N 3. P. 317-339.
  56. Homan R. The Ethics of Open Methods // The British Journal of Sociology. 1992. Vol.43. No.3. P. 321 - 332.
  57. Interviewing // International Encyclopedia of the Social Science. Vol.8. New York: Macmillan and Free Press, 1968. P. 149-176.
  58. Jones S. Depth Interviewing // Applied Qualitative Research / Ed. by R.Walker. Gower, 1985. P.П, Ch.1. P. 45-55.
  59. Kahn R.L., Cannell Ch.F. The Dinamics of Interviewing. Theory, Technics & Cases. New York: John Wiley & Sons, 1959.
  60. Kirk J., Miller M.L. Reliability and Validity in Qualitative Research. Sage University Series on Qualitative Research Methods, Vol.1. Beverly Hills, CA: Sage, 1986.
  61. Kuzel A.J. Sampling in Qualitative Inquairy//Doing Qualitative Research/ Ed. by Crabtree B.F., Miller W.L. Newbury Park: Sage, 1992. P.31-44.
  62. Lee R.M., Renzetti C.M. (Eds.) The Problem of Researching Sensitive Topics: an Overview and Introduction//Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 3-13.
  63. Lee R.M. Doing Research on Sensitive Topics. London, Newbury Park: Sage, 1993.
  64. Lidz Ch.W. 'Objectivity' and Rapport//The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences/ Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
  65. Lofland J. Analysing Social Settings//Intensive Interviewing. 1971.
  66. Madge J. The Tools of Social Science. An analytic description of social science techniques. New York: Anchor Books, 1965.
  67. May T. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 1993. P. 91-109.
  68. McCracken G. The Long Interview/ Qualitative Research Methods, Vol.13. Newbury Park: Sage, 1988.
  69. Merton K.M. The focussed interview and focus groups: continueties and discintinueties//Public Opinion Quarterly. 1987. Vol. 51. P.550-566.
  70. Molyneaux D., Lane V.W. Effective Interviewing: Techniques and Analysis. Boston: Allyn & Bacon, 1982.
  71. Morgan D. L., Spanish M.T. Focus Groups: A New Tool for Qualitative Research // Qualitative Sociology. 1984. No. 7(3). P. 253-270.
  72. Morgan D. L. Focus Group as Qualitative Research/ Qualitative Research Methods, Vol.16. Newbury Park: Sage, 1990.
  73. Phillips B.S. Social Research. Strategy and Tactics. New York: Macmillan, 1970.
  74. Phillips B.S. Sociological Research Methods: an Introduction. lllinois: The Dorsey Press, 1985.
  75. Phillips D.L. Knowledge From What? Theories and Methods in Social Research. Chicago: Rand McNally, 1972.
  76. Selltiz C., Jahoda M., Deutsch M., Cook S.W. Research Methods in Social Relations. New York: Holt, Rinehart, Winston 1962.
  77. Sieber J.E. The Ethics and Politics of Sensitive Research// Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 14-26.
  78. Smaling A. Varieties of Methodological Intersubjectivity - The Relations with Qualitative & Quanitative Research, & with Objectivity//Quality & Quantity N.26, 1992, P. 169-180.
  79. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups: Theory and Practice/Applied Social Research Methods Series. Vol.20. Newbury Park: Sage, 1990.
  80. Survey Interviewing: Theory and Techniques / Ed. by T.W.Beed and R.J.Stimson. London: Allen & Unwin, 1985.
  81. The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences / Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.

КУРС БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Автор: Мещеркина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'

 Содержание курса

 Литература

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.