|
КУРС ИНТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Автор: Веселкова Наталья Вадимовна, кандидат социологических наук, преподаватель Уральского государственного университета (г. Екатеринбург).
Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'
Планируемый объем курса: 16-20 часов. Курс рассчитан на большее количество часов, поэтому его содержание тематически варьируется в зависимости от курса и потребностей аудитории
Формы контроля: Окончательная оценка выставляется по результатам защиты итоговой письменной работы слушателя по тематике, соответствующей проблематике курса
Аннотация курса: цель курса - показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей метода интервью, вариативность характеристик интервью в зависимости от положения в методологическом и методическом континууме
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Что такое интервью? Сущность. Функции. Определения
Интервью и 'естественное' общение. Сущностные достоинства и недостатки метода. Анализ различных определений. Разнообразие функций интервью. Общие функции и специфические
Тема 2. Типология классификаций интервью
Особенности существующих классификаций. Основания классификаций. Типология классификаций. Континуальность свойств интервью. Понятие методического континуума
Тема 3. Виды интервью. Предмет и метод
Понятие середины континуума. - Полуформализованное интервью. Характеристика некоторых видов интервью: групповое интервью, глубинное интервью, креативное интервьюирование, фокусированное интервью. Избирательное сродство предмета исследования и вида интервью
Тема 4. Диалог качественной и количественной методологий
Сравнение природы качественного и количественного подходов. Краткие сведения по истории качественной и количественной традиции в социологии. Возможности комбинирования качественного и количественного подходов в интервью
Тема 5. Логика реализации научной объективности в интервью
'Парадокс' объективности. Проблема объективности в социальных науках в русской 'классической' социологии и в трактовке М.Вебера. Логика реализации научной объективности при использовании количественных и качественных методов. Составляющие и показатели объективности. Объективность, надежность и валидность: соотношение понятий
Тема 6. Коммуникативная адекватность в интервью
Понятие коммуникативной адекватности в интервью. - Составляющие коммуникативной адекватности. - Коммуникативная компетенция нтервьюера. - Понятие рамки референции. Типология референций в интервью. - Способы контроля рамки референции
Семинар: Рамка референции - система координат интервью. Выбрать вид интервью и описать (проиграть) последовательность установления, контроля и регуляции оптимальной рамки референции: планирование стратегии и тактики интервью; собственно интервьюирование (пошаговое формирование, препятствия и их преодоление); комментарии интервьюера; предварительный анализ результатов.
Тема 7. Алгоритм и структура интервью: основные элементы
Традиционная модель и модель структуры интервью по Ч. Бриггзу. - Особенности структуры интервью в зависимости от места вида интервью в методическом континууме (на примере полуформализованного интервью). - Общий алгоритм основанного на интервью исследования.
Семинар: Особенности структурных элементов различных видов интервью - в зависимости от места в методическом континууме. Разработка стратегии анализа различных видов интервью. Правила, ключевые моменты, последовательность.
Тема 8. Ролевое взаимодействие в интервью
Роль респондента. - Роль интервьюера: Этапы освоения роли; Функции интервьюера; Противоречие ролевых требований; Эффект интервьюера - Ролевое взаимодействие: Дистанция. Раппорт. Стили интервьюирования. - Ролевые сценарии.
Ролевые тренинги:
· Развитие коммуникативных навыков в общении интервьюера и респондента.
- Организация сети интервьюеров: поиск кандидатов, обучение, организация сети.
Семинар: Рамки референции и ролевые сценарии в различных видах интервью (в зависимости от места вида интервью в методическом континууме).
1. Интервью как дистанция. Варианты дистанции в разных видах интервью. Степень варьирования дистанции. Достоинства и опасности утраты дистанции. Как найти оптимальную дистанцию? Как ее удержать?
- Преимущества и опасность раппорта в интервьюировании. Способы контроля раппорта. Что делать при возникновении чрезмерного раппорта?
- Специфическая релевантность стилей. Плюсы и минусы каждого стиля. Использование облегчителей и нейтрализация ингибиторов.
Тема 9. Инструментарий интервью: форма и содержание
Инструментарий в зависимости от вида интервью. - Путеводители интервью: виды путеводителей; структура путеводителей. - 'Пробы'. Зондирование; функции зондирования; техники зондирования; гибкость в использовании проб. - 'Переходы' или транзитные предложения. - 'Обложка' - паспортичка.
Семинар: Особенности структурных элементов инструментария в разных видах интервью. Степень гибкости структуры путеводителя в зависимости от типа путеводителя. Применение проб. Техники зондирования. Техники расспрашивания. Как определить этически допустимую степень настойчивости при зондировании? Особенности зондирования при не-ответах.
Тема 10. Интервью 'сенситивных' тем. Вопросы этики
Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную сенситивность темы интервью. - Техники интервьюирования сенситивных тем. - Этика исследования.
Семинар: Пути решения этических проблем. Сенситивное исследование и открытость. Предпочтительные виды интервью при исследовании сенситивных тем. Выбор вида интервью при исследовании сенситивной темы. Определить тему и основные факторы, способствующие ее сенситивности. Разработать пошаговую стратегию интервьюирования, техники. Набросок путеводителя интервью.
Тема 11. Взаимодействие интервью с другими методами
Понятие триангуляции методов. Интервью и фокус-группы, наблюдение, анализ документов. Уровни взаимодействия интервью с другими методами.
Семинар: Триангулируемость различных видов интервью. Анализ методического континуума по критерию триангулируемости, с конкретными примерами. Разработать и проанализировать пошаговый план триангуляции интервью с каким-либо методом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Тема 1
· Что такое интервью? Дайте определение своими словами.
- Отличается ли интервью от естественного общения?
- В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? (Приведите примеры.)
- Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением.
- В чем причина (причины) разнообразия определений интервью?
- По каким основаниям выделяются функции интервью?
- К каким ошибкам может привести игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
- В каких случаях допустимо игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
- Каковы общие и специфические функции исследовательского интервью?
- Каковы возможные причины смещения функций интервью? Как их можно избежать?
Тема 2
· Опишите Ваши действия по выбору оптимального вида интервью при подготовке к новому нетипичному исследованию. К какому источнику Вы бы обратились?
- Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью?
- В чем заключаются особенности существующих классификаций?
- Чем различаются стандартизация, формализация и структурированность в интервью?
- В чем смысл 'мягких методов'?
- С какими методами лучше всего будет сочетаться 'мягкое интервью'?
- Какова природа континуальности интервью?
Тема 3
· Для изучения каких тем и каких социальных групп специфически релевантны методы полуформализованного, глубинного, креативного, фокусированного интервью?
- Глубинное интервью - это одна техника или класс техник?
- К каким методам глубинное интервью ближе всего?
- Каковы недостатки группового интервью?
- Давайте попробуем составить примерный план, точнее, последовательность основных стратегических моментов группового интервью по какой-нибудь конкретной теме.
- Как быть, если запланировано индивидуальное интервью, а ситуация в поле складывается в пользу группового интервью?
- Для какого исследования - индивидуального или группового - больше подходит креативное расследующее интервью?
Тема 4
· В чем заключаются основные различия качественного и количественного подходов?
- Какие особые функции присущи качественному интервью?
- Каковы барьеры, препятствующие интеграции качественного и количественного подходов?
Тема 5
· В чем заключается парадокс объективности?
- Как рассматривается проблема объективности в русской 'классической' социологии?
- Каков вклад М.Вебера в 'решение' проблемы объективности?
- В чем, на Ваш взгляд, состоит главное различие логик реализации научной объективности в качественном и количественном исследовании?
- Чем различаются различные типы невалидности в интервью?
Тема 6
· Что способствует и что препятствует межличностной коммуникации?
- Каковы способы повышения эффективности коммуникации?
- Действительно ли для формализованного интервью несущественны и
- непроблематичны вопросы общей рамки референции?
- Какие процедурные проблемы связаны с рамкой референции? Каковы способы их решения?
- Для изучения каких тем необходима интернальная рамка референции?
- Каковы способы контроля рамки референции? Какие могут возникнуть препятствия контролю рамки референции?
Тема 7
· Каковы основные структурные элементы интервью? Как Вы понимаете такие понятия, как коммуникативное событие, ключ, жанр?
- Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью?
- От чего зависит выбор стратегии отбора респондентов?
- Каковы основные этапы основанного на интервью исследовательского процесса?
- Каковы отличительные особенности анализа качественного и количественного интервью?
Тема 8
· Каковы достоинства интервьюера-новичка?
- Как можно тренировать способность к дестереотипизации восприятия, 'ожиданию неожиданного'?
- Что означает маргинальность интервьюера? В чем она реализуется? Как ее поддерживать?
- Что означает активное слушание?
- Чем обусловлена тяга респондента к информации? В каких случаях респонденты задают вопросы?
- Как следует поступать интервьюеру, когда респондент проявляет излишнюю любознательность?
- Как можно (если вообще можно) нейтрализовать действие каждого из ингибиторов?
- В чем заключается парадокс межролевой дистанции?
Тема 9
· Каковы стадии подготовки опросника/путеводителя?
- На каком этапе должен быть готов перечень тем для интервью?
- Каковы принципы конструирования 'качественных' вопросов?
- Чем отличаются пробы от обычных вопросов?
- В чем отличие детализированных проб от формализованного опросника?
- Какие бывают техники и приемы зондирования?
- Чем могут различаться обложки в формализованном и неформализованном интервью?
Тема 10
· Какие проблемы могут возникнуть с табу на раздавание авансов при мотивировании респондента? Всегда ли это действительно табу?
- Как быть, если интервьюер невольно все же 'раздал авансы'?
- Всегда ли сенситивное исследование может быть открыто?
- Полностью ли может быть открыто сенситивное исследование?
Тема 11
· Каковы критерии классификации данных, полученных от информантов?
- Как соотносятся по этим критериям интервью, фокус-группы и наблюдение?
- Какие функции может выполнять интервью по отношению к другим методам?
- Какие функции могут выполнять различные методы сбора данных по отношению к интервью?
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о 'качественной социологии' //Социологический журнал. 1994, N 2, C. 28-42.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Перевод Е.Руткевич. М.: Медиум. 1995
- Биографический метод в социологии: история, методология и практика/Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН. 1994.
- Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М.: 1916. Раздел 'Количественные и качественные анкеты'.
- Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология философии и социологии культуры / Отв.ред: П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.104-161.
- Веселкова Н.В. Теоретические основания и методологические принципы полуформализованного интервью / Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН. 1994.
- Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. N 3. С.103-110.
- Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М. 1994.
- Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С.95-107.
- Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
- Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука. 1993.
- Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
- Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Автореферат диссертации на соискание уч.степ. канд.социологических наук. М.: 1994.
- Иванов М. А. Беседа как метод социологии // Социологические исследования. 1989. N 4. С. 106-111.
- Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Калеро Г. Язык тела. Баку: Сада, 1992.
- Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
- Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.
- Кудрявский Д. Психология и языкознание. Юрьев: 1905.
- Лазар М.Г., Фирсов Б.М., Ядов В.А. Профессиональная мораль в социологии// Социологические исследования. 1988. N 2. С.102.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
- Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, N5-6.С.5-15.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.
- Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер.с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.
- Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.1. С. 111-121.
- Насенко Э.Л. О возможности оценки степени эмоциональной интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., февраль 1978. Л.: 1978. С. 152-154.
- Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в практику демоскопии / Изд. второе. Пер. с нем. Общая ред., вступ. и заключ. ст. д.ф.н., проф. Н.С.Мансурова. М.: "АВА-ЭСТРА", 1993.
- Профессиональный кодекс социолога // Социологические исследования. 1988. N 2. С.96.
- Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985.
- Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии//Социология: 4М, 1995. N5-6. С.190-213.
- Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальной науки. М.: Прогресс, 1972.
- Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении Отв.ред. В.Д.Шадриков, Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989.
- Фридрих В.,Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. Гл.1.44 / Пер.с нем. А.Г.Шестакова и И.Н. Марасанова. Общ. ред. и послесл. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.
- Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им.Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.Ш. С. 660-666.
- Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии (1881)//Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С.30-50.
- Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов//Социология: 4М, 1995. N 5-6. С.16-27.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука,1987. (Изд-во 'Самарский университет', 1995).
- Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М, N 1, 1991. С. 14-31.
- Banaka W. H. Training in depth interviewing. New York, 1971
- Benney M., Hughes E. C. On Sociology and the Interview. Ch.12 // Sociological Methods: A Sourcebook /Ed. by N.K.Denzin. Chicago: Aldine Publishing, 1970. P. 190-198.
- Bingham W.V.D., Gustad J. How to Interview. New York: Harper, 1953.
- Brenner M. Intensive Interviewing // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
- Brenner M. The Research Interview: Uses and Approaches // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
- Briggs Ch.L. Learning How to Ask: A sociolinguistic appraisal of the interview in science research. New York: Cambridge University Press, 1986.
- Bulmer M. (Ed.) Essays on the history of British sociological research. Cambrige: Cambrige University Press, 1985.
- Bulmer M. Social Science and social policy. London: Allen and Unwin, 1986.
- Bryman A. Quantity and Quality in Social Research. London: Heineman, 1988.
- Cannell Ch.F., Miller P.V., Oksenberg L. Research on Interviewing Techniques//Sociological Methodology, 1981, P. 383 -737.
- Converse J.M., Schuman H. Conversations at Random. Survey Research as Interviewers See It. New York: John Wiley & Sons, 1973.
- Denzin N.K. Sociological Methods: A Sourcebook. Chicago: Aldine Publishing, 1970.
- Donaghy W.C. The Interview: Skills and Applications. Dallas: Scott & Foresman, 1984.
- Douglas J.D. Creative Interviewing. Newbury Park: Sage, 1985.
- Fielding N.G., Conroy S. Interviewing child victims: police and social work investigations of child sexual abuse // Sociology. Vol.26. No.1. 1992. P. 103-124.
- Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. Illinois: The Dorsey Press, 1975.
- Harkess Sh., Warren C.A.B. The Social Relations of Intensive Interviewing: Conditions of Strangeness and Science // Sociological Methods and Research. 1993. Vol.21. N 3. P. 317-339.
- Homan R. The Ethics of Open Methods // The British Journal of Sociology. 1992. Vol.43. No.3. P. 321 - 332.
- Interviewing // International Encyclopedia of the Social Science. Vol.8. New York: Macmillan and Free Press, 1968. P. 149-176.
- Jones S. Depth Interviewing // Applied Qualitative Research / Ed. by R.Walker. Gower, 1985. P.П, Ch.1. P. 45-55.
- Kahn R.L., Cannell Ch.F. The Dinamics of Interviewing. Theory, Technics & Cases. New York: John Wiley & Sons, 1959.
- Kirk J., Miller M.L. Reliability and Validity in Qualitative Research. Sage University Series on Qualitative Research Methods, Vol.1. Beverly Hills, CA: Sage, 1986.
- Kuzel A.J. Sampling in Qualitative Inquairy//Doing Qualitative Research/ Ed. by Crabtree B.F., Miller W.L. Newbury Park: Sage, 1992. P.31-44.
- Lee R.M., Renzetti C.M. (Eds.) The Problem of Researching Sensitive Topics: an Overview and Introduction//Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 3-13.
- Lee R.M. Doing Research on Sensitive Topics. London, Newbury Park: Sage, 1993.
- Lidz Ch.W. 'Objectivity' and Rapport//The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences/ Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
- Lofland J. Analysing Social Settings//Intensive Interviewing. 1971.
- Madge J. The Tools of Social Science. An analytic description of social science techniques. New York: Anchor Books, 1965.
- May T. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 1993. P. 91-109.
- McCracken G. The Long Interview/ Qualitative Research Methods, Vol.13. Newbury Park: Sage, 1988.
- Merton K.M. The focussed interview and focus groups: continueties and discintinueties//Public Opinion Quarterly. 1987. Vol. 51. P.550-566.
- Molyneaux D., Lane V.W. Effective Interviewing: Techniques and Analysis. Boston: Allyn & Bacon, 1982.
- Morgan D. L., Spanish M.T. Focus Groups: A New Tool for Qualitative Research // Qualitative Sociology. 1984. No. 7(3). P. 253-270.
- Morgan D. L. Focus Group as Qualitative Research/ Qualitative Research Methods, Vol.16. Newbury Park: Sage, 1990.
- Phillips B.S. Social Research. Strategy and Tactics. New York: Macmillan, 1970.
- Phillips B.S. Sociological Research Methods: an Introduction. lllinois: The Dorsey Press, 1985.
- Phillips D.L. Knowledge From What? Theories and Methods in Social Research. Chicago: Rand McNally, 1972.
- Selltiz C., Jahoda M., Deutsch M., Cook S.W. Research Methods in Social Relations. New York: Holt, Rinehart, Winston 1962.
- Sieber J.E. The Ethics and Politics of Sensitive Research// Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 14-26.
- Smaling A. Varieties of Methodological Intersubjectivity - The Relations with Qualitative & Quanitative Research, & with Objectivity//Quality & Quantity N.26, 1992, P. 169-180.
- Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups: Theory and Practice/Applied Social Research Methods Series. Vol.20. Newbury Park: Sage, 1990.
- Survey Interviewing: Theory and Techniques / Ed. by T.W.Beed and R.J.Stimson. London: Allen & Unwin, 1985.
- The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences / Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
КУРС БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Автор: Мещеркина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'
Содержание курса
Литература
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|