|
Тема 9. Анализ языка тела и гендерИсследования в этой сфере (Цукерман, Липетс, Халл & Розентал, Валлботт и др.) в поисках ключа к личности через невербальную коммуникацию неоднократно констатировали неоднозначность интерпретации языка тела и взаимосвязи между формами выражения и значением. Эти проблемы подвигли других исследователей (Экман, Фриезен) к различению в коммуникативном поведении 1) интерактивно релевантного поведения и 2) информативного поведения (которое опосредует ключ толкования для воспринимающей личности, но может быть фальсифицирован). Было предложено различать и невербальную коммуникацию в собственном смысле и невербальное поведения. Шерер также указывал на важное отличие в "кодировании" невербального поведения, в противовес вербальному: если вербальное поведение всегда ориентировано во вне, дискретно и инвариантно, то в случае выразительного поведения можно исходить из ориентированного во внутрь, непрерывного и вероятного кодирования. Особенно важен момент вероятного кодирования: существует лишь вероятность соотнесения знака изменения. Т.е. сигналы языка тела неоднозначны и варьируются в зависимости от контекста. Предыстория исследований невербальной коммуникации в этологии и этнологии (Дарвин, Экман, Эфрон, Хьюес), в клинических наблюдениях (Фрейд, Ференци, Райх, Лоэб), психологии экспрессии (Штреле, Валлботт), исследовании семиотической коммуникации (Бердуайстел, Шефлен, Кендон, Гудвин). Современные исследования и лабораторные эксперименты с невербальной коммуникацией подтвердили следующие положения: 1) невербальное поведение играет центральную роль в сфере выражения эмоций. Удалось доказать универсалии мимического выражения и дифференцировать мимические образцы реакций; 2) невербальное поведение - важнейший индикатор межличностных установок; ориентирование тела и его положения отражают относительно однозначные индикаторы отношений статуса и симпатий между интерагентами; 3) утверждается, что могут быть обнаружены связи между качествами личности и ее экспрессивным поведением; 4) невербальное поведение играет решающую роль в управлении разговором и интеракцией. Гендерные измерения языка тела. Язык тела как сумма двух гендерлектов (по аналогии с диалектами), мужского и женского, участие концепта аттрактивности в поляризации гендерлектов (Бердуистелл), индентифицируемых либо с автономией, самосознанием и властью (мужественность), либо подчинением, самовниманием (женственность). Кодирование женского и мужского тела по одежде, прическе, дисциплине тела, мимике, жестикуляции, голосу, социально-проксемическому поведению. Ритуалы доминирования и подчинения, топология власти в пространственном измерении. Право на физический контакт в зависимости от гендерной практики социализации. Ритуализация и иерархия прав на прикосновение, отражающие не только социальную стратификацию, но и половой диморфизм. Тема 10. Технология биографического исследования Биографический метод наиболее уместен там, где объект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях, где поля социального действия закрыты для непосвященных, где в структуру анализа вплетена процессуальность течения жизни, различные темпоральные уровни происходящего. Полемика между Фишер-Розенталем, Бурдье и Будэ относительно того, что собой представляет биография - действительный социальный феномен, социальный артефакт или систему культурных символов, подлежащих реконструкции и декодировке. Своеобразие исследовательской логики в биографическом исследовании: речь не о частоте случаев, а о типологии различных вариантов в замеренных случаях, формировании обозримого репертуара возможностей. Предпосылкой служит утверждение, что социальные процессы выступают в обществе в обозримой вариативности. В то же время ярко контурированный случай может служить основанием для выделения типа или для фальсификациии уже существующей типологии. Выборка опрашиваемых - либо нацеленная на определенную социальную группу, либо 1) квотная по определенным признакам, 2) методом снежного кома, 3) методом насыщения (каждый случай отличен от предыдущих). Цель - возможно более полный набор контрастных вариантов. Методы измерения в зависимости от поставленной задачи: - лейтмотивное интервью, позволяющее лучше обеспечить сравнительность биографических материалов. Опасность "бюрократии лейстмотива"; - нарративное интервью в версии Ф.Шютце, наиболее разработанной в направлении гомологии рассказа пережитому опыту (к детализации, заключению образа и конденсации информации); - открытое интервью, приближенный к конверсационному анализу; - собирание биографического материала через конкурсы, объявления, возможности образовательных институтов. Транскрипция собранного материала как процесс создания текстуальной реальности. Точность фиксации варьируется от интереса к чисто содержательной, предметной строке до анализа коммуникативного поведения респондента в процессе интервью, его невербальных реакций (языка тела): 1) письменный язык, 2) литературная запись и 3) литературная запись с учетом невербальной коммуникации. Оценка полученных данных дифференцирована: 1) профильная оценка как отнесение, идентификация единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий; 2) содержательный анализ; 3) анализ процессуальных структур жизни на основе нарративного интервью (Шютце Ф.); 4) объективная герменевтика Овермана, реконструкция биографической конструкции Х.Буде; 5) конверсационный анализ; 6) психоаналитический подход к анализу биографических текстов. Содержательные сферы применения биографического подхода. Исследования Л.Нитхаммера о коллективном жизненном опыте и коллективной памяти. Работы М.Коли и Г.Роберта о процессах индивидуализирования и биографизирования. Исследования в сфере труда и индустриальной социологии Г.Брозе. Работы Ленца К. о молодежной субкультуре, Фишера-Розенталя об исторических своеобразиях немецкой биографии, и другие. Обзор отечественных исследований в биографическом направлении (В.Семенова, В.Головаст, К.Фотеева и др.). ЛИТЕРАТУРА ТЕМА 1 1. Baltes,Р.В.(1983).Life-span developmental psychology: observations on history and theory revisited. In: R.M.Lerner (Ed.), Developmental Psychology. Erlbaum, Hillsdal, N.Y., pp79-111.
ТЕМА 2 1. Bertaux.D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences. Beverly Hills, Sage 1981.
ТЕМА 3 1. Berger, P.L.& Luckmann, Т. (1969) Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit, Fischer, Frankfurt.
ТЕМА 4 1. Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.
ТЕМА 5 1. Mayring, P. (1990). Einfuhrung in die qualitative sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken. Psyckologic Verlags Union, Munchen.
ТЕМА 6 1. Freud, S. (1900) Die Traumdentung, Gesammeltewerke, vol.2-3, Fischer, Frankfurt.
ТЕМА 7 1. Oevermann, U. (1989) Objektive Hermeneutik - Eine Methodologic soziologischer Strukturanalyse. Suhrkamp, Frankfurt.
ТЕМА 8 1. Garfinkel, Н. (1973) Das Alltagswissen uber soziale und innerhalb sozialer Strukturen. In: Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hp.) Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Rowolt, Reinbeck, pp. 189-263.
ТЕМА 9 1. Duncan, S.D. & Fiske, D.W. (1977). Face-to-face interaction. Eribaum, Hillsdale, H.J.
ТЕМА 10 1. Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|