Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУРС МЕТОДИКА ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛОГИИ





Автор: Маслова Ольга Михайловна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН

Курс читается в рамках магистерской программы.

Планируемый объем курса: 20 часов аудиторной нагрузки

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. Полевые работы в структуре социологического исследования. (4 часа).

Этапы эмпирического социологического исследования. Понятие полевого исследования. Виды полевых исследований в зависимости от исходных теоретических посылок, целей и задач.

Полевые исследования в рамках количественного подхода. Полевые исследования на этапе формирования исходной концептуальной модели исследования: определение проблемы, предмета, эмпирического объекта (выборки), переменных, гипотез, методической стратегии. Пробные (пилотажные) полевые исследования на этапе разработки методик сбора эмпирической информации. Полевые работы на этапе сбора эмпирических данных в основном исследовании. Разделение труда в полевых работах, специализация, обучение и контроль качества работы исполнителей.

Специфика полевых работ в исследованиях качественной (понимающей) социологии: работа в стратегии исследования случая (Case Study)., основные принципы итерационного обоснования теории (Grounded Theory), непосредственная связь получения и интерпретации эмпирической информации, отсутствие разделения труда при сборе и интерпретации эмпирических данных (исследователь, интервьюер, интерпретатор - одно лицо). Принципы подбора случаев: пределы статистической репрезентативности и обоснования социальной типичности в методологии исследования случая.

ТЕМА 2. Методическая и организационная специфика пробных (пилотажных) исследований. (4 часа)

Методы полевого исследования проблемной ситуации. Поисковая (разведывательная) стратегия. Соотношение проблемы и проблемной ситуации. Неформализованные интервью с участниками проблемной ситуации. Неформализованное наблюдение организационных и поведенческих аспектов проблемной ситуации. Опросы экспертов, индивидуальные и групповые фокусированные интервью с участниками проблемной ситуации. Традиционный неформализованный анализ документов. Итоговый анализ полученных результатов: определение (или уточнение) исследовательской проблемы, исходных теоретических понятий, предмета, эмпирического объекта, формирование содержательных и методических гипотез.

Полевая апробация (пилотаж) методик сбора данных. Комплексные и локальные полевые пилотажи.

ТЕМА 3. Разработка программы полевого пилотажного исследования. (4 часа)

Априорный методический анализ качества вопросника и вопроса как исследовательского инструмента. Критерии оценки качества вопроса: логические, социо-лингвистические, социо-культурные (включая национально-культурные), психологические. Отбор вопросов для полевой апробации и разработка исследовательских процедур для пилотажа.

Организация и методы полевой апробации вопросника. Неформализованное наблюдение в условиях 'генеральной репетиции' полевого этапа исследования. 'Интервью об интервью' (с респондентом) - контроль понимания и восприятия респондентами пилотируемых вопросов и вопросника в целом. Интервьюер как источник методической информации: отчеты интервьюеров и их анализ; фокусированные интервью с интервьюерами (групповые и/или индивидуальные), неформализованные интервью с интервьюерами (нарративные и лейтмотивные). Подготовка интервьюеров-пилотов. Методический эксперимент в пробном исследовании: метод деления массива пополам для сравнительной апробации методических решений; 'перевернутые шкалы', сочетание открытых и закрытых формулировок вопросов для получения эмпирических данных по одной переменной; параллельное использование экспериментальных вариантов формулировок вопросов.

ТЕМА 4. Организационные и методические аспекты полевого этапа исследования. (4 часа)

Подготовка поля: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство, оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во время полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпирических данных). Подготовка комплектов методического инструментария для исполнителей: инструкций, заданий, списков адресов и др.

Отбор и обучение исполнителей: интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков и др. Эффект интервьюера и профилактика его негативных последствий. Контроль качества работы интервьюеров и других исполнителей: текущий оперативный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа (повторные и почтовые опросы и т. п.). Оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ. Оплата труда.

< часа). (4 исследования. пилотажного программы Разработка занятие:>

Априорный анализ качества вопроса как исследовательского инструмента: оценка вопроса по логическим, социо-лингвистическим, социо-культурным и психологическим критериям. Разработка заданий и методических процедур для полевой апробации отдельных методических решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев Я. У. Научные картины мира, рациональность и социологический дискурс.// Социологический журнал, 1994,? 1.

  1. Бергер П. Р. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 66-88, 89-113, 114-137.
  2. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994, 146.
  3. Бурдье П. Общественное мнение не существует. // Социология политики, М.: Социо-логос, 1993, с. 159-178.
  4. Бурлицкая М. Г., Петрова Л. Я. Стандартизированное интервью: проблемы организации. // Социологические исследования, 1997,? 10, с.131-137.
  5. Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: Анкил, 1999 226 с.
  6. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах. // Социологические исследования, 2000,?10, с. 118-124.
  7. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники. (Методический опыт качественного исследования) // Социологический журнал, 1998,?1/2
  8. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: социолог, интервьюер, респондент. // Социология: методология, методы, математические модели, (4М), 1996,? 7.
  9. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996, 172 с.
  10. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: 'Центр', 1998. 141 с.
  11. Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса. // Социология: методология, методы, математические модели. (4 М), 1996,?6.
  12. Исупова О.Г. Теоретические, правовые, и методические аспекты массовых опросов во Франции. // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых проектов 1992-1996). М.: ИС РосАН, с. 46-55.
  13. Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, 384 с.
  14. Клюшкина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа.// Социологические исследования, 1990,?1.
  15. Лютыньский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования. // Социологические исследования, 1990,?1.
  16. Маслова О. М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под ред. В.Г. Андреенкова и О.М. Масловой. М.: Наука, 1990, с.64-91.
  17. Маслова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования. // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых проектов. 1992-1996). М.: 1996, ИС РосАН, с.1-19.
  18. Маслова О.М. А по какому вопросу ты плачешь? (Социо-лингвистические факторы в социологическом опросе) // Литературное обозрение, 1990,?5.
  19. Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы. // Социология в России. Под ред. Ядова В.А. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998, с. 71-103.
  20. Мосичев А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований. // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых проектов. 1992-1996), М.: ИС РосАН. 1996, с.20-38.
  21. Мудрец Т.Б. Морев В.А. И мы начали играть. (Психологические методы обучения интервьюеров) // Социология: методология, методы, математические модели. (4М), 1996,?7.
  22. Назарова И. Б. Непроведение опроса и отказ от интервью. // Социологический журнал, 1998,? 1/2, с. 161-166.
  23. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. Пер. С нем. М.: Прогресс, 1978, и переиздания. Рекомендуемые разделы: Анкета. Зная источник ошибок, лучше понимаешь метод. (с.76-78),Обсуждение анкеты (с.94-104), Структура и последовательность. Анкета с хорошими манерами. (с. 104-107), Сколько может длиться интервью? (108-110). Глухой интервьюер (с.110), Примеры методических решений в анкете. (113-120), Работа с интервьюерами и проведение опроса, (193-233).
  24. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. (4М),1995,? 5/6, с.190-213.
  25. Селиванов О.В. Где найти интервьюера? (Опыт независимого центра изучения общественного мнения МП 'Наталья', г. Кемерово) // Социология: методология, методы, математическое моделирование.(4М). 1996, 1 7, с.167-171.
  26. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998, 289 с.
  27. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. Социо-логос. М. 1997.335 с.
  28. Ярская-Смирнова Е. Р. Социо-культурный анализ нетипичности. Саратов, Типография Поволжского межрегионального учебного центра, 1997, 269 с.
  29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998, 595 с.






Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.