Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 3. Практика качественных исследований в России





1. Современные тенденции российской социологии

2. Проблемные поля качественных исследований:

· инновационные процессы и социальные субъекты

  • конструирование культурных миров
  • динамика социальных процессов
  • социальная история
  • процесс социального “исключения”

Разбор примеров исследования в диалоговом режиме.

3. Специфика качественных исследований в России.

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА 1

1. Абельс. Романтика, феноменологическая социология качественные социологические исследования. Журнал социологии и антропологии, 1998, № 1.

  1. Американская социологическая мысль. Мертон Р.,Мид Дж., Парсонс Т., Щюц А. Тексты. М.: Международный ун-т бизнеса иуправления, 1996.
  2. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект пресс, 1996.
  3. Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Е.Мещеркиной, В.Семеновой. М., ИСАН, 1994.
  4. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. С.Петербург, 1997.
  5. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Под ред. М.М.Малышевой
  6. Голофаст В. Многообразие биографических повествований. Социологичееский журнал, 1995, 1.
  7. Козлова Н., Сандомирская И. “Я так хочу назвать кино”. Наивное письмо: Опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
  8. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., “Логос”, 1999.
  9. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. Москва: Институт социологии РАН, 2000.
  10. Омельченко Е. Другое поле. Харьков, 2000.
  11. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., Добросвет, 1998.
  12. Судьбы людей: Россия. XX век.Под ред. Е.Фотеевой. М., ИСАН, 1996.
  13. Шюц А. Структуры повседневного Социологический журнал, 1986, №6.
  14. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 1996.
  15. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ Саратов. Саратовский университет, 1997.

КУРС ВВЕДЕНИЕ В КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор: Петрова Лариса Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Спецкурс читается в формате месячного специализированного курса “Качественные методы в социологическом исследовании”

Планируемый объем курса: 20 часов аудиторной нагрузки, из них 6 часов практических занятий

Формы контроля: Предполагается единая для комплексного курса форма оценки – эссе. Однако сегмент курса заканчивается коллоквиумом, в ходе которого слушатели обсуждают дискуссионные вопросы курса, а преподаватель выясняет уровень усвоенных знаний. Заключительные эссе, которые слушатели готовят в течение всего курса, могут быть подготовлены и по проблемам данного сегмента.

Аннотация курса: Цель первого сегмента в комплексном курсе “Качественные методы в социологии” - рассмотрение особенностей обращения к разным методологическим основаниям социологического исследования в перспективе становления методов научного поиска.

Логика общего курса диктует необходимость вводного фрагмента, который закладывает основы понимания и рассмотрения качественных методов как в общем контексте научных исследований вообще, так и социологических, в частности. В связи с тем, что слушатели уже имеют определенный уровень подготовки, предполагаются активные методы работы – дискуссии, обсуждение, доклады и пр.

Разделение качественных и количественных методов социологического исследования рассматривается в контексте становления науки Нового времени из идеалов европейской культуры. В связи с этим уделяется внимание сравнительному анализу методов исследования социологии и других комплементарных наук – психологии, истории, этнографии, экономики. Обсуждаются основные принципы проведения качественного исследования с установкой на рассмотрение частных исследовательских практик в других сегментах курса.

Особое внимание уделяется формированию личной точки зрения слушателей на современное разделение качественных и количественных методов, выбор исследовательской парадигмы в конкретной поисковой ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1.

Цели и задачи курса, ожидания слушателей и возможности программы. Основания классификации методов социологического исследования. Традиция разделения качественных и количественных методов.

Знакомство группы. Обсуждение формата учебной работы. Вводное занятие – общие принципы качественной и количественной традиций. В зависимости от уровня слушателей – дискуссионная форма.

ТЕМА 2.

История социологических методов в контексте истории науки. Социокультурные истоки экспериментального метода в науке. Предпосылки возникновения и путей развития европейской науки Нового времени.

Теоретическое занятие. Цель – поиски ответа на вопрос о происхождении и судьбах качественных методов в науке.

ТЕМА 3.

Основа разделения качественных и количественных методов – методологическая установка исследователя. Позитивистская и интерпретативная социологические традиции. Идиографический и номотетический способы познания. Методологические поиски в современных исторических исследованиях. Эмпирические методы в экономике: средство принятия решения. Особенности психологического эмпирического исследования. Этнография: классические традиции и современный российский опыт. История качественных методов в отечественной социологии.

Теоретическое занятие. Цель – включение дискуссии о качественных и количественных методах в социологии в контекст общегуманитарных поисков идеальной исследовательской программы.

ТЕМА 4.

Процесс качественного социологического исследования: методологическая установка исследователя, выборка, полевые техники, анализ данных.

Теоретическое занятие с элементами дискуссии (в зависимости от уровня слушателей).

ТЕМА 5.

Коллоквиум: “Возможности и ограничения использования качественных методов в изучении современного российского общества” Доклады и обсуждения, основанные как на личном исследовательском опыте слушателей, так и на изучении литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

  1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 1.
  2. Батыгин Г.с., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии” // Социологический журнал. 1994. № 2.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для ВУЗов. Екатеринбург, 1998.
  4. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
  5. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. № 10.
  6. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.
  7. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. Том 14. № 2.
  8. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // СоцИс. 1992. № 8.
  9. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы: (По материалам "Круглого стола") // Социология: 4М. 1995.
  10. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии" // Социологический журнал. 1996. № 3/4.
  11. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
  12. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  13. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс. 2000. № 10.
  14. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991.

Дополнительная литература

1. Батыгин Г.С. Методология социологических исследований. М., 1996.

  1. Борисов В. Социология для самых маленьких // Рубеж 1996. № 8-9.
  2. Буравой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж. 1991. № 1.
  3. Быков В.В. Научный эксперимент / Отв.ред. Тюхтин В.С.; АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1989. 175 с.
  4. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: Обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 гг.). М., 1996.
  5. Визгин В.П. Аристотелевская теория тяготения: качественный подход // Природа. - М., 1982. N 4.
  6. Виноградский В.Г., Виноградская О.Я., Никулин А.М., Фадеева О.П. Жизнь Любы Курановской: семья, хозяйство, бюджет // Социс. 2002. № 1.
  7. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.
  8. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М.М. Малышевой. М., 1997.
  9. Волков Г.Н. Качественные и количественные методы в изучении науки // Кибернетика: Дела практические. Сб. ст. М., 1984.
  10. Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка // Новая и новейшая история. 1997. № 5.
  11. Дягтярев М.Г. Некоторые методологические проблемы применения количественных методов к познанию социальных явлений // Проблемы методологии познания природных и социальных явлений: Сб. науч. ст. М., 1984.
  12. Журавлев В.Ф. Методология качественного подхода в социологических исследованиях // Методология качественного подхода в социологических исследованиях. М., 1994. Рук. Деп. В ИНИОН РАН № 49647 от 6.10.94.
  13. Ильин В.В. Качественный метод исследования и системный подход // Проблемы диалектики. Л., 1982. Вып. 10.
  14. История экономических учений (современный этап): Учебник /Под общ. ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1999. 733 с.
  15. Калменкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Психологический журнал. 1998. № 5,6.
  16. Капканщиков С. Качественные и количественные методы политико-экономического исследования // Экон. науки. М., 1987. № 7. С. 66-71
  17. Качанов Ю.Л. Начало социологии. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: издательство “Алетейя”, 2000. 256 с.
  18. Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения “человеческих документов”, или размышления о значимости методологической рефлексии // Социс. 2000. № 9.
  19. Кононенко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов. // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 2.
  20. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Изд-во “Институт психологии”, 1997. 360 с.
  21. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  22. Купцова Е.А. О соотношении качественного и количественного аспектов статистического исследования // Социально-философские исследования и разработки. Л., 1985. ч. 2. с. 46-52 Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 19955 от 14.03.85.
  23. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  24. Маховская О., Бургос М. Пути социализации детей российских эмигрантов во Франции сквозь призму “историй жизни” // Психологический журнал. 2001. № 4.
  25. Методология качественного подхода в социологических исследованиях: (Сборник) / Под ред. Слепенкова И.М.; МГУ им. М.В. Ломоносова. Социол. фак. М., 1994. 183 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 49647 от 6.10. 94.
  26. Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований. // Практический маркетинг. 1998. № 8-9.
  27. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М., 1986.
  28. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. 1996. № 2.
  29. Нуркова В.В. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства // Психологический журнал. 1998. № 5.
  30. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М., СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
  31. Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. 354 с.
  32. Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива // Социс. 1975. № 3.
  33. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К обоснованию метода диалогического анализа случая // Вопросы психологии. 1997. № 2.
  34. Сусак В., Середа В. Программа курса лекций “Качественные методы социологических исследований” // Социология: теория, методы, маркетинг. Киев. 2001. № 4.
  35. Толстова Ю.Н. Идеи моделирования, системного анализа, “качественной” социологии: возможности стыковки (На примере метода репертуарных решеток) // Социология: 4М. 1997. № 8.
  36. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М., 1996.
  37. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  38. Фоломеева Т.В., Богомолова Н.Н. Фокус-группа как метод социально-психологического исследования. М., 1997.
  39. Шаляпина С. Методология качественного подхода в социологических исследованиях. Как вы оцениваете...? // Методология качественного подхода в социологических исследованиях. М., 1994. С. 79-88 Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 49647 от 6.10.94.
  40. Шенгра Ф. Теория и смысл исследования // Социс. 1995. № 11.
  41. Шуклина Е.А. Вопросы методики социологического исследования самообразования // Социс. 2000. № 10.
  42. Ядов В.А. Стратегии социологического исследования. М., 1998.
  43. Якубович В.В. Качественные методы или качество результатов? // Социология: 1995.






Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.