Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Скульптура головы Аристотеля





 

У Аристотеля справедливое и законное совпадают. Право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения», - полагал Аристотель. Право вообще Аристотель называл «политическим правом», так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по Аристотелю, отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях. Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (воле-установленное). В учении Аристотель эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Аристотель определяет как такое, которое «везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». К условному праву Аристотель относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у Аристотеля понимается все то, что позже стало обозначаться термином «позитивное (положительное) право». В концепции Аристотеля существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. Аристотель считал, что правители подвержены чувствам, закон же – «уравновешенный разум». Историческая заслуга Аристотель заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве.

Марк Ту́ллий Цицеро́н (3 января 106 до н. э. — 7 декабря 43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

 

Бюст Цицерона

Понятие права Цицерон, как и многие другие римские юристы, выводил, из идеи мирового, всеобщего закона природы. Право - это искусство добра и справедливости.

Цицерон решал, наряду с другими вопросами, и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера», – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы.

Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением». Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. «Частной собственности, — заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы». Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения.

Римские юристы не отделяли еще право от нравственности. Они считали источником права мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов и право граждан (цивильное право).

Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами.

Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях физиократов, английского философа, основателя либерализма Джона Локка, французского писателя, мыслителя и композитора Жана-Жака Руссо, французского мыслителя эпохи Просвещения (XVIII век), правоведа Шарля Луи де Монтескьё, французского философа-просветителя, писателя Дени Дидро, русского мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева и др.

Физиократы — представители классической буржуазной политической экономии во Франции. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694—1774 гг.).

Франсуа Кенэ

 

Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» или «естественному праву». Франсуа Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.

Идеологи борьбы буржуазии против абсолютизма выдвинули идею объективности и закономерности общественного развития, рассматривая общество как живой организм, экономическую жизнь общества — как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности, а общественные формы — как физиологические формы, т. е. вытекающие из естественной необходимости самого производства и не зависящие от воли, политики, формы правления. От государства стали требовать, чтобы оно перестало рассматривать общество как пассивную массу, а признало неприкосновенными личное достоинство гражданина, его права.

Итак, прежнему полицейскому государству было противопо­ставлено правовое государство. Новые объект управления, задачи управления и достижения в других науках привели к тому, что возникла новая концепция и соответствующая модель управления правовым государством.

В правовом государстве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов.

Методологической осно­вой концепции управления правовым государством послужили:

- учение И. Канта о государстве как союзе под юридическими нормами,

- учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, обоснованное Т. Гоббсом,

- учение идеологов буржуазной политэкономии Ф. Кенэ, А. Смита и Д. Рикардо,

- представителей манчестерской школы политэкономии и

- теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.

 

КАНТ Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской академии наук (1794).

По Канту, правовое государство – такое государство, где соблюдены все естественные права и где не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов. У Канта нет термина «правовое государство», но идея правового государства вытекает из всей его правовой теории.

Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как форму правления).

Иммануил Кант

По Канту главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712 — 2 июля 1778) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

Жан-Жак Руссо

Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли.

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле «общественный договор» выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как «царство разума», как выдвигаемая им общественно-политическая программа.

Руссо считал, что суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

И сегодня трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо актуален, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.

Английский философ Томас Гоббс, британский педагог и философ Джон Локк и французский мыслитель Жан-Жак Руссо являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали сильно отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защищал авторитарную монархию, Локк защищал либеральную монархию, в то время как Руссо защищал либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.

Как уже отмечалось ранее,методологической осно­вой концепции управления правовым государством послужили учение И. Канта о государстве как союзе под юридическими нормами, учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, обоснованное Т. Гоббсом, а также учение идеологов буржуазной политэкономии Ф. Кенэ, А. Смита и Д. Риккардо, представителей манчестерской школы политэкономии и теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.

СМИТ Адам (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Адам Смит

 

Адам Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.

РИКАРДО Давид (1772-1823), английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости; стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества.

Давид Рикардо

т

Манчестерская школа в политической экономии — направление экономической мысли, возникшее в конце 30-х годов XIX в. Выражала интересы промышленной буржуазии, требующей полной свободы частной предпринимательской деятельности и ограничения фискальной роли государства. Создатели и руководители школы — английские экономисты и политические деятели Ричард Кобден и Джон Брайт.

Манче́стер (англ. Manchester) — город на Северо-Западе Англии, графство Большой Манчестер. Наряду с Лидсом, Шеффилдом, Ливерпулем и Лондоном Манчестер был одним из центров Промышленной Революции. В настоящее время Манчестер — крупный культурный, промышленный, финансовый, коммерческий и транспортный центр страны.

Ричард Кобден (англ. Richard Cobden, 3 июня 1804, Данфорд-Фарм, близ Мидхерста, Суссекс — 2 апреля 1865, Лондон) — английский политический деятель, лидер фритрейдеров.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.