Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молитва Учителям линии преемственности Шести йог Наропы





О прославленный драгоценный коренной Учитель, Прошу, воссядь на лотосовом цветке в моём сердце, Всемилосердием своим меня коснувшись, Даруй мне сиддхи тела, речи и ума.

Чакрасамвара, вездесущий владыка мандалы великого блаженства,

Тилопа, полностью раскрывший в себе тождество блаженства и пустоты,

Наропа, воплощение самого Херуки,

Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Марпа, жемчужина в короне ваджрадхар, Миларепа, достигший ваджрной нерушимости, Гампопа, глава всего ваджрного семейства, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Пагмо Друпа, великий владыка всех живых, Джигтен Сумгон, наставник живых существ, Речунгпа, податель всеобщего благополучия, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Джампапел, владыка переводчиков,

Сонам Вангпо, великий толкователь Дхармы,

Сонам Сенге, знаток грамматики и логики, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Янгцева, постигший смысл сказанного в священных книгах,

Бутон Ринчендруб, мудрейший среди мудрых, Джампапел, великий мудрец и сиддха, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Драгпа Вангчуг, наделённый оком Дхармы,

Всеведущий дхармараджа Лобсанг Драгпа (Цонкапа),

Кхедруб Дже, великий наследник Дхармы,

Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Преподобный Басо Чогьен, известный

совершенством разума, Чокьи Дордже, достигший полного

освобождения, Лобсанг Дондруб, ставший великим наставником

для всех,

Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Сангье Еше, искоренивший неверные толкования, Всевидящий Лобсанг Чокьи Гьялцен, Дамчо Гьялцен, отбросивший все иллюзии, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Вангчуг Менкхангпа, тайный йогин, Нада, явивший великий тайный путь, Нгаванг Джампа, хранитель тайных сокровищ, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Еше Гьялцен, святой наставник, Нгаванг Тенпа, знаток всех учений Будды, Еше Тензин, ставший учителем Тантры для всех, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Манджушила, воплощение всех будд, Майтри, что привёл глубокие учения Будды

к расцвету, Келсанг Тензин, великий сын Будды, Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Чокьи Дордже, опытный наставник всех живущих,

Твёрдо уяснивший, что смысл тантры —

в неразделимости метода и мудрости,

Воспитавший свой ум методом, вобравшим глубокие достоинства пути,

Молю тебя даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Падма Дордже, раскрывший последний секрет — тайну тайн!

Скитаясь с места на место, но ни разу не покидая однонаправленное созерцание,

Ты стал высшим повелителем махасиддхов, проникшим в окончательный смысл.

Молю тебя даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

О коренной гуру-триратна Дечен Ньингпо!

В тебе заключены все главные и тонкие каналы,

Ты воплощаешь героев и дакинь, всех учителей линии преемственности.

Молю тебя даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Чакрасамвара, вездесущий владыка великого блаженства,

Верховная дакини Ваджраварахи, подательница четырёх блаженств,

Герои и дакини, не расстающиеся с высшим блаженством,

Молю вас даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Непостоянная жизнь быстротечна подобно молнии в небе,

Всё, что накоплено в сансаре, придётся оставить навсегда.

Так пусть же это понимание повернёт мой ум к Дхарме!

Благословите мою твёрдую решимость достичь

освобождения. Мои прежние матери отдали мне все свои душевные

и физические силы,

В бесчисленных жизнях превозмогая боль и терпя

ради меня лишения. Да раскроется моя бодхичитта, да воспылает мой

сострадательный порыв освободить их! Благословите моё запредельное восхождение по пути

бодхисаттвы.

Благословите меня раскрыть в себе постоянное

и естественное благоговение И преданность милосердному учителю, источнику

всех сиддхи!

Да сохраню я в чистоте все принятые мною обеты, И да сберегу я как зеницу ока все посвящения, что получил.

Всё возникающее проявляется как мандала йидама. Путём познания великого блаженства, свободным

от умопостроений, И постижением природы всех вещей Да придёт мой ум к созреванию!

Внешними и внутренними методами да втяну

я чистые ветры В центральный канал и раздую там огонь туммо. Благословите меня достичь вместерождённого

блаженства, Что возникает от прикосновения к тающей

кундалини. Пусть вашим благословением мой сон,

останавливающий грубый ум и дыхание, Станет ясным светом блаженства-пустоты,

И да возникнет всё желаемое беспрепятственно Как проявление иллюзорного тела в сновидениях, подобных видениям бардо.

Когда, достигнув великого блаженства вместерождённого ясного света, Из чистого бинду восстану я в виде йидама с супругой И раскину волшебную сеть — майяджалу, Благословите меня обрести единение в этой жизни.

Когда сила кармы приблизит мою смерть. Благословите меня безошибочно распознать

материнский и сыновний ясный свет, Чтобы, проявившись в бардо в виде самбхогакайи, Я мог, принимая чудесные образы, наставлять живых

существ.

Благословите меня обрести плод йоги

переноса ума В Чистые земли дакинь через отверстие брахмы. Благословите достичь совершенства и в йоге

переселения сознания В ту обитель скандх, что я выберу сам.

Пусть сострадательная забота славного Херуки,

Его супруги и дакинь трёх миров,

Устранит внешние и внутренние препятствия

 

и создаст благоприятные условия. Благословите быстро завершить обе стадии

высшего пути.

Да будет только благо!

Краткая молитва к линии передачи учения

Великий Ваджрадхара, Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа и Учитель Дхармы Гампопа, Пагмо Друпа, победоносный Дрикунгпа, К вам взываю, учители моей традиции и линии передачи туммо.

О коренной гуру-триратна Дечен Ньингпо,

В тебе заключены все главные и тонкие каналы,

Ты воплощаешь героев и дакинь, всех учителей линии преемственности, Молю тебя даровать мне мудрость блаженства-пустоты.

Шесть йог Наропы вобрали в себя сотни тысяч потоков

Сокровенного нектара сущности отцовских и материнских тантр. Благословите же меня в этой жизни достичь совершенства В каждом из высших достижений этого

блистательного учения.

Часть первая

Шесть йог Наропы

Тантра и внутренний огонь

Будда учил пути Пробуждения на самых разных уровнях в соответствии с разнообразием нужд и способностей живых существ. Для проповеди самого сокровенного учения, известного теперь как Тантра, или ваджраяна, он предстал в своём тайном облике — в образе Ваджрадхары. Ваджраяна — это самое быстрое средство достичь полного освобождения.

Общеизвестное учение Будды, сутраяна, называет вожделение причиной человеческих проблем и призывает избегать его. А вот в учении Тантры эта же самая страсть может быть задействована на пути к Пробуждению. Опираясь на мощное самоотречение, великое сострадание бодхичитты и правильное понимание шуньяты, практики Тантры используют энергию своего наслаждения как средство: в глубокой созерцательной концентрации — самадхи; они объединяют эту энергию с мудростью, постигающей пустоту. В итоге зарождается мудрость вместерождённого великого блаженства, которая и приводит к полному освобождению.

В Тантре мы имеем дело с удовольствием и наслаждением, а не с болью. Тот готов практиковать тантру, кто способен совладать с удовольствием, то есть знает, как наслаждаться, не теряя головы. Уметь использовать наслаждение — главное для тантриста. Тантра — не для тех, кто постоянно чувствует себя несчастным: у таких нет источника радости и наслаждения, а значит, и использовать нечего. В тантрической практике мы работаем с энергией своего человеческого тела. Этот ресурс состоит из шести частей: четыре первоэлемента, или махабхуты (Земля, Вода, Огонь и Воздух), каналы тонкой нервной системы и капли блаженства кундалини, которые находятся в этих каналах3. Человеческое тело — это настоящая золотая жила для практика тантры, наше драгоценнейшее достояние.

Казалось бы, чего ещё нам не хватает? А не хватает нам искусного метода, умения использовать эту энергию, заставить её работать не только для удовлетворения неуклонно растущих потребностей в удовольствиях повседневной жизни, но и для обретения полной и окончательной удовлетворённости — абсолютного освобождения. Нам не хватает практики внутреннего огня.

Внутренний огонь — это первый из предметов курса тантрических практик, известных как Шесть йог Наропы. Остальные пять — это: йога иллюзорного тела, йога ясного света, йога переноса ума, или пхова, йога переселения сознания в другое тело, йога промежуточного состояния, или бардо. Темой рассмотрения в этой книге станет в основном йога внутреннего огня.

На тибетском мы говорим, что внутренний огонь — это ламкьи мангдо, «основополагающий камень пути». Он является основанием и для обретения иллюзорного тела, и для постижения ясного света, и вообще для всех сокровенных тантрических практик дзогрима, этапа завершения. Позже я расскажу об этом подробнее, а если в двух словах, то речь идёт вот о чём. Для достижения Пробуждения мы используем практику внутреннего огня: она приводит все ветры, или жизненные энергии, циркулирующие внутри тела, к тому, чтобы они вошли, успокоились и растворились в центральном канале. Это даёт опыт вместерождённого великого блаженства, которое является не привычным ощущением наслаждения, а глубоким переживанием за пределами наших представлений. Процесс объединения этого великого блаженства с мудростью, постигающей пустоту (шуньяту), в итоге приводит к единству иллюзорного тела и мудрости абсолютного ясного света и, в конце концов, к полному Пробуждению.

Внутренний огонь по-тибетски называется туммо, что в буквальном переводе означает «свирепая». Тум переводится как «свирепый, яростный»; частица мо, используемая в тибетской грамматике как окончание женского рода, здесь означает мудрость недвойственности. Туммо — это свирепая практика, потому что она уничтожает все предрассудки и заблуждения, и женская, потому что позволяет тончайшему уровню нашего сознания овладеть мудростью вместерождённого великого блаженства. В этом заключается главная цель тантрической практики, и внутренний огонь поможет нам в её достижении. Созерцание внутреннего огня весьма подходит для западного менталитета, потому что западные люди — материалисты, им нравится работать с энергией. Вы любите играть с энергией, приводить её в порядок, всячески изменять и контролировать, управлять ею. Именно это и составляет содержание практики внутреннего огня, однако разница в том, что здесь вы играете со своей собственной внутренней энергией, с находящимся внутри вас источником наслаждения.

А ещё западные люди обожают мгновенный результат. Вы ожидаете этого от любого вложения средств или усилий. Что ж, внутренний огонь — именно то, что вам нужно. Это прямой путь к тому самому просветлению, о котором вы столько слышали. Это предельно простой процесс: он удобен для исполнения, научно обоснован и очень логичен. Чтобы метод внутреннего огня работал, вам даже необязательно верить в то, что он доставляет блаженство; вы просто выполняете практику и получаете результат.

В отличие от ламрима — этого постепенного, детального описания пути к Пробуждению, — который доставляет удовлетворение больше религиозным способом, внутренний огонь является скорее научным, поскольку такая реализация вообще не требует слепой веры, очень быстро представляя доказательства своей эффективности. Если действовать правильным образом, то переживание придёт само, автоматически. И здесь нет никаких обычаев, молитв и ритуалов. Практика внутреннего огня имеет дело непосредственно с вашей собственной внутренней реальностью: вы просто увеличиваете силу кундалини и энергию жара, которые у вас уже есть. Это удивительная сила, пробуждающаяся в вас подобно вулканическому взрыву.

Философия и методы ламрима представлены в интеллектуальной форме и могут до некоторой степени убедить вас кое в чём чисто логически. Но такая убеждённость подобна облаку в небе — до первого ветерка. Когда она ещё на месте, вы крепки, а ваша духовная практика сильна. Но как только облако тает в небесной синеве, вы теряете уверенность, и практика ослабевает. После того как вы привыкли во всём сверяться с ламримом, услышать, что главным путём к полному освобождению является созерцание внутреннего огня, — значит, оказаться в совершенно ином измерении.

Внутренний жар нужно «попробовать на зуб»! И если, практикуя другие виды созерцания, достичь результатов порой бывает очень непросто, то, занимаясь туммо, вы быстро и самым ощутимым образом убедитесь в том, что процесс пошёл. Прогресс вас сразу очень удивит. Практикуя внутренний огонь, вы скоро начнёте думать: «Ну и что ещё мне нужно? Нет другого пути!» Все остальные методы покажутся вам второсортными. И пусть сутраяна, например, во всех деталях объясняет созерцательные методы ухода в глубины самадхи, но ничто в её подходе не идёт ни в какое сравнение с практикой внутреннего огня, которая дарует взрыв недвойственной мудрости, бурную вспышку блаженства. Нет слов, конечно же, контролировать эмоции или созерцать Будду — вовсе не плохо, но это не может привести к величайшей реализации вместерождённой мудрости высшего блаженства.

Внутренний огонь — как главный вход в пещеру сокровищ Али-Бабы, где есть всё, что нужно, для невероятных, захватывающих дух достижений. В практике туммо пронзается самый центр вселенной нашего тела, а потому она исключительно эффективна для обретения всех и всяческих духовных реализаций. На деле обычному уму, погрязшему в концепциях, не счесть, не охватить всего того, что даёт внутренний огонь! Туммо — это тайный ключ ко всем дверям, ведущим к Пробуждению.

Если бы мы даже смогли оставаться в самадхи двадцать четыре часа в сутки на протяжении трёх недель, то услышали бы лишь суровую отповедь Миларепы: «Да без толку всё это! С моим созерцанием внутреннего огня это и рядом не лежало». Именно так он ответил Гампопе в их первую встречу, когда тот поделился с великим йогином впечатлениями от своей медитации. Уж, наверное, у Миларепы была веская причина для такого заявления. Он вовсе не преувеличивал в целях пропаганды мощь внутреннего огня. И не было у него пристрастности, он давно оставил все виды мирского соперничества. Миларепа сказал только то, что сказал: даже многодневное пребывание в глубоком нерушимом самадхи — ничто в сравнении с созерцанием внутреннего огня. Внутренний огонь ни с чем нельзя сравнить. Лично мне нравится созерцание внутреннего огня. Я не претендую на какие-то там особые достижения, но я попробовал, и у меня нет сомнений. Медитация туммо совершенно убедит и вас. Она полностью изменит ваши представления о реальности. Через созерцание внутреннего огня вы окончательно уверуете в тантрический путь.

Тантра совершенно необходима именно в наши дни, ведь это пора невероятного множества омрачений и отвлекающих иллюзий. Конечно, в нашей жизни случаются и удачи, но неприятностей всё же больше, вот тут-то нам и пригодится ядерная энергия внутреннего огня, которая, как ураган, просто сметёт ваши растерянность и уныние. И вообще, без тантрической практики Пробуждение невозможно, так-то вот!

Вряд ли созерцание внутреннего огня получится у вас сразу. Могут быть и негативные ощущения вроде нестерпимого жара, бросающего вас в пот. И всё же мне верится, что даже подобные препятствия всё равно важны, так как наглядно показывают мощь вашего ума. Утверждается, что созерцать внутренний огонь может каждый. Если раньше вы никогда этого не делали, то медитация может показаться сложной, но на самом деле это не так. Возможно, кто-то из начинающих подумает: «Неужели и я смогу так созерцать? Ведь я не семи пядей во лбу, ну какой из меня йогин? Да и карма подкачала, что там говорить… Разве мне можно заниматься такой сокровенной практикой?» Не смейте думать о себе в таком ключе! Истинные возможности человека подчас скрыты от его глаз: а ну как в прошлой жизни вы уже были великим практиком туммо? И пусть даже ваш ум в данный момент пребывает во власти омрачений — в один прекрасный день семена благой кармы созреют, ваш скрытый потенциал внезапно проявится и вы достигнете успеха в созерцании.

Взять хоть того же Миларепу. Едва ли вы скопили больше худой кармы — ведь в молодости он перебил кучу народа! Однако его внутренняя сила помогла ему развить совершенное отречение, совершенную бодхичитту, совершенное воззрение и наконец реализовать Шесть йог Наропы. И тогда Миларепа распрощался с сансарой.

Жизнь Миларепы — отличный пример для всех нас. Кроме грехов его молодости, конечно. Оглянитесь на окружающий мир. Порой те, кто добивается успеха в сансаре, кто, казалось бы, усиливает неблагую карму, всё же весьма успешны в своём прорыве к Освобождению. И наоборот, сансарным неудачникам порой ничего не светит и на Пути.

Короче, я хочу сказать: никто не знает, чего можно ожидать от людей, на что они порой бывают способны. Смелее же! Приложите все усилия для того, чтобы заняться созерцанием внутреннего огня. Даже если у вас не всё получится, вы приобретёте бесценный опыт, а это уже немало.

 

А теперь давайте посвятим энергию нашего намерения всем без исключения живым существам, пожелаем, чтобы они постигли сущность Тантры и раскрыли в себе единство безграничного блаженства и недвойственной мудрости.

Это посвящение весьма существенно, оно не просто очередной экзотический тибетский ритуал. Накопив в своём уме энергию положительного настроя, мы принимаем решение разделить её с другими.

Итак, породите в себе мысль: «Отныне и навсегда я всё сделаю для того, чтобы быть самому себе источником наслаждения. Я постараюсь создать себе благоприятные условия, поднося другим большую часть моих лучших качеств и энергии блаженства. Пусть же этот радостный дар приведёт меня и всех живых существ к величайшим духовным достижениям».

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.