Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проверка управления качеством





При внедрении управления качеством одной из наиболее важных задач является регулирование этого процесса и выявление слабых мест. В результате проверки управления качеством система управления качеством должным образом оценивается и представляются рекомендации по устранению недостатков.

Проверка управления качеством предусматривает проведение анализа функционирования системы управления качеством, методов обеспечения качества на предприятии, управления выполнением работ по субподрядам, методов рассмотрения рекламаций потребителей и внедрения обеспечения качества на каждом этапе производства, начиная с разработки нового изделия. Одним словом, такая проверка предусматривает определение эффективности системы управления качеством.

Категории проверок управления качеством:

1. Проверка заказчиком системы управления качеством на предприятии поставщика.

2. Проверка управления качеством в целях сертификации.

3. Проверка управления качеством на соответствие критериям, установленным для присуждения премии Деминга за трудовые успехи и медали за успехи в управлении качеством.

4. Проверка управления качеством консультантом.

Помимо проверки управления качеством в последнее время практикуется проведение проверки системы комплексного управления качеством, предусматривающей анализ функционирования всей системы управления. Под эту категорию подпадают и критерии, установленные для присуждения премии Деминга за трудовые успехи:

1. Политика и задачи.

2. Организация и ее функционирование.

3. Обучение и степень его распространения.

4. Сбор информации, ее распространение и применение.

5. Анализ.

6. Стандартизация.

7. Контроль.

8. Обеспечение качества.

9. Результаты.

10. Планы.

Премия Деминга может присуждаться отдельным лицам за достигнутые результаты в управлении качеством и применении статистических методов. Премия Деминга может присуждаться отдельному отделу или небольшому предприятию. Фирмы, представившие заявки на присуждение данной премии, получают независимо от результатов проверок замечания и рекомендации комитета, касающиеся эффективных и неприемлемых сторон деятельности фирмы, и конструктивные предложения.

В Японии премии Деминга присуждаются уже более 30 лет, и их популярность неизменно растет, поскольку присуждение премии свидетельствует об эффективности функционирования системы управления качеством на фирме.


РАЗДЕЛ 2. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

 

Тема 13. Сертификация продукции

Вопросы: [лекции – 4 ч.]

Понятие о сертификации

Основные принципы и правила сертификации

Органы по сертификации продукции (работ, услуг)

Понятие о сертификации

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимым инстру­ментом, гарантирующим соответствие показателей качества продук­ции требованиям нормативно-технической документации (НТД) и стандартам, является сертификация.

«Сертификация» в переводе с латинского — «сделано верно» (certum — верно, facere — делать). Чтобы убедиться, что продукт труда «сделано верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно полу­чить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнан­ным способом такого доказательства служит сертификация соответ­ствия.

Установление соответствия показателей (параметров) качества продукции заданным требованиям сопряжено с се испытаниями.

Под испытанием понимается техническая операция, заключаю­щаяся в определении одного или нескольких показателей (парамет­ров) качества продукции в соответствии с установленной процеду­рой. Испытания осуществляются в испытательных лабораториях, причем этот термин употребляется по отношению как к юриди­ческому лицу, так и к техническому органу.

Систематическую проверку степени соответствия заданным тре­бованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают технический контроль.

При оценке соответствия наиболее достоверными являются результаты испытаний «третьей стороной» — лицом или органом, не зависящим ни от поставщика (изготовителя), ни от покупателя (по­требителя).

С оценкой соответствия связаны проверка (измерение) соответ­ствия, надзор за соответствием и обеспечение соответствия.

Проверка соответствия — это подтверждение соответствия продукции (процесса, услуг) установленным требованиям посред­ством измерения.

Надзор за соответствием — повторная оценка с целью убедить­ся в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответство­вать установленным требованиям.

Обеспечение соответствия — процедура, результат которой — заявление изготовителя, гарантирующего, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям. Применительно к про­дукции это может быть:

- заявление изготовителя (поставщика) о соответствии, то есть его письменная гарантия в том, что продукция соответствует задан­ным требованиям;

- сертификация — процедура, посредством которой третья сто­рона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга со­ответствуют заданным требованиям, то есть характеристикам, уста­новленным НТД.

Термин «заявление поставщика о соответствии» означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сооб­щает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа.

Заявление изготовителя, которое также называют заявлением-декларацией, содержит следующие сведения: адрес изготовителя продукции, обозначение изделия и дополнительную информацию о нем, наименование, номер и дату публикации стандарта, на кото­рый ссылается изготовитель продукции, указание о личной ответ­ственности изготовителя за содержание заявления.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение являет­ся независимым, оно дает гарантию соответствия заданным требова­ниям и осуществляется по определенной процедуре.

Сертификация считается основным достоверным способом дока­зательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным тре­бованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертифика­ции, различаются в зависимости отряда факторов: законодательства, касающегося стандартизации качества и непосредственно сертифи­кации; особенностей объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода испытаний и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе серти­фикации.

В общем виде система сертификации включает следующие элементы:

- центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам (Госстандарт либо другие органы исполнительной власти);

- правила и порядок проведения сертификации;

- нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

- процедуры (схемы) сертификации;

- порядок инспекционного контроля.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Любая система сертификации использует стандарты (междуна­родные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Информация о соответствии стандартам необходима покупателям, страховым компаниям, правительственным органам для самых раз­ных ситуаций, связанных с продуктом труда. В системах сертифика­ции третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте труда.

Сертификат соответствия — это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, его отдельным разделам или конкретным характеристикам (показателям качества) продукта, что четко оговаривается в самом документе. Инфор­мация, представляемая в сертификате, должна обеспечивать возмож­ность ее сравнения с результатами испытаний (измерений парамет­ров), на основе которых он выдан.

Знак соответствия — это защищенный в установленном поряд­ке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная про­дукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен оп­ределенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Знаком соответствия товар маркируется и в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта.

Обычно в системах сертификации действуют правила по приме­нению знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование зна­ка соответствия выдается органом по сертификации.

Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке. Первым та­ким знаком был всем известный «знак качества». Позже были созда­ны зарегистрированные в установленном порядке знаки соответ­ствия, которыми по правилам, установленным в данной системе сер­тификации, подтверждается соответствие маркированной продукции установленным требованиям (рис. 15).

Рисунок 15 – Варианты изображения знака соответствия

 

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом.

Применение знаков соответствия регламентируется конкретной системой сертификации согласно правилам, устанавливаемым Госстандартом. Эти правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации.

В настоящее время наступает новая фаза интеграции стран Европейского сообщества (ЕС), которая затрагивает вопросы сертифика­ции продукции и маркировки изделий, соответствующих требова­нием европейских норм и стандартов. В качестве единичного знака соответствия принят знак «СЕ», изображенный на рисунке 16.

Рисунок 16 – Знак соответствия в системе сертификации ЕС

 

Комиссия ЕС в качестве основных критериев применения знака «СЕ» определила следующие:

· знак должен применяться исключительно для индикации соответствия существующим директивам и поэтому он полностью заменяетвсе национальные законодательства, относящиеся к этой области;

· знак должен означать или показывать, что продукция и/или производитель соответствует существующим требованиям, что производитель провел необходимые действия по оценке соответствия и продукция может быть размещена на рынке без ограничения;

· знак должен проставляться на продукцию, однако особыми директивами может разрешаться размещение знака на упаковке или сопроводительной документации;

· знак должен проставляться при соответствии продукции всем требованиям. Если продукция подпадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие всем затрагиваемым директивам;

· знак не должен указывать на директивы и/или стандарты, ко­торым соответствует продукция. Эта информация должна содер­жаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;

· после знака «СЕ» третьей стороне рекомендуется проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие, и две послед­ние цифры года простановки;

· так как знак «СЕ» означает соответствие продукции законода­тельству Европейского сообщества, национальные знаки остаются, но они не отражают соответствие законодательству ЕС.

Таким образом, знак «СЕ» — единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС.

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС становят­ся фактором конкурентоспособности. Их уже можно встретить на продукции ряда ведущих промышленных компаний мира. К этому же должны стремиться и отечественные промышленники.

Для удовлетворения спроса потребителей на информацию о про­дукции, поступающей на международный рынок, в последние деся­тилетия (в Европе — с 1977 года) стало широко применяться штрихо­вое кодирование, с помощью которого может быть зашифрована ин­формация о некоторых, наиболее существенных параметрах продукции.

В настоящее время европейская система кодирования EAN (European Article Numbering) применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандарти­зованы. Штриховые коды предназначены для считывания сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вво­дят информацию о товаре в компьютер.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядпый и 8-разрядный, представляющие собой сочетания штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис. 17 и 18). Так, 13-разрядный код состоит из кода страны-изготовителя или про­давца продукции (две или три первые цифры), кода предприятия-из­готовителя (следующие пять цифр), кода самого товара (следующие пять цифр) и контрольного числа для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

Рисунок 17 – 13-разрядный код EAN Рисунок 18 – 8-разрядный код EAN

Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно представляет лицензию на использование данных кодов. Например, Франция для обозначения своей страны получила диапазон 30-37, Италия — 80-87. Для некоторых стран предусмотрены трехзначные коды: 520 — Греция, 789 — Бразилия, 460 — Россия, 474 — Эстония, 599 — Венгрия, 481 — Беларусь.

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя предусмотрен регистрационный номер продукта). Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

Вопросами штрихового кодирования занимается внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической иденти­фикации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и идентификации товаров.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.