Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 4. Рисковое (венчурное) финансирование нововведений





 

Чем выше ожидаемый финансовый риск, тем труднее предпринимателю получить у банков, промышленных компаний или отдельных частных инвестиционных фондов недостающие для осуществления задуманного проекта средства и тем жестче будут условия предоставления кредита.

Однако в современных условиях интенсивного научно-технического развития и предприниматели, непосредственно выступающие инициаторами новых проектов, и крупные промышленные компании, и государство отчетливо осознают, что отказ от инвестиций в освоение нововведений означал бы на практике куда больше финансовые потери. Поэтому они пошли по пути создания таких экономических механизмов, которые бы, с одной стороны, содействовали внедрению в производство новейших достижений НТП, а с другой стороны, позволяли бы сводить и минимуму финансовый риск отдельных инвесторов.

Одним из таких механизмов является рисковое (венчурное) финансирование нововведений. Венчурный механизм сыграл важную роль в реализации многих крупнейших нововведений в различных областях деятельности. Некоторые организации, начавшие свой рост при помощи рискового финансирования, за сравнительно короткий срок превратились в лидеров основных направлений НТП.

В то же время многие давно существующие крупнейшие промышленные компании широко используют венчурный механизм финансирования для усиления собственного научно-технического потенциала, диверсификации производства, выявления и освоения наиболее перспективных научно-технических разработок, выполненных как в своей стране, так и за рубежом.

Финансирование рискованных предпринимательских проектов вряд ли можно назвать новыми экономическим явлением. Практически любое помещение частных средств в различные организации с целью получения прибыли неизбежно сопряжено с риском. Однако венчурные капиталовложения имеют все же ряд отличительных особенностей от традиционных банковских операций.

 

    1. Распределение финансового риска между
    предпринимателем и инвесторами
     
венчурный   2. Сильная ориентация инвесторов на новые
механизм   перспективные направления НТП
     
    3. Активное участие инвесторов в управлении
    на всех этапах становления новой организации

 

4. В случае рисковых капиталовложений кредит предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов или прочих активов организации. Более того, с самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов. Потребность в кредите такого рода обычно возникает у мелких предпринимателей, изобретателей, ученых или инженеров, когда они пытаются самостоятельно реализовать новые идеи, не получившие еще технического или коммерческого воплощения. Перед ними встает дилемма – продать идею заинтересованной организацией или же доводить ее до практической реализации собственными силами. Хотя первый путь и распространен, он, как правило, ведет к снижению доли дохода в случае коммерческого успеха. К тому же крупные компании обычно отдают предпочтение совершенствованию выпускаемой продукции. Поэтому создатели нового зачастую избирают второй путь, организуя собственную организацию и превращаясь, таким образом, в предпринимателей. В этом случае они возлагают на себя широкий круг задач, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Решить все эти задачи можно лишь при наличии определенного штата сотрудников и финансовых ресурсов, которые обычно превышают пределы возможностей отдельных мелких предпринимателей. Эти обстоятельства вынуждают искать дополнительные средства. Платой за них является предоставление права на использование новой технологии, новой продукции или, что наиболее характерно для финансовых операций с рисковым капиталом, - весомый пакет акций создаваемой организации. Поскольку каждый последовательный этап на пути к внедрению новшества, как правило, требует новых и значительных инвестиций, созданная организация вынуждена привлекать в дальнейшем финансовые средства за счет выпуска своих акций в открытую продажу на рынке ценных бумаг. При этом первоначальные инвесторы организации получают возможность сбыть свою долю акций и не только вернуть предоставленную ранее организации сумму, но и получить прибыль, заметно превышающую доходы от традиционных финансовых операций. Именно сверхприбыль, извлекаемая из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций, служит основной целью большинства венчурных фондов. Одно важное исключение из этого положения составляют крупные корпорации – инвесторы рискового капитала. Их цель – не столько спекуляция акциями, новой организации, сколько получение непосредственного доступа к разрабатываемой технологии и контроль за ее распространением. В случае успешной апробации разработки такая корпорация может поглотить новую организацию и стать полновластным хозяином новшества. Таким образом, осуществление рисковых капиталовложений становится элементом стратегической политики большого бизнеса в освоении достижений НТП.

5. Инвесторы рискового капитала постоянно следят за тенденциями развития науки и техники, реагируют на малейшие изменения в экономической политике и конъюнктуре рынка.

6. Инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита и активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

За последние 4 десятилетия выработались и получили распространение несколько практических форм осуществления рисковых капиталовложений. Простейшая из них сводится к непосредственному перечислению средств от инвестора к создателям мелкой инновационной организации. Более сложные формы включают ряд дополнительных звеньев, появляющихся в целях снижения степени риска и разделения между группой инвесторов возможных убытков в результате неудачных капиталовложений. Все эти формы не исключают, а дополняют одна другую, обеспечивая достаточно большую тактическую гибкость в финансировании нововведений.

Хотя механизмом рисковых капиталовложений допускается прямая связь между инвесторами и создателями новой организации, на практике такая форма используется, главным образом, крупными инвесторами, да и то на более поздних и потому менее рискованных стадиях нововведений. В большинстве же случаев инвесторы идут на кооперацию, образуя совместный венчурный фонд, от имени которого осуществляются рисковые капиталовложения. Подобный фонд имеет статус финансового партнерства с ограниченной ответственностью. Его участники получают прибыль или несут убытки пропорционально первоначально вложенному капиталу.

Осуществление финансовых операций в условиях повышенного риска предъявляет особые требования к управлению венчурными фондами. В этой связи развитие рискового предпринимательства с самого начала шло по пути формирования института профессиональных управляющих, получающих специальное вознаграждение по итогам деятельности фонда.

Широкое распространение в США нашли специализированные венчурные организации, которые берут на себя управление одним или несколькими фондами рискового капитала. Часто такие организации, зарекомендовавшие себя в глазах инвесторов, выступают инициаторами создания новых фондов. Их услуги обычно ежегодно оплачиваются в размере 2-3% общего объема фонда рискового капитала в течение 7-12 лет, на которые рассчитано существование фонда. После реализации программы рисковых капиталовложений полученный фонд делится так, что на долю венчурной организации приходится от 20 % до 30 % всей прибыли, даже если ее первоначальный финансовый взнос в управляемый венчурный фонд составил только 1% всех капиталовложений.

Особое место в системе рисковых капиталовложений играют крупнейшие промышленные корпорации. Каждая крупная корпорация сталкивается с опасностью того, что перспективные нововведения, освоенные в сфере мелкого и среднего бизнеса, станут достоянием ее конкурентов и помогут им нарушить в свою пользу сложившееся соотношение сил на внутреннем или мировом рынках. Кроме того, появляется реальная возможность отставания в новых направлениях НТП, наверстать которое гораздо легче в начальный момент времени. К тому же венчурное финансирование превращается для корпораций в один из путей диверсификации производства на случай ухудшения положения в традиционном бизнесе.

Внося относительно небольшие средства в освоение нововведений в малых инновационных организациях, крупные компании не только получают доступ к новой технологии, но и одновременно могут позволить себе отложить до поры до времени организацию аналогичных исследований и разработок в собственных лабораториях.

Обычно выделяют триорганизационных формы, которые преимущественно используются крупными корпорациями при осуществлении рисковых капиталовложений:

· Участие в качестве партнера с ограниченной ответственностью в фондах, учреждаемых и управляемых профессионалами венчурного бизнеса (не требует больших капиталовложений и особых навыков управления венчурными операциями, доступ к нововведениям, подготовляемым 10-15 мелкими инновационными организациями, доступ к проектам, которые рассматриваются, но затем по различным причинам отвергаются управляющими венчурных фондов, знакомство с деловыми качествами отдельных управляющих, ученых, инженеров или изобретателей, с тем, чтобы переманить некоторых из них в свои лаборатории и функциональные подразделения) - недостаток этой формы заключается в ее пассивном характере (возможности вмешательства в деятельность венчурного фонда лимитированы рамками долевого участия, отсюда, невозможность контролировать в необходимой мере инвестиционную политику управляющих венчурного фонда и пользоваться исключительным правом на результаты НИОКР финансируемых мелких инновационных организаций).

· Квазисамостоятельная дочерняя венчурная организация, основной фонд которой образуется за счет средств корпорации (управляющие являются служащими корпорации или нанимаются из числа квалифицированных специалистов в области рисковых капиталовложений) – недостатки заключаются в том, что при относительной автономии венчурной организации требуется тщательное согласование ее инвестиционной политики со стратегическим курсом развития корпорации, возникают трудности с выбором между альтернативными по своим возможностям нововведениям, требуется оказание помощи различного вида в процессе становления малой инновационной организации.

· Прямое финансирование деятельности мелких инновационных организаций (характерно - наибольший риск, т.к. исключаются обычные механизмы разделения убытков в случае неудачной реализации нововведения, но и более высокая отдача в случае коммерческого успеха).

Одна из наиболее интересных особенностей организации рисковых капиталовложений заключается в действующем механизме поэтапного финансирования нововведений. Появление такого механизма продиктовано необходимостью привлечения дополнительных средств по мере освоения того или иного нововведения и становления инновационной организации. Вместе с тем механизм поэтапного финансирования позволяет снизить степень риска путем разделения расходов на различных стадиях освоения нововведений, а также дает возможность дифференцировать размеры получаемой в конечном итоге прибыли.

 

Рисунок: Механизм поэтапного финансирования нововведений

 

Прибыль


 

 


1. 2. 3. 4. 5. 6. время

 
 

 

 


Убытки

7. – достартовое финансирование

8. – стартовое финансирование

9. – этап начального расширения

10. – этап быстрого расширения

11. – подготовительный этап

12. – этап обеспечения ликвидности рисковых капиталовложений


 

7. Достартовое финансирование предполагает финансовую поддержку для проведения работ по теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости своей идеи. На этом этапе осуществляются предварительные исследования и разработки, оценивается потенциальный рынок для новой продукции, готовится план деятельности будущей организации. Этап может длиться от нескольких месяцев до одного года и в среднем требует от инвесторов новой организации капиталовложений в размере до 300 тыс. долларов. Это наиболее рисковые инвестиции, так как достоверная информация, позволяющая определить жизнеспособность предлагаемого проекта, практически отсутствует. Как правило, в конце этого этапа отбрасывается около 70 % новых идей. В то же время принятые идеи приносят инвесторам, вошедшим в дело на этом этапе, наиболее высокую прибыль.

8. На этом этапе практически завершается работа по организации нового предприятия и подбору основных сотрудников, близятся к завершению разработка и испытание прототипа нововведения, а также изучение потребностей рынка. Руководители организации уже располагают формальным планом бизнеса, который служит основой для проведения переговоров с инвесторами рискового капитала. Новая организация нуждается в финансировании для того, чтобы приступить к выпуску и реализации своей продукции. В некоторых случаях необходимы расходы на дополнительные исследования и разработки. Этап занимает около года и обычно обходится инвесторам в сумму до 1 млн. долларов. Из-за высокой степени риска часто практикуются совместные капиталовложения нескольких венчурных инвесторов.

9. Этап начального расширения предполагает переход инновационной организации к практической деятельности по коммерческому освоению нового вида продукции или услуг. В это время организация нуждается в рекламе, укреплении своей репутации у потребителей, преодолении конкуренции, создании сети сбыта товарной продукции, организации и совершенствовании управления производством. Прибыли от реализации продукции еще не обеспечивают на этом этапе финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. В то же время имеющиеся активы организации не служат надежной гарантией для получения кредитов от банков. Т.о., предприниматели снова прибегают к услугам инвесторов рискового капитала. Этап может занять несколько лет и требует для нормальной деятельности новой организации нескольких миллионов долларов. Поэтому в финансировании нововведений обычно принимают участие несколько венчурных фондов.

10. Если предыдущий этап завершается удачно, за ним следует этап быстрого расширения, на котором организации необходимы значительные средства для увеличения производственных мощностей, оборотного капитала, улучшения системы сбыта, а также для совершенствования выпускаемой продукции.

11. После того как организация достигла стадии быстрого расширения и стала приносить прибыль, вероятность ее банкротства существенно уменьшается. Теперь она может воспользоваться заемными средствами из традиционных источников финансирования. Привлечение новых инвесторов рискового капитала, как правило, прекращается. Подготавливаются условия для выпуска акций новой организации на рынок ценных бумаг. Эта работа занимает, по крайней мере, три месяца и может стоить порядка 300 тыс. долларов и более.

12. На этом этапе происходит выпуск акций и продажа их на рынке ценных бумаг.

Основная часть рисковых капиталовложений (приблизительно 2/3) обычно приходится на первые три этапа финансирования. Продолжительность полного цикла рисковых капиталовложений в одну организацию меняется в широких пределах. Однако в большинстве случаев этот срок составляет 5-10 лет.

Т.о., непременным условием рисковых капиталовложений является предоставление финансовых средств без выплаты процентов и погашения долга в течение достаточного длительного периода времени. Поэтому рисковые фонды предпочитают идти по пути совместных инвестиций, что значительно снижает риск отдельных вкладчиков.

 

 

Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности

Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.

Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

§ реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники

§ создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению

§ разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования

§ совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала

§ разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетическом комплексе

§ создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты

§ формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов

§ образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи «прорывным» проектам

§ формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий

§ разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачи государственной инновационной политики:

§ обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики

§ обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности

§ сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований

§ углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями

§ перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Важнейшие принципы государственной инновационной политики:

§ опора на отечественный научный потенциал

§ свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики

§ стимулирование развития фундаментальных научных исследований

§ сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ

§ создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности

§ создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны

§ интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней

§ защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства

§ обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею

§ развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства

§ формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений

§ повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов

§ пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности.

В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:

§ заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности

§ заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов

§ возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности

§ обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков

§ обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

В качестве негативных сторон прямого государственного регулирования можно отметить:

§ неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.

§ субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений

§ замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок

§ концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии

§ неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

§ выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран

§ обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных центров

§ обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов

§ создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами

§ развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств

§ поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок

§ введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности

§ создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах

§ создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

§ аккумулирование средств на научные исследования и инновации

§ координация инновационной деятельности

§ стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции

§ создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности

§ кадровое обеспечение инновационной деятельности

§ формирование научно-инновационной инфраструктуры

§ институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора

§ обеспечение социальной и экологической направленности инноваций

§ повышение общественного статуса инновационной деятельности

§ региональное регулирование инновационных процессов

§ регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. Основные задачи Совета:

§ информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом

§ разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации

§ анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам

§ подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам

§ участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.

Миннауки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. Основные задачи данного органа исполнительной власти:

§ организация научно-технического прогнозирования

§ выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники

§ разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов

§ разработка государственных научно-технических программ и проектов

§ методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ

§ финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения

§ создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности

§ формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур

§ создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований

§ обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.

Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.

Госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики. Комитет участвует в разработке структурной и научно-технической политики в промышленности, разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию предпринимательства. Конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе России. Госкомпром имеет право определять перспективные направления исследований в промышленности, участвовать в распределении финансовых ресурсов на их исполнение, в согласовании получения, распространения и использования результатов научных исследований и разработок, техники и инноваций.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

Рисунок: Структура механизма государственного







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.