Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «Художественная культура стран Востока. Древнейшая культура Индии. Буддийское искусство».





Периоды развития индийской культуры:

  1. III- IIв. до н.э.додинастический период, хараппская цивилизация. Назван по по месту обнаружения древнейших городских поселений: Хараппа, Мохенджо-Даро. Здесь были найдены орудия из бронзы, меди, камня.

- Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок.

- Высокого развития достигли гончары и ювелиры.

- Наиболее совершенной была система водоснабжения и канализации.

- В городах строятся двух- и трёхэтажные здания из обожженного кирпича строго перпендикулярно, углы домов закруглены на перекрёстках; были специальные помещения для омовения в жилых домах и городская «баня» с бассейном и подогревом воздуха, библиотеки, залы для собраний, концертные залы.

- Письменность насчитывала 400 пиктографов (рисунчатое письмо) и слоговых знаков. Найденная линейка содержала десятичную систему деления. Цифры (арабские цифры).

- Скульптура выполнена в технике набухающей скульптуры (мужской торс и танцовщица).

- Печати-штемпеля квадратной формы с короткой ручкой на обратной стороне, выполненные из фаянса, слоновой кости, украшенные изображением единорога, бизона, слона, тигра и надписью.

- О религиозных воззрениях известно мало, т.к. храмовых помещений не удалось найти. Но изображения богини-матери, мужского божества – прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитание животных и растений, омовения, могилы, урны позволяют говорить о наличие религиозных ретуалов. Исчезновение цивилизации связано с землетрясением, разлив реки Инд.

 

  1. Iв. до н.э. – ведическийот названия Веды – религиозно-философские песнопения.

-В связи с вторжением на территорию Индии ариев стало развиваться сельское хозяйство: рис, кунжут, сахарный тростник.

- Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

- О религиозных верованиях ого времени дают представление Веды, написанные на санскрите – один из основных древнеиндийских языков, отличающийся нормализированной грамматикой, которую создал учёный брахман (жрец) Панини. Основу индуизма составляют 4 сборника: Риг-Веда (сборник гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Позднее ведическую культуру дополниликомментарии –Упанишады, Араньяки. К древнейшим преданиям и легендам относятся 2 эпические поэмы: Махабхарата, состоящая из 107 тыс. двустиший, и Ромаяна – 24 тыс. двустиший – это священные книги, содержащие руководство для решения религиозных, философских, моральных вопросов. Герои – Кришна иРама, они являются аватарами (воплощение) бога Вишну. Мифология насчитывает 33 земных, атмосферных и высших бога. Бог Индра – сила, плодородие, мужское начало. Бог Варуна – судья и хранитель закона. Бог Агни – бог огня. Бог Сома – бог дождя. Наряду с ними действуют 3 бога и нндуизма:Брахма, Шива, Вишну. По Ведам, мир создан из тысячеглазого, тысяченогого, тысячеголового первочеловека Пуруша, расчленённого богами. За порогом смерти - царство бога мёртвых Ямы. В загробной жизни человек получает новое тело, встречается с предками, душа перевоплощается. Жертвоприношения представляли собой пир.



- Литература того времени содержит сведения из различных областей знаний: земледелия (удобрения, шелководство, севообороты, вредители растений), медицины (перечень болезней, целебные травы – 760, анатомия, патологии, терапия), геометрия (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремёсел (гидравлические машины), военная техника (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (положение звёзд).

3. I - VIв. н.э. – буддийский период, квлючающий «классическое искусство» империи Гуптов. Буддизм – самая ранняя мировая религия, основатель – Сиддхартха Гаутама, уйдя от цивилизации, впав в нирвану, стал Буддой ( просветлённый, пробуждённый к новой жизни). Центральным в учении считается «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения. В конце пути свобода и озарение – нирвана. Создаётся учение об аде и рае. Пышно оформляются церемонии и процессии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств. Правитель династии Муарьев Ашока провозгласил буддизм государственной религией.

-формы деревянных хижин – круглые, овальные. Культовое сооружение – ступа (куча земли, камней), при Ашоке было построено около 80 ступ (50 тонн, 50 метров) с указами о повиновении властям и слугах царя, родителям и старшим.

- Держава Гуптов – последнее рабовладельческое государство в этой стране, т.к. теперь земли сдавались за плату частью урожая.

- Астрономы делили год на 12мес по 30 дней, через каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из 3 сезонов по 2 мес. в каждом, была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

- основы тригонометрии и алгебры, извлечение квадратного и кубического корней, число «пи», арифметические прогрессии.

- Химикам была известна термическая обработка металлов, дестилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, препаратов из ртути, медиками использовалось обезболивание.

- Выдвигалась идея о шарообразности Земли и её вращении.

- Развивалось строительство из камня, металла (колонна 7,25м)

- Пещерные храмы – продолговатые залы с 2 рядами колонн и ступой, помещённой в закруглённом конце зала напротив входа.

 

4. VII – VIIIв. – средневековое государство индуизма.Кастовый строй, касты – замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие наследственных занятий и профессий, обладали внутренней администрацией. Отверженные – метельщики улиц, уборщики нечистот, палачи, бывшие рабы, работники кладбищ.

- триада богов: Брахма - творец, созидатель Вселенной (рождается из золотого .

яйца, плава.щего в первобытных водах, силой мысли делит яйцо на 2 половины и создаёт землю и небо, он разделяется на женскую и мужскую ипостаси, после чего создаёт растения, животных и т.д.. брахма красного цвета, 4 лица и туловища, 8 рук, в которых он держит 4 Веды, лук, жемчужное ожерелье, сосуд с водой, ложку и лотос, передвигается на лебеде, живёт на горе). Вишну – хранитель мирового порядка (четырёхрукий юноша синего цвета в жёлтой одежде, держит раковину, палицу, лотос и чакру – бумеранг, лежит на спине тысячеголового змея, в конце каждого мирового цикла он погружается в сон, когда просыпается, из его пупа вырастает лотос, из которого появляется Брахма). Шива – воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель (имеет 4-5 лиц, 4 руки с зажатыми трезубцем, луком, сетью, топором, посередине 3-й глаз, шея синяя, вокруг тела огненное полукружие, ездит на быке). В основе лежит идея о перевоплощении душ – сансара, происходящим в соответствии с законом воздания – карма за добродетельное или дурное поведение. Святыми считабтся корова, лотос, река Ганг, змея.

- Вырубленные из скалы сооружения – ратха, учитывались светотеневые контрасты (солнечный свет, эффект динамики), 108 поз танца, эротические сцены.

- Театр

 

 

Занятие №4

Тема «Культура Китая».

Китай – самая большая и обособленная из цивилизаций, она формировалась на территории Восточной и Центральной Азии.

Миф о происхождении Вселенной

Из хаоса появился первый человек Паньгу, по мере роста которого произошло отделение неба от земли, а части тела дали начало космическим явлениям и рельефу: дыхание – ветер, голос – гром, левый глаз – солнце, правый-луна, конечности – стороны света, локти, колени, голова – 5 священных гор, кровь – река, волосы – деревья, паразиты – люди. Срединное царство в форме квадрата, находилось в центре земли (Поднебесная). 5 ориентиров в пространстве – пятичленная модель мира с небесным владыкой центра Хуан-ди «жёлтый император» и владыками сторон: планета, первоэлемент, время года, цвет. Повелитель востока Фуси соответствовала планета Юпитер, дерево, весна, зелёный свет. Запад – Шаохао – Венера, металл, осень, белый цвет. Юг – Янь-ди – Марс, огонь, лето, красный цвет. Север – Чжуаньсюй – Меркурий, вода, зима, чёрный цвет. Все мифические персонажи отождествлялись с реальными людьми.

Концепция счастья – летучая мышь (фу) – долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

 

3 вида культа:

1. Они верили, что жизнь – это творение божественной силы, что всё находится в движении и меняется при столкновении Света и Тьмы. Им был свойственен культ природы: духи гор, земли, рек, луны, дождя.

2. Начиная с XVIII в. до н.э. появилось обожествление царской власти, для его обозначения используется тот же иероглиф, что и для верховного божества.

3. Очень сильным был культ предков, основанная на том, что и после смерти человек может вмешаться в жизнь человека. Отсюда традиция хоронить рабовладельца со слугами и рабами, оружием, драгоценностями, утварью.

 

В середине I в. до н.э. в Китае формируются 3 идеологических направления:

 

Даосизм Конфуцианство Моизм Буддизм
Возник в VI-Vв. до н.э. Основатель: Лао-цзы, книга «Книга о Дао и дэ». Суть: Дао – единый закон, которому подчинён весь мир, духовное начало, перерождающееся в дэ-достоинство человека. Центральная проблема – учение о бессмертии. Абсолютное дао – жизнь-это иллюзия, смерть-возвращение к истинному бытию бессмертной души. В мире всё бесконечно и переходит со временем в свою противоположность. Умирая, человек сохранял внешний облик и на том свете. Выдвигали теорию недеяния, т.е.пассивное созерцание человеком всего окружающего. Не исключали наличие богов, но исключали жертвоприношения. Впоследствии он стал смесью шаманства, колдовства, астрологии, демонологии. Возник в VI-Vв. до н.э. Основатель: Кун-цзы (Учитель Кун). Добродетели: верность, почитание родителей, уважение старших. Суть: каждому человеку отведено своё место в жизни, отрицается насилие, утверждается авторитет правительства. Его учение-свод правил, моральных установок, в основе которой лежит культ повиновения старшим по возрасту и должности. Боги делились на 3 категории: высшая-верховное божество, владыка земли и предков императора. Средняя-боги солнца, луны, ветра, дождя, Конфуций и 188правителей прошлого. Низшая-боги войны, огня, духи земли, рек, покровители городов. Во II-I в. до н.э. она становится государственной религией Китая. Возник в V в. до н.э. Основатель: Мо Ди. Выступали против конфуц-ва: наследственная аристократия. Идея всеобщей любви и взаимной пользы. Подвергались гонениям и преследованиям. Возник на рубеже нашей эры. Пришёл из Индии. Суть: пассивность, отказ от радостей жизни, подавление желаний, которые приводят к страданиям. Дух вечен, материальный мир не существует самостоятельно.

 

Регламентация быта

Мужчина нёс службу, подчинялся главе рода. Женщина должна быть смиренна и послушна мужу.

Торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шёлковые одежды, носить оружие, ездить по городу в колеснице или верхом. Для общества, подавляющего людей, естественной была уверенность в правильности официальных истин. Отсюда склонность к догматизму (линия) и конформизму (сходный). Это приводило к пассивности мысли.

Наука

Математика:

  1. понятие отрицательных чисел
  2. дроби, их сокращение
  3. задачи на проценты
  4. арифметическая прогрессия
  5. составление системы уравнений

Астрономия:

  1. 12 месяцев, месяц-4недели (II в. до н.э.)
  2. дали названия 28 созвездиям (V в. до н.э.)
  3. составление звёздного каталога из 800 планет (IV в. до н.э.)
  4. описание солнечных пятен, затмений

Медицина:

1. наркотики

2. иглоукалывание

3. прижигание

Литература

1. Бурное развитие письменности характерно для первых веков нашей эры, насчитывается около 18 тыс.иероглифов. китайцы первыми создали словари, основанные на тематическом принципу.

2. Великим изобретением было изготовление бумаги (Цай Лунь, 105г.н.э.). самые древние книги: «Книга песен» (300стихов и песен), «Книга перемен». Первый поэт Цюй Юань, его продолжатели: Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь:

 

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнёт она, словно над дорогой лёгкая пыль…

Я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собрались под единою крышей,

Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,

Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мною,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

 

Где-то в южной стране эта девушка скромно живёт,

И лицо у неё схоже с персиком нежным и сливой.

Утром бродит она у Чандзяна стремительных вод,

А у берега Сян выбирает ночлег сиротливый.

Только люди вокруг равнодушны к её красоте.

Для кого же тогда улыбаться открыто и ясно?

А короткая жизнь приближается к горькой черте.

Увядает краса – и она разрушенью подвластна.

 

 

Поэты новой эры: Лу Цзя, Цзя И, Цзи Канн.

Историки: Сыма Цянь, автор «Исторических записок», Бань Гу («История»). Они дают точную характеристику эпохам, хронологию событий, жизни императоров.

Архитектура

1. Дома строились в 2-3 этажа. Типичным было здание из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей и крышей с поднятыми вверх краями и чётко обозначенным карнизом – пагода.

2. Построено более 700 дворцов, самый большой вмещал 10000тыс.человек.

3. В 221-207г. до н.э. начали строить Великую китайскую стену, 4тыс. км

4. Столичный город был обнесён стенами, ориентирован по оси север-юг и делён на 2 части , в каждой из которых пролегло 10 7-километровых улиц, а с востока на запад 14 9-километровых. В конце – ворота. Ядром города служил Запретный город из площадей, парадных покоев, садов и водоёмов. Рядом – Императорский город с административными зданиями, к востоку располагались монастырские и торговые кварталы. Внутренний город составляли рынки, дворцы, жилые кварталы.

Музыка

  1. Ещё до нашей эры китайцам были известны более 20 муз. инструмента: барабан, бубен, дудка, колокольчики, духовые из бамбука, глины. На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке («Юэцзи»).
  2. Была создана придворная музыкальная палата Юэфу, при дворе содержали также танцовщиц, но они были представителями низших социальных слоёв.

Прикладное искусство

  1. Изготовление бронзовых зеркал, украшенных резьбой (кость, нефрит). Монеты делали из нефрита, который почитался как золото и серебро.
  2. Совершенствовалась художественная керамика, в IV в.н.э. – фарфор.
  3. Лаковые изделия
  4. Шёлк

 

Театр

Виды театрализованных зрелищ: цирковые представления, акробатические танцы, выступления мимов, музыкально-драматические программы, театр кукол и теней. Сюжеты черпались из народных сказаний и мифов, актёры были из низшего сословия, но к ним относились как к медиумам – посредникам между богами и людьми. Появились декорации – стул-гора, флажок с рыбками-река, веер-легкомысленность. Цель – очистить зрителей от влияния злых духов. Главные зрители – боги.

 

 

Занятие №5

Тема «Культура Японии».

В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное установление порядка сопровождалось появлением богов – ками, не имеющих половых признаков. Позже появились Идзанаки и Идзанами, имеющих антропоморфный облик и обладающих способностью рождать богов. Они перемешивали воду копьём и в результате создали твердь, а затем породили духов. Идзанами удалилась в царство мёртвых, Идзанаки сотворил 3 богов, все они родились из воды: Аматэрасу – старшая дочь – богиня солнца и плодородия, прародительница императоров. Цукуёми – бог луны и ночи. Сусаноо – бог ветра и моря. По легенде, внук Аматэрасу, принц Ниниги, сошёл на землю, получив в подарок ожерелье, зеркало и меч – символы японской власти.

Периоды развития:

  1. эпоха первобытно-общинного строя (IVв. До н.э. – VIв. н.э.) – культуры Дзёмон, Яёй, Кофун.
  2. стадия феодализма: раннее Средневековье (VII- XIIвв) – эпохи Нара и Хэйан; зрелое Средневековье (XII –XVIIвв) – культуры Камакура и Муромати; позднее Средневековье (XVII- XXвв) – культура Эдо.

Древнейший период в развитии японской культуры начинается с IV-I в. до н. э. и называется Дзёмон – «след верёвки» (связано с распространением глиняных ритуальных горшков, декор на которые наносился с помощью верёвки; каменные фигурки в виде инопланетян). В Vв. до н.э.-IVв. н.э. в результате переселения на Японские островаземледельческих племён, разводивших рис, появилась культура Яёй.Строились храмы-амбары, они считались жилищами богов. Перед ними совершались мистерии «первого колоса», связанного с легендой о нисхождении Ниниги; отливались колокола – дотоку, покрывались магическими знаками. Выделение в мифах божества Аматэрасу совпало со временем образования первого государства Ямато, в истории – Кофун(IV-VIвв) – по сооружению гигантских императорских гробниц-курганов в виде замочной скважины, вокруг – водоём в виде подковы. Ограда из глиняных статуэток ханива –фигурки домашних животных и боевых коней, людей: музыканты, слуги, воины, жрецы. 10 000 курганов. Самый крупный – кофун Хасихакана острове Кюсю, его размеры 278 м, где захоронен Ямато. После чего сложился культ тэнно-божественного императора, вместившего в своё тело божественный дух и единолично имевшего право на кунитама – божество – покровителя страны.

На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны (Тихий океан). Отличительной чертой архитектуры является лаконизм и простота. Мифология синто («путь богов»), основу которой составили представления о ками – духах природы, не имеющих зримого облика. Моления, обряд очищения и празднества составили основу религиозного ритуала. Большую роль сыграл император Тэмму, который счоздал гос.совет по вопросам религии, установил религиозные праздники и контролировали храмы. Эпоха реформ вызвала появление первого столичного города – Фудзивара кё. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершённость формы.

 

Занятие №6

Самостоятельная работа по теме «Восточная культура»

I вариант II вариант III вариант

1. Религия Индии 1. Религия Китая 1. Религия Японии

2. Наука Китая 2. Наука Японии 2. Религия Индии

3. Искусство Японии 3. Искусство Индии 3. Искусство Китая

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.