ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.





 

1. Функции политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Политическая партия и её основные функции.

4. Партийные системы и их типы.

5. Основные принципы демократических выборов.

6. Типы избирательных систем.

 

 

1.Политическая система обществасовокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимных отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы:

1.определение задач, путей развития общества;

2. организация деятельности общества для достижения поставленных целей;

3. распределение материальных и духовных ресурсов;

4. согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса;

5.разработка и внедрение в общества различных норм поведения;

6. обеспечение стабильности и безопасности общества;

7. политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8. контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

 

2. Структурные элементы политической системы общества могут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно выделить:

 

1. Собственно политические органы и организации. К этой группе относятся государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъектов является непосредственная связь с политикой и политической жизнью.

Государство участвует в политической жизни естественным образом; это главный и наиболее влиятельный субъект политической жизни, именно оно определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, и отвечает за соблюдение этих правил; кроме того, именно за государством в конечном счете остается последнее слово при изменении этих правил.



Политические партии и движения создаются определенными группами внутри общества для достижения собственно политических целей.

2. Несобственно политические органы и организации.

К ним относятся разного рода экономические и культурные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное участие в политической жизни. Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же народности в других странах. Достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством.

Между собственно и несобственно политическими участниками политической жизни достаточно трудно провести четкую границу. Кроме того, несобственно политические субъекты могут различаться на основании степени влияния на политическую сферу. Например, общество филателистов будет гораздо менее заинтересовано в политической деятельности, чем профсоюзное объединение.

 

3. Политическая партияэто добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе.

Функции политических партий:

1. Социальная – партия выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти её требования.

2.Идеологическая функция – разработка партийной идеологии (программы, концепций), распространение и пропаганда этой идеологии.

3. Политическая функция состоит всего в овладении государственной властью.

4. Управленческая функция характерна для партий, стоящих у власти.

5. Электоральная функция проявляется в том, что они активно участвуют в выборах, организуют избирательные компании, проводят предвыборную работу.

Типы партий:

1. По характеру функционирования – кадровые и массовые.

Кадровые отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов, действуют в период предвыборных компаний, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса (демократическая и республиканская в США).

Массовые партии многочисленны, четко организованны, имеют членские взносы и действуют постоянно (социал-демократические в Швеции, Германии и др.).

2. По характеру политического поведения – демократические и тоталитарные.

Демократическим присущи уважительное отношение к политическому плюрализму, терпимость к другим партиям, готовность к сотрудничеству.

Тоталитарные стремятся к монопольному положению и господству, подчинению себе других политических институтов, к утверждению единой идеологии в обществе.

3. По месту в политической системе – правящие (властвующие) и оппозиционные (не обладающие властью) – легальные (зарегистрированные), полулегальные ( не зарегистрированные, но не запрещенные), нелегальные (запрещены государством и действуют подпольно).

4.По взглядам на характер развития общества:

1) эволюционные партии- развиваются на протяжении многих веков

2) реформистские – за проведение реформ

3) революционные партии – изменение общества с помощью революций

4) радикалистские партии – коренные изменения в обществе путем насильственных мер (террор, репрессии).

5. По идеологическим направлениям – правые – консерваторы, либералы;

левые – социалисты, коммунисты.

Правые защищают интересы собственников и предпринимателей, а также широких слоев среднего класса, выступают за самостоятельность независимой человеческой личности, за частную собственность и свободное предпринимательство, за сокращение госсектора, приватизацию.

Левые защищают интересы широких трудящихся масс, а также наиболее обездоленных низших классов, делают упор на коллективизм, на достижение социальной справедливости и равенства, выступают за ограничение рыночной стихии, национализацию собственности, расширение госсектора.

 

4. Партийная система – это совокупность политических партий в стране. В ходе исторического развития сформировались четыре основных типа партийных систем:

1) однопартийная – одна партия монополизировавшая всю политическую власть в стране и лишившая избирателей выбора.

2) двухпартийная - власть оказывается у одной из двух (британская система с консервативной и лейбористской партиями)

3) система двух с половиной партий – разновидность двухпартийной модели. Она имеет место, когда рядом с двумя основными партиями появляется третья – относительно слабая, но способная помочь первой или второй получить власть, одна из основных партий и третья образуют коалицию, которая обеспечивает обеим большее число голосов на выборах или непосредственно в парламенте;

4) многопартийная – в стране существуют три и более партий, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов.

 

5. Право избрания руководителей общества – одно из важнейших прав человека, поскольку именно оно позволяет людям контролировать свои личные судьбы. Демократические свободные выборы предполагают соблюдение пяти главных принципов:

1. Принцип всеобщности выборов означает право всех граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в выборные органы власти.

2. Принцип равного избирательного права предполагает три основных момента.

1) Каждый избиратель обладает одним голосом;

2) Каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах;

3) Каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан.

Соблюдение двух последних пунктов нелегко обеспечивается прежде всего правильной «нарезкой» избирательных округов.

3. Принцип прямых выборов – избиратели лично, напрямую подают свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти. В отличие от этого косвенные выборы (например, президента США) допускают, что между избирателями и кандидатом во властный орган стоит посредник – выборщик (граждане голосуют за выборщиков, а те, в свою очередь, - за кандидатов).

4. Принцип альтернативности выборов, предполагает наличие хотя бы двух претендентов на власть и состязательность между ними.

5. Тайное голосование.

 

6. В зависимости от порядка определения результатов голосования различают две основные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система основана на принципе большинства и предполагает голосование за конкретных кандидатов (независимых или от партий). Избирательные округа являются одномандатными, т.е. от каждого из них избирается один депутат. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50% голосов) или относительное (хотя бы на один голос больше, чем у соперника) большинство голосов. Если кандидатов несколько, то выборы чаще всего проходят в два тура.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за названия политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов.Партия, собравшая на выборах 24% голосов, получает и 24% мест в парламенте. Конкретные люди, занимающие кресла в парламенте, определяются по списку своей партии. Например, если партия получила 24 места, то первые 24 кандидата в её списке и займут эти места в парламенте.

Обе системы в чем-то дополняют друг друга. В ряде стран применяется смешанная, пропорционально-мажоритарная система: одна часть депутатов попадает в парламент через прямые выборы, другая по спискам партий. Кроме того, для ограничения чрезмерной многопартийности депутатского корпуса практикуют установление определенного барьерного минимума собранных голосов (5%), ниже которого партия лишается права иметь своих представителей по партийному списку в парламенте.

Пройдя через выборы и попав в парламент, бывшие кандидаты становятся депутатами, а политические партии – парламентскими партиями. В зависимости от количества полученных мест в парламенте партии делят на три основных типа:

1. Мажоритарная– это парламентская партия абсолютного большинства, она является правящей.

2. Доминирующая – вторая по влиянию партия, располагающая относительным большинством депутатских мест (меньше мажоритарной, но больше любых других).

3. Миноритарная– партия, получившая минимальное число мест в парламенте и поэтому не способная самостоятельно влиять на политический курс.

С целью согласования своих действий депутаты образуют в парламенте партийные фракции, межпартийные блоки и коалиции. Для организации депутатской работы создаются рабочие органы парламента – председатель (спикер) и его заместители (вице-спикеры), различные комитеты и подкомитеты, комиссии и подкомиссии по конкретным направлениям социально-экономической жизни.

Работа парламентских депутатов охватывает прежде всего рабочие заседания в комитетах и комиссиях, пленарные заседания, общение с избирателями. Спикер парламента руководит прениями на пленарных заседаниях, толкует правила парламентских процедур, официально представляет депутатский корпус в отношениях с исполнительной властью и т.д.

Значительное влияние на позиции парламентариев оказывает система так называемого лоббизма, т.е. система продвижения, «проталкивания» в органах власти нужных кому-то решений. Лоббисты – это специальные агенты, посланцы различных деловых или военных кругов, тех или иных отраслей и сфер экономики, крупных фирм. Регионов и других заинтересованных групп. Активно действуя в парламенте или правительстве, они добиваются принятия или отклонения определенных законодательных или административных проектов. При этом используются такие средства и методы, как выступления в парламенте, предоставление необходимой информации, организация пропагандистских кампаний и «давления с мест», финансирование избирательных кампаний кандидатов, а то и прямой подкуп, шантаж и другие сомнительные приёмы.

 

 

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

 

Лекция № 34

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.