Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компьютерные технологии в обучении русскому языку





В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем.

«Цикл обучения содержит следующие моменты: 1) установление целей обучения, предварительная оценка уровня обученности; 2) определение совокупности учебных процедур и корректировка результатов; 3) итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Учебный процесс при этом... складывается из блоков, наполненных разным содержанием». Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

В качестве примера использования компьютерного обучения рассмотрим фрагмент урока русского языка с компьютерной поддержкой по теме «Виды сложносочиненного предложения» в 9-м классе общеобразовательной школы. На уроке традиционное обучение сочетается с компьютерным.

ПРИМЕР 1

Й этап урока: объяснение нового материала.

а) самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника
«Русский язык» («Виды сложносочиненного предложения»);

б) компьютерная поддержка:

• с помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры и значения видов сложносочиненного предложения (компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если они не могут найти правильного ответа);

• учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера;

• закрепляется новый материал и контролируется его закрепление при помощи компьютера.

Первая компьютерная комплексная обучающая программа состоит из двух частей:

а) обучающей (контрольно-обучающий модуль);

б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий
модуль).

Обучающая часть (контрольно-обучающий модуль) дается в виде блок-таблицы «Виды сложносочиненных предложений». Переходим к работе с таблицей.

Ученик выполняет команды по первой колонке, которые появляются на экране под примером. И так далее, пока не будет подготовлена вся таблица. Подбор примеров:

• по аналогии: из упражнений учебника (5-6 предложений);

• свои собственные (5-6 предложений).

Й этап урока: закрепление нового материала.

Использование второй части компьютерной программы. Тренировочная работа (или закрепляющая).

По завершении операции с обучающей частью ученики переходят к тренировочной работе.

Посередине экрана вверху появляется заголовок «Тренировочная работа» и укрупненный дидактический материал:

• сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами, которые по одному располагаются под таблицей в произвольном порядке:

1. Вина я не пил, и ничто не мешало мне воспринимать природу. (Гете)

2. Петр был очень им доволен и неоднократно звал его в Россию, но Ибрагим не торопился. (А.Пушкин)

3. Благоприятные условия труда не только повышают его эффективность, но они создают предпосылки к сохранению хорошего здоровья.

4. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три. (М.Пришвин)

5. Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения. (Тиссо).

6. Пусть он перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. (А. Чехов)

7. Некоторые люди сохраняют нормальную работоспособность и хорошее самочувствие при систематическом коротком шестичасовом сне, но они представляют собой довольно редкое исключение.

8. То раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору, то пролетело по комнате дуновение. (М. Салтыков-Щедрин)

9. Петр Первый спал пять-шесть часов в сутки, но это нисколько не отражалось на его работоспособности и здоровье.

10. Федя никогда не плакал, зато на него временами находило дикое упрямство. (И.Тургенев)

11. Пьяные напитки не прибавляют здоровья, а употребление яда не может не быть вредно. (Л.Н. Толстой)

12. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.Тютчев)

Ученик выполняет команды точно так же, как и в предыдущих заданиях.

Итак, первая компьютерная комплексная обучающая программа познакомила учеников с общим (базовым) понятием «Виды сложносочиненного предложения».

Й этап урока: подведение итогов.

Беседа по вопросам:

1. Какие виды сложносочиненных предложений (ССП) вы знаете?

2. В зависимости от чего они так делятся?

3. Какие значения передают ССП?

Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации, тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).

Рассмотрим примеры материалов к уроку с компьютерной поддержкой. Карточка с заданиями, к примеру, может быть такой.

ПРИМЕР 2

I. Вставьте пропущенные буквы и Ь, если это необходимо. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.

I. Такой буран засвищт_, что невмочь, что стан_тсвету белого не видно! (Н.Рубцов). 2. Вск_рабкалась, ждет навострила ушко. 3. А самому так плохо, хоть к_раул кричи. (Э.Успенский). 4. По п_там за мной голод гон_т_ся. (С.Маршак). 5. У л_гушки захв_тило дух от страшной высоты, на которую ее подняли. (В.Гаршин).

II. Работа с текстом.

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и... И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка...

Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д.

...Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.

Одним словом, сказки это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище...

(Ю. Круглое)

1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий.

5. Составьте схему последнего предложения.

6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.

7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты.

ПРИМЕРЗ

ТЕСТ

1. Буква г или к? Отметьте слова, в которых пишется г.

1) трудный э_замен;

2) стоять вприты_;

3) продро_ший насквозь;

4) сом_нуть ряды;

5) но_тюрн Шопена.

2. Буква д или т? Отметьте слова, в которых пишется т.

1) о_городиться от всех;

2) спортсмен-баске_болист;

3) нелюбимая па_черица;

4) удачная по_сказка;

5) лими_ времени.

3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з.

1) _дувать пылинки;

2)сколь_кая дорожка;

3)сдать эк_терном;

4)бе_численные проблемы;

5)произвести де_активацию.

4. Буква а или о? Отметьте слова, в которых пишется а.

1) хороший пл_вец;

2) з_ревой отблеск;

3) возл_гать ответственность;

4) изл_жить мысли;

5) осн_стить судно.

Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие:

1) алгоритмы решения лингвистической задачи;

2) опорные конспекты;

3) схемы;

4) таблицы;

5) иллюстрации;

6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.