Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансовый отчет как отображение текущего состояния менеджмента предприятия





 

На каждом предприятии составляются управленческие и финансовые отчеты. Управленческие – это детализированные отчеты, которые дают возможность руководству анализировать состояние менеджмента предприятия и перспективы его развития. Информация, которая помещается в управленческих отчетах, является конфиденциальной.

Финансовая отчетность предназначена, прежде всего, для внешних пользователей, потенциальных инвесторов, кредиторов, регулирующих государственных органов, предприятий-партнеров, общественности и акционеров предприятия. Финансовые отчеты составляются регулярно, подаются только в определенной государственными органами форме, составляются на четко определенную дату или за конкретный период. Кроме того, в финансовых отчетах информация подается исключительно в денежном выражении.

В соответствии с законодательствами практически всех стран публикация финансовых отчетов является обязательной для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Достоверность информации, соответствие методики расчетов принятым нормам и требованиям подтверждаются специальными аудиторскими фирмами.

Финансовая отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета может содержать:

1) балансовый отчет (Balance Sheet);

2) отчет о прибылях и убытках (Income Statement, Profit and Loss Statement);

3) отчет об изменениях в собственном капитале (Statement of Changes in Оwnеr’s or Stоскhоldеr’s Equity);

4) отчет о движении денежного средства (Statement of Cash Flows).

Кроме того, соответственно МСБУ финансовая отчетность может содержать изложение учетной политики и объяснительные примечания.

Информация, которая содержится в финансовых отчетах дает только общее представление о состоянии менеджмента предприятия и его рыночном положении. Для более глубоких выводов относительно состояния функционирования предприятия необходимым является дополнительный аналитический анализ, который основывается, в частности, на сопоставлении отдельных статей отчета, расчета дополнительных показателей (индексов), сопоставлении их с показателями конкурентов или по отрасли в целом.

Для выводов относительно внутренней структуры предприятия и его рыночной стратегии в отрасли практика международного финансового менеджмента использует совокупность индексов, расчеты которых осуществляются на базе структуры баланса и отчетности о доходах в стандартах GAAP.

Анализ структуры отдельных статей актива и пассива отчетного баланса позволяет получить представление относительно реального распределения полномочий в системе управления предприятием, которое, как свидетельствует реальная практика, далеко не всегда совпадает с формальным, т.е. зафиксированным в учредительных документах и в реестре акционеров. Таким показателем, который отображает степень влияния работников предприятия на процесс принятия решений, является индекс I1, который рассчитывается как:



 

. (8.1)

 

Индексы, аналогичные І1, рассчитываются и по краткосрочной задолженности перед банками, государством и субподрядчиками. Если руководство предприятия считает выполнение обязательств перед работниками собственного предприятия более приоритетным, чем перед банками, бюджетом, то это свидетельствует о неформальном доминировании трудового коллектива предприятия в праве владения, распоряжения и праве на доход.

Для определения степени контроля над предприятием со стороны банков используется расчет индекса І2:

 

. (8.2)

 

Аналитическое обоснование этого индекса состоит в том, что выдача банком необеспеченных кредитов возможна лишь при условии, если он рассчитывает на другие, неформальные, гарантии возвращения кредита.

Для анализа эффективности использования акционерами права на окончательный доход в акционерном обществе рассчитывается индекс І3 или І4:

 

, (8.3)

 

или

 

(8.4)

 

Если эти индексы являются значительно ниже, чем в среднем по отрасли (группе предприятий), то формальным собственникам (акционерам) следует обратить внимание на возможное “оппортунистическое поведение” управленческого персонала. Подтверждением этого поведения может служить, например, “разбухание” статьи “Административно-управленческие затраты” в отчете о доходах (индекс І4).

Для анализа целевой функции предприятия (максимизация дохода на одну акцию) полезным является расчет коэффициента выплаты дивидендов (индекс І5), а степень ориентации предприятия на выживание оценивается на основе динамики соотношения текущих операционных обязательств и пассива в целом при стабильно минимальной величине прибыли до уплаты налогов (индекс І6):

 

, (8.5)

 

. (8.6)

 

Текущее рыночное состояние предприятия как субъекта международного бизнеса отображает, прежде всего, его отчетный баланс (“balance sheet”).

Балансовый отчет характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату. Он включает сальдо счетов, которые входят в актив, пассив и капитал.

Структура рубрик балансового отчета должна соответствовать специфике конкретного предприятия и устанавливаться соответственно полному раскрытию хозяйственной информации. Отличия в балансовых отчетах компаний, обусловленные отраслевыми особенностями их деятельности, должны укладываться в характерную для всех предприятий нефинансовой сферы структуру.

Активы: основные средства; нематериальные активы; инвестиции, которые учитываются методом участия в капитале; другие финансовые инвестиции; запасы; дебиторская задолженность покупателей и другая дебиторская задолженность; дебиторская задолженность материнской компании, родственных дочерних предприятий, ассоциированных компаний и других связанных сторон; денежные средства и их эквиваленты; налоговые активы.

Обязательства: задолженность поставщикам и другая кредиторская задолженность; обязательства относительно выплат персоналу; кредиторская задолженность материнской компании, родственных дочерних предприятий, ассоциированных компаний и других связанных сторон; налоговые обязательства; непросроченные обязательства, по которым начисляются проценты; обеспечения; отложенный доход.

Акционерный капитал и резервы: собственный капитал; премия по акциям; резервы; дооценка; нераспределенные прибыли (убытки).

Балансовый отчет может складываться в горизонтальной или вертикальной формах. Горизонтальная традиционно предусматривает правую и левую части баланса: в правой размещаются активы, в левой – обязательства (пассивы) и капитал.

Может складываться баланс как одно-, так и многоступенчатый. Одноступенчатый баланс является максимально сведенным. Это – нетто-баланс, преимущества которого заключаются в простоте и понятности представления. Тем не менее, его недостатком является то, что по его данными нельзя осуществить анализ факторов, которые имели влияние на основные балансовые позиции.

Вообще балансовый отчет (“balance sheet”) предоставляет своеобразный “моментальный” портрет финансового состояния предприятия: чем оно владеет и каковы его долги на определенную дату.

Отчет о прибылях и убытках (“income statement”) – это отчет о доходах, затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. В разных странах этот отчет может иметь разное название: отчет о прибыли; счет прибылей и убытков; отчет об операциях; отчет о финансовых результатах (в Украине). Основными элементами Отчета о прибылях и убытках являются доходы и затраты, прибыли и убытки (результативные счета).

МСБУ не определяют форму Отчета о прибылях и убытках, но содержат требования относительно раскрытия определенных статей доходов и затрат и минимальный перечень статей, которые должны быть отображены непосредственно в нем: доход; результаты операционной деятельности (прибыли или убытки); финансовые затраты; доля прибылей или убытков ассоциированных компаний, которые учитываются методом участия в капитале; затраты на налог на прибыль; прибыли или убытки от обычной деятельности; чрезвычайные статьи; чистые прибыли или убытки.

Поскольку чистая прибыль, приведенная в Отчете о прибылях и убытках, не воспроизводит части изменений в собственном капитале (дооцінка активов, результат изменений в учетной политике и т.п.), возникает необходимость составления отчета об изменениях в собственном капитале. В нем есть потребность еще и потому, что за последние годы значительно выросла потребность пользователей в получении информации о всеохватывающей прибыли. Последняя отображает все изменения в собственном капитале вследствие операций и других событий, которые проводились в отчетном периоде, кроме инвестиций собственников (участников) и распределения капитала между ними.

Вообще Отчет о прибылях и убытках (“income statement”) дает картину функционирования предприятия в динамике (временном горизонте), сводя ее к конечным результатам.

Отчет об изменениях в акционерном капитале (“statement on changes in shareholders equity”) – это финансовый отчет в виде таблицы, в которой согласовывается сальдо каждой статьи собственного капитала на начало и конец периода. Вообще этот счет (отчет) раскрывает изменения, которые произошли за отчетный период в структуре собственности предприятия.

Отчет о движении денежных средств (“statement on cash flows”) содержит информацию о денежных потоках предприятия за определенный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отнесение конкретной операции, связанной с движением денежных средств, к определенной классификационной группе определяется, прежде всего, характером хозяйственной деятельности предприятия. Так, финансовые вложения являются инвестиционной деятельностью для промышленного предприятия, но они могут быть составной частью операционной деятельности финансового учреждения. Тем не менее, независимо от характера операций, все платежи и поступления денежных средств и их эквивалентов должны быть приведены в Отчете о движении денежных средств в разрезе трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. При этом под денежными потоками понимают поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов. Денежные средства включают средства в кассе и на счетах в банках, которые могут быть использованы для текущих операций. Эквивалентами денежных средств являются краткосрочные финансовые инвестиции, которые могут быть свободно конвертируемыми в известную сумму денежных средств и имеют незначительный риск относительно изменения стоимости.

Вообще Отчет (счет) о движении денежных средств (“statement on cash flows”) дает представление относительно потоков денежной наличности на счетах предприятия. На начальных этапах трансформационных изменений в экономике Украины ее предприятия вынужденные были представлять финансовую информацию одновременно как для иностранных инвесторов, руководствуясь стандартами МСБУ, так и для украинских пользователей соответственно действующему украинскому законодательству. Это приводило к возникновению на предприятиях сложных информационных потоков, которые требовали внесения изменений в информационные системы предприятия, обработку и передачу бухгалтерской информации. Переход Украины с 2000г. к ведению учета и составлению финансовой отчетности в соответствии со стандартами МСБУ означает, что субъекты предпринимательской деятельности Украины должны составлять такие пять форм финансовой отчетности, а именно:

1) Баланс (форма №1);

2) Отчет о финансовых результатах (форма №2);

3) Отчет о движении денежных средств (форма №3);

4) Отчет о собственном капитале (форма №4);

5) Примечания к годовой финансовой отчетности (форма №5), которые отвечают требованиям, предлагаемым МСБУ.

ТЕМА 9









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.