Формирование мотивов для целенаправленных
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование мотивов для целенаправленных





самостоятельных занятия физической культурой

 

Одной из главных задач физического воспитании является формиро­вание потребностно-мотивационных ориентации студенческой молодежи к самостоятельной двигательной активности. Только при наличии осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, физическом самосовершенствовании, можно утверждать о достижении будущим специалистом цели физического воспитания — формировании физической культуры личности. Многочисленными исследованиями установлено, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потреб­ностью, не превратилась в личностный интерес.

Мотив достижения — проявление интереса к физической культуре (осознание потребности в самоутверждении. Он выражается в потребности развивать в процессе занятий физическими упражнениями свои умственные, интеллектуальные и физические способности, применять знания и навыки, в жизнедеятельности для самоутверждения.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие формирование мотивации в области физической культуры и спорта.

К объективным факторам относят; состояние материальной спор­тивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, уровень физического здоровья и физической подготовленности, степей владения физкультурными знаниями, частота проведения занятий, их содержание, продолжительность и эмоциональная окраска.

Представление о субъективных факторах дает анализ наших исследований. На протяжении пяти учебных годов опрашивались студенты разных лет обучения.



Тревожным выводом является тенденция к уменьшению (к окончанию вуза) количества студентов занимающихся физической культурой и спортом самостоятельно. Немногим более 20 % студентов удовлетворяют свою гедонистическую потребность и процессе учебных занятий по физическому воспитанию. Только 10 % из числа опрошенных делают утрен­нюю гимнастику, 25,4 % студентов используют прогулки на свежем воздухе как форму активного отдыха.

Результаты ответов на вопрос о предпочитаемых средствах физической культуры расположились следующим обратом: на первом месте — гимнастика; на втором — плавание; на третьем — спортивные игры; на четвертом — общеразвивающие упражнения; на пятом — подвижные иг­ры; на шестом и седьмом местах — легкая атлетика и лыжный спорт.

Главными мотивами, побуждающими к физкультурно-спортивным занятиям в вузе, являются:

• своевременное получение зачета;

• совершенствование телесных параметров;

• повышение уровней работоспособности и физической подготов­ленности;

• воспитание волевых качеств;

• приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельных занятий;

• улучшение досуга;

• достижение высоких спортивных результатов.

Основные причины, мешающие заниматься физической культурой, но мнению студентов, дефицит свободного времени и слабая материаль­ная база вуза, недостаточное количество спортивных секций и клубов по интересам, удаленность спортивных сооружений от дома. Более 40% сту­дентов признают помехой для двигательной активности отсутствие специ­альных знаний.

Опрос показал, что увеличить интерес к физкультурно-спортивным занятиям можно следующими путями;

• улучшить спортивную базу вуза;

• предоставить возможность выбора вида спорта по интересам;

• улучшить качество проведения занятий;

повысить уровень теоретической подготовки по физической культуре;

• внедрить нетрадиционные формы физических упражнений.

В вузах задачу формирования потребностно-мотивационных ориен­тации призваны решать теоретические и практические занятия по физи­ческой культуре, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия. Формирование положительной мотивации студентов, на практических за­нятиях возможно с помощью следующих методических приемов:

• сообщения цели, формы организации и содержания занятия;

• обеспечения положительного эмоционального фона;

• стимулирования проявления активности и инициативы.

Для студентов, проявивших интерес к физической культуре и спорту, необходимо создавать следующие условия:

• возможность выбора средства физической активности;

• формирование осознанного отношения к средствам физического воспитания, перспективам дальнейшего спортивного совершенствования;

• оказание всесторонней помощи в проектировании и реализации индивидуальных технологий самостоятельных занятий физической культу­рой и спортом;

• с учетом материальной базы кафедры физического воспитания и спорта, осуществление диагностики степени владения физкультурными знаниями, уровней физической подготовленности и физического здо­ровья.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообуслов­лены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и цен­ность.

Чтобы студенческая молодежь успешно адаптировались к условиям обучения в ссузе и вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регу­лярная оптимальная двигательная активность. Как показывает практика двухразовых занятий в неделю по 80—90 минут в неделю по предмету физическая культура недостаточно для поддержания оптимального психофизического состояния студентов. Исследо­вания дают основания утверждать, что для того чтобы поддержи­вать оптимальный уровень психофизического состояния, необходима дополнительная двигательная активность для студенческой молодежи как минимум 4—5 часов в неделю.

Отношение студентов к физической культуре — одна из акту­альных социально-педагогических проблем. Реализация этой за­дачи с каждым студентом должно рассматриваться с двух единой позиции — как личностно занимаемая и как общественно необхо­димая.

Тревожным выводом является серьезная недооценка студенческой молодежью таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно- воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физической подготовленности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий физической культуры, ею может быть активный отдых укрепление здоровья, повышение уровня психофизического состояния, вы­полнение различных тестов, достижение спортивных результатов. Процесс физического самовоспитания включает три основ­ных этапа.[2]

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и цен­ность.

Чтобы студенческая молодежь успешно адаптировались к ус­ловиям обучения в ссузе и вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регу­лярная оптимальная двигательная активность. Как показывает практика двухразовых занятий в неделю по 80—90 минут в неделю по предмету физическая культура недостаточно для поддержания оптимального психофизического состояния студентов. Исследо­вания дают основания утверждать, что длятого, чтобы поддержи­вать оптимальный уровень психофизического состояния, необхо­дима дополнительная двигательная активность для студенческой молодежи как минимум 4—5 часов в неделю.

Отношение студентов к физической культуре — одна из акту­альных социально-педагогических проблем. Реализация этой за­дачи с каждым студентом должно рассматриваться с двух единых позиций — как личностно занимаемая и как общественно необхо­димая. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что самостоятельные занятия физической культурой неотъемлемая составляющая физической культуры студенческой молодежи.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы знаете о самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

2. Какие вы знаете этапы технологии самостоятельных занятий.

3. Назовите способы выполнения самостоятельных занятия.

4. Назовите мотивы, побуждающие вас заниматься физческой культурой.

5. Что для вас потребностно-мотивационные ориентации для занятий физической культурой.

6. На что влияют самостоятельные занятия физической культурой.

7. Назовите основные формы занятий физическими упражнениями.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.