Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Народная культура средневековья и смеховой мир Древней Руси.





Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990 (или другое издание); Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984 (или другое издание); Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Даркович В.П. Народная культура средневековья. М., 1988; Евсеев В.Н., Пилюгин А.Д. Сказочная, несказочная и смеховая русская народная проза: Хрестоматия-пособие. Ишим, 1995.

 

Художественная культура Древней Руси.

Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.114-136; Рапацкая Л.Д. Художественная культура Древней Руси. М., 1995; Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993; Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994; Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.1. М., 1994; Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981 (М., 1996); Рапопорт П. Зодчество Древней Руси. М., 1986; Рапопорт П.А. Древнерусская архитектура. М., 1970; Культура Древней Руси / Под ред Д.С. Лихачева. Л., 1967; Русская средневековая эстетика 11-17 веков. М., 1992; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

 

Спор о технике и его значение для современной культуры.

Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.386-430; Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.278-291; Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2002. С.165-196, 403-460; Гуревич П.С. Культурология. М., 2003. С.77-93; Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Пенкин М.С. Искусство и наука: проблемы, парадоксы, поиски. М., 1978; Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., 1995; Социальные проблемы современной техники. М., 1986.

 

Экология и экологическая культура.

Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.138-139; Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.386-430; Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.291-314.

 

Культура как способ реализации творческих возможностей человека.

Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.75-80; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.17-28; Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1965.

 

Массовая культура в современном мире.

Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.297-304; Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991; Массовые виды искусства и современная культура. М., 1985; Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. Теория, идеи, разновидности. М., 1978; Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М., 1992.

 


 

 

В О П Р О С Ы

К экзамену по курсу «Культурология»

 

1. Сущность и основные функции культуры.

2. История становления культурологии как науки. Дж. Вико. И. Г. Гердер. Э. Тайлор. Л. Уайт.

3. Социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология (общая характеристика).

4. Подходы к изучению культуры (общая характеристика).

5. Культура и цивилизация.

6. Межкультурная и социальная коммуникации. Понятия инкультурации, интеграции, ассимиляции, аккультурации.

7. М. Мид. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная типы культур.

8. Субкультура и контркультура. Массовая и немассовая (элитарная) культуры.

9. Народ. Этнос. Нация. Региональная типологизация культур.

10. Н. Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов.

11. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

12. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

13. П. А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

14. Первобытная культура, ее особенности.

15. Миф и первобытная культура.

16. Искусство первобытной эпохи (палеолит, мезолит, неолит).

17. Культура Древнего Египта.

18. Культура Древней Греции (общая характеристика).

19. Культура Древней Руси.

20. Христианско-православное начало культуры. Мессианское сознание.

21. Славянофильство. Установки русской культуры.

22. Информационно-семиотический подход к культуре.

23. Культура как мир артефактов, смыслов и знаков.

24. Основные типы знаковых систем культуры (естественные, функциональные, конвенциональные, иконические, вербальные, знаковые, системы записи).

25. Культурные ценности и нормы.

26. Теоцентризм культуры Средневековья.

27. Антропоцентризм и гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

28. Культура эпохи Просвещения (общая характеристика).

29. Индо-буддийский тип культуры.

30. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

31. Мир исламской культуры.

32. Традиции и инновации современной культуры.

 

 


 

2. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

 

Учебный план предусматривает часы для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины (34 час). Темы дисциплины и их содержание, которые студент изучает самостоятельно, а также объем часов и формы контроля указаны в таблице.

Таблица

№ п/п Тема Содержание темы Часы Форма контроля
  Предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания Исследование культуры как объекта гуманитарного знания. Специфика культуры. Сущностные характеристики культуры. Культура как процесс трех видов деятельности человека – духовной, материальной и художественной. Материальная культура первобытнообщинного строя. Типы хозяйства. Культурогенез. Особенности первобытной культуры. Синкретизм первобытного мышления. Миф. Тотемизм и магия. Анимизм и фетишизм. Основные культы первобытного общества. Искусство палеолита, мезолита, неолита.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Структура и состав культурологии Исторические предпосылки возникновения культурологии как науки. Этнологические, антропологические исследования Э.Б. Тайлора («Первобытная культура», 1871 г.), Л.А. Уайта («Наука о культуре», «Эволюция культуры», 1949 г.). Структура и состав современного культурологического знания: история мировой и отечественной культуры, социология культуры, философия культуры, культурная антропология, теоретическая и прикладная культурология.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Методы культурологического исследования Онтологический статус культуры. Онтологический подход как выявление бытийных аспектов существования культуры. Гносеологический подход к изучению культуры как способ объяснения структур и связей бытия культуры; функционирование культуры как особой формы познавательной деятельности человека. Феноменологическийподход: изучение фактов культуры через опыт и наблюдение, культура как ценностно-смысловой мир человека. Семиотический подход (изучение культуры как системы знаков и символов). Системный подход: культура как система, изучение организации культуры, взаимодействия ее элементов. Синергетический подход: изучениекультуры как сложной, динамичной самоорганизующейся системы. Аксиологический - культура как система ценностей, толкование культуры каксовокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа.Диахронический подход, учитывающий изменения во времени.Синхронический подход: изучение стабильных устойчивых характеристик культуры с определенным отвлечением от изменений времени.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Культура и цивилизация Субъект культуры. Культура в социальном пространстве. Межкультурная коммуникация Полимодальная структура культуры - деятельностная модальность, предметная модальность, человеческая модальность. Культура и природа. Культура и общество. Культура и человек. Н. Бердяев и А. Тойнби о соотношении культуры и цивилизации. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. Доцивилизационный тип культуры, цивилизация в культуре, культура в цивилизации, отождествление культуры и цивилизации. Креативность субъекта культуры. Культурная самоидентичность. Инкультурация и социализация. Социальные институты культуры. Культурная модернизация. Социокультурная коммуникация как процесс передачи и обмена информации, взаимодействие различных субъектов культуры. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
ИТОГО:    

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.