Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. БЮДЖЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМЫ.





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Теоретические основы для подготовки

К практическому занятию

Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста. Субъек­ты финансовых отношений: хозяйствующие субъекты, население и государство.

Финансовая политика государства – совокупность государственных мер по оп­тимизации условий использования централизованных денежных ресурсов. Конт­рольные и распределительные функции финансовой политики.

Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государ­ства. Типизация налогов по методу взимания и использования. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера.

Налоговая система, принципы построения. Налоговый кодекс. Статичность и динамичность налоговых систем. Налоговый мультипликатор.

Государственный бюджет, роль в распределении и перераспределении нацио­нального дохода. Функции бюджета. Бюджетная система. Бюджет центрального правительства и бюджеты субъектов федерации (местные бюджеты). Внебюджетные фонды.

Доходы и расходы бюджета, их структура в экономическом росте производства. Бюджетный дефицит. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономических процессов. Правительственные расходы и совокупный спрос.

Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг.

 

Основные понятия, необходимые для изучения темы

 

Артур Лаффер (Arthur Laffer) выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость (рис. 5). В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

Tx = t × Y

где Tx — сумма налоговых поступлений в бюджет,

t — ставка налога,

Y — уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода).

Государственный бюджет — это баланс доходов и рас­ходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый планстраны, который после его приня­тия законодательным органом приоб­ретает силу закона и обязателен для исполнения.

 

Рис. 12. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Рис.13. Кривая Лаффера Рис. 14. Воздействие снижения

налогов на совокупное предложение

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. Расходы государствамогут быть разделены по целям:

• расходы на политические цели — обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

• расходы на экономические цели — содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсиди­рование) частному сектору экономики;

• расходы на социальные цели — социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундамен­тальной науки, охрану окружающей среды.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо го­сударственного бюджета (d). В зависимости от соотношения расходов и до­ходов государственный бюджет может находиться в трех различных состоя­ниях (рис. 15):

Рис.15. Виды состояний государственного бюджета

 

– когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное (d > 0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

– когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю (d = 0) и та­кой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

– когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрица­тельное (d < 0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджет­ных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели ме­сто в стране.

Внутренний государственный до лг (internal debt) — это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг (external debt) — это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Показателем бремени государственного долга для экономики явля­ется отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля дол­га в ВВП):

d =

или более точный показатель отношения темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gr):

ξ = .

 

Тест 1

 

1. Фискальная политика:

а) включает использование государством инструментов регулирования налоговой системы и государственных расходов;

б) бюджетная политика государства;

в) различные мероприятия, проводимые Центральным Банком;

г) синоним налоговой политики.

 

2. Под категорией «планируемые расходы» понимаются расходы:

а) предусмотренные государственным планом развития экономики;

б) планируемые всеми резидентами страны на следующий год;

в) планируемые юридическим лицами;

г) планируемые на будущий период Центральным банком.

 

3. Перемещение кривой «планируемые расходы» вниз может быть вызвано:

а) ростом государственных расходов на социальные нужды;

б) снижением ставок налогообложения;

в) сокращением объёма планируемых инвестиций;

г) увеличением текущего потребления населения.

 

4. Экономическое содержание категории «налоговый мультипликатор» находит выражение:

а) в коэффициенте прироста суммы налогообложения при увеличении ВВП;

б) в относительной величине прироста ВВП, генерируемого каждой дополнительной денежной единицей в результате уменьшения налогового бремени;

в) в приросте суммы налогообложения при увеличении ставки налогообложения;

г) в максимально допустимой величине ставки налогообложения.

 

5. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов вызывает реальное изменение национального дохода в модели «кейнсианский крест»:

а) уровень государственных расходов;

б) предельная склонность к накоплению;

в) уровень планируемых расходов и бюджетно-налоговая политика;

г) соотношение потребления и накопления в располагаемом доходе.

 

6. Бюджетная система – это:

а) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

б) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням, а также организация их разработки и принятия;

в) свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

г) консолидированный бюджет государства.

 

7. В структуре бюджетной системы унитарного государства не содержатся:

а) государственный бюджет;

б) бюджеты субъектов федерации;

в) местные бюджеты;

г) консолидированный бюджет.

 

8. Консолидированный бюджет представляет собой:

а) совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов;

б) федеральный бюджет;

в) свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов;

г) совокупность бюджетов всех уровней.

9. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

а) государственный бюджет;

б) консолидированный бюджет;

в) республиканский бюджет;

г) бюджет субъектов федерации.

 

10. Смета расходов федерального правительства и источников их покрытия называется:

а) государственным бюджетом;

б) федеральным бюджетом;

в) бюджетом субъектом федерации;

г) республиканским бюджетом.

 

11. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются:

а) эмиссия денег;

б) государственные ценные бумаги;

в) кредиты, полученные от международных финансовых организаций, иностранных коммерческих банков;

г) государственные сберегательные займы.

 

12. Государственный долг представляет собой:

а) сумму задолженности государства внешним и внутренним кредиторам;

б) накопленную за все предшествующие годы сумму бюджетных дефицитов;

в) сумму долга иностранным государствам;

г) общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

 

13. Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга равны:

а) сумме процентов по долгу;

б) сумме обязательного ежегодного погашения ранее полученных кредитов;

в) ежегодному погашению полученных кредитов и выплате процентных платежей по долгу;

г) покрытию бюджетных дефицитов за прошлые годы.

14. К внебюджетным социальным фондам не относятся:

а) пенсионный фонд;

б) государственный фонд борьбы с преступностью;

в) фонд социального страхования;

г) фонд обязательной социальной поддержки населения.

 

15. Внебюджетные фонды выполняют функцию:

а) контроля выполнения конкретных программ и решения задач правительством;

б) стимулирования общественного производства;

в) регулирования социальных отношений;

г) финансового обеспечения инвестиционных программ.

 

16. Источниками образования внебюджетных фондов являются:

а) прибыль, процент, рента;

б) налоги, специальные взносы, отчисления из бюджета;

в) сборы, пошлины, отчисления;

г) доходы от коммерческой деятельности предприятий.

 

17. К неналоговым доходам госбюджета не относятся:

а) доходы от приватизации;

б) платежи за пользование природными ресурсами;

в) доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

18. К прямым налогам не относятся:

а) налог на прибыль организаций;

б) налог на доходы физических лиц;

в) водный налог, земельный налог;

г) НДС, акцизы, таможенные пошлины.

 

19. Ставки налога, взимаемые без учёта дифференциации доходов, считаются:

а) твёрдыми;

б) прогрессивными;

в) регрессивными;

г) пропорциональными.

 

20. Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

а) прямых налогов;

б) налогов с физических лиц;

в) косвенных налогов;

г) целевых сборов.

 

21. Наиболее эффективным инструментом дискреционной финансовой политики являются:

а) социальные выплаты;

б) налоговые ставки;

в) программы занятости;

г) программы по развитию мелкого предпринимательства.

 

22. Эффективность встроенного стабилизатора определяется:

а) степенью увеличения налоговых поступлений в бюджет;

б) степенью увеличения объёма сбережений населения;

в) изменением объёма государственных инвестиций;

г) степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности.

 

23. Если фактический дефицит государственного бюджета меньше автоматического, то дискреционная политика имеет характер:

а) экспансионистский;

б) рестрикционный;

в) жёсткий;

г) нейтральный.

 

24. Повышение деловой и инвестиционной активности с помощью сокращения расходов бюджета и понижения уровня налоговых ставок соответствует концепции:

а) марксистской;

б) классической;

в) неоконсервативной;

г) кейнсианской.

 

25. Следствием эффективного сочетания неокейнсианской и неоклассической концепций налоговой политики является:

а) снижение уровня цен и расширение объёма национального производства;

б) расширение объёма национального производства и сдерживание роста уровня цен;

в) рост уровня цен и расширение объёма производства;

г) одновременное сокращение объёмов национального производства и повышение уровня цен.

 

Тест 2

 

1. Фискальная политика ведёт к экономическому росту, если рост государственных расходов:

а) вызывает равновеликие снижения совокупных расходов общества;

б) ведёт к росту совокупных расходов общества;

в) ведёт к снижению совокупных расходов общества;

г) все ответы верны.

 

2. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг:

а) к сокращению производственных возможностей национальной экономики;

б) снижению уровня жизни;

в) увеличению совокупных национальных расходов;

г) все ответы верны.

 

3. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

в) не будет оказывать никакого влияния на объём производства и уровень занятости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

 

4. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:

а) суммой государственного долга;

б) суммой процентных выплат по долгу;

в) отношением размеров долга к объёму ВВП;

г) отношением суммы процентных выплат по долгу к объёму ВВП.

 

5. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;

в) расходы государства уменьшаются;

г) сумма налоговых поступлений сокращается;

д) обязательства государства превышают его активы.

 

6. Если бы экономика переживала спад, что из ниженазванного явилось бы подходящей фискальной политикой:

а) сокращение расходов на оборону и социальные программы;

б) повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета;

в) снижение налогов, увеличение расходов и повышение дефицита госбюджета;

г) поддержка растущих расходов правительства.

 

7. Дж. Кейнс считал, что:

а) правительство должно использовать государственные закупки и налоги, чтобы способствовать снижению безработицы;

б) в рыночной системе имеются механизмы, способные самостоятельно в короткие сроки обеспечить высокий уровень занятости;

в) экономика должна развиваться на основе централизованного планирования;

г) необходимо уничтожить частную собственность.

 

8. Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведёт к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям.

 

9. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

 

10. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере на всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределённым образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

 

11. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) государственные расходы направляются на закупки товаров и услуг, а не оплату труда чиновников;

б) государственные расходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) государственные расходы не вытесняют равновеликий объём расходов в негосударственном секторе;

г) государственные расходы финансируются за счёт выпуска государственных займов.

 

12. Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

 

13. Предположим, что бюджетный излишек (ВS) представлен как: ВS = t × Y – G, где t – налоговая ставка, Y – доход, G – расходы бюджета. В этом случае увеличение государственных расходов на 100 ден. ед. вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100 ден. ед.;

б) увеличение бюджетного излишка на 100 ден. ед.;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем на 100 ден. ед.;

г) нельзя сказать ничего определённого о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

 

14. Правительство предполагает увеличить государственные расходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в госбюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддерживать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

 

15. Кривая Лаффера описывает соотношение между:

а) дефицитом государственного бюджета и безработицей;

б) налоговыми ставками и инфляцией;

в) уровнем цен и налоговыми поступлениями в бюджет;

г) налоговыми ставками и доходами государства от налоговых поступлений.

 

16. Повышение налоговых ставок рассматривается:

а) как проинфляционная мера экономической политики сторонниками концепции экономики предложения, так как приводит к сдвигу влево кривой АS;

б) как антиинфляционная мера сторонниками концепции экономики предложения, так как сдвигает вправо кривую АS;

в) как антиинфляционная мера сторонниками кейнсианства, поскольку сдвигает вправо кривую АD;

г) как проинфляционная мера сторонниками кейнсианства, так как приводит к сдвигу влево кривой АD.

 

17. При прочих равных условиях значительный бюджетный дефицит при полной занятости ресурсов приводит:

а) к инфляции издержек;

б) к снижению реальной ставки процента;

в) к превышению экспорта над импортом;

г) к росту частных инвестиций.

 

18. Автоматические стабилизаторы:

а) приводят к такой корректировке налоговых ставок, которая позволяет поддерживать сбалансированным бюджет при полной занятости ресурсов;

б) обостряют проблему временных лагов;

в) снижают амплитуду колебаний национального дохода;

г) позволяют поддерживать ежегодный темп роста денежной массы на уровне 4-6%.

 

19. Какое из перечисленных ниже утверждений является неверным?

а) автоматические стабилизаторы никогда полностью не устраняют нестабильность экономики;

б) для достижения ежегодного сбалансированного бюджета в период спада правительство должно снизить налоговые ставки;

в) «политика доходов» предполагает, что среднегодовой рост номинальной заработной платы должен быть не выше, чем среднегодовой рост производительности труда;

г) дискреционной может быть как фискальная, так и монетарная политика.

 

20. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов.

 

21. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:

а) не обязательно должно погашать долг;

б) может рефинансировать долг;

в) может увеличить массу денег в обращении;

г) все предыдущие ответы верны.

22. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к увеличению ставки процента;

в) приводит к сокращению производственного потенциала в будущем;

г) приводит к снижению чистого экспорта.

 

Практические задания

 

Верны ли следующие утверждения (да или нет)?

 

1. Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предло­жение.

2. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

3. Чем выше ставка налога, тем больше налоговые поступления в бюджет.

4. При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государст­венного бюджета.

5. Налоги являются инструментом стабилизации экономики.

6. Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения.

7. Снижение индивидуальных налогов увеличивает и потребительские, и инвести­ционные расходы.

8. Повышение ставки подоходного налога ведет к росту объема выпуска и уровня доходов, однако дефицит государственного бюджета уменьшается.

9. Рост доходов ведет к сокращению суммы налоговых поступлений.

10. Повышение ставки подоходного налога ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево.

11. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной нало­говых поступлений в бюджет.

12. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны.

13. Государственный бюджет отражает основные виды доходов и расходов прави­тельства.

14. Если доходы бюджета равны расходам, то такой бюджет называется сбаланси­рованным.

15. Профицит государственного бюджета означает, что сальдо государственного бюджета положительное или равно нулю.

16. Дефицит государственного бюджета возникает в том случае, когда расходы пра­вительства превышают доходы бюджета.

17. В период подъема дефицит государственного бюджета сокращается.

18. Дефицит государственного бюджета образуется, если доходы государства растут.

19. Сокращение государственных расходов и налогов на одинаковую величину со­кращает дефицит государственного бюджета.

20. Способ, при котором правительство финансирует дефицит государственного бюджета за счет денежных средств, полученных от продажи населению государст­венных облигаций, называется монетизацией бюджетного дефицита.

21. Величина государственного долга представляет собой накопленную сумму всех дефицитов госбюджета (за вычетом суммы профицитов бюджета).

22. Размеры внутреннего государственного долга можно определить путем сумми­рования стоимости всех имеющихся государственных облигаций.

23. Даже значительный государственный внутренний долг не может привести к банкротству государства, так как правительство может не погашать долг, а лишь ре­финансировать его.

24. Внутренний долг приводит к перераспределению дохода между государствен­ным и частным сектором.

 

Примеры решения задач

 

Задача 1.

На рынке продаётся 100 млн л бензина по цене 8 руб./л. После введения акциза 1 руб./л цена бензина выросла на 10%, а объём продаж снизился на 6%. Определите, какую сумму получает государство в виде акцизов с данного рынка, а также на какую величину изменилась выручка продавцов бензина (без учёта акциза).

 

Решение

 

1. Сокращение объёма продаж после введения акциза составило: 100 млн л ∙ 0,06 = 6 млн л.

2. Объём продаж равен: 100 млн л – 6 млн л = 94 млн л.

3. Доход государства от акциза составляет: 1 руб./л ∙ 94 млн л = 94 млн руб.

4. Выручка продавцов до введения акциза: 8 руб./л ∙ 100 млн л = 800 млн руб.

5. Цена после введения акциза: 8 руб./ л ∙ 1,1 = 8,8 руб./л.

6. Выручка после введения акциза: 8,8 руб./ л ∙ 94 млн л = 827,2 млн руб.

7. Чистая выручка продавцов (за вычетом акциза): 827,2 млн руб. – 94 млн руб. = 733,2 млн руб.

8. Выручка продавцов после введения акциза уменьшилась: 800 млн руб. – 733,2 млн руб. = 66,8 млн руб.

 

Задача 2.

Оптовая организация приобрела для перепродажи товар А по цене 5 900 000 руб., в том числе НДС – 900 000 руб. (ставка 18%) и товар Б по 550 000 руб., в том числе НДС – 50 000 руб. (ставка 10%), и реализовала их, добавив к товару А стоимость 600 000 руб., а к товару Б – 50 000 руб. Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет данной организацией.

 

Решение

 

По условию цена приобретения без НДС товара А равна 5 000 000, Б – 500 000 руб. НДС при приобретении равен: 900 000 + 50 000 = 950 000 руб.

Цена продажи товара А без НДС = 5 600 000 руб., Б – 550 000 руб. НДС при продаже составит: для товара А – 1 008 000 руб. (5 600 000 ∙ 0,18) и товара Б – 55 000 руб. (550 000 ∙ 0,10).

Итого 1 063 000 руб.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, включает налог, полученный от покупателей, за минусом налоговых вычетов (сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров) = 1 063 000 – 950 000 = 113 000 руб.

 

Задача 3

Величина государственного долга до начала года (Дн) составляет 300 млрд руб., номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга на конец года (Рк) – 40 млрд долл., уровень цен в течение года возрос на 5%, номинальная ставка процента (r) – 10%, номинальные налоговые поступления (Н) – 50 млрд руб. Рассчитайте величину номинальных процентных платежей по обслуживанию долга, реальную величину государственного долга, бюджетный дефицит на начало следующего года.

 

Решение

 

Номинальная сумма процентных платежей равна 30 млрд руб. (Дн ∙ r = 300 ∙ 0,1). Номинальная оценка дефицита бюджета (Дб) равна разности между номинальными государственными расходами и номинальными налоговыми поступлениями. Номинальные госрасходы вычисляются по формуле Рк + Дн ∙ r, поэтому номинальная величина дефицита бюджета равна Дб = Рк + Дн ∙ r – Н = 40 + 30 – 50 = 20 млрд руб.

Номинальная величина госдолга на конец года (Дк) увеличивается на величину бюджетного дефицита, то есть Дк = Дн + Дб = 300 + 20 = 320 млрд руб.

При определении реальной величины госдолга необходимо учитывать изменение уровня цен в стране. Так как темпы инфляции составили 5% за год, уровень цен в конце года (Цк) будет равен 1,05 по сравнению с началом года. На конец года реальный государственный долг будет равен 304,8 млрд руб. (Дк / Цк = 320 / 1,05).

 

Задача 4

Экономика страны описана уравнениями:

Q = С (Q – Т) + G + I; С (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – Т),

где Q – объём ЧНП за год, С (Q – Т) – функция потребления, Т – налоги (150 млрд руб.), G – госрасходы 155 млрд руб., I – инвестиции 100 млрд руб.

В результате проводимой экономической политики ставки налогообложения были повышены, сумма выплачиваемых налогов населения и предприятий увеличилась на 10, то есть ΔТ = 10 млрд руб., одновременно выросли госрасходы на 5 млрд руб. (ΔG = 5 млрд руб.). Величина инвестиций понизилась до I = 90 млрд руб. Оцените, как изменилось равновесие национальной экономики и госбюджета.

 

Решение

 

Подставив данные задачи в уравнения

Q = С (Q – Т) + G + I;

С (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – Т),

получим:

С (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – 150);

Q = 30 + 0,9 (Q – 150) + 155 + 100 = 30 + 0,9Q – 135 + 155 + 100

или

0,1Q = 150,

откуда

Q = 1 500 млрд руб.

Тогда расходы на потребление составят:

С = 30 + 0,9 (1500 – 150) = 30 + 1215 = 1245 млрд руб.

При Q = 1 500 млрд руб., С = 1 245 млрд руб., Т = 150 млрд руб., G = 155 млрд руб., I = 100 млрд руб. достигается равновесие национальной экономики и бюджет государства сбалансирован.

При росте госрасходов G на 5 млрд руб. в результате действия мультипликатора (М) произойдёт увеличение ЧНП (Q): ΔQ = М ∙ ΔG, М = 1 / (1 – МРС), ΔQ = ΔG / (1 – МРС). Подставив значения ΔG = 5 и МРС = 0,9 в последнее равенство, получим ΔQ = 50 млрд руб.

Увеличение налогов на ΔТ = 10 млрд руб. в соответствии с эффектом налогового мультипликатора приводит к снижению равновесного ЧНП:

Подставив в формулу значения параметров, получим:

ΔQ = – 90 млрд руб.

Суммарное изменение величины продукции ΔQ составит: (50 – 90) = – 40 млрд руб. Действительно, величина фактических расходов в стране будет составлять: Q = С (Q –Т) + G + I или Q = 30 + 0,9 (Q – 160) + 160 + 100 (млрд руб.).

Решив последнее тождество, получим Q = 1 460 млрд руб. Увеличение налогов привело к изменению величины потребления:

С (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – Т) = 30 + 0,9 (Q – 160), С = 1 200 млрд руб.

Рост госрасходов ΔG = 5 млрд руб. обеспечен за счёт увеличения суммы налогов на 10 млрд руб. Дефицит бюджета, составлявший ранее 5 млрд руб. (150 – 155), полностью преодолён.

Итак, фискальная политика государства была направлена на преодоление бюджетного дефицита. Она привела к некоторому снижению объёма производимой продукции Q, расходов на потребление С и устранению дефицита бюджета (Т – G).

 

Задача 5

Экономика описана следующими данными: потребление С = 20 + 0,8 (Y – Т + F); инвестиции I = 60; Т = 40 (налоги); трансферты F = 10; государственные расходы G = 30. Рассчитайте равновесный уровень дохода. Что произойдёт с кривой планируемых расходов, как изменится равновесный уровень дохода, какова величина мультипликатора госрасходов, как изменится сальдо госбюджета в каждом из этих случаев:

а) правительство увеличивает расходы до 40 ед. в целях стимулирования экономики;

б) правительство увеличивает налоги с 40 до 50 ед. (при уровне госрасходов G = 30);

в) правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 ед. и налоги с 40 до 50 ед.?

 

Решение

 

Для расчёта равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, I, Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно Y: Y = 20 + 0,8 (Y – 40 + 10) + 60 + 30. После алгебраических преобразований получаем Y = 430 (первоначальное равновесие – точка А).

а) При увеличении госрасходов на 10 ед. (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 ед.

Рис. 16. Кривая планируемых расходов

 

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалансирован: G + F = Т (30 + 10 = 40).

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10 ед., так как госрасходы увеличились на 10 ед., а налоговые поступления не изменились.

б) При увеличении налогов на 10 ед. (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину –ΔT × MPC = –10 × 0,8 = –8. Равновесный уровень выпуска снизится на величину:

Экономика переместится из точки А в точку В, где равновесный объём производства составит 390.

Рис. 17. Равновесный объем производства

 

Мультипликатор налогов равен:

После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10 ед., так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40 ед., а налоговые поступления увеличились до 50 ед.

в) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 ед. и налогов с 40 до 50 ед. кривая планируемых расходов переместится вверх на 2 ед., так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание.

Рис.18. Равновесный уровень дохода

 

Равновесие переместится из точки А в точку В, причём равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440 ед. Это можно проверить с помощью расчёта:

Y = 20 + 0,8 (Y – 50 + 10) + 60 + 40; Y = 440.

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным: G + F = Т (40 + 10 = 50).

 

Задача 6

Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4Y, функция трансфертов F = 0,2Y, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1 000 при ставке процента r = 0,1. Реальный объём производства равен 2 000, а потенциальный составляет 2 500.

Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

Какова величина структурного и циклического дефицита госбюджета?

 

Решение

 

Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путём сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + расходы по обслуживанию государственного долга

(D ∙ r) = 500 + 0,2 ∙ 2 000 + + 0,1 ∙ 1 000 = 500 + 400 + 100 = 1 000.

Доходы бюджета равны = налоговые поступления

(Т) = 0,4 ∙ 2 000 = 800.

Фактический дефицит бюджета равен 1 000 – 800 = 200.

Структурный дефицит может быть рассчитан путём подстановки в расчёты потенциального объёма выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит равен

500 + 0,2 ∙ 2 500 + 0,1 ∙1 000 – 0,4 ∙ 2 500 = 100.

Циклический дефицит госбюджета = фактический дефицит –

– структурный дефицит = 200 – 100 = 100.

 

Задачи

 

1. Правительство получило заём иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн руб. ежегодно. Приведёт ли этот заём к увеличению госдолга страны и в каком размере? Вырастет ли финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

 

2. Правительство получило заём на сумму 10000 ден. ед. сроком на 1 год по ставке 4%. Какую сумму долга правительство должно выплатить к концу года? Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной? Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции? Если инфляция составит 3% в год, то каковы будут сумма долга и величина процента, исчисленная без учёта инфляции?

 

3. Организация с начала года является собственником легкового автомобиля мощностью 250 л.с., вертолёта мощностью 800 л.с., автобуса мощностью 300 л.с. В регионе установлены максимальные ставки транспортного налога. Определите размер транспортного налога за год.

 

4. Правительство просит специалистов дать прогноз ВВП (Y) на следующий год. Ведущие экономисты считают, что потребительские расходы (С) составят 70% ВВП, сумма инвестиций (I) и государственных расходов (G) достигнет 2 млрд долл., объём чистого экспорта будет равен нулю. Какой прогноз дадут экономисты относительно возможного объёма ВВП? Если оценки относительно уровня потребительских расходов оказались заниженными и в действительности составили 0,75ВВП, то какова будет разница между фактическим и прогнозируемым объёмом ВВП?

 

5. ООО "Альфа" имеет в собственности земельный участок в Москве, занятый офисным зданием и производственными помещениями. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января текущего года составляет 2 500 тыс. руб. Рассчитайте сумму земельного налога на этот участок за текущий год.

 

Задания для самостоятельной работы

• Бюджетный дефицит и инфляционный налог.

• Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в эконо­мическом росте производства.

• Правительственные расходы и совокупный спрос.

• Эволюция типов налогов.

• Взаимообусловленность налогов и дотаций.

• Местные налоги и их роль в формировании доходов субъектов Федерации.

• Как налоги влияют на участников рынка.

• Бюджетное устройство российской экономики.

• Внебюджетные фонды: механизм создания и использ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.